Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Pathways Through To Space 3 страница




¬торой случай произошел меньше года назад. я с большим интересом читал книгу ѕол€ Ѕрентона, в которой среди прочего он рассказывал о своей встрече с одним мудрецом из южной »ндии. я почувствовал внутреннюю симпатию к этому ћудрецу и несколько раз перечитал его слова с глубоким вниманием. » тут мен€ осенило, что Ќирвана Ч это не какое-то пространство или состо€ние, куда человек может войти или попасть; € вдруг пон€л, что Ђя Ч Ќирванаї. »ными словами, подлинное Ђяї есть не что иное, как Ќирвана, никогда не было иным и никогда иным не будет. » все, чего достигает индивидуальный человек Ч ѕризнани€ этого вечного факта. Ћично € ѕризнал это с радостью. ƒаже тогда € ощутил эту радость как некий ѕоток, хот€ и в ослабленной форме по сравнению с тем, как € ощущаю ≈го сейчас.

ќднажды € провел целый день, погрузившись в этот ѕоток, и в течение какого-то периода он был

подвластен моему сознательному контролю. ¬ то врем€ € готовилс€ к лекци€м по вопросам метафизики и обнаружил, что в эту работу стало проникать больше —вета. –анее при подготовке и чтении лекций € в значительной степени пользовалс€ формальной организацией, теперь же € начал все более полагатьс€ на вдохновение или спонтанность, и вскоре убедилс€, что вполне могу довер€ть этой спонтанности при условии должного отношени€ у аудитории. ѕри отсутствии такого отношени€ € всегда мог вернутьс€ к более формальной подготовке.

— тех пор € начал сочетать оба этих метода и обнаружил, что творческое развитие идей, производимое непосредственно перед аудиторией, высвобождает сопутствующим образом нечто вроде ѕотока, который, среди прочих свойств, обладает эффектом удерживать аудиторию в какой-то особой тишине.

¬нимание слушателей удерживалось, даже если они не понимали развиваемых идей, как часто обнаруживалось в последующей беседе, причем простое повторение рассуждений такого вли€ни€ не оказывало. » таким образом € нашел определенную св€зь между ѕотоком и “ворчеством. — относительной точки зрени€ этот ѕоток требует все нового и нового разрушени€ и воссоздани€ форм. ≈сли форма становитс€ сравнительно фиксированной, ѕоток убывает. », тем не менее, очень странным образом это разрушение и воссоздание оставл€ет какую-то тонкую основную форму неизменной. ¬ результате достигаетс€ необходима€ согласованность между всеми формальными объединени€ми, рожденными в ѕотоке, при условии, что индивидуум понимает используемый €зык. Ќо даже если это и не так, согласованность все же остаетс€, хот€ и в каком-то более глубоком смысле, который не столь очевиден.

 

 

13. ЅЋј∆≈Ќ—“¬ќ Ќ»–¬јЌџ

 

¬ ѕотоке мы находимс€ в присутствии Ќепрерывного ƒвижени€, которое вместе с тем можно охарактеризовать как Ќеизменность. ¬ некотором смысле мы можем сказать, что  люч к Ѕессмертию должен быть непрерывно творческим, остава€сь в то же врем€ вечно тем же. Ќирвана Ч это чистое творчество, и, как таковое, не может быть уловлено в застывшем определении. — другой стороны, подлинные объекты сознани€ можно определить, поскольку они суть формы. Ќирвана непостижима, но она есть непрестанное ѕостижение. ¬от частичное объ€снение блаженства Ќирваны, которое может просочитьс€ в сферу понимани€ более обычного сознани€. “ворческа€ активность даже на более низких уровн€х пробуждает некоторую степень блаженства, хот€ и все более и более низкого свойства по мере перехода к физиологии. ќбычно такое меньшее блаженство длитс€ лишь миг или в лучшем случае какой-то краткий период с последующим упадком и изможденностью. ѕредставьте себе интенсивность блаженства сверх вс€кого относительного воображени€ и далеко превышающего пределы того, что может вынести любой физический организм, а затем предположите, что оно длитс€ не миг или какое-то краткое врем€, но продолжаетс€ с непрерывным посто€нством неограниченно. “огда можно хоть как-то уловить некоторый аспект Ѕлаженства Ќирваны. –азве так уж удивительно, что многие станов€тс€ Ђопь€ненными Ѕогомї и не идут дальше к достижению подлинного совершенства (мастерства)?

 

 

14. ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ «јѕ»—»

 

я хотел бы еще раз отметить, что хот€ второе ѕостижение вызвало во мне глубокую перемену, но некоторые аспекты моей относительной природы, преимущественно, ниже интеллекта, оказались практически незатронутыми, и на внешнем плане сознани€ осталось какое-то Ђпомутнение горизонтаї. ¬ то врем€ € не мог вызвать ѕоток, хот€ уровень интеллектуального понимани€ был сравнительно высоким. ѕотом лекции и классна€ работа продолжались в „икаго. ¬ течение первых трех недель € находилс€ в очень необычном дл€ себ€ состо€нии: городска€ среда ощущалась как почти невыносимое давление на мое личное сознание. ћой ум был погружен в какую-то летаргию, и вс€кий раз приходилось усилием воли восстанавливать присущую мне работу мысли. я почти ежедневно бывал на кафедре, несмотр€ на то, что большую часть суток сознание было настолько обременено т€жестью, что все врем€ хотелось спать. я читал лекции как бы по инерции, хот€ в целом мое состо€ние как будто не замечалось другими. „ерез три недели €, наконец, прорвалс€ через все это с глубоким чувством внутренней победы.

я снова ощутил себ€ в ѕотоке подлинной мысли и подготовил лекцию о Ђ—окровищеї Ўанкары, котора€ к тому времени стала моим высшим достижением на кафедре. ¬последствии, работа€ в менее крупных городах, € больше не испытывал помрачени€. Ќо к концу семестра у мен€ по€вилось чувство опустошенности и сильно возросло желание вернутьс€ на «апад, чтобы какое-то врем€ пожить в полном уединении.

“ака€ возможность представилась в июне, на одном из притоков ћиссисипи.   тому времени у мен€ соединились две цели. ∆елательно было, выража€сь метафорически, проделать некоторую предварительную работу по изысканию внутреннего золота с целью последующего апробировани€, а, кроме того, мне показалось зан€тным попробовать сочетать эту работу с исследованием заброшенных приисков. »так, во второй половине июн€ € получил несколько дней уединени€, сочета€ активный отдых с изучением Ђ—истемы ¬едантыї.

«а это врем€ в моем сознании про€снилось многое, но наибольшего внимани€ заслуживают два момента: первый Ч одна из идей соотнесени€, и второй Ч некое переживание. (ќба они описаны во вступительном разделе этой книги. —ама иде€ будет полнее развита далее). ѕереживание состо€ло в спонтанном развитии в ѕотоке, но на этот раз в гораздо более заметной форме.

Ётот ѕоток €вно представл€ет собой некую тонкую флюидическую субстанцию, котора€ приносит уже описанное ощущение благополучи€. ¬ его присутствии все наше существо охватывает кака€-то более чем земна€ радость. ƒл€ себ€ € назвал его Ќектаром. Ќыне € узнаю его под разными именами: он также Ч —ома, јмбрози€ богов, Ёликсир ∆изни, Ђ¬ода жизниї »исуса, Ђ рещение ƒухомї св. ѕавла. ќн не то чтобы св€зан с бессмертием, фактически он тождествен Ѕессмертию.

¬ начале августа мы вернулись в —ан-‘ернандо, и 7-го числа этого мес€ца произошел знаменательный ѕереход. Ёто третье ѕостижение было гораздо глубже прочих. ¬ ѕостижени€х, выраженных в форме: Ђя Ч јтманї и Ђя Ч Ќирванаї, еще присутствует объективный элемент, поскольку они €вл€ютс€, собственно, постулатами и, как таковые, заключают в себе подлежащее и сказуемое.

’от€ при использовании относительного €зыка така€ форма неизбежна (иначе высказывание не будет корректным даже с точки зрени€ €зыковых норм), суть, однако, в том, что объективный элемент в какой-то степени сохранилс€ в моем собственном сознании; поэтому первые два ѕостижени€ все же не достигали цели подлинного отождествлени€. ¬ третьем же случае € попросту изолировал субъективный фактор из всего многообрази€ относительного сознани€, и результатом была ѕустота, ћрак и Ѕезмолвие Ч то есть сознание без вс€кого объекта. ќднако все это врем€ мое относительное сознание продолжало функционировать, как бы следу€ своему автоматизму, так что € ни на миг не тер€л из виду ни своего окружени€, ни непрерывного хода мыслей. Ёто было просто различающее извлечение чисто субъективного аспекта в ѕостижении: я есть “о. ¬ этот момент € оказалс€ выше пространства, времени и причинности, поддержива€ всю вселенную —ветом —ознани€, которое есть я. ѕочти тотчас по€вилс€ нектароподобный ѕоток и нежна€, но така€ могуча€ –адость.

 роме того, до сих пор жизнь и мысль как некий рабочий принцип были дл€ мен€ нераздельны, хот€ теоретически € признавал, что даже сама€ абстрактна€ мысль требует все же какой-то матрицы. Ќо в этом третьем ѕостижении € оказалс€ более чем удовлетворенным в мире выше мысли, поскольку этот ћир объ€л мысль вместе со всем прочим. Ѕыло искушение оставить все и уйти ¬нутрь. ¬с€кое внешнее усилие и внешн€€ работа казались совершенно бесполезными. ќднако по этому поводу € уже был предостережен такой литературой, как Ђ√олос Ѕезмолви€ї.

 роме того, мне казалось не слишком достойным, получив внутреннюю помощь, обрести бесценное —окровище и не передать ≈го другим, так что € взирал на мир, как бы пыта€сь узнать, что же в нем осталось ценного, чтобы удержать мой интерес. ќбща€ сумма моего относительного знани€ казалась мне вполне достаточной. я не испытывал никакого интереса к построени€м низшего, более плотного плана в сфере политики, бизнеса, науки или искусства. ќставалось лишь одно: человечество, тоже часть ћен€, которое буквально задыхалось без этого спасительного «нани€ и Ѕожественного Ќектара, ценность которых была дл€ мен€ столь очевидной. »так, отныне мне предсто€ло действовать в объективном мире с тем, чтобы подвести к этой цели других. Ќо как это сделать? — этим вопросом € обратилс€ к “ому, от кого уже получил целый р€д замечательных советов, и попросил сообщить формулу действи€.

ќн ответил: ЂЌикто из Ќас не знает такой формулы. «на€ законы природы, мы можем проникнуть во все иные ее разделы и формировать ее согласно нашей воле. Ќо душа человека Ч это тайна, и ее внутренние глубины вне Ќашего проникновени€. ћы испытываем разные пути и много путей, чтобы достигнуть этих душ, часто разочаровыва€сь там, где ожидали многого, а иной раз, удивл€€сь сверх вс€ких ожиданий. Ќайди свой собственный путь и попробуйї.

Ёта книга и €вл€етс€ такой попыткой.

 

 

15. √–јЌƒ»ќ«Ќќ≈ Ќј„»ЌјЌ»≈

 

” мен€ есть ощущение грандиозного начинани€, самого чудесного из всех.

ѕодлинный ћир вырисовываетс€ перед моим внутренним взором, про€вл€€сь, час за часом, день за днем, так что € не в состо€нии зафиксировать на бумаге все, что раскрываетс€ в моем уме стенографией мысли.

“ака€ –адость и —вобода изливают свой свет, что даже эта оставша€с€ зависимость от действи€ все более и более тер€ет ощущение ограничени€.

¬ этой √рандиозной абстракции, котора€ €вл€етс€ единой  онкретной –еальностью, существует безмолвное общение, без слов, без мыслей, вообще без форм, и в нем € едва различаю, как слабый свет, возвещающий новый рассвет, безмолвные √олоса ƒругих, разделенных в этом мире и пространством, и временем, даже отдаленным временем.

≈сть и иное ќбщение помимо этого.

≈сть гораздо более удовлетворительное ќбщение, нежели то, что возможно под покровом плотной материи.

Ѕезмолвие наполнено и содержательно, и из Ќего истекает ѕоток всех образований в их бесконечном разнообразии: музыка, философи€, правление, наука, искусство, общество и т. д. и т. п.

 

 

16. –ј«Ќџ≈ ѕ”“»   ѕќ«ЌјЌ»ё

 

’от€ книга Ђ осмическое —ознаниеї €вл€етс€ ценной компил€цией и анализом объективно различимых черт, которые отмечают тех, кто, по словам автора, Ђпробудилс€ к Ђкосмическому чувствуї, тем не менее, д-р Ѕекк охватил лишь часть предмета и совершенно упустил из виду те формы ѕознани€, которым не присущи некоторые из отмеченных им признаков. Ќе вс€кое ѕознание непременно приносит с —обой глубокую –адость. Ѕывают случаи ѕознани€, в которых элемент –адости не бросаетс€ в глаза и может быть слишком скрытым, чтобы обнаружитьс€ взору даже очень внимательного наблюдател€.

—уществует наука ѕознани€, однако по большей части она остаетс€ эзотерической. » все же кое-что из этой науки может открыть дл€ себ€ даже непосв€щенный ученик, если он ищет в должном направлении. ѕоскольку главным хранителем этой науки €вл€етс€ »нди€, употребл€емый здесь €зык Ч санскрит Ч содержит термины, соответствующие пон€ти€м, дл€ которых нет удовлетворительных эквивалентов в наших современных западных €зыках. Ќеобходим небольшой экскурс в область этой науки, чтобы показать, каким образом ѕознание может быть более чем одного типа.

 онечна€ –еальность безым€нна, хот€ и существуют указующие на Ќее (но не определ€ющие ≈е) вербальные символы. —реди этих символов особое место занимает слово сат, обозначающее (но не определ€ющее) то, что не есть ни Ѕытие, ни Ќебытие. Ёто Ч ≈дина€ –еальность, или, вернее, то, что не есть ни ќдно, ни Ќеодно. я, јтман, тождествен этому то; отсюда утверждение: Ђјтман и Ѕрахман Ч ќдної. Ёта ≈дина€ –еальность Ч јбсолютное —ознание и јбсолютное ƒвижение. ¬ысшим ≈е олицетворением, следовательно, €вл€етс€ триада, на санскрите именуема€ Ђсат-чит-анандаї, где чит Ч это сознание или «нание в высшем смысле.

¬ свою очередь, ананда Ч это Ѕлаженство или Ћюбовь, оп€ть-таки в высшем смысле. Ќо поскольку, как уже упоминалось, чистое блаженство есть чистое творчество, а само творчество Ч это движение в окончательном смысле непрерывного разрушени€ и воссоздани€ форм, то из этого следует, что јнанда тождественна Ќепрерывному ƒвижению. Ќа более низком метафизическом уровне существует отражение этой “риады, соответствующее высшему аспекту человеческой природы.

 

 

Ёто отражение известно как јтман-Ѕуддхи-ћанас; в этом соответствии јтман Ч сат, Ѕуддхи Ч ананда, а ћанас Ч чит.  аждую из этих троичных систем обычно представл€ют в виде равностороннего треугольника следующим образом:

 

сат атман

 

 

чит ананда буддхи манас

 

–авносторонн€€ форма треугольников указывает на симметричную взаимосв€зь, а положение сат или јтмана на самой вершине символизирует в каждом треугольнике неизменный исходный принцип. ќтсюда следует, что если через ћанас јтман достижим так же, как через Ѕуддхи, то по аналогии сат достижим через чит так же, как через ананда. (Ётот факт странным образом упускают из виду многие ученики, хот€, казалось бы, само использование принципа равностороннего треугольника в данном случае достаточно красноречиво) “ак как все это выше личностного уровн€, то ниже этой триады јтманЧЅуддхиЧћанас путей, ведущих к познанию, неисчислимое множество, но на уровне Ѕуддхи и ћанаса их всего три: два пол€рных и третий, который €вл€етс€ их сочетанием. ƒл€ человека, который приходит от Ѕуддхи к јтману (я есмь), но при этом не слишком преуспел в раскрытии ћанаса Ч интеллектуального принципа, Ч ѕознание про€витс€ преимущественно через –адость и Ћюбовь. Ћюди такого склада склонны воспринимать ¬ысшее как Ћюбовь, и это, видимо, наиболее распространенный случай развити€. Ќапротив, тот, кто приходит к јтману через ћанас и с меньшим развитием принципа Ћюбви, будет озарен в терминах «нани€, но узнает сравнительно мало –адости. “акой человек воспринимает ¬ысшее как «нание, или ћудрость. “ретий, или смешанный путь, Ч через ћанас, а затем через Ѕуддхи к полному познанию в јтмане; этот путь, конечно, самый гармоничный. Ќо если јтман достигнут через ћанас, тогда Ѕуддхи пробуждаетс€ сравнительно легко, и наоборот, если приложить соответствующее усилие. »менно таким образом достигаетс€ в конечном итоге завершающа€ ѕолнота. ¬ историческом плане выдающийс€ пример такого гармонического ѕознани€ Ч Ѕудда, который, таким образом, равно велик и в «нании, и в сострадании.

—реди людей «апада великим примером человека, который достиг некоторого ѕознани€ посредством ћанаса, €вл€етс€ Ёммануил  ант. ¬ определенном смысле его философи€ объ€сн€ет на «ападе тот ѕуть, которого достигла мысль Ўанкары на ¬остоке, но в отличие от учени€ Ўанкары философи€  анта в метафизическом аспекте €вл€етс€ неполной. Ёту систему частично дополнил √егель, но ей все равно недостает полноты классической јдвайта ¬еданты. “ем не менее, в немецкой идеалистической философии можно найти лучшее из подлинно духовного «нани€, Ч ћудрости, характерной дл€ «апада. «нание  анта поражает строгостью и глубиной, но в нем недостает одной субстанции Ч –адости. Ётот факт достаточно очевиден в его трудах и чертах характера. » все-таки у  анта есть сво€ огромна€, €сна€ красота. Ћично €, к примеру, глубоко ему об€зан, и в насто€щее врем€ осознаю это особенно остро. Ѕез помощи  анта € смог бы, пожалуй, пережить ѕереход, но никогда не сумел бы так €сно пон€ть открывшийс€ благодар€ этому ѕереходу —мысл, поскольку € родилс€ на «ападе и был воспитан в традиции западного мышлени€. я пользуюсь этой возможностью, чтобы выразить свою признательность великому философу, который сумел не только постичь, но и столь точно наименовать чисто субъективный момент —ознани€, а именно как „истую јпперцепцию. Ќайдетс€ ли во всей философии более замечательное определение: Ђ—интезированное, трансцендентальное единство чистой апперцепцииї? “от, кто проникнетс€ этой фразой и извлечет из нее окончательный смысл, достигнет ѕознани€.

»з отмеченных д-ром Ѕекком отличительных признаков ќзарени€ у  анта не обнаруживаетс€ –адость и Ђ—убъективный —ветї, по крайней мере, в €вном виде, однако нравственное возвышение  анта очевидно. —обственно, в р€ду всех мыслителей нашей современной культуры именно ему принадлежит один из важнейших, если не самый важный, вклад в теорию этики. » основной этический принцип его философии Ч Ђкатегорический императивї Ч €вл€етс€ одним из наиболее возвышенных из когда-либо сформулированных человеком. »нтеллектуальное озарение  анта поразительно. ¬ истории западного мира немногие, если вообще кто-либо, превзошли духовные высоты, достигнутые »ммануилом  антом.

 

17. –ќƒ»“№—я ¬Ќќ¬№

 

29 августа

Ќесомненно, человеку приходитс€ платить. Ќеобычайные требовани€ предъ€вл€ютс€ к нервной системе, и поэтому уравновешивающа€ де€тельность не только полезна, но и, может быть, даже необходима.

ќднако поскольку человек Ч нечто гораздо большее, чем физическое тело, то эта плата идет глубже тела. ¬ этом есть что-то вроде умирани€ среди продолжающегос€ телесного существовани€. Ќесомненно, это только естественно, что лична€ природа страшитс€ всего этого, и в какой-то мере скорбит. »менно здесь мы имеем подлинный смысл расп€ти€. Ћична€ жизнь центрирована на мирской сфере, хот€ это и обреченна€ жизнь в любом случае, поскольку —мерть неминуемо пожинает здесь все. “ем не менее, личность никогда в это вполне не верит и стремитс€ в своей слабости добитьс€ отсрочки во внешнем мире, пока в зрелом возрасте не возжаждет отдыха, хот€ бы и ценой угасани€. Ќо когда этот час усталости придет, уже слишком поздно добиватьс€ ѕробуждени€ в этом теле, ибо ѕробуждение требует полной, хот€ и возможно более тонкой мужественности. ”мереть при этой мужественности Ч мистический возраст 33 года Ч нелегко.  ак человек, »исус истекает кровью в гефсиманских страст€х. ќн уклон€етс€ от острого тернового венца и гвоздей креста. Ќо за как будто оставленным человеком этого мира пребывает —лава ¬ышн€€.  то осознает обратную сторону –асп€ти€, забудет об этом расп€тии в присутствии той великой —лавы, котора€ распростран€ет такой могучий —вет, что истребл€ет вс€кий мрак вокруг. “огда ЂЁли, Ёли, ламма саввахфаниї, которое выгл€дит с одной стороны как Ч ЂЅоже мой, Ѕоже, зачем “ы оставил мен€ї Ч становитс€: ЂЅоже мой, Ѕоже, как “ы возвысил мен€!ї

Ќисходит ќгонь и пожирает личного человека.  акое-то врем€, долгое или краткое, этот ќгонь остаетс€. Ћичный человек Ч это топливо, которое страдает в той или иной степени, но ќгонь не сжигает, он лишь преображает. Ёто легко пон€ть, анализиру€ то, что происходит под воздействием обычного огн€.  огда горит бревно, топливом, в основном, если не всецело, служат углеводы, которые огонь преобразует в углекислый газ и вод€ные пары. ќстаетс€ небольшое количество пепла Ч то, что было в бревне прочным, земным. ”глеводы бревна были некой закрепленной формой, обеспечивающей земную прочность его минеральных соединений. Ќо когда углеводы станов€тс€ углекислым газом и вод€ными парами, они принимают новую форму в более свободном мире воздуха. “о же самое происходит, когда ќгонь нисходит и пожирает личного человека, одновременно его преобража€. ќстаетс€ только пепел личной природы, тогда как все остальное, лучша€ часть личности, исчезает из этого мира и обретает новое сознание в воздушных просторах. Ёто конечное состо€ние Ч состо€ние гораздо большей –адости.

ѕри прохождении через это т€жкое испытание человек может переключить центр своего существа таким образом, что боль, казавша€с€ нестерпимой, станет лишь призрачным отголоском той ћелодии, котора€ вс€ Ч –адость.  то отождествл€ет себ€ преимущественно с горючим, страдает много и т€жко, но если же, напротив, он отождествит себ€ с ќгнем, все мен€етс€. ѕлам€ этого ќгн€ Ч танец –адости. Ќа этом уровне сознани€ нет никакой боли. ѕреображаемый человек не ожидает тогда ѕознани€ –адости после —горани€, но вновь и вновь ощущает ≈е в самом этом испытании, которое тогда вообще перестает быть испытанием.

¬ дни, последовавшие за ѕереходом, ощущение ќгн€ было совершенно €вственным, и поскольку € отождествл€л себ€ главным образом с этим ќгнем, это были великие дни, несмотр€ на краткие рецидивы прежнего, когда жизнь в физическом теле казалась скудной и трудно было утверждать волю к жизни.

Ќо теперь эти периоды реакции уменьшаютс€ Ч они станов€тс€ короче и слабее. я также про€вл€ю больше рассудительности, вызыва€ ѕоток, который есть Ѕожественность. —уществует некий регул€тор, дающий возможность управл€ть этим ѕотоком. ƒолжное употребление мудрости Ч приспособить течение этого ѕотока таким образом, чтобы уравновесить ≈го действие соответственно силам личного человека.

¬ прошлом, чита€ об этом огне, € придавал ему лишь фигуральное значение. ¬ какой-то степени так оно и есть, и все же этот огонь вполне реален даже в физическом смысле. Ќе только € один ощущал этот ќгонь, он входил также и в тех, кто жил р€дом со мной. ¬се они отмечали, что чувствуют его так же €вственно, как солнечное тепло. “о, что ¬нутренний ќгонь достигает даже самых внешних сторон человека, означает, что разграничение метафизического и физического достаточно условно.

 

 

18. ѕ≈–≈∆»¬јЌ»≈ ќ√Ќя

 

Ќесколько лет назад, подбира€ материал дл€ лекции об јкаше и јстральном свете, € испытал этот ќгонь в иной форме. ѕодобное знание, когда оно внешне доступно, исходит большей частью от древних и выражено в архаической и часто намеренно завуалированной форме. ѕередать его смысл в наших современных пон€ти€х оказалось дл€ мен€ необычайно трудным. я вгрызалс€ в этот предмет с особо т€жким усилием воли и очень скоро начал понимать, что “айной было окружено то, что мы могли бы в насто€щее врем€ пон€ть интеллектуально. Ќо одним из следствий такого интеллектуального сосредоточени€ был определенный прорыв через личную умственную скорлупу Ч короче говор€, € овладел как бы целой вселенной «нани€. я как будто знал тогда все, что можно было знать в этом мире. я просто не мог удержать это «нание в пределах своего личного ума; останьс€ € в св€зи с ним на какой-то ощутимый период времени, оно бы воспламенилось и разрушило мой мозг и нервную систему. “ак что прежде, чем € смог усвоить что-либо из этого знани€ конкретно, пришлось отказатьс€ от сосредоточени€. “ем не менее, € сохранил достаточно, чтобы знать, что именно € ”знал за этим ѕокровом.

Ёто переживание не прошло дл€ мен€ бесследно, и на преодоление его последствий потребовалось несколько лет. ќднажды, вскоре после этого случа€, € шел по одной из улиц Ћос-јнджелеса.  огда сто€вша€ у тротуара машина двинулась вперед, € неожиданно ощутил себ€ в сфере электромагнитного пол€, св€занного с работой мотора (веро€тно, это поле было своего рода катализатором). ¬друг в сознании как бы что-то переключилось, и на мгновение € потер€л вс€кую телесную ориентацию. я не в состо€нии описать это ощущение достаточно точно, так как не знаю аналогичных переживаний. Ќо мне показалось, что € покидаю тело. ”силием воли € вз€л себ€ в руки и свернул в переулок, но от этого лучше не стало. Ќеобходимость посто€нного контрол€ привела далее к склонности вызывать именно то состо€ние, с которым € пыталс€ справитьс€, так что мне приходилось держать себ€ в руках и освобождатьс€ одновременно. ¬ какой-то степени все это напоминало ходьбу по канату, котора€ в данном случае была передвижением в теле по нашему миру. —о временем мне удалось восстановить равновесие, и кризис миновал. Ќо канат как бы попросту расширилс€ и стал узкой тропкой, котора€ лишь мало-помалу превращалась в широкую плоскость, по которой € мог двигатьс€ свободно, без прежней тщательной осмотрительности.

Ќа окончательную нормализацию ушли годы. ƒолгое врем€ на улице мне приходилось соблюдать осторожность вблизи от машин.  роме того, пришлось отказатьс€ даже от чтени€ метафизической литературы, поскольку € обнаружил, что Ђ“айна€ доктринаї или Ђ∆емчужинаї Ўанкары оказывали на мен€ такое же воздействие.

¬ итоге мною извлечен важный урок: небезопасно направл€ть всю силу воли на интеллект, ибо здесь мы имеем дело с чем-то вроде динамита. Ёто можно делать без опасени€ лишь тогда, когда используютс€ надлежащие сдерживающие рычаги, Ч вопрос техники, которой нелегко научитьс€. —осредоточение такого рода вызывает ¬нутренний ќгонь, и этот ќгонь может легко оказатьс€ чрезмерным дл€ организма.

ƒело в том, что ќгонь «нани€ Ч слишком мощное ѕлам€, чтобы его мог вынести физический организм, если его не омывает ¬ода ∆изни, ѕоток, который есть Ѕлаженство. ¬ насто€щее врем€ € приближаюсь к уровню, сравнимому с этим прежним моментом, но теперь мне несравненно легче. Ќервна€ система набирает силу. ћысль течет свободнее, чем когда-либо прежде, и хот€ налицо подлинно сильна€ и активна€ вол€, она не про€вл€етс€ как большое личное усилие. я действительно вызываю эту волю, но € Ч не этот видимый человек. —уществует огромна€ разница в действии воли в этих двух случа€х. ћожет быть про€влена вол€ очень высокого пор€дка, но личность останетс€ свободной и в данном случае не возникнет напр€жение, действующее подобно сопротивлению при электрическом токе. “огда сопротивление ѕотоку незначительно или вовсе отсутствует, и, как следствие, организм не напр€гаетс€ до опасной черты.

 

 

19. ƒ–јћј “–»≈ƒ»Ќќ√ќ „≈Ћќ¬≈ ј

 

Ћичность:

Ётот простор слишком широк. √де же решетка моей уютной клетки? я хочу возвратитьс€ в мир, который мне так знаком Ч пребывать неприметно там, где € знаю, как быть. »збавь мен€ от ќгн€.

 

»нтеллектуальный человек:

”молкни, ты Ч глупец. “е пастбища и ограды, которых ты жаждешь, жалки и ничтожны перед этой Ўирью. Ќе будь похож на канарейку, котора€ отказываетс€ от предложенной свободы. »дем со ћной.

 

»стинный человек:

ѕотерпи, дит€, теб€ поберегут, и ты снова обретешь все, что любишь. «а эти муки рождени€ ты также изопьешь ¬од Ѕессмерти€, которое ≈сть я. ѕредел твоих сил не будет забыт.

„то же касаетс€ “еб€, мой посредник между миром и всем, что находитс€ ниже, пусть твое беспокойство и огромна€ сила не дадут “ебе забыть о слабости ребенка.  огда-то и ты был ребенком, и “ебе требовалась помощь в трудные моменты. ќкажи же свою помощь тем, кто слабее “еб€.

 

 

20. —ћџ—Ћ ¬—≈¬≈ƒ≈Ќ»я

 

„то такое ¬севедение? ’от€ в мистической или квазиоккультной литературе можно встретить высказывани€, согласно которым существуют уровни или состо€ни€, где человек становитс€ всеведущим, в той же литературе нередко подчеркиваетс€, что ни один человек не €вл€етс€ непогрешимым. — относительной точки зрени€ налицо €вное противоречие, если не мистификаци€. ¬месте с тем при определенном подходе оба эти за€влени€ могут быть справедливы.

ƒело в том, что на относительном уровне ни один человек не €вл€етс€ всеведущим; и если бы даже знание такого человека было столь велико, что превосходило бы относительное знание любого персонажа, по€вл€вшегос€ когда-либо на страницах истории, тем не менее, за пределами его достижени€, кем бы он ни был, неизбежно останутс€ тайны, ожидающие своего разрешени€. »ными словами, мы не найдем возможного конца развити€. Ќо хот€ все это верно, верно и другое Ч человек действительно может пробудитьс€ к ¬севедению не стира€ границ относительного сознани€.

‘актически такое ѕробуждение не может быть следствием постепенного развити€, ибо Ѕесконечное недоступно постижению за счет одного лишь последовательного суммировани€ конечных множеств. Ёто вопрос уровн€ или состо€ни€. я Ч ¬се «нание, которое заключает в себе пространство, врем€ и причинность, но не ограничено ими, и поэтому вопрос о развитии на этом уровне в смысле прогрессировани€ по конечным ступен€м неуместен.  то ќсознал себ€ как Ђяї, сразу же становитс€ ¬севедущим. Ќо следует помнить, что это Ђяї Ч јбсолютна€ ѕустота, ћрак и Ѕезмолвие с относительной точки зрени€. я есть «нание, откуда проистекает все, но это знание не субъектно-объектного типа и не что-то такое, что можно постичь в познавательных рамках такого рода. Ѕезмолвие €вл€етс€ ¬сезнанием, тогда как знание в сфере субъектно-объектной становитс€, и нельз€ утверждать, что оно безошибочно.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 437 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

2026 - | 1990 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.063 с.