Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вакон, закономерность, тенденция




Разговор о социальных, равно как и о статистических, законах и законо­мерностях мы уже практически начали в предыдущих параграфах, осталось разобраться в их сущности.

Уже древние говорили о том, что общественная жизнь управляется зако­нами, но под ними они понимали или требования нравственного долга, или юридические нормы. В европейском обществознании представление о соци­альных законах формировалось на протяжении многих десятилетий.Перво­начально под ними подразумевались прежде всего законы, устанавливаемые людьми, — юридические нормы, права государства, моральные нормы, тра­диции, обычаи, — которые предлагалось отличать от естественно-научных, существующих в природе, но не в обществе. Так, в «Философии права» Ге­гель настаивал на том, что юридические законы, в отличие от естественных, имеют «своим источником людей»19. По мнению Гегеля, закономерностью исторического процесса являлся объективный дух, находивший свое выра­жение в связях и отношениях людей.

О том же достаточно отчетливо выразился французский социолог конца XIX — начала XX в. Рэне Вормс, который отмечал, что слово «закон» может рассматриваться с двух точек зрения: с точки зрения юридической и с точки

зрения естественно-исторической20. За­кон, создаваемый законодателем и при­меняемый судебной властью, является повелительным решением, предписыва­ ющим отдельным людям поступать та­ким-то образом или избегать того-то. Естественно-исторический закон указывает на постоянную связь между яв­лениями, она устанавливается в серии наблюдений. Социология, по Вормсу, не предписывает правила, как это делает законодательная власть. Напротив, она, подобно физике, объективно фиксирует постоянные отношения между явлениями. Ее интересует неизменный и однообразный характер отношений между причинами и следствиями в явлениях социальной жизни.

Истинные различия между юридическими и естественными законами уда­лось выявить только в наши дни. Дело не только в том, что первые конструиру­ют люди, а вторые создает природа. Но начнем с описания их сходства: в основе тех и других, как это ни покажется странным, лежит статистическое наблюде­ние. Постоянно наблюдая за восходом солнца, человек давным-давно вывел естественно-научную закономерность движения дневного светила. Наблюдая за транспортными происшествиями, специалисты в 2002 г. установили, что до 70% иномарок с правым рулем попадают в аварии, и предложили Госдуме к 2007 г. ввести закон, запрещающий их ввоз на территорию России. В том и дру­гом случае необходимо обобщение большого числа фактов как предваритель­ный этап обнаружения некой регулярности. Но если в случае природной зако­номерности человек, будучи не в силах как-то повлиять на природу или пред­писать ей свои правила, ограничивается тем, что констатирует факт, то силой

19 Гегель Г.В.Ф. Философия права //Соч.: В 12 т. Т. 7. М.-Л.: Гос. изд-во, 1934. С. 18. Вормс Р. Социологические законы и их особенности. СПб., 1913.

юридического закона человек запрещает определенные действия как угрожающие человеку и обществу. Первый вид закона назовем описывающим, а второй —пред­писывающим. Именно в этом и состоит принципиальная разница между ними.

Вернемся к истории вопроса. Прослеживая весь путь формирования идеи социального закона в западноевропейской мысли XVIII — XIX вв., российс­кий социолог А.Б. Гофман свел воедино самые разные точки зрения и пришел к выводу, что «социология выросла из констатации трех законов, относящих­ся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит по­стоянный и универсальный характер; 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в развитии техники и про­мышленности; 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем дей­ствует закон прогресса. Последний закон в известной мере подытоживает пер­вые два и имеет особенно важное значение в качестве предпосылки становле­ния социологии и характерной черты ее первоначальной истории»21.

В работе «О духе законов» Ш. Монтескье дал четкое обоснование закона общественных явлений и отметил его огромную роль в построении обще­ственной жизни. О. Конт определяет закон как постоянную связь, последо­вательность и сходство явлений, и эту связь в принципе можно выразить при помощи цифр. Г. Спенсер отметил, что любое человеческое общество явля­ется организмом и подобно ему следует в своей жизни всем мировым зако­нам движения и эволюции: закону интеграции или сплочения и закону диф­ференциации или усложнения, закону ритма, закону равновесия и т.п. Осо­бое место у него занимает закон борьбы за существование, открытый еще Ч. Дарвиным. Спенсер указывал и на чисто социологический закон — закон общественного сотрудничества и разделения общественного труда, лежащий в основе каждого человеческого общества. Пожалуй, особняком стоит толь­ко Э. Дюркгейм, считавший, что социологические законы могут быть лишь короллариями более общих психологических законов.

Значительное внимание этой теме уделяли и в России, где во второй поло­вине XIX — начале XX в. было опубликовано много работ русских социоло­гов (П.Л. Лавров, ПА. Сорокин, К.М. Тахтарев, Н.К. Михайловский, Н.И. Ка-реев, М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов и др.), посвященных социальным за­конам. Вчастности, К.М. Тахтарев в обобщающей работе о социологии (1919) перечисляет множество социологических законов: общие законы, законы по­следовательности и связи явлений общественной жизни, законы соотношения явлений, статистико-социологические законы, а также законы ограниченно­сти, связности, сотрудничества, соотношения, непрерывности, совместности, сосуществования, всеобщей однородности, подчиненности и равновесия и закон наслоений22. В статье о циклических концепциях социально- историчес­кого процесса, появившейся в 1927 г. в американском журнале «Social Forest», ПА. Сорокин причислял социологию к области знания, изучающей повторя­ющиеся феномены, которые дают возможность понять регулярности соци­альных процессов. Там, где нет повторений, там нет возможности формули­ровать социологические законы или достоверные обобщения. А без них соци­ология как номографическая наука исчезает.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: [Учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., исправ.) М.: а «книжный дом «Университет», 1997. С. 43.

Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни (Социология). Пг., 1919. С. 338.

Б21

Особенно широкое распространение термин «социологические законы» получил в послевоенный период, начиная с 1950-х гг. Объяснялось это ус­тановившейся еще в 1930-е гг. научной диктатурой исторического материа­лизма, требовавшего вслед за Гегелем, на философии которого он произрос, обстоятельного анализа всемирно-исторических законов развития общества, особенно тех, которые должны были привести к социалистической револю­ции. Если с термином «общественно-исторические законы» было почти все ясно, то введенный советскими социологами термин «социологические за­коны» вызывал много споров. Чем они отличаются от общественных и со­циальных законов? Какова роль в их обнаружении эмпирических исследо­ваний и статистики? Каким путем они открываются — индуктивно, двига­ясь от упрямых фактов к выявлению устойчивой тенденции, или дедуктивно, распространяя абстрактные суждения на сферу эмпирической реальности?

В одной из первых работ на подобную тему советский философ В.П. Рожин23, указав на то обстоятельство, что к началу 1960-х гг. в отечественной науке не сложилось единого понимания социологического закона, тут же отметил, что впервые вопрос о понятии социологического закона был поставлен в статье не­мецкого социолога Ю. Кучинского «Социологические законы», опубликован­ной еще в 1957 г.24 В ней автор предлагал различать законы исторического ма­териализма, управляющие общественно-экономическими формациями, и со­циологические законы, регулирующие отношения между двумя или несколькими сферами общества. Вскоре взгляды Ю. Кучинского были подвер­гнуты резкой критике со стороны В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, В.В. Колбанов-ского, И.С. Нарского, Е.Е. Глезермана и др. за отстаивание права на самостоя­тельное существование социологии как науки, наряду с историческим матери -

Врезка





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1507 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2772 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.