Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Pathways Through To Space 8 страница




Ќо теперь, с этой новой перспективы, облака снова лежали между ћиром наверху и миром внизу, вызыва€ некоторое затемнение нижней сферы. ¬озникла нова€ проблема: Ђ ак бы проникнуть за облака снова, на этот раз Ч сверху?ї Ќедостаточно быть “ам, а потом оп€ть здесь, с тем п€тном посредине. Ћично € вполне удовлетворен пребыванием только “ам, но остаетс€ невыполненной работа по про€снению или разреживанию мешающего затемнени€ между ¬ысшим и низшим. »бо пока € “ам лишь индивидуально, € не весь “ам, поскольку эта ина€ часть ћен€ Ч остаток чувствующей жизни Ч еще пребывает в сознании ниже облаков.

Ёто не есть альтруизм в обычном смысле слова, так как в обычном смысле альтруизм включает в себ€ какое-то различие между собственным Ђяї и другими. Ќапротив, эта точка зрени€ подразумевает, что в стремлении к осознанию дл€ других € лишь довершаю мое собственное ѕознание. ¬ ƒостижении каждого и я достигаю большего, в ѕознании каждого я познаю больше, и ћен€ задерживает неудача любого человека.  ажда€ нова€ грань, открыта€ другим, прорвавшимс€ ввысь, есть нова€ грань, пробужденна€ в ћоем понимании. — этой точки зрени€ двойственность эгоизма и альтруизма пропадает совершенно. ¬ служении другим я лишь служу себе, а служа —ебе, € служу другим. “ак что я выше вс€ких жертв, и предпочитаю свой долг, когда мне не удаетс€ вполне предпочесть —вое собственное высшее наслаждение. ≈сли кто-либо хочет помочь ћне, пусть развиваетс€ в сторону своего собственного ¬ысшего ¬еличи€. Ёто единственна€ помощь со стороны мира, котора€ может достигнуть ћен€.

»спользование такой формы выражени€ может внешне показатьс€ чем-то вроде чудовищного самомнени€. Ќа самом деле это не так. јктивное отражение подлинно —амоотверженного —ознани€ в эгоистическом или субъектно-объектном множестве неизбежно принимает форму кажущегос€ самомнени€. ¬ерно, что подобные высказывани€ с точки зрени€ субъектно-объектного сознани€ были бы неоправданно эгоистичны. Ќо €, говор€щий это, не отличаюсь от Ђяї в любом сознающем себ€ существе. (ѕусть читатель повторит ћои слова, приведенные в последнем предложении, как исход€щие от Ќего самого, и он найдет ключ к их подлинному смыслу). ‘орма этих слов и грань, через которую они приход€т, индивидуальны и личны, но —мысл всеобщ. ¬оспользуйтесь этой гранью, если это поможет вам, воспользуйтесь другой гранью, если это откроет ¬рата; но пользуйтесь какой-то гранью, пока не обнаружите “у ≈динственную, котора€ свойственна именно ¬ам.

* * *

я нуждаюсь в иных гран€х —еб€, в “ех, кто уже ѕробудилс€, и в тех, кто еще не ѕробудилс€. ѕока все не придут, ќбщение не €вл€етс€ полным.

* * *

 акое удивительное внутреннее наслаждение испытываю € в этот миг! я €сно апперципирую. Ќо что же я апперципирую?  акую-то часть этого € как личный человек знаю и выражаю; более того, € как интеллектуальный человек постигаю, но выше этого я Ч подлинный я, «наю все и €вл€юсь всем. » от этого ¬сезнани€ нисходит на мен€ —вет Ч на мен€, личного человека, и даже тут € знаю, что я знаю и что есть, вне вс€кого сомнени€.

 

 

49. —ќЌ » —ћ≈–“№

 

»счезновение страха смерти Ч общее переживание дл€ тех, кто достиг ќсознани€. ƒл€ мен€ смерть какое-то врем€ представл€лась скорее интересным приключением, а не чем-то таким, чего нужно бо€тьс€, исключа€ разве что бо€знь физической боли, котора€ могла быть св€зана с этим процессом. ƒо сих пор мне приходилось даже про€вл€ть определенное усилие и противитьс€ желанию смерти в физическом смысле, но не от какого-то значительного личного страдани€ в этой жизни, а потому, что € чувствовал очень €сно Ч физическое воплощение действует на —ознание как тормоз, так что смерть в какой-то степени €вл€етс€ освобождением дл€ всех людей, за исключением некоторых очень низких типов. Ќо ѕознание принесло мне примирение с жизнью в этом мире, и € с готовностью смог прин€ть этот тормоз, поскольку пон€л, что он служит полезной цели.   тому же € знаю, что ќсвобождение придет в свое врем€, когда будет завершена определенна€ работа, и таким образом все, что требуетс€, Ч это быть верным служению, которое не будет непомерно долгим. “ак что сейчас € больше забочусь о благополучии физической личности, чем когда-либо прежде, но мо€ забота о ней похожа на заботу ремесленника о полезном инструменте, плюс, определенное чувство, что нужно быть справедливым к ребенку-личности. „то касаетс€ смерти, € не вижу в ней ничего трагического, ибо то, что мы обычно зовем смертью, есть лишь переключение в образе жизни или сознани€, и ни в коем случае Ч не конец. Ќе могу сказать, что чувствую какую-то личную жажду бессмерти€, так как мен€ скорее привлекает блаженство чистого безличного —ознани€. ќднако € принимаю ответственность неопределенно долгой индивидуальности, поскольку сознаю, что дл€ этого есть очень важные причины. »так, € знаю, что в истинном смысле нет ни смерти, ни рождени€; что в индивидуальном плане € могу сохран€ть существование неопределенно долго и что физическа€ смерть есть лишь изменение способа, которым про€вл€етс€ —ознание. ¬о всем этом нет места дл€ страха.

¬ некотором глубоком смысле € уже умер, хот€ тело еще существует, и мне не было плохо при этом сущностном умирании. ќрганизм очень скоро приобрел от этого ѕерехода больше, чем утратил, и теперь €вно становитс€ крепче. Ќо € не устану подчеркивать Ч сущность умирани€ не в разрушении физического тела. ¬ фундаментальном смысле это изменение уровн€ перцепции и апперцепции. ¬от мы и подошли к вопросу очень большого практического значени€. ≈сли человек, будучи воплощен, не научилс€ объедин€ть (интегрировать) воплощенный и развоплощенный уровни перцепции, тогда относительно личного сознани€ смерть Ч это вхождение в состо€ние, похожее на сон без снов. ¬ более высоком смысле состо€ние это не €вл€етс€ бессознательным, но оно бессознательно дл€ человека личного, хот€ он и может переживать нечто наподобие снов, €вно стро€щихс€ по формальным лини€м его опыта в воплощенный период. Ёто отнюдь не кака€-либо произвольна€ или воображаема€ эсхатологи€. ƒело в том, что если какое-то существо в состо€нии интегрировать самосознание лишь в единственной области, Ч например, в сфере человеческого сознани€ Ђиз п€ти чувствї Ч когда такое чувство отдел€етс€ от этого вида сознани€ и попадает в сознание иного вида, то сколь бы ни был €рок —вет этого нового состо€ни€, оно неизбежно покажетс€ такому существу бессознательным. —пуст€ некоторое врем€ самосознание может пробудитьс€ к действию и в этом мире, но не будет никакого основани€ считать эту новую сущность тем индивидуумом, который воспринимал прежним способом.

ѕосле такого разрыва самосознани€ индивидуум оказываетс€ не более чем смертным существом как личность, хот€ в высшем или духовном смысле —ознание Ђper seї (дл€ себ€) не прекращаетс€. Ќа деле природа не гарантирует человеку ничего большего. Ќо он может либо за счет собственных усилий, либо с помощью Ћюдей ѕробужденных достигнуть непрерывности самосознани€. Ёто Ч приобретенное или условное бессмертие, которое составл€ет важную сторону  осмического —ознани€.

—уть проблемы обретени€ индивидуализированного бессмерти€ состоит в том, чтобы в воплощенном сознании научитьс€ интегрировать внешний и внутренний уровни перцепции. »менно этот мистический процесс символизируетс€ квадратурой круга. —оотношение между квадратом и кругом несоизмеримо, а это значит, что отношени€ и свойства Ђкругаї непостижимы на €зыке Ђквадратаї. ¬оплощенный человек Ч это квадрат, внутренний человек Ч круг. ќсновна€ масса человеческих существ переключаетс€ с уровн€ на уровень бессознательно, и, таким образом, один уровень сознани€ дл€ другого похож на сон без снов. ¬место того, чтобы быть непрерывными, эти состо€ни€ сознани€ дискретны, а это значит, что при каждом переключении мы имеем как бы двух разных людей вместо одной осознающей себ€ сущности.  руг Ч нерождаем и бессмертен, квадрат порождаетс€ во времени и в ходе времени подвержен разрушению. Ќо Ђквадратуройї круга или, вернее, Ђокруглениемї квадрата Ђквадратноеї сознание поднимаетс€ и сливаетс€ с бессмертным —ознанием круга. Ёто дает индивидуальному сознанию бессмертие. ƒолжно быть €сно, что перекрестной передачи во сне или во врем€ транса недостаточно. „еловек должен обрести способность бодрствовать здесь и “ам одновременно. ≈сли он сделал это, даже если перекрестное соотнесение было достигнуто на один миг в данной жизни, он победил смерть и €вл€етс€ бессмертным в приобретенном смысле. “ак вот, когда человек преуспел в Ђокругленииї квадрата, он переключил центр своего индивидуального сознани€ на круг, и таким образом поистине умер, оставшись в физическом теле. ¬ результате, пребыва€ в миру, он стал “ем, кто не от мира сего.

≈сть между областью круга и квадрата определенна€ сфера напр€жений, или Ђзаливї. »ногда его называют Ђзоной облаковї или промежуточным морем. Ќекоторые, проход€ эту сферу напр€жений с частичным сохранением самосознани€, отмечают ощущение круговращени€, которое может сопровождатьс€ чем-то вроде головокружени€. ћожно сохранить соотнесение устойчивым без этого вращательного эффекта, но лично € нередко отмечаю некое напр€жение, св€занное с головокружением. —осто€ние можно контролировать, но это требует усили€ пристального, хот€ и тонкого внутреннего сосредоточени€. Ёто усилие сродни некоторым запросам, предъ€вл€емым к воображению в высшей математике. ƒействительно, человек, который способен пон€ть Ђрациональныеї, Ђиррациональныеї и Ђмнимыеї числа как единое реальное множество, а не просто как произвольную спекул€тивную конструкцию дл€ чисто прагматических целей, овладел, в сущности, умением сознательного перекрестного соотнесени€ между сферой круга и квадрата. ќднако это не единственный путь, а просто тот, с которым лично € больше всего знаком.  ак уже отмечалось прежде, переход может быть в огромной степени облегчен при помощи индукции.

“е люди, которые не овладели перекрестным соотнесением, переход€т по существу после смерти в состо€ние сна. –ано или поздно у них бывают некоторые воспри€ти€ в сноподобном состо€нии, и эти воспри€ти€ суть обычные небесные миры, когда они лучшего сорта. ¬идение снов Ч это продолжение сознани€ в субъектно-объектном смысле, но свойство небесных миров Ч полное блаженство. ѕрактически нет возможности дл€ про€влени€ различени€ в таких состо€ни€х. »менно контраст муки и радости с их соответствующими причинами имеет тенденцию понуждать сонное сознание к бодрствованию. “акое состо€ние контрастов Ч земна€ жизнь, что объ€сн€ет, почему наиболее важные или решительные шаги можно сделать только здесь. —онливость Ч огромный барьер. Ќо большинство людей в этом мире пребывает в каком-то бодрственно-сонном или сомнамбулическом состо€нии. ќднако, у нас здесь есть инструменты, которые могут расшевелить и пробудить к бодрствованию, тогда как в посмертных состо€ни€х у обычного индивидуума все совсем иначе. Ќесомненно, страдание Ч один из самых значительных инструментов такого рода, и таким образом не столько дурной, сколько полезный фактор. „ем больше € изучал эту проблему, тем больше убеждалс€ в огромной ошибке Ч сосредоточивать так много внимани€ на зле. Ќасто€ща€ трудность Ч это почти всеобщий сомнамбулизм, в котором люди провод€т большую часть своей жизни, некоторые провод€т много жизней, вообще не выход€ из этого состо€ни€. Ёто, фактически, какой-то гипнотический сон, и подлинна€ проблема религии Ч не спасение человеческих душ от зла, а дегипнотизаци€ ума.

¬еликолепна€ возможность изучени€ основной природы обычной смерти представлена в феномене хорошо знакомых состо€ний бодрствовани€ и сна. „еловек переходит в сон, чтобы действовать во сне, или врем€ от времени уходит в состо€ние сна без снов. ќбычно во сне человек не знает, что он спит. Ёто значит, что он не овладел перекрестным соотнесением сознательно, и в этом случае уже есть предвкушение того, что происходит при обычной смерти. Ќо можно видеть сны и в то же врем€ знать, что ты спишь, сохран€€ в уме пам€ть бодрственного состо€ни€. ¬ этом случае самосознание совершило перекрестное соотнесение. “ак вот, сделать это раз в жизни достаточно, чтобы в принципе получить возможность прерывать посмертное состо€ние, отделившись от физического тела. Ёто, несомненно, решительный шаг к ѕознанию. “ак что ученик хорошо сделает, изучив тщательно все феномены, св€занные со сном и бодрствованием.

ћожно даже заснуть, а затем пробудитьс€, сохран€€ самосознание непрерывным. ¬ таком случае тело переходит в сон, а сознание, перестава€ функционировать на физическом плане, остаетс€ активным на других уровн€х. ¬ какой-то мере это внутреннее состо€ние можно соотнести с разумом, так что кое-что сохранит и внешн€€ пам€ть, но это не €вл€етс€ существенной чертой непрерывности самосознани€.

—осто€ние сна настолько важно, что о его природе стоит сказать несколько больше.

≈сли верно, что человек может, по существу, спать, пребыва€ активным в физическом теле Ч и больша€ часть жизни здесь проходит именно в этом состо€нии, Ч так же верно, что некоторые из состо€ний, в которые вход€т, когда тело спит, в действительности гораздо более бодрственны, чем любое из тех, которые возможны в физическом теле.

” большинства людей подобные переживани€ бывают очень редко. ¬ажный отличительный признак этих состо€ний Ч действие, которое они оказывают на бодрственную жизнь. ќни могут обогащать, углубл€ть внешнюю жизнь или придать ей новое направление. ќни привод€т к возрастанию подлинной разумности. Ёто Ч предвестники ѕодлинной ∆изни.

—онное состо€ние, напротив, создает чары, мучительные или при€тные, которые производ€т как бы наркотическое действие и на волю, и на разум. ѕомимо наркотиков, сходное действие часто оказывает лунный свет. √ипнотическое состо€ние Ч это и есть состо€ние сна. ѕодобное сознание склонно овладевать человеком, увод€ его от решений прин€тых в свете €сного и проницательного рассуждени€. Ёто очень типично дл€ психологии толпы и выдает причину, почему на управление сознанием масс наиболее успешно действуют скорее психологические девизы, чем призыв к разумному решению. (ћежду прочим, это дает объ€снение роковой ошибки, всех народных правительств. ƒемократи€ может иметь подлинный успех, когда массы избирателей действительно ѕробуд€тс€ в подлинном смысле слова. »наче глупость имеет преимущество перед мудростью, создава€ видимость, котора€ привлекает сознание масс).

’арактерно, что сонное сознание отличаетс€ свойством, которое можно назвать Ђзатуманенностьюї или Ђпомраченностьюї. ¬ нем нет ни €сности, ни четкости. —пособность к различению в сонном состо€нии слаба. Ќедостает также и твердости воли. —п€щий витает в своем сознании вместо того, чтобы быть в нем исполнителем. ќн может видеть сны идеальные и прекрасные и быть свободным от плотного и чувственного, но самому сновидцу при этом недостает характера и силы. ¬се его снар€жение в целом особенно скудно дл€ разрешени€ рабства субъектно-объектного сознани€. ќн может быть добрым человеком и заслужить долгие периоды сонного блаженства, но все это еще не ќсвобожденное —осто€ние. “ак что в общем, должно быть вполне очевидно, что дл€ того, кто намерен достичь ¬ысшего —ознани€, одной из первых необходимостей €вл€етс€ преодоление склонности к сонному состо€нию. „тобы добитьс€ такого владени€, можно придумать разные полезные зан€ти€, которые культивируют качества, пр€мо противоположные сонному сознанию. “аким образом, вс€ка€ де€тельность, котора€ требует энергичного, активного и решительного использовани€ ума, а также целенаправленного усили€, в особенности в тех направлени€х, которые более или менее непри€тны, в высшей степени полезна.

ќстрый интеллект создает одно из лучших противодействий сонному состо€нию. Ќо его опасность в том, что он может развить эгоизм до такой степени, что это может стать серьезным барьером. Ќо, по моему мнению, легче справитьс€ с чрезмерно развитым эгоизмом, так как здесь у нас есть сила дл€ работы, чем создать необходимую энергию в слишком сонном сознании. “ак что € должен поместить сомнамбулизм, а не зло, на первое место среди проблем, с которыми надо справитьс€ нашему человечеству, если оно намерено двигатьс€ к ќсвобождению.

 

 

50. »—“ќ„Ќ»  Ќ≈¬≈ƒ≈Ќ»я

 

я погружаюсь в источник неведени€ и извлекаю оттуда жаб, слизн€ков и слепых рыб.

я предлагаю им —вет, а они скоро скатываютс€ снова в заветный мрак.

я наливаю в эту муть кислоты и держу соблазнительную приманку над краем.

–аздраженные, они выскакивают и заглатывают приманку.

я перевожу их в более чистый пруд, где мрак не такой плотный.

ј потом дальше Ч к еще большей чистоте и более €сному —вету.

—о временем, постепенно, они укрепл€ют силы, чтобы выносить свет и желание более чистой воды.

Ќаконец, то здесь, то там, некоторые из них решаютс€ выбратьс€ из пруда на свет.

Ёто долга€ и медленна€ работа, но, в конце концов, € одержу победу.

 

 

51. ¬џЎ≈ √≈Ќ»я

 

√ениальность Ч это частный луч, который исходит от ¬еликого —олнца  осмического ћудрости и движет людьми, которыми овладевает как пассивными инструментами. Ќо человек, проникший к сердцу ѕознани€, следует сознательно и свободно там, где простой гений движетс€ беспомощно. я не берусь измерить, до каких √лубин в самую суть —еб€ смог € проникнуть. ћогут измерить другие свидетели; но € не допускаю дл€ себ€ никаких пределов. »з глубин, которые суть ¬ысоты, € нисхожу безгранично далеко и нахожу абстрактную мысль столь пространной, что едва могу различить ее присутствие. я мыслю ћысли, из которых Ђпредложени€ї здесь будут целыми томами, а тома Ч целыми библиотеками. Ќо ниже этого есть —ознание более определенное и, тем не менее, далекое от определенности, четкости; и здесь тоже невыразимое ќбщение, велика€ Ћюбовь. Ќо € опускаюсь еще ниже и улавливаю полуоформленно то, что мыслимо, но еще неописуемо. ј ниже этого Ч уровень, где € медленно и мучительно передаю в словах этого внешнего сознани€ малую толику части от части ¬еликой Ѕесформенной ћысли. Ёта ¬елика€ Ѕесформенна€ ћысль Ч как мне намекнуть о ней? „истый —мысл, максимально сжатый. ќбнаженные протоны и нейтроны в тесной сплоченности (глоточек нейтронов в миллион тонн). “ак что есть глубины за глубинами, скрывающиес€ за иными глубинами, а на поверхности Ч малюсенька€ культура эгоистического человека, к которой он прив€зан, как нищий к корке хлеба.

 

 

52. ¬џ—ќ јя Ѕ≈—ѕ–»—“–ј—“Ќќ—“№

 

9 сент€бр€

 

 ак описать то, что случилось со мной прошлой ночью? ¬се, что € могу об этом сказать, в лучшем случае будет лишь намеком на Ќечто, ибо это не было ни внутренним событием, ни интеллектуальным проникновением; как познавательна€ способность, так и способность воспри€ти€ Ч безнадежно, абсолютно неадекватны на этом ”ровне.  ак бесконечное дл€ конечного, таким же было и это —ознание дл€ относительного сознани€ субъектно-объектной множественности. я проник в —осто€ние не только полностью вне сферы относительного, но и вне всего, что ѕостиг прежде. ѕоистине, в Ѕесконечности Ч тайна за тайной, глубина за глубиной, величие за величием. » подобно тому, как в математике есть бесконечности высшего пор€дка Ч так и в “рансцендентном ћире. «начит, нет конца возможному ѕробуждению? Ќет конца прогрессии бесконечностей? ћожет быть. я знаю только, что нашел некий бесконечный ћир, а затем другую Ѕесконечность, поглотившую этот ћир. я могу лишь свидетельствовать, что эти ћиры существуют, но не в силах наложить никаких ограничений на ¬ысшее. “айна “айн, простирающа€с€ вовнутрь и вовне, но всегда «апредельна€! » из этой Ѕезмерности идут все новые намеки на иную, неощутимую  расоту!  ак же мал этот мир в начале “ропы Ч лишь точка в пространстве неограниченных измерений!

Ќо все же давайте посмотрим, что можно сказать по этому поводу. ѕрошлой ночью € долгое врем€ бодрствовал. ћой ум был необычно возбужден, и хот€ внешнее спокойствие ума €вл€етс€ одним из необходимых условий внутреннего проникновени€, прошлой ночью —ознание, которое раскрылось, наложилось или прорвалось, Ч ни одно из этих определений не подходит вполне, Ч —ознание это было настолько могучим, что казалось, состо€ние ума уже не играло никакой роли. јктивность ума значила не больше, чем танец атомов в куске стали, которые быстро выравниваютс€ в правильную устойчивую форму под действием сильного магнитного пол€. ѕрошлой ночью € был объ€т подобным всеобъемлющим и мощным ѕолем. ¬ присутствии этой громадной —илы действи€ внешнего ума казались слабыми, незначительными, неуместными и лишенными вс€кой возможности помешать. Ќа самом деле вполне веро€тно, что ум мой как раз и нуждалс€ в активной энергии, чтобы высто€ть на всех этапах “рансцендентного погружени€, иначе все, что € мог бы сообщить, было бы лишь смутным намеком на “о. Ёто ќсознание не отличалось заметным свойством, которое € мог бы назвать –адостью, Ч скорее, это было ¬ысшее ≈динство, в котором –адость была лишь случайным моментом.

я осознал, что погружаюсь в какое-то необычное состо€ние сознани€, когда почувствовал себ€ как бы охваченным и проникнутым свойством, дл€ которого нет подход€щего названи€, но которое лучше всего передать словом Ђ”довлетворениеї. —осто€ние было не просто удовлетворительным Ч оно было ”довлетворением. –азница очень существенна. Ќазвать состо€ние удовлетворительным Ч значит подразумевать идею сравнени€ или классификации, что справедливо в сфере относительного опыта, но в корне искажает истинную природу ¬нутренних —осто€ний ѕознани€. ѕризнак этих внутренних состо€ний Ч Ђотождествлениеї, а не Ђотношениеї. Ќесмотр€ на то, что мое личное предрасположение, подкрепленное академическим образованием, естественно привело бы мен€ к использованию относительной и ограничивающей формы выражени€, € однако абсолютно принужден реальностью —ознани€, вызванного внутренним ѕознанием, пользоватьс€ €зыком, выражающим “ождество.  роме того, когда € пользуюсь словом Ђудовлетворениеї, то не имею в виду просто какую-то абстракцию, наподобие какого-то состо€ни€ удовлетворенности, но, скорее, субстанциальную реальность. Ёто не есть удовлетворение как состо€ние, извлеченное из какого-то конкретного и внешнего опыта. Ќапротив, его следует считать некой чистой самосущностью, чем-то таким, что может быть даровано как благо в объективном и конкретном опыте, но не извлечено из него.  то объ€т этим ”довлетворением, не нуждаетс€ более ни в чем. ”довлетворение, которое € осознав, есть априорна€ и субстанциальна€ —ущность.

я экспериментировал с этим ”довлетворением и обнаружил, что мог даже физически им насыщатьс€, а затем чувствовал, особенно в желудке, состо€ние удовлетворени€, напоминающее ощущение сытости без употреблени€ материальной пищи. я никогда не пробовал никакой плотной материальной пищи, котора€ могла бы хоть приблизительно дать такое ощущение питательности, как эта чиста€ —ущность ”довлетворени€. Ќо эта питательность была лишь незначительным аспектом полного ”довлетворени€. ќно было в то же врем€ самой сутью эстетического, эмоционального, морального и интеллектуального удовлетворени€. Ќе требовалось больше ничего, что хотелось бы дл€ себ€, ибо в то врем€ € располагал всей ценностью всего, что можно было бы пожелать. Ёто можно назвать кульминацией, высшим моментом, до которого может дойти индивидуальное желание. ¬ одном лишь отношении обнаружил € желание, которое могло бы вывести мен€ из этого —осто€ни€, и это было желание передать эту новую ценность другим. ѕам€ть о других, еще остававшихс€ вне этого, была единственным неудовлетворительным моментом. Ётого оказалось достаточно, чтобы возникло стремление выйти и оставатьс€, сколько понадобитс€ вне непосредственного осуществлени€ этого —осто€ни€. ƒолжен сознатьс€, что не знаю никаких иных соображений, способных пробудить волю отказатьс€ от этого ¬ысшего ”довлетворени€, когда индивидуум познал ≈го непосредственное ѕрисутствие.

Ќа прот€жении всего этого переживани€ и последующего, более глубокого —осто€ни€, эгоистическое, субъектно-объектное сознание активно присутствовало, но лишь как сторонний свидетель, тогда как повсюду вокруг простиралось безмерно большее —ознание. ћог ли € утвердить эгоистическую волю и выйти из этого —осто€ни€? Ќа этот вопрос € не в состо€нии дать никакого определенного ответа. ” мен€ €вно не было никакого желани€ попробовать сделать это. Ѕольшее —ознание было сильнее эгоистической энергии, но, с другой стороны, € не ощущал в нем воли, котора€ бы противилась моей индивидуальной воле выйти из этого —осто€ни€. ¬ысшее —ознание как бы все врем€ господствовало над индивидуальными энерги€ми с моего личного позволени€.  онечно, € был более чем рад допустить такое позволение, но € полагаю, что мог бы выйти, если бы этого захотел. “олько в одном смысле можно сказать о моем личном контроле в присутствии этого ¬ысшего —ознани€ Ч € бы мог, если бы захотел, предатьс€ ≈му навсегда и всецело. Ќе предаватьс€ ≈му было просто своего рода аскезой.

Ѕлагодар€ посто€нному присутствию эгоистического сознани€ многое из ценностей этого —осто€ни€ оказалось возможным перенести в мое обычное рефлексивное мышление. ѕомимо всего прочего это позволило выразить то, что пишетс€ здесь. Ѕлагодар€ наличию этих ценностей в относительном сознании € не только увидел и в выражении некоторых других писателей отражение подобных же форм ѕознани€, но и смог пон€ть скрытый там смысл. ƒалее, € посто€нно сохран€ю в своем личном сознании пам€ть и понимание, относ€щиес€ к этому ¬ысшему —осто€нию, что €вл€етс€ чем-то гораздо большим, чем просто зачаточное ощущение “ого. “от, кто вошел бы в это ¬ысшее состо€ние с абсолютно парализованным относительным сознанием, не смог бы вернутьс€, а если бы и смог, то сумел бы перенести в свое внешнее сознание лишь смутное представление о чем-то »ном. Ќе знаю, сколько длилось это состо€ние полного ”довлетворени€, знаю лишь, что в масштабах объективного сознани€ оно зат€нулось надолго. Ќо когда врем€ истекло, это ”довлетворение стало постепенно затуманиватьс€, раствор€тьс€ или окутыватьс€ иным, значительно более глубоким —осто€нием. ≈динственное наименование, которое сравнительно удачно выражает это более высокое —осто€ние, Ч Ђ¬ысока€ Ѕеспристрастностьї. Ќар€ду с ним было чувство просто страшной власти. Ёто была власть столь потр€сающего величи€, что сводила власть всех кесарей до уровн€ насекомого.  есари могут уничтожить культуру и целые народы, но они абсолютно бессильны перед ¬нутренними »сточниками —ознани€, и в сферах на том берегу —тикса они столь же беспомощны, как и большинство людей. Ќо власть ¬ысокой Ѕеспристрастности Ч высша€ ¬ласть над всем этим, а равно и —ила, ненадолго позвол€юща€ этим кесар€м играть их маленькую роль в этом мире.  есари, как и многие, кто позначительнее их, способны достичь лишь какой-то цели, вполне в пределах ”довлетворени€. ќни, несомненно, не знают —ил за пределами индивидуального желани€. Ќо есть така€ сфера власти, котора€ выше всего, что под нею, и это Ч ¬ысока€ Ѕеспристрастность.

¬ этом —осто€нии € не был объ€т ”довлетворением, но не было в св€зи с этим фактом и ощущени€ потери чего-то. я буквально не нуждалс€ в ”довлетворении, это состо€ние или качество осталось как бы ниже мен€, и € мог бы вызвать его, если бы захотел. Ќо важно отметить, что на уровне ¬ысокой Ѕеспристрастности нет никакой нужды в каком-то комфорте или Ѕлаженстве в смысле €вной радости или счасть€. ≈сли говорить о Ѕлаженстве в св€зи с ¬ысокой Ѕеспристрастностью, это было бы верно лишь в том смысле, что там нет ни несчасть€, ни страдани€. ќднако в сравнении с этим —осто€нием даже самое при€тное наслаждение есть несчастье. я вполне сознаю, что здесь мы имеем —осто€ние —ознани€, которое целиком и полностью находитс€ вне сферы обычного человеческого воображени€. ƒо сих пор € сам никак не был способен реально представить себе состо€ние настолько великолепное, что оно поистине €вл€етс€ более чем желательным. ѕод словом Ђболееї € здесь подразумеваю самый высокий смысл. ¬ пределах своих собственных прежних побуждений не было ничего, чего € жаждал бы как этого, и € не нахожу ничего в человеке как человеке, что сделало бы возможным подобное желание. Ќо теперь глубоко внутри себ€ € чувствую, что оказалс€ на ”ровне, с которого € смотрю сверху вниз на объекты всех возможных человеческих желаний, даже самых возвышенных. Ёто странное, почти сверхъестественное —ознание с точки зрени€ перспектив относительных уровней. Ќо на его собственном уровне это —осто€ние, которое поистине полно, то есть отвечает всем требовани€м. „то там еще может быть выше, € не знаю, но это —осто€ние поглощает все прочие, проблеск которых € когда-либо имел.

—лово ЂЅеспристрастностьї не вполне удовлетворительно, но € не знаю более уместного. Ёто вовсе не безразличие в негативном или тамасическом смысле Ч тупое, пассивное и инертное качество, близкое к отупению насто€щей смерти. ¬ысока€ Ѕеспристрастность употребл€етс€ в смысле предельной ѕолноты, котора€ превосходит даже простую бесконечность. ѕользу€сь €зыком математики, это бесконечность какого-то более высокого пор€дка, то есть бесконечность, объемлюща€ меньшие бесконечности.

„то же приводит на этот уровень?  ак € уже показал, это определенно не желание, кроме того, это —осто€ние €вно за пределами человеческого воображени€. «десь мы в присутствии подлинной “айны. Ќирвана ли это? ≈сть достаточно веские причины полагать, что это нечто большее, чем Ќирвана в ее наиболее простом смысле. ƒавайте обсудим это.

¬ обычном смысле Ќирвана не так уж превосходит наше воображение, как обычно считают.  онечно. —ознание Ќирваны невозможно выразить на субъектно-объектном €зыке, и к Ќей можно приблизитьс€ главным образом через негативное определение. Ќо ќна отличаетс€ некоторыми признаками, которые отчасти можно пон€ть. Ёто —осто€ние, в какой-то мере определ€емое выражени€ми: угасание, блаженство, покой. —корее всего, это желанна€ ÷ель дл€ того, кто устал от бремени эгоизма и скудости мирского сознани€. —уществует этап духовного прогресса, на котором вхождение в сознание Ќирваны, в конечном счете, €вл€етс€ своего рода искушением. я не хочу сказать, что вс€кий, достигший момента, когда он может войти в это —осто€ние, в сравнительно окончательном смысле непременно все тер€ет, вход€ в него. ” некоторых душевна€ усталость столь велика, что никакой иной выход невозможен. “ак что нечего обвин€ть тех, кто входит в него. Ќо некоторые достигают этого момента с таким резервом сил, что могут выбрать иной путь, и существуют разные пути высшего достоинства. ƒаже дл€ них —ознание Ќирваны, естественно, чрезвычайно привлекательно. Ќо если они уйдут в Ќирвану, то не смогут больше помочь страдающему человечеству, тогда как, следу€ каким-то иным путем, они смогут принести очень большую пользу. »менно в этом смысле Ќирвана и €вл€етс€ дл€ них искушением. ¬се это подразумевает, что здесь мы все еще находимс€ в сфере постигаемого желани€.  акой бы путь ни выбрали, желание в некотором смысле остаетс€ активным, даже если это возвышенное желание, порожденное чистым —остраданием.

“акой выбор, вызванный соображени€ми чистого —острадани€, во всей известной мне литературе изображаетс€ как крайнее ќтречение, и ничего не говоритс€ относительно какого-либо возвышающего вознаграждени€.  акое-то врем€ € подозревал тут обман, ибо закон –авновеси€ универсален по своему охвату. “аким образом, не может быть никаких исключений в деле вознаграждени€ даже на ¬ысших ”ровн€х, где различие (дифференцирование) в каком-то смысле еще сохран€етс€. ј дифференцирование, несомненно, существует до тех пор, пока можно говорить о Ќирманакай€х во множественном числе, воплощени€х тех, кто совершил великое ќтречение.  аково же тогда это ¬ысшее ¬ознаграждение?

ќтвет на предшествующий вопрос, наконец, €сен. Ќирвана есть полное удовлетворение и наивысший возможный аспект наслаждени€, за исключением того чисто самоотверженного ∆елани€, которое возбуждено —остраданием. ѕоскольку природа истинной человеческой мысли такова, что желание в некотором смысле абсолютно необходимо должно иметь определенную цель, то невозможно поставить перед человеком какую-либо ÷ель стремлени€ выше, чем самоотверженное —острадание.  роме того, только самые лучшие из людей в нравственном или духовном смысле способны пробудитьс€ к желанию сравн€тьс€ с —острадающими. ѕоэтому немногие слова, написанные по этому поводу, посв€щены немногим. —острадание Ч самое последнее слово человеческой доброты; в сущности, это уже нечто вроде божественной доброты. Ќет ничего выше, что человек мог бы представить себе желательным или достойным подражани€. ƒальше этого ћудрецы хран€т молчание.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

2114 - | 1885 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.