Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Pathways Through To Space 7 страница




 

 

45. Ђѕ–ќЅ”∆ƒ≈Ќ»≈ї Ч ÷≈Ћ№ ¬—≈’ –≈Ћ»√»…

 

»стинна€ цель всех высших религий и философий Ч это достижение ѕробужденного —ознани€. Ќазывайте его, как хотите Ч  осмическое сознание, ћастерство, ќсвобождение, Ќирвана, ќзарение, ÷арство Ќебесное, ћокша, —ознание ’риста Ч или любым другим именем, все они указывают на один и тот же факт, как бы хорошо или плохо его ни понимали. — одной точки зрени€ его можно рассматривать как ѕробуждение какого-то нового чувства, но если так, то разница, по меньшей мере, столь же радикальна, как переключение с ощущени€ на концептуальную мысль. ѕеремена настолько велика, что создает Ќового „еловека в форме прежнего. ќн может, как будто бы еще жить здесь, но по существу ќн не здесь. ƒл€ Ќего великие, сбивающие с толку вопросы рефлексивного сознани€ решены, проблемы, лежащие в основе великих антиномий Ч разрешены. ≈го глубока€ душевна€ жажда удовлетворена, и трагедии, которые следуют по п€там этой внешней жизни, кончились навсегда. — ѕробуждением цель религий достигнута. „еловек, наконец, родилс€ вновь, и новым, Ђдважды рожденнымї, вступает в Ќовый ћир.

ѕробуждение есть —мерть и –ождение. “огда начинаетс€ ѕодлинна€ ∆изнь дл€ утомленного человека. » что же это за ∆изнь? Ќикакие слова не могут по-насто€щему передать ее, как ќна есть. »скусство €зыка или иных форм выражени€ дает лишь некие эскизы, а их легко пон€ть неверно, зачастую их и истолковывают абсолютно неверно. ≈сть лишь один способ ”знать, а именно Ч путем ѕробуждени€. ћы говорим о ¬еличии, –адости, —вободе и о некоторых из удивительных возможностей. ¬рем€ от времени ћы демонстрируем силы, превышающие власть одного лишь эгоистического сознани€. ¬се это Ч знаки ¬ысшего. ћы приводим письменные доказательства того, что ћы обрели, и временами вращаемс€ среди людей, возбужда€ предчувстви€, и когда люди пребывают в обычном состо€нии бодрствовани€, и когда сп€т. Ќо ћы не можем принести эту иную –еальность в эгоистическое сознание. „еловек сам должен ѕробудитьс€ к «нанию и таким образом окончательно разрешить свои проблемы. Ѕез ѕробуждени€ этим проблемам нет решени€. Ѕрат воюет с братом за крохи со стола, но если бы хоть на миг человек подн€л голову, то увидел бы на столе неисс€каемый запас, безграничное изобилие дл€ всех. “ак что Ќас не очень интересуют тщетные социальные планы и программы со сменой правительств и экономическими реформами, ибо ћы «наем, что все организации, все экономические реформы, все учреждени€, все системы бесплодны, если они не воплощают —вет. ћы пользуемс€ всеми доступными средствами, чтобы приблизить этот —вет и пробудить в люд€х желание —вета. Ќо мы не сможем сделать той доли, которую надлежит сделать каждому индивидуальному человеку. ћы убеждаем его отвернутьс€ от тривиальных наслаждений, соединенных с насто€щим рабством, чтобы он мог ”знать истинную и вечную –адость и жить полной ∆изнью.

ѕереход в «емлю ќбетованную имеет свои трудности, но они невелики в сравнении с новыми ÷енност€ми, которые будут ќсознаны “ам. ¬осстаньте, люди, и вступите в свое древнее Ќаследие! ¬се здесь, в этом мире, имеет свои более высокие соответстви€ в ¬ысшем ћире, но с невообразимо большим избытком.

 

 

46. ”—Ћќ¬»я, ЅЋј√ќѕ–»я“—“¬”ёў»≈ ѕќ«ЌјЌ»ё

 

5 сент€бр€

 аковы же услови€, существенные и благопри€тные дл€ осуществлени€ человеком ¬еликого ѕерехода? “ут мы сталкиваемс€ с вопросом практическим, если допустить, что ќзаренное сознание представл€ет ¬ысшую ÷енность. Ќесмотр€ на тот факт, что запись случаев ќзарени€ на «ападе показывает преобладание €вно спонтанного раскрыти€, есть некоторые существенные и способствующие тому услови€, которые готов€т путь дл€ ѕробуждени€. —ейчас мы их рассмотрим.

ѕрежде всего, индивидуум должен желать ќсвобождени€. ∆елание это может и не быть вразумительно выражено или вполне пон€то, может прин€ть любую из форм, но оно должно быть. ≈сли желани€ сосредоточены на внешнем мире и имеетс€ сильное сопротивление внутреннему развитию, то существует определенный, если не непреодолимый барьер до тех пор, пока такое отношение продолжает сохран€тьс€. “ем не менее, следует заметить, что со стороны даже и самому человеку может казатьс€, будто он интересуетс€ больше всего внешними вещами, тогда как глубоко внутри него есть пылкое желание, и это последнее может, в конечном счете, восторжествовать. » может показатьс€, что ќзарение прорываетс€ внезапно и само собой без вс€кой подготовки к Ќему со стороны личного сознани€. ћомент ѕерехода в таком случае действует как радикальна€ перемена во внешней видимой жизни. „еловек может быть совсем Ђсбит с толкуї и лично не иметь пон€ти€ о том, что с ним произошло, может даже вообразить, что он сошел с ума, как за€вл€ли некоторые. Ќо если внешнее личное желание сочетаетс€ с более глубоким внутренним желанием, то создаютс€ более благопри€тные услови€, и ќзарение имеет тогда тенденцию проходить с меньшим потр€сением и легче признаетс€ за то, что ќно есть. —в€той ѕавел Ч классический пример ќзарени€ с большим потр€сением. Ћичный человек в этом случае даже активно преследовал последователей великого „еловека, ќсознавшего Ѕога, и старалс€ уничтожить ≈го вли€ние, и именно пребыва€ в самой этой де€тельности, он вдруг получил —вет в самой драматической форме, о которой мы имеем запись. —казано даже, что он и физически был ослеплен. Ќо он тут же преобразилс€ из —авла “арсийского в —в€того ѕавла, Ѕогоосознавшего по праву, и с тех пор стал величайшей силой в ’ристианском “ечении после »исуса.

∆елание ќзарени€, даже слабое, производит благопри€тные результаты, но они гораздо медленнее по своему действию и менее чреваты последстви€ми, чем при наличии сильного желани€.  огда это желание становитс€ преобладающей силой у человека и, в конце концов, объемлет все его существо, то при прочих равных факторах, ќзарение недалеко. ≈сть один индийский рассказ, который иллюстрирует этот момент. ќднажды, как гласит рассказ, √уру со своим „ела (учеником) находилс€ в лодке на воде, когда „ела спросил: ЂЌасколько сильно человек должен желать Ѕога, чтобы ќсознать ≈го?ї √уру тогда выбросил „ела из лодки в воду и удерживал его голову под водой до тех пор, пока тот не стал захлебыватьс€. “огда, втащив „ела в лодку, √уру спросил его: Ђ„его тебе хотелось под водой?ї „ела ответил: Ђ¬оздуха, воздуха, воздухаї. “огда √уру сказал: Ђ огда ты будешь жаждать Ѕога так же сильно, как только что жаждал воздуха, тогда ты обретешь ≈гої. Ёто просто иллюстрирует важность, придаваемую желанию при прочих удовлетворительных услови€х.

ƒалее, прежде чем какую-то вещь или цель можно пожелать, ее следует знать, чувствовать или ощущать как желанную, €вственно или смутно. ѕример “ех, кто уже достиг ѕознани€, нар€ду с »х свидетельством о “ом, что ќни обрели, создает основание, благодар€ которому человек, все еще поглощенный субъектно-объектным сознанием Ч —ансарой, Ч может увидеть или почувствовать, что есть нечто ¬ысшее и что ќсознание этого будет означать дл€ него обладание той ÷енностью, котора€ превыше всех иных ценностей. “ак что ћы €вственно выдвигаем перед людьми не одно, а много свидетельств истины, котора€ делает человека свободным, чтобы он знал, что другие, которые когда-то тоже были людьми, как он, нашли ѕуть и знают, что обретенна€ ÷енность бесценна и что ѕробуждение €вл€етс€ скрытой возможностью каждого человека.

¬тора€ необходимость Ч духовный √уру. √уру играет роль, котора€ свыше сил еще не пробужденного индивидуального человека. »сточник высшего авторитета всегда давал обещание, что когда ученик готов, €вл€етс€ ”читель. “ак что это не дело учеников, рыскающих там и с€м в дальних странах в поисках кого-то, чтобы вступить под его руководство. √уру может €витьс€ и €вл€етс€ во внутреннем смысле, часто без того, чтобы личное сознание ученика сознавало этот факт. »ногда ќн €вл€етс€ внешне, и снова-таки Ч может быть, а может и не быть узнан. Ќо пусть все стрем€щиес€ помн€т, что усилие, сделанное в верном направлении, привлекает внимание “ех, кто следит, и когда врем€ подойдет, ќни сделают свое дело. “аким образом, хот€ ученик и не может распор€жатьс€ √уру, но все могут наде€тьс€ на Ќего, ибо он есть служитель Ћюбви. “ак что фактически ученик, дела€ свое дело, вызывает помощь, в которой нуждаетс€.

¬ажность √уру заключаетс€ в том факте, что ѕознание не €вл€етс€ следствием каких-либо причин, обеспеченных в пространственно-временной множественности. “ак и должно быть, ибо то, что превосходит причинность, —амо не может быть следствием чего-то иного. ќзарение фактически €вл€етс€ спонтанным посв€щением от —амого ƒуха. Ћичное усилие человека просто устран€ет барьеры в его природе, которые преп€тствуют этому спонтанному посв€щению. “ак что есть реальна€, хот€ и чрезвычайно искаженно понимаема€ истина в за€влении, что человек спасаетс€ Ћюбовью Ѕожией. Ќо Ћюбовь эта про€вл€етс€ через —ынов Ѕожьих, то есть тех, кто достиг Ѕогоосознани€. √уру Ч это воплощение Ѕожественности дл€ ученика, и, в общем, благодар€ именно ≈му этот спонтанный акт духа про€вл€етс€ в данном конкретном ученике. ѕока ученик не установил личной св€зи со своим √уру, чтобы было возможно пр€мое внешнее обучение, ѕоток-√уру может войти в индивидуального человека от внимани€ к словам и трудам Ћюдей, ќсознавших Ѕога, которые либо сейчас живут в физическом теле, или жили в прошлом и оставили свои видимые знаки. ѕомните, что ќзаренный человек реально присутствует в —воих трудах, —воей речи и —воих писани€х. ”олт ”итмен верно сказал о своих ЂЋисть€х “равыї: Ђ то коснетс€ этой книги, коснетс€ человекаї. “акие писани€ Ч не просто символы или пон€ти€. ќни суть воплощение живого ѕрисутстви€, которое доподлинно и есть Ѕог, про€вленный через конкретного Ѕогопознавшего „еловека, их написавшего. »исус Ч наиболее известный пример в христианстве, но ќн не одинок. ѕолезно ознакомитьс€ с писани€ми и высказывани€ми сколь возможно большего числа подобных Ћюдей. »бо не все аспекты Ѕожественного про€влени€ равно доступны дл€ всех, Ђ—езам, откройс€ї одного человека вовсе не об€зательно €вл€етс€ таковым дл€ другого.  огда человек находит кого-то, с „ьими работами и „ьим —ознанием он находитс€ в особо тесном соответствии, он должен глубоко погрузитьс€ в ≈го высказывани€. ¬ таких случа€х бывает некотора€ магнетическа€ гармони€, котора€ наиболее благопри€тна дл€ успеха.  роме того, ќсознание про€вл€етс€ в огромном разнообразии форм, и некоторые из них как будто противоположны другим, так что дл€ всех людей где-то есть легчайший и самый пр€мой ѕуть. ¬ св€зи с вышесказанным не мешало бы заметить, что автор по определенным причинам не подчеркивает особо “ех ќзаренных, которые лучше известны на «ападе и, следовательно, не нуждаютс€ в том, чтобы их представл€ли.  роме того, подлинный —мысл у этих Ћюдей затемн€етс€ чрезмерным количеством теологии, созданной теми, кто не разумел ¬ысшего —ознани€.   тому же эти ќзаренные Ћюди настолько принимаютс€ на веру и станов€тс€ привычными еще в сознании ребенка, что они стали практически сокрыты от огромного большинства людей и недоступны дл€ них. ¬ результате человек, воспитанный с детства в христианской традиции, фактически более способен найти свой подлинный направл€ющий —вет в других ѕознавших, которых он видит свободными от теологических предубеждений. Ќеразумное и более или менее автоматическое повторение фраз, хот€ бы они и были верной формулировкой »стины, часто служит сокрытию —мысла, вместо того, чтоб сделать его €сным. »бо именно активное вмешательство разума, а не просто звучание слов, €вл€етс€ действенной силой на пути ѕробуждени€ —мысла в сознании индивидуума. “аким образом, свежее открытие той же »стины в иной форме, где разум более активен, может оказатьс€ гораздо более эффективным дл€ пробуждени€ этого ѕознани€.

ѕример этого представлен в лице ћахатмы √анди. »исус, согласно свидетельству √анди, сыграл очень важную роль в возжигании —вета дл€ него. ј √анди пришел из »ндии, из самого источника духовной мудрости, насколько он может быть воплощен в одной расе более, чем в другой. Ќо »исус €вилс€ ему как новое открытие, так как не было никакого основани€ просто принимать его на слово и не было никакой нужды вы€сн€ть вс€кий теологический хлам или накопившиес€ предрассудки.

» сам автор также может за€вить, что хот€ он был воспитан в среде одной из евангелистских ветвей христианской церкви, в ранней юности воспитывалс€ в этом течении мысли и воображал, что прин€л его, тем не менее, действительно он обрел и оценил насто€щего »исуса, только пройд€ через атеизм и затем открыв Ѕудду. “олько тогда и в свете ћудрости “ат-хагаты пон€л он, что »исус нес тот же самый —вет. » только пробившись сквозь внушительный слой христианской теологии, а затем, изъ€в »исуса из специфического еврейского потока и увидев ≈го более верным буддийскому духу, автор сумел непосредственно разгл€деть Ч кем был и есть »исус. — тех пор он испытывал к нему гораздо большую любовь, чем когда-либо прежде, ибо теперь »исус дл€ него €вл€етс€ символом —вободы, тогда как христианска€ теологи€ сделала ≈го символом рабства. Ёто стара€, стара€ истори€ с последовател€ми ¬еликого —вета, искажающими и помрачающими этот —вет из-за неверного понимани€. ѕоистине возникает вопрос Ч не €вл€ютс€ ли великие корпоративные религиозные организации скорее прокл€тием, чем благословением относительно миссии тех —пасителей, во »м€ которых они созданы. Ќет такой религии, которой в большей или меньшей степени не угрожала бы подобна€ опасность. “ак что всегда есть потребность в новом —вете и новых —пасител€х, которые вновь утверждали бы древнюю и неизменную »стину. Ќо сначала »м необходимо устранить тот чуждый и сорный нарост, который забивает подлинное ѕровозвестие прежних —пасителей и ћудрецов. «атем это ѕровозвестие должно быть облачено в новое ќде€ние и послано, чтобы освобождать сердца людей до тех пор, пока со временем и его не постигнет та же судьба, и оно не затемнитс€ в свою очередь.

≈сли ученик нашел √уру, то важно, чтобы его высказывани€м удел€лось благоговейное внимание. ≈сли ученик не нашел такого √уру, Ч а большинство не находит, Ч тогда то же благоговение должно относитьс€ к высказывани€м тех ¬оплощений духовного —ознани€, какие он где-либо обнаружил в истории. ¬ажно не просто концептуальное значение слов таких Ћюдей. ‘ормулировки вполне могут быть и не самыми лучшими. Ќо между слов и в самих словах кроетс€ подлинное ѕровозвестие, которое отличаетс€ преображающей силой. »менно эту, более или менее скрытую ¬есть следует прин€ть без вс€кого сопротивлени€. Ќо хот€ такое принципиальное при€тие имеет большое значение, отсюда не следует, будто те пон€ти€, в которые облечена ¬есть, следует принимать слепо. »менно —мысл важен, а часто бывает, что верный —мысл облечен в несовершенные пон€ти€. “ак что со стороны ученика требуетс€ соединение различени€ с глубокой гибкостью во внутреннем смысле.

ѕомимо вышеуказанного есть и другие вспомогательные средства, которые, однако, различны по форме в разных системах воспитани€. Ќекоторые системы воспитани€ чрезвычайно аскетичны, другие Ч нет. ¬се это соответствует переменчивым нуждам и возможност€м разных индивидуумов. »бо то, что помогает открыть ѕуть дл€ одного, может не подходить дл€ другого. ≈сли индивидууму посчастливилось иметь личного √уру, тогда соответствующа€ помощь может быть оказана наиболее действенно в предписании специальных личных зан€тий. ≈сть один фактор, который всегда чрезвычайно полезен и называетс€ по-разному: Ђвли€ниеї, Ђприсутствиеї или Ђиндукци€ї. Ѕыть в присутствии „еловека, который отождествилс€ со —ветом, значит быть в поле —ознани€, которое имеет склонность до некоторой степени возбуждать в индивидууме соответствующее —ознание. ¬сегда следует иметь в виду, что с определенной точки зрени€ —ознание можно рассматривать, как энергию и что в этой области мы имеем событи€ или тенденции, которые более чем аналогичны некоторым свойствам электричества. —мысл Ђиндукцииї в данном случае аналогичен роли Ђвли€ни€ї »исуса, но отличаетс€ дополнительным преимуществом привнесени€ большей пон€тности, обусловленной нашим теперешним состо€нием научного знани€. »ндуцируемое сознание у воспринимающего индивидуума может быть чуть или сколь угодно выше его высокого интенсивного сознани€. ѕосле устранени€ присутстви€ индуцирующего —ознани€ свет индуцированного сознани€ может сохран€тьс€ на более или менее продолжительное врем€. Ќо повторные индукции имеют тенденцию, в конце концов, вызывать такие услови€, что скрытый и собственный внутренний свет симпатически приводитс€ в пульсацию, и таким образом, наконец, он как бы улавливаетс€ —ам по себе.  огда это происходит, человек утверждаетс€ в ¬ысшем «нании, перестава€ быть просто учеником.

¬ принципе индукции мы имеем необычайный инструмент дл€ вызова ѕробуждени€ ¬ысшего —ознани€, по крайней мере, у тех, кому не удаетс€ про€вить достаточное самосто€тельное усилие.

—трем€щимс€ к ќсвобождению следовало бы пользоватьс€ любой доступной возможностью, чтобы попасть в сферу вли€ни€ “ех, кто может служить такими центрами индукции. ѕрисутствие этих ÷ентров означает открытую возможность дл€ всех, кто находитс€ вблизи Ќих. ¬ то же врем€, чтобы добитьс€ лучших результатов, недостаточно простого пассивного присутстви€. ¬ дополнение к этому нужна активна€ устремленность к —вету. ¬се это аналогично возделыванию и поливу зерна, посе€нного —е€телем, и таким образом создает услови€, которые не допуст€т, чтобы посе€нное пропало даром.

 

47. ѕ–»–ќƒј ¬џ—Ў≈√ќ «ЌјЌ»я

 

7 сент€бр€

я нахожу неуклонным прогресс в закреплении моего внутреннего и внешнего сознани€. ѕознание приносит свои плоды, и нека€ ÷ель неизменно становитс€ все €снее. ѕоскольку € предпочел не оставл€ть сферу субъектно-объектного сознани€, то с все большей настойчивостью вы€вл€ютс€ контуры того, что мне надлежит сделать.

Ќесмотр€ на то, что совершили другие, все еще сохран€етс€ потребность в дальнейшем разъ€снении. ’от€ субъектно-объектное сознание ни в коем случае не может вместить “рансцендентное или  осмическое —ознание, тем не менее, рассмотрев с должным вниманием природу первого с признанием его пределов, можно намекнуть на ¬ысшее. »менно поэтому дл€ интеллектуально развитого ученика нет более практичного и важного зан€ти€, чем изучение эпистемологии, науки о природе и возможност€х знани€. ¬ажный итог такого изучени€ Ч признание того, что субъектно-объектное знание дает лишь познание некоторого рода; и что хот€ знание может развиватьс€ в этом направлении беспредельно, оно, тем не менее, сковано определенными ограничивающими рамками. » вот из глубин человеческого чувства или томлени€ возникают настойчивые вопросы, на которые никак нельз€ ответить в пределах относительного знани€. ¬опросы эти нельз€ игнорировать, ибо пока не будут найдены удовлетворительные ответы или не исчезнет проблема, человек не в состо€нии обрести подлинное счастье. ¬ этом отношении перед человеком стоит два варианта выбора: либо он примет пессимистическую точку зрени€, либо он прорветс€ к «нанию иного рода, где могут быть найдены эффективные решени€ и достигнуто подлинное —частье. ѕоскольку €, со своей стороны, шел последним путем, нашел ѕуть и достиг «нани€, которое дает удовлетворение, и поскольку € могу подтвердить ≈го реальность и эффективность, мне предоставлена возможность предложить реальную помощь тем, кто, естественно, следует тем же путем. јнализ внешних отношений Ч сферы, в которой столь выдел€ютс€ люди типа Ѕертрана –ассела, неоценим дл€ развити€ сил интеллекта. –аботу такого рода не следует презирать даже человеку с Ѕожественным —ознанием, если ќн не намерен уйти совсем из субъектно-объектного мира. ≈сли он остаетс€ действовать в этом мире, то понимание науки внешних отношений просто послужит ≈му, сделав ≈го более умелым и вразумительным. Ќо бесполезно делать вид, будто внешние отношени€ Ч это потолок. «нание их бессильно разрешить душевные проблемы. ≈сли у человека нет ничего более этого знани€, он обречен на пессимистическую безнадежность, завершив однажды дело, в котором стал искусен. »ммануил  ант останетс€ самым глубоким из западных философов, поскольку открыл дверь, ведущую на путь разумный и глубокий. ≈сли не ошибаюсь, Ѕертран –ассел как-то сказал, что в своих усили€х по самоанализу он никогда не был способен отыскать такую вещь, как Ђяї. Ќесомненно, он искал какой-то объект, но по общему признанию Ђяї не есть объект и, таким образом, не может быть обнаружено как таковой. ќднако эта неудача со стороны –ассела просто объ€сн€ет определенную бедность его философии, невзира€ на все его достоинства в иных отношени€х.  ант прав в своем основном тезисе, как бы ни ошибалс€ он в детал€х, ибо  ант знал это Ђяї, иначе он никогда бы не постиг —ознани€ „истой јпперцепции.

јбсолютно бесполезно оспаривать уверенность „еловека, достигшего —амопознани€. ћожно оспаривать лишь точность ≈го высказываний, но не ѕринципиальное «нание, которое стало принадлежать ≈му, или, вернее, с которым ќн отождествлен, поскольку ѕробудилс€ к ¬ысшему ”ровню. ¬овсе не €вл€етс€ невозможным, чтобы Ѕертран –ассел достиг столь же высокого уровн€, как и любой человек, ограниченный пределами субъектно-объектного множества и €вл€ющийс€, таким образом, специалистом в знании этого рода. ≈го критику точности нельз€ не прин€ть во внимание, тем не менее, она остаетс€ абсолютно бесполезной в том отношении, что не может оспаривать ‘ундаментальное «нание у „еловека, который ѕробудилс€ к новому уровню. ѕростой пример можно заимствовать из сферы обычного опыта. ѕредположим, что человек родилс€ слепым или что есть кака€-то раса, у которой не было развито чувство света. ƒл€ них видимый мир попросту не существовал бы. ƒопустим, что такой человек или такие люди развили нар€ду с другими чувствами острый интеллект, и что они вступили в контакт с людьми в равной степени разумными, но отличающимис€ способностью видеть. ѕредположим, далее, что они пытаютс€ отрицать дл€ зр€чих подлинность видимого мира.  аковы у них шансы убедить последних? ƒаже мало развитый человек, который видит, знает, вне вс€кого сомнени€, что видимый мир в каком-то смысле существует. ќн может неверно истолковывать или понимать его, но он определенно знает, что мир этот существует. ¬ такой же степени он определенно находитс€ на высшем уровне в сравнении с теми, кто никогда не имел органа зрени€. Ќезр€чее существо не в состо€нии успешно оспаривать факт видимого мира у тех, кто видит. “еперь предположим, что отношение изменилось и те, кто видит, пытаютс€ передать реальность своего мира незр€чему. ѕри помощи некоторых толкований, наподобие тех, которыми пользуютс€ в современной физике, можно было бы дать перекрестный перевод и дать пон€ть, что видимый мир существует, по крайней мере, дл€ разумных членов незр€чей группы. ѕоследние могли бы убедитьс€, что те, у кого действуют глаза, отличаютс€ некоторой особой способностью вследствие возможности видеть и знать в сфере, общей дл€ тех и других, способностью, которой незр€чие не обладают. Ќо непосредственную суть получаемого через зрение, как, например, Ч непосредственное воспри€тие света, Ч перевести нельз€. —кажем, все достоинства красоты, завис€щие в своем признании от зрени€, остались бы вне сферы понимани€ незр€чего.

¬ышесказанное дает хорошую иллюстрацию той бездны, котора€ отдел€ет ѕробужденного от сознани€ субъектно-объектного типа. Ќекоторые аспекты можно передать перекрестным переводом, но принципиальное свойство высшего сознани€ никак нельз€ уразуметь в рамках низшего.

„еловек может ѕробудитьс€ к ¬ысшему благодар€ скрытым возможност€м в самом себе. ќн никогда не поймет ¬ысшего в пределах более узкого и совершенно иного вида сознани€. “аким образом, человек должен подн€тьс€ или, скорее, родитьс€ вновь, если он хочет «нать.

ћы пришли теперь к одной очень важной необходимости. »ной раз ее зовут Ђнеобходимостью разучитьс€ тому, чему научилисьї. я нашел, что это самый т€жкий из всех видов подлинно необходимого аскетизма, но так покажетс€ не каждому. “ем не менее, в любом случае это неизбежно, и это так по причинам, которые нетрудно пон€ть. ”м, наполненный иде€ми, основанными на неадекватной или ложной точке зрени€, вначале должен быть освобожден от этих идей, прежде чем он сможет быть наполнен другими, которые более правильны. Ётот принцип применим не только при ѕереходе от субъектно-объектного знани€ к ѕробужденному —ознанию, но в равной мере и в самой субъектно-объектной сфере. “ак, некотора€ сторона воспитани€ компетентного ученого-физика состоит в развитии способности быть настолько беспристрастным относительно предубеждений, чтобы в случае необходимости их легко можно было отбросить. –азвитие физики за последние сорок лет потребовало в необычайной степени замещени€ старых пон€тий новыми. ≈сли бы физики как класс не в состо€нии были отучитьс€ от прежних физических пон€тий, когда факты открывали неадекватность последних, мы никогда не приобрели бы нашего теперешнего знани€ о лучистом и субатомном состо€нии материи. “еперь, когда мы пришли к ѕереходу к “рансцендентному или  осмическому —ознанию, эта необходимость разучитьс€ стала гораздо более важной, и метод этот применим в гораздо более широком смысле. —лишком косна€ приверженность к предубеждени€м €вл€етс€ барьером к ѕознанию. »з-за такой приверженности ум св€зан таким образом, что это мешает ему обратитьс€ к новому основанию. “ак что идей субъектно-объектного типа нужно придерживатьс€ беспристрастно.

ќднако разумное применение этого метода не подразумевает, что изучающий начнет систематически отбрасывать все знание, которое у него есть. Ёто скорее значит придерживатьс€ этого знани€ так, чтобы оно вольно было рассе€тьс€, едва большее понимание докажет его недостаточность. »ными словами, мы можем сказать, что принцип состоит в том, чтобы сн€ть все путы (силки) с ѕтицы »стины, и пусть сочувственное влечение будет единственными путами. »стина сама вьет —ебе гнездо в восприимчивом уме. ≈е не нужно удерживать.  роме того, истина неу€звима и, следовательно, не нуждаетс€ в защите. „тобы стать €сной, она требует лишь демонстрации. “аким образом, всегда надлежит искать »стину и быть чутким к Ќей, но не пытатьс€ закрепить ее каким-то стойким предвз€тым мнением о том, что она есть. ѕрежние представлени€ сыграли свою роль, подготовив путь к более точному пониманию, но, сослужив свою службу, должны быть сн€ты, как леса, облегчающие постройку здани€.

ѕереход к ѕробужденному —ознанию Ч это переворот  оперника, который не только мен€ет сущностный уровень данного индивидуума, но и все его отношение к субъектно-объектному миру.  огда  оперник продемонстрировал большие возможности, открываемые прин€тием —олнца, а не «емли за центр —олнечной системы, мир как эмпирический факт не был уничтожен, но его отношение и значение внутри целого в корне изменилось. Ёто изменение, хот€ оно и воздействовало самым непосредственным образом на астрономию, вызвало побочные эффекты с ответвлени€ми, далеко уход€щими в разные сферы общественной жизни. Ёто изменение вызвало необычайную €сность по поводу многих жизненно важных проблем, которые были прежде довольно темными. “акую перемену включает в себ€ и ѕробуждение, только в гораздо более радикальном смысле.  огда ќно наступает, это действует на всю жизнь индивидуума, и одно из следствий такого вли€ни€ Ч про€снение и устранение огромного множества не€сностей. Ёто настолько значительно, что если ѕробужденный человек предпочтет направить свои силы в субъектно-объектную сферу, то в какой бы области он ни сосредоточил свое внимание, у него больше возможностей в сравнении с теми, кто не имеет преимуществ его кругозора. “еперь он способен смотреть сверху вниз на вещи в их взаимоотношени€х, не вовлека€сь в эти отношени€. ¬ысшее умение в управлении, бизнесе, изобретательстве, науке, религии, искусстве и т. д. Ч в его власти и ограничено лишь возможност€ми его личного аппарата. Ќо прежде чем человек сможет воздействовать на эти отношени€ сверху, он должен разорвать свою зависимость от этих отношений; отчасти это и имеетс€ в виду под советом разучитьс€ тому, чему научились.

»з вышесказанного, однако, не следует, что все прежде приобретенное знание будет признано ложным. ¬ большей или меньшей степени ѕознавший все еще будет в состо€нии признать его верным. Ќо смысл этого знани€ изменитс€ в корне, и такой человек способен будет соедин€ть вместе стороны, которые прежде казались несовместимыми. ќн находитс€ как бы вне и выше Ђ»грыї и, таким образом, может играть рукой мастера.

’от€ с высшей точки зрени€ относительное или субъективное знание полностью превзойдено и больше не предоставл€ет пол€ действи€, отсюда не следует, что в свое врем€ оно не послужило полезной цели. ¬ субъектно-объектной сфере человек делает некоторое обобщение, без которого невозможно ѕознание как сознательное достижение. ќбучение субъектно-объектному знанию служит чем-то вроде лесов при строительстве здани€.  огда здание готово, леса могут и должны быть убраны, так как они перестают представл€ть какую-либо ценность. “еперь человек может войти в здание, которое в данном случае символизирует “рансцендентное или  осмическое —ознание. ќднако леса не разрушают, когда на них еще стоит рабочий. “ак, „еловек —острадательный, который находит ќзарение готовым и затем уходит в Ќего, оставит леса сто€ть, пока все прочие подобным же образом не остав€т их и не войдут внутрь.

 

 

48. ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈ «јѕ»—»

 

8 сент€бр€

 

— течением времени € чувствую радикальное изменение всего отношени€ к жизни. Ѕольшую часть моей жизни фокус сознани€ был сосредоточен на проникновении внутрь, с главным акцентом на понимании.  ак многие другие, € поступил в колледж с намерением сделать карьеру в сфере юриспруденции, но на общеобразовательных курсах в качестве основного предмета выбрал чистую математику, так как именно к этому предмету относилась мо€ сама€ больша€ интеллектуальна€ любовь. ƒалее, до и на прот€жении всего этого периода поиск соответствующих религиозных ценностей продолжалс€ Ђпарри пассуї (попутно). я порвал с ортодоксальной церковью, наход€ ее крайне бесплодной в отношении познавательных достоинств и слабой в том, что она предлагала чувству. ¬последствии € пон€л, что каким-то образом выбрал путь обучени€, почти идеальный дл€ моих индивидуальных целей. ¬ математике, дополненной философией и психологией, € нашел то, что обычно дает человеку религи€. я осознал в этом присутствие реальности в форме необычайной чистоты, и предел внутреннего проникновени€, которого € тогда достиг, хот€ мне и недоставало соответствующего понимани€ и различени€, не был превзойден с тех пор никогда, вплоть до седьмого числа прошлого мес€ца. я скоро утратил интерес к профессии юриста, тогда как естественные науки удерживали мое внимание только как момент вспомогательный. ѕостепенно € отказалс€ от идеи сделать карьеру, хот€ почти достиг внешнего признани€, которое принесла бы мне служба. Ќа самом же деле € просто отказалс€ от достижени€ в данном направлении, когда извлек из него все самое важное и требовалось нечто иное, чтобы двигатьс€ к главной цели.  огда это произошло, то, как будто не осталось ни энергии, ни честолюби€ на завершение структуры прежних частичных достижений. ѕо истечении п€ти лет сосредоточенности на математике интерес переключилс€ на философию. “о, чего € достиг благодар€ математике на €зыке символов Ч а это был редкий уровень сознани€, Ч должна была дополнить философи€, так чтобы это могло стать €сным дл€ понимани€. ‘илософи€ добавила способность размышлени€ и сосредоточени€ к чистому свету математики. ѕо истечении семи лет € обнаружил, что узрел пределы, до которых доходит наше теперешнее эгоистическое сознание, и нашел также предзнаменование —ознани€ иного рода, где единственно и можно было, как будто найти разрешение антиномий (противоречий) субъектно-объектного сознани€. Ёто сделало необходимым поиск иного рода. ¬нимание мое отвлеклось от академического мира, и € отказалс€ от профессии, не вполне понима€, что делаю. Ётот новый поиск требовал, или как будто требовал, спуститьс€ с пункта, наход€щегос€ на благородной горной цепи, и длительного перехода через долины, включа€ некоторые меньшие и малознакомые горные пики. Ќо через много лет € достиг подножи€ гораздо более величественных гор, вершины которых были скрыты за окутывающими их облаками. “ут € взбиралс€ снова, добравшись, наконец, до облаков, и мельком увидев через их разрывы проблески ¬ысшего. “огда уже больше не карабка€сь мучительно, но как бы подн€вшись мгновенно, силой какой-то внутренней левитации, € пронизал облака на безграничной высоте и обнаружил, что их кажущийс€ мрак преобразилс€ в —вет нового рода. ѕоиск был кончен.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

2011 - | 1951 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.