Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√руппа неустойчивых психопатов




Ётот термин недостаточно точен и разными психиатрами употреб≠л€етс€ не в одинаковом объеме. ћы предпочитаем не расшир€ть чрезмерно его значени€ и границ и обозначить им только тех душевно неглубоких, слабохарактерных людей, которые легко подпадают под вли€ние среды, особенно дурной и, увлекаемые примерами това≠рищей или нравами, господствующими в их профессиональном окружении (военна€ среда прежнего времени, литературна€ богема и пр.), спиваютс€, делаютс€ картежниками, растратчиками, а то так и мелкими мошенниками, дл€ того чтобы в конце концов очутитьс€ Ђна днеї. Ѕольшею частью это люди Ђне холодныеї и Ђне гор€чиеї, без больших интересов, без глубоких прив€занностей, недурные товарищи, часто очень милые собеседники, люди компанейские, скучающие в одиночестве и обыкновенно берущие пример со своих более €рких при€телей (Milieumenschen). ¬ среде, где не в обычае употребление спиртных напитков, а систематический труд €вл€етс€ общей привычкой, они идут в ногу с другими и в общем оказы≠ваютс€ нисколько не хуже средних людей, ни в какую сторону не выдел€€сь из них ни своим умственным уровнем, ни своими интере-


сами и нравственными качествами. ћожет быть, от времени до времени они вызывают неудовольствие окружающих своей бес≠пор€дочностью, неаккуратностью, а особенно ленью. Ќад ними как говоритс€, надо вечно сто€ть с палкой, их надо понукать, бранить или ободр€ть, смотр€ по обсто€тельствам. Ћегко вдохнов≠л€ющиес€, они легко иї остывают, далеко не всегда оканчива€ начатое ими дело, особенно если их предоставили себе. »х не≠счастие Ч наркотические средства, особенно вино, под вли€нием которого они часто делаютс€ неузнаваемыми, как будто кто-то подменил того милого человека, с которым так при€тно было иметь дело, когда он был трезв: из доброго, услужливого и уступчивого он делаетс€ грубым, дерзким, эгоистичным, даже больше Ч бес≠сердечным, способным в один день пропить все свое жалованье, на которое семь€ должна была бы существовать целый мес€ц, унести из дома и продать последнюю одежду жены и детей и т. д. ѕротрез≠вившись, он будет горько раскаиватьс€ в своих поступках, перейдет вс€кую границу в самообвинени€х, но не преминет пожаловатьс€ на случайно сложившиес€ обсто€тельства, на то, что его, человека с запросами и способност€ми, Ђзаела средаї. “акие люди невольно вызывают сочувствие и желание им помочь, но оказываемое со≠действие редко идет впрок: стоит на короткое врем€ предоставить такого человека самому себе, как он уже, оказываетс€, все спустил, все пропил, проиграл в карты, попал к тому же в какой-нибудь крупный скандал, заразилс€ венерической болезнью и т. д., и т. д. “олько в услови€х посто€нной опеки, в услови€х организованной среды, наход€сь под давлением сурового жизненного уклада или в руках человека с сильной волей, не спускающего его с глаз, может подобного рода психопат существовать благополучно и быть полезным членом общества. (...)

√–”ѕѕј јЌ“»—ќ÷»јЋ№Ќџ’ ѕ—»’ќѕј“ќ¬

(...) —уществуют психопаты, главной бросающейс€ в глаза особенностью которых €вл€ютс€ резко выраженные моральные дефекты. Ёто люди, страдающие частичной эмоциональной тупостью, именно отсутствием социальных эмоций: чувство симпатии к окру≠жающим и сознание долга по отношению к обществу у них обыкно≠венно полностью отсутствует; у них нет ни чести, ни стыда, они равнодушны к похвале и порицанию, они не могут приспособитьс€ к правилам общежити€. ѕочти всегда это Ч субъекты, во-первых, лживые Ч не из потребности порисоватьс€ и пофантазировать, а исключительно дл€ маскировки инстинктов и намерений, а во-вторых Ч ленивые и неспособные ни к какому регул€рному труду. »скать у них сколько-нибудь выраженных духовных интересов не приходитс€, зато они отличаютс€ большой любовью к чувственным наслаждени€м: почти всегда это лакомки, сластолюбцы, развратники. „аще всего они не просто Ђхолодныї, а и жестоки. √рубые и злые, они очень рано, с детства обнаруживают себ€ сначала своей

склонностью к мучительству животных и поразительным отсутст≠вием прив€занности к самым близким люд€м (даже к матери), а затем своим как бы умышленно бесцеремонным нежеланием считатьс€ с самыми минимальными неудобствами окружающих. ќни способны из-за пуст€ка плюнуть матери в лицо, начать за столом громко бранитьс€ площадной бранью, бить окна, посуду, мебель при самой незначительной ссоре, и все это не столько вследствие чрезмерного гневного возбуждени€, сколько из желани€ досадить окружающим. »ногда они питают т€желую злобную ненависть и жажду мести по отношению к тем из близких (чаще всего к отцу), которые стрем€тс€ держать их в определенных рамках и про€вл€ют по отношению к ним строгость; в таких случа€х дело может дойти и до убийства. —теснение своей свободы они вообще перенос€т плохо и поэтому как правило рано оставл€ют дом и семью; при отсутствии прив€занностей жизнь в домашней обстановке означает дл€ них только р€д несносных ограничений и невозможность развернуть в полной мере свои своеобразные наклонности. (...) Ќадо сказать, что описываема€ психопати€ обнимает очень широкую группу лиц во многом различного склада.  роме основного типа, отличающегос€ чертами, близкими к эпилеп-тоидам (люди грубые, жестокие и злобные), среди них встречаютс€ и Ђхолодныеї, бездушные резонеры, родственные шизоидам субъ≠екты, у которых хорошо действующий рассудок всегда наготове дл€ того, чтобы оправдывать, объ€сн€ть их Ђдурныеї поступки. (...)

√–”ѕѕј  ќЌ—“»“”÷»ќЌјЋ№Ќќ-√Ћ”ѕџ’

(...) ѕодобного рода люди иногда хорошо учатс€ (у них сплошь и р€дом хороша€ пам€ть) не только в средней, но даже и в высшей школе: когда же они вступают в жизнь, когда им приходитс€ примен€ть их знани€ к действительности, про€вл€ть известную инициативу, они оказываютс€ совершенно бесплодными. ќни умеют себ€ Ђдержать в обществеї, говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не про€вл€ют никакой оригинальности (отсюда выражение ЂSalon blodsinnї Ч салонное слабоумие).... ќни хорошо справл€ютс€ с жизнью лишь в определенных, узких, давно уста≠новленных рамках домашнего обихода и материального благо≠получи€. — другой стороны, сюда относ€тс€ и элементарно простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справл€ющиес€ с несложными требовани€ми какого-нибудь ремесла, иногда даже без больших недоразумений работающие в торговле, даже в администрации. ќдной из отличительных черт конститу-ционально-ограниченных €вл€етс€ их больша€ внушаемость, их посто€нна€ готовность подчин€тьс€ голосу большинства, Ђобщест≠венному мнениюї (Ђчто станет говорить кн€гин€ ћари€ јлексе≠евна!ї); этоЧлюди шаблона, банальности, моды, это тоже люди среды, но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопа≠ты: там люди идут за €рким примером этой среды, за Ђпорокомї,


а здесь, напротив, Ч за благонравием.  онституционально-ограни-ченные психопаты всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатс€ за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и бо€тс€ всего нового. Ёто Ч те Ђнормальныеї люди, о которых  юльер говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей (demi-fous), цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Ёто те Ђнормальныеї люди, которых ‘ерри сравнивает с готовым платьем из больших магазинов;

здесь действует только закон подражани€. (...)

  конституционально-глупым надо отнести также и тех свое≠образных субъектов, которые отличаютс€ большим самомнением и которые с высокопарным торжественным видом изрекают общие места или не имеющие никакого смысла витиеватые фразы, пред≠ставл€ющие набор пышных слов без содержани€ (хороший обра≠зец Ч правда, в шаржированном, карикатурном виде Ч изречени€  озьмы ѕруткова). ћожет быть, здесь же надо упом€нуть и о некоторых резонерах, стремление которых иметь о всем свое суждение ведет к грубейшим ошибкам, к высказыванию в качестве истин нелепых сентенций, имеющих в основе игнорирование элементарных логических требований. Ќе лишнее подчеркнуть, что по отношению ко многим видам конституциональной глупости подтверждаетс€ изречение знаменитого немецкого психиатра, что они могут, умеют больше, чем знают..., в результате чего в грубо элементарной жизни они часто оказываютс€ даже более приспо≠собленными, чем так называемые умные люди.

Ќаконец, нельз€ не упом€нуть здесь также и об отношении, существующем между психопатией и гениальностью (или высокой одаренностью). «десь надо исходить из того факта, что в нерезко выраженной форме те или другие психопатическще особенности присущи почти всем и Ђнормальнымї люд€м.  ак правило, чем резче выражена индивидуальность, тем €рче станов€тс€ и свой≠ственные ей психопатические черты. Ќемудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказываетс€ довольно значительным. „тобы правильно оценить это обсто€тельство, надо еще помнить, что в создании гениального произведени€ принимают участие два фактора: среда (эпоха) и творческа€ личность. „то многие психопаты именно благодар€ своим психопатическим особенност€м должны быть гораздо более чуткими к запросам эпохи, чем так называемые нормальные люди, после сказанного пон€тно само собой. »сторию интересует только творение и, главным образом, те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреход€щий характер, “ворческа€ личность, отступа€ перед историей на задний план,

по своей биологической ценности вовсе не должна об€зательно иметь то же положительное значение, какое объективно принадлежит в соответствующей области ее творению. —пор о том, представл€ет ли гениальна€ личность €вление дегенерации или прогенерации, по существу бесплоден и €вл€етс€ в значительной мере резуль≠татом незакономерного смешени€ биологической и социологической точек зрени€.


—тендаль (Stendhal)/псевдоним; наст. им€ и фамили€ јнри ћари Ѕейль (¬еу1е)/(23 €нвар€ 1783Ч23 марта 1842) Ч французский писатель, сто≠ронник философии просвещени€. ѕодлинную славу —тендалю принесло его мастерство глубоко реалистического описани€ тончайших душевных дви≠жений человека (Ђ расное и черноеї, 1831), социальна€ острота гротеска (ЂЋюсьен Ћевейї, 1836), поиск сильных и цельных характеров (Ђѕармска€ обительї, 1839; Ђ»таль€нские хроники, 30-е гг.ї), сатирический показ совре≠менного ему французского аристокра≠тического и буржуазного общества (Ђ«аписки туристаї, 1838).

¬ насто€щий сборник включены извле≠чени€ из трактата —тендал€ Ђќ любвиї (1822), который €вилс€ одним из пер≠вых в европейской литературе опытов конкретно-психологического анализа сложных феноменов духовной жизни человека.

Ћитература: ѕрево ∆. —тендаль. ћ.-Ћ., 1960; ‘ р и д я. —тендаль. ќчерк жизни и творчества, 2-е изд. ћ., 1967; –е изо в Ѕ. √. —тендаль. √оды учени€. Ћ., 1968;

его же: —тендаль. ‘илософи€ ис≠тории. ѕолитика. Ёстетика. Ћ., 1974.

—тендаль

ќ ЋёЅ¬»'

√лава 1

я пытаюсь дать себе отчет в этой страсти, вс€кое искреннее про€вление которой носит печать прекрасного. ≈сть четыре рода любви:

1. Ћюбовь-страсть: любовь португальной монахини2, любовь Ёлоизы к јбел€ру, любовь капитана ¬езел€, любовь жандарма в „енто.

2. Ћюбовь-влечение, которое царило в ѕариже в 1760 году и которое можно найти в мемуарах и романах этого времени Ч у  ребильона, Ћозена, ƒюкло, ћармонтел€, Ўамфора, г-жи д'Ёпине и т. д., и т. д.

Ёто картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета, куда ничто непри€тное не должно вкрастьс€ ни под каким предлогом, потому что это было бы нарушением верности обычаю, хорошему тону, такту и т. д. „еловеку хорошего происхождени€ заранее известны все приемы, которые он употребит и с которыми столкнетс€ в различных фазисах этой любви; в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она часто бывает из€щнее

' —тендаль. —обр. сочинений в 15 томах, т. 4. ћ., 1959, с. 363Ч386. 2 —тендаль имеет в виду Ђѕисьма португальской монахиниї Ч собрание пылких любовных писем монахини ћарианны јлькафорадо, изданное в 1669 г.

насто€щей любви, ибо ума в ней много; это холодна€ и красива€ миниатюра по сравнению с картиной одного из  аррачи, и в то врем€, как любовь-страсть заставл€ет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь-влечение всегда умеет приноравли≠ватьс€ к ним. ѕравда, если отн€ть у этой бедной любви тщеславие, от нее почти ничего не останетс€; лишенна€ тщеслави€, она становитс€ выздоравливающим, который до того ослабел, что едва может ходить.

3. ‘изическа€ любовь.

ѕодстеречь на охоте красивую и свежую кресть€нку, убегающую в лес. ¬сем знакома любовь, основанна€ на удовольстви€х этого рода; какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека, в шестнадцатьзлет он начинает с этого.

4. Ћюбовь-тщеславие.

ќгромное большинство мужчин, особенно во ‘ранции, желают обладать и обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека;

более или менее польщенное, более или менее возбужденное, тщеславие рождает порывы восторга. »ной раз, но далеко не всегда, тут есть физическа€ любовь; часто нет даже физического удо≠вольстви€. Ђ¬ глазах буржуа герцогине никогда не бывает больше тридцати летї, Ч говорила герцогин€ де Ўон, а люди, близкие ко двору корол€ Ћюдовика √олландского, этого справедливого человека, до сих пор еще улыбаютс€, вспомина€ об одной хорошенькой женщине из √ааги, не решавшейс€ не найти очаро≠вательным мужчину, если он был герцог или принц. Ќо, соблюда€ верность монархическому принципу, она, едва лишь при дворе по€вл€лс€ принц, тотчас давала отставку герцогу. (...)

√ л а в а II. ќ зарождении любви

¬от что происходит в душе:

1. ¬осхищение.

2. „еловек думает: Ђ акое наслаждение целовать ее, получать от нее поцелуй!ї и т. д.

3. Ќадежда.

Ќачинаетс€ изучение совершенства; чтобы получить возможно большее физическое наслаждение, женщине следовало бы отдаватьс€ именно в этот момент. ƒаже у самых сдержанных женщин глаза краснеют в миг надежды; страсть так сильна, наслаждение на≠столько живо, что оно про€вл€етс€ в разительных признаках.

4. Ћюбовь зародилась.

Ћюбить Ч значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, ос€заешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком рассто€нии существо, которое ты любишь и которое любит теб€.

5. Ќачинаетс€ перва€ кристаллизаци€.

Ќам доставл€ет удовольствие украшать тыс€чью совершенств


женщину, в любви которой мы уверены; мы с бесконечной радостью перебираем подробности нашего блаженства. Ёто сводитс€ к тому, что мы преувеличиваем великолепное досто€ние, которое упало нам с неба, которого мы еще не знаем и в обладании которым мы уверены.

ƒайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите.

¬ сол€ных коп€х «альцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюс€ за зиму; два или три мес€ца спуст€ ее извлекают оттуда, покрытую блест€щими кристаллами;

даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать.

“о, что € называю кристаллизацией, есть особа€ де€тельность ума, который из всего, с чем он сталкиваетс€, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами.

ѕутешественник рассказывает о прохладе апельсиновых рощ в √енуе, на берегу мор€, в знойные дни; как при€тно вкушать эту прохладу вместе с нею!

ќдин из ваших друзей сломал себе на охоте руку; как сладостно пользоватьс€ уходом женщины, которую любишь! Ѕыть всегда с ней и непрерывно видеть, что она любит теб€; да это заставило бы чуть ли не благословл€ть страдание! », вз€в за отправную точку сломанную руку друга, вы перестаете сомневатьс€ в ангель≠ской доброте возлюбленной. ќдним словом, достаточно подумать о каком-нибудь достоинстве, чтобы найти его в любимом существе.

Ёто €вление, которое € позвол€ю себе назвать кристаллизацией, исходит от природы, повелевающей нам наслаждатьс€ и застав≠л€ющей кровь приливать к мозгу от чувств, что наслаждени€ усиливаютс€ вместе с увеличением достоинств предмета нашей любви, о котором мы думаем: Ђќна мо€ї. ƒикарь не успевает ступить дальше первого шага. Ќаслаждение он испытывает; но де€тельность его мозга тратитс€ на погоню за ланью, котора€ убегает в лес, между тем как он должен как можно скорее восстановить свои силы с помощью ее м€са, чтобы не погибнуть от секиры врага.

Ќа вершине цивилизации, € не сомневаюсь, женщины с нежной душой доход€т до того, что испытывают физическое удовольствие только с мужчинами, которых они люб€т3. Ёто полна€ противо≠положность дикарю. Ќо у цивилизованных народов женщины пользуютс€ досугом, а дикари так поглощены своими делами, что им приходитс€ обращатьс€ со своими самками, как с вьючными животными. ≈сли самки многих животных более счастливы, то лишь потому, что самцы их более обеспечены всем необходимым.

Ќо оставим леса и вернемс€ в ѕариж. —трастный человек видит в любимом существе все совершенства; однако внимание

3 ≈сли эта особенность не наблюдаетс€ у мужчин, то это происходит оттого, что им не приходитс€ жертвовать с-шдливостью ради одного мгновени€.

его еще может рассе€тьс€, ибо душа пресыщаетс€ всем, что одно≠образно, даже полным счастьем4.

¬от что происходит тогда дл€ фиксации внимани€:

6. –ождаетс€ сомнение.

ѕосле дес€ти-двенадцати взгл€дов или любого другого р€да действий, которые могут продолжатьс€ либо один миг, либо не≠сколько дней, Ч действий, сперва вселивших, а потом и укрепивших надежду, влюбленный, опомнившись после первой минуты удивлени€ и привыкнув к своему счастью или следу€ теории, всегда основы≠вающейс€ на наиболее распространенных случа€х и потому касаю≠щейс€ лишь доступных женщин, влюбленный, говорю €, требует более реальных доказательств и жаждет ускорить свое счастье.

≈сли он выказывает чрезмерную самоуверенность, ему противо≠поставл€ют равнодушие5, холодность или даже гнев; во ‘ранции Ч легкую иронию, котора€ как будто говорит: Ђ¬ам кажетс€, что вы достигли большего, чем это есть на самом делеї. ∆енщина ведет себ€ так либо потому, что она пробуждаетс€ от мгновенного опь€нени€ и повинуетс€ стыдливости, либо потому, что боитс€ насили€, либо просто из осторожности или кокетства.

¬любленный начинает сомневатьс€ в счастье, казавшемс€ ему близким; он строго пересматривает основани€ дл€ надежды, которые ему чудились.

ќн хочет вознаградить себ€ другими радост€ми жизни и обна≠руживает их исчезновение. Ѕо€знь ужасного несчасть€ овладевает им, а вместе с этой бо€знью по€вл€етс€ и глубокое внимание.

7. ¬тора€ кристаллизаци€.

“огда начинаетс€ втора€ кристаллизаци€, образующа€ в качестве алмазов подтверждение мысли:

Ђќна мен€ любитї.

 аждый четверть часа ночи, наступающей после зарождени€ сомнений, пережив минуту страшного гор€, влюбленный говорит себе: Ђƒа, она мен€ любитї; и кристаллизаци€ "работает над открытием новых очарований; потом сомнение с блуждающим взором овладевает им и резко останавливает его. √рудь его забывает дышать; он спрашивает себ€: ЂЌо любит ли она мен€?ї. ¬о врем€ всех этих мучительных и сладостных колебаний бедный влюбленный живо чувствует: Ђќна дала бы мне наслаждение, которое может дать только она одна во всем миреї.

»менно очевидность этой истины, эта прогулка по самому краю ужасной бездны и в то же врем€ соприкосновение с полным счастьем дает такое преимущество второй кристаллизации над первой.

4 Ёто значит, что один и тот же оттенок жизни дает лишь мгновение полного счасть€, но поведение страстного человека мен€етс€ по дес€ть раз в день.

5 “о, что романы XVII века называли внезапной вспышкой, решающей судьбу геро€ и его возлюбленной, есть движение души, затасканное бесконечным числом бумагомарателей, но от этого не менее существующее в природе; оно происходит от невозможности долго вести оборону Ћюб€ща€ женщина слишком счастлива чувством, которое она испытывает, чтобы быть в состо€нии искусно притворитьс€;

благоразумие ей надоедает, она пренебрегает вс€кой осторожностью и слепо отдаетс€ счастью любви. Ќедоверие делает внезапную вспышку невозможной.


¬любленный непрерывно блуждает между трем€ мысл€ми:

1. ¬ ней все совершенства.

2. ќна мен€ любит.

3.  ак добитьс€ от нее величайшего доказательства любви, какое только возможно?

—амый мучительный миг еще молодой любви тот, когда влюб≠ленный замечает, что им сделано неправильное умозаключение и приходитс€ разрушать целую гроздь кристаллов.

ќн начинает сомневатьс€ в самой кристаллизации. (...)

√лава IV.

¬ душе совершенно не затронутой, у молодой девушки, живущей в уединенном замке, в деревенской глуши, легкое удивление может перейти в легкий восторг, и, если по€витс€ еще хоть сама€ незначительна€ надежда, она породит любовь и кристаллизацию.

¬ этом случае любовь привлекает прежде всего своей зани≠мательностью.

”дивлению и надежде сильнейшим образом способствует по≠требность в любви и в тоске, свойственна€ шестнадцатилетнему возрасту. ƒостаточно известно, что беспокойство в такие годы есть жажда любви и что отличительным признаком этой жажды служит отсутствие чрезмерной взыскательности к происхождению напитка, предложенного случаем.

ѕеречислим еще раз семь периодов любви; это:

1. ¬осхищение.

2.  акое наслаждение и т. д.

3. Ќадежда.

4. Ћюбовь родилась.

5. ѕерва€ кристаллизаци€.

6. ѕо€вл€ютс€ сомнени€.

7. ¬тора€ кристаллизаци€.

ћожет пройти год между є 1 и є 2.

ћес€ц Ч между є 2 и є 3; если надежда не спешит на помощь, человек незаметно дл€ себ€ отказываетс€ от є 2, как от чего-то принос€щего несчастье.

ћгновение ока Ч между є 3 и є 4.

ѕромежутка между є 4 и є 5 нет. »х может раздел€ть только наступивша€ близость.

ћежду є 5 и є 6 может пройти несколько дней в зависимости от степени настойчивости и от склонности человека к дерзанию;

промежутка нет между є 6 и 7. (...)

√лава VI. «альцбургска€ ветка

 ристаллизаци€ в любви почти никогда не прекращаетс€. ¬от ее истори€. ѕока еще не наступила близость с любимым существом, налицо кристаллизаци€ воображаемого разрешени€:

только воображением вы уверены, что данное достоинство существует в женщине, которую вы любите. ѕосле наступлени€ близости не≠прерывно возрождающиес€ опасени€ удаетс€ разрешить более действительным образом. “аким образом, счастье бывает однообраз≠но только в своем источнике. ” каждого дн€ свой особый цветок.

≈сли любима€ женщина уступает испытываемой страсти и, соверша€ огромную ошибку, убивает опасени€ пылкостью своих порывов6, кристаллизаци€ на врем€ приостанавливаетс€, но, тер€€ отчасти свою напр€женность, то есть свои опасени€, она приобретает прелесть полной непринужденности, безграничного довери€;

сладостна€ привычка скрадывает все жизненные горести и придает наслаждени€м повышенный интерес.

≈сли вас покинули, кристаллизаци€ начинаетс€ оп€ть, и каждый акт восхищени€, вид- каждой формы счасть€, которое она может дать и о котором вы уже больше не помышл€ли, приводит к мучи≠тельной мысли: ЂЁто столь пленительное счастье никогда уже не вернетс€ ко мне! » € утратила его по собственной вине!ї ≈сли вы ищете счасть€ в ощущени€х иного рода, ваше сердце отказываетс€ восприн€ть их. ѕравда, фантази€ ваша рисует реаль≠ные картины; она сажает вас на быстрого кон€ и мчит на охоту в ƒевонширские леса7, но вы видите, вы с очевидностью чувствуете, что это не доставило бы вам ни малейшего удовольстви€. ¬от опти≠ческий обман, который приводит к выстрелу из пистолета.

¬ игре есть тоже сво€ кристаллизаци€, вызванна€ предпола≠гаемым употреблением денег, которые вы выиграете. (...)

” ненависти есть сво€ кристаллизаци€: стоит лишь по€витьс€ надежде на месть, как снова вспыхивает ненависть.

≈сли вс€кое верование, в котором есть что-то противоразумное или недоказанное, всегда стремитс€ избрать своего главу среди самых неразумных людей, это оп€ть-таки одно из следствий кристаллизации.  ристаллизаци€ есть даже в математике (вспомним ньютонианцев 1740 года), в умах людей, которые не в состо€нии в любой момент представить себе всех звеньев доказательства того, во что они вер€т.

„тобы убедитьс€ в этом, проследите судьбу великих немецких философов, бессмертие которых, провозглашавшеес€ столько раз, никогда не длилось больше тридцати или сорока лет. (...)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 341 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2209 - | 2144 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.061 с.