Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќтражательно-оценочна€ функци€ эмоци€ 3 страница




Ќо какова бы ни была значимость действительного истощени€ сил, существенную роль в заболевании меланхолией всегда играют индивидуальные предрасположени€. Ћюди, бо€щиес€ действи€, часто не знают, что значит сделать усилие, они сразу же прекраща≠ют борьбу. Ёто люди скупые и экономные не только в том, что касаетс€ их денег, но и по отношению к своим силам. ќни склонны чрезмерно экономить и. совершать минимальные из возможных действий. Ёто робкие люди, которые давно привыкли всего бо€тьс€. (...)


ћы можем наблюдать, как постепенно образуетс€ эта эмоцио≠нальна€ реакци€ и как происходит, если можно так выразитьс€, воспитание меланхолии и страха действи€. ѕохоже, что в результате нескольких последовательных приступов меланхолии пациенты в совершенстве обучаютс€ ремеслу меланхолика. »х страх действи€ при переходе от первого приступа ко второму и третьему становитс€ все более изощренным. ¬ конце концов у них развиваетс€ страх перед жизнью, €вл€ющийс€ логическим завершением страха действи€. ќн сопровождаетс€ общим продолжительным состо€нием печали, по≠давл€ет все действи€, делает человека в€лым и может приводить к в высшей степени абсурдным действи€м и переживани€м.

ƒавайте же сделаем выводы. ћы рассмотрели страх действи€ у пациентов, демонстрирующих его в чрезмерной форме, но не следует забывать, что болезнь всего лишь преувеличивает €влени€, свой≠ственные каждому. »стинна€ меланхоли€, несомненно, €вл€етс€ за≠болеванием, но ведь печаль, даже в ее простейших формах, в конеч≠ном счете идентична меланхолии и содержит тот же самый страх дей≠стви€. —уществуют семьи, и даже целые попул€ции, испытывающие врем€ от времени периоды уныни€, печали и отвращени€ от действий. ƒавайте же помнить о том, что такие приступы печали не следует культивировать и называть поэтичными. ѕечаль всегда €вл€етс€ признаком слабости и в большинстве случаев привычки жить слабо. »сследовани€ в области патологической психологии показывают нам порочность печали и одновременно с этим служат доказатель≠ством весьма важного факта -Ч ценности радости и работы.

‘рейд (Freud) «игмунд (6 ма€ 1856 Ч 23 сент€бр€ 1939) Ч австрийский врач и психолог, основоположник психоана≠лиза. ѕрофессор (с 1902) ¬енского уни≠верситета. ѕосле присоединени€ јвст≠рии к нацистской √ермании был выслан » последние годы своей жизни жил з Ћондоне. ћожно выделить несколько периодов в развитии фрейдовского уче≠ни€. ѕервый период (1890Ч1897), представленный совместной работой ‘рейда с ». Ѕрейером Ђ»сследовани€ истерииї (1895), св€зан с выработкой так называемого катартического метода в лечении истерии ¬о второй период (1897Ч1914) ‘рейд отказываетс€ от применени€ гипноза и разрабатывает основной психоаналитический метод Ч метод свободных ассоциаций. ¬ это же врем€ формируютс€ основные положе≠ни€ фрейдовского учени€ о бессозна≠тельном: пон€тие о сопротивлении и уче≠ние о вытеснении, представление об образовании симптомов и психологии сновидений,представлени€ об основных типах влечений и стади€х их развити€ пон€тие так называемого Ђэдипова комплексаї и т. д. ѕринципиальное зна≠чение приобретает анализ так называе≠мого феномена перенесени€. ¬ третий период (после 1914 г) происход€т из≠менени€ и дополнени€ в учении о влечени€х: вводитс€- представление о двух основных влечени€х Ч ЂЁросеї и Ђ“анатосеї (влечение к смерти). ѕри≠нимает окончательный вид представле≠ние об основных инстанци€х личности:

Ђяї, Ђќної и Ђ—верх-яї. ¬ это врем€ у ‘рейда все чаще встречаютс€ философ-ско-мифологические спекул€ции, уже не опирающиес€ на его клинический опыт. ‘рейдовское учение в целом чрезвы≠чайно неоднородно и глубоко противо≠речиво. Ќар€ду с эвристичными ходами мысли оно содержит также и откровенно биологизаторские, редукцнонистские (особенно по отношению к сфере созна≠тельной и духовной жизни человека) и иррационалистические тенденции. —очинени€: Ћекции по введению в психоанализ, т. 1, 2. ћ., 1923; ћето≠дика и техника психоанализа. ћ., 1923;

“отем и табу. ћ.Чѕг, 1923; ѕсихо≠анализ детских неврозов. ћ., 1923; я и ќно. ћ.ЧЋ., 1924; ѕо ту сторому прин≠ципа удовольстви€. ћ., 1925; —трах. ћ., 1927.

Ћитератур а:¬олошинов¬. Ќ. ‘рейдизм. ћ., 1927;  леман  . Ѕ., Ѕ р ю н о ѕ., — э в Ћ. ћарксистска€ критика психоанализа. ћ., 1976.

3. ‘рейд

ѕ≈„јЋ№ » ћ≈ЋјЌ’ќЋ»я'

(...) ћеланхоли€, точное определение пон€ти€ которой не твердо и в описательной психиатрии, встречаетс€ в различных клинических формах, объединение которых в одну клиническую единицу не окон≠чательно установлено; и из них одни скорее похожи на соматические

' ‘ р е и д 3. ќсновные психологические теории в психоанализе. ћ.Чѕг., 1923, с. 174Ч186.


заболевани€, другие Ч на психогенные.  роме впечатлений, доступ≠ных вс€кому наблюдателю, наш материал ограничиваетс€ неболь≠шим количеством случаев, психогенна€ природа которых не подлежа≠ла никакому сомнению. ѕоэтому мы наперед отказываемс€ от вс€ких прит€заний на то, чтобы наши выводы относились бы ко всем случа≠€м, и утешаем себ€ соображением, что при помощи наших насто€щих методов исследовани€ мы едва ли можем что-нибудь найти, что не было бы типичным, если не дл€ целого класса заболеваний, то по крайней мере дл€ небольшой группы.

—опоставление меланхолии и печали оправдываетс€ общей карти≠ной обоих состо€ний.... “акже совпадают и поводы к обоим заболе≠вани€м, свод€щиес€ к вли€ни€м жизненных условий в тех случа€х, где удаетс€ установить эти поводы. ѕечаль €вл€етс€ всегда реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлеченного пон€ти€, как отечество, свобода, идеал и т. п. ѕод таким же вли€нием у некоторых лиц вместо печали наступает меланхоли€, отчего мы подозреваем их в болезненном предрасположении. ¬есьма замеча≠тельно также, что нам никогда не приходит в голову рассматривать печаль как болезненное состо€ние и предоставить ее врачу дл€ лечени€, хот€ она влечет за собой серьезные отступлени€ от нормаль≠ного поведени€ в жизни. ћы надеемс€ на то, что по истечении некото≠рого времени она будет преодолена, и считаем вмешательство нецеле≠сообразным и даже вредным.

ћеланхоли€ в психическом отношении отличаетс€ глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой вс€кой де€тельности и понижением самочувстви€, выражающимс€ в упреках и оскорбле≠ни€х по собственному адресу и нарастающим до бреда ожидани€ наказани€. Ёта картина становитс€ нам пон€тной, если мы прини≠маем во внимание, что теми же признаками отличаетс€ и печаль, за исключением только одного признака: при ней нет нарушени€ само≠чувстви€. ¬о всем остальном картина та же. “€жела€ печаль Ч реак≠ци€ на потерю любимого человека Ч отличаетс€ таким же страдаль≠ческим настроением, потерей интереса к внешнему миру, поскольку он не напоминает умершего, Ч потерей способности выбрать какой-нибудь новый объект любви, что значило бы заменить оплакиваемого, отказом от вс€кой де€тельности, не имеющей отношени€ к пам€ти умершего. ћы легко понимаем, что эта задержка и ограничение Ђ€ї €вл€ютс€ выражением исключительной погруженности в печаль, при которой не остаетс€ никаких интересов и никаких намерений дл€ чего-нибудь иного. —обственно говор€, такое поведение не кажетс€ нам патологическим только потому, что мы умеем его хорошо объ≠€снить.

ћы принимаем также сравнение, называющее настроение печали страдальческим. Ќам €сна станет правильность этого, если мы будем в состо€нии экономически охарактеризовать это страдание.

¬ чем же состоит работа, проделываема€ печалью? я полагаю, что не будет никакой нат€жки в том, если изобразить ее следующим об≠разом: исследование реальности показало, что любимого объекта

больше не существует, и реальность подсказывает требование отн€ть все либидо, св€занные с этим объектом. ѕротив этого поднимаетс€ вполне пон€тное сопротивление, Ч вообще нужно прин€ть во внима≠ние, что человек нелегко оставл€ет позиции либидо даже в том слу≠чае, когда ему предвидитс€ замена. Ёто сопротивление может быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект удер≠живаетс€ посредством галлюцинаюрного психоза, воплощающего желание.... ѕри нормальных услови€х победу одерживает уважение к реальности, но требование ее hp.может бьп-L немедленно испол≠нено. ќно приводитс€ в исполнение ча^т^но, при большой трате вре≠мени и энергии, а до того утер€нный объект продолжает существо≠вать психически.  аждое из воспоминаний и ижиданий, в которых либидо было св€зано с объектом, приостанавливаетс€, приобретает повышенную активную силу, и на нем совершаетс€ освобождение либидо. ќчень трудно указать и экономически обосновать, почему эта компромиссна€ работа требовани€ реальности, проведенна€ на всех этих отдельных воспоминани€х и ожидани€х, сопровождаетс€ такой исключительной душевной болью. «амечательно, что эта боль кажетс€ нам сама собою пон€тной. ‘актически же по окончании этой работы печали Ђ€ї становитс€ оп€ть свободным и освобожденным от задержек.

ѕрименим теперь к меланхолии то, что мы узнали о печали. ¬ целом р€де случаев совершенно очевидно, что и она может быть реакцией на потерю любимого человека. ѕри других поводах можно установить, что имела место более идеальна€ по своей природе потер€. ќбъект не умер реально, но утер€н как объект любви (на≠пример, случай оставленной невесты). ≈ще в других случа€х можно думать, что предположение о такой потере вполне правильно, но нельз€ точно установить, что именно было потер€но, и тем более мож≠но предполагать, что и сам больной не может €сно пон€ть, что именно он потер€л. Ётот случай может иметь место и тогда, когда больному известна потер€, вызвавша€ меланхолию, так как он знает, кого он лишилс€, но не знает, что в нем потер€л. “аким образом, нам кажетс€ естественным привести меланхолию в св€зь с потерей объек≠та, каким-то образом недоступной сознанию, в отличие от печали, при которой в потере нет ничего бессознательного.

ѕри печали мы нашли, что задержка и отсутствие интереса все≠цело объ€сн€ютс€ работой печали, полностью захватившей Ђ€ї. ѕодобна€ же внутренн€€ работа €витс€ следствием неизвестной потери при меланхолии, и потому она виновна в меланхолической задержке (Hemmung). ƒело только в том, что меланхолическа€ задержка производит на нас непон€тное впечатление, потому что мы не можем видеть, что именно так захватило всецело больных. ћелан≠холик показывает нам еще одну особенность, которой нет при печа≠ли, Ч необыкновенное понижение своего самочувстви€, огромное обеднение Ђ€ї. ѕри печали обеднел и опустел мир, при меланхо≠лии Ч само Ђ€ї. Ѕольной рисует нам свое Ђ€ї недостойным, ни к чему негодным, заслуживающим морального осуждени€, Ч он делает себе упреки, бранит себ€ и ждет отвержени€ и наказани€. ќн унижает

20S


себ€ перед каждым человеком, жалеет каждого из своих близких что тот св€зан с такой недостойной личностью. ” него нет представ≠лени€ о происшедшей с ним перемене, и он распростран€ет свою самокритику и на прошлое; он утверждает, что никогда не был лучше. Ёта картина преимущественно морального бреда преуменьшени€ дополн€етс€ бессонницей, отказом от пищи и в психологическом отношении очень замечательным преодолением влечени€, которое за≠ставл€ет все живущее цепл€тьс€ за жизнь.

 ак в научном, так и в терапевтическом отношении было бы одина≠ково бесцельно возражать больному, возвод€щему против своего Ђ€ї такие обвинени€. ¬ каком-нибудь отношении он должен быть прав, рассказыва€ нечто, что соответствует его представлению. Ќекоторые из его указаний мы должны немедленно подтвердить без вс€ких ограничений. ≈му действительно так чужды все интересы, он так неспособен любить и работать, как утверждает. Ќо, как мы знаем, это вторичное €вление, следствие внутренней, неизвестной нам работы, похожей на работу печали, поглощающей его Ђ€ї. ¬ некоторых других самообвинени€х он нам также кажетс€ пра≠вым, оценивающим насто€щее положение, только несколько более резко, чем другие немеланхолики. ≈сли он в повышенной само≠критике изображает себ€ мелочным, эгоистичным, неискренним, несамосто€тельным человеком, всегда стремившимс€ только к тому, чтобы скрывать свои слабости, то он, пожалуй, насколько нам известно, довольно близко подошел к самопознанию, и мы только спрашиваем себ€, почему нужно сперва заболеть, чтобы пон€ть та≠кую истину. ѕотому что не подлежит никакому сомнению, что тот, кто дошел до такой самооценки и выражает ее перед другими Ч оцен≠ки принца √амлета дл€ себ€ и дл€ всех других...,Чтот болен, независимо от того, говорит ли он правду или более или менее не≠справедлив к себе. Ќетрудно также заметить, что между величиной самоунижени€ и его реальным оправданием нет никакого соответ≠стви€. —лавна€, дельна€ и верна€ до сих пор женщина в припадке меланхолии буцет осуждать себ€ не меньше, чем действительно ничего не сто€ща€. » может быть, у первой больше шансов заболеть меланхолией, чем у второй, о которой мы не могли бы сказать ничего хорошего. Ќаконец, нам должно броситьс€ в глаза, что меланхолик ведет себ€ не совсем уж так, как нормально подавленный раска€нием и самоупреками. ” меланхолика нет стыда перед другими,'более всего характерного дл€ такого состо€ни€, или стыд не так уж резко про€вл€етс€. ” меланхолика можно, пожалуй, подчеркнуть состо€≠ние нав€зчивой сообщительности, наход€щей удовлетворение в самообнажении.

“аким образом, неважно, настолько ли прав меланхолик в своем мучительном самоунижении, что его самокритика совпадает с суждением о нем других. ¬ажнее то, что он правильно описы≠вает свое психологическое состо€ние. ќн потер€л самоуважение, и конечно, у него имеетс€ дл€ этого основание; во вс€ком случае тут перед нами противоречие, став€щее перед нами трудноразрешимую загадку. п-j ^н^логии с печалью, мы должны придти к заклю-

чению, что он утратил объект; из его слов вытекает, что его потер€ касаетс€ его собственного Ђ€ї.

–аньше, чем зан€тьс€ этим противоречием, остановимс€ на момент на том, что открываетс€ нам благодар€ заболеванию мелан≠холика в конституции человеческого Ђ€ї. ћы видим у него, как одна часть Ђ€ї противопоставл€етс€ другой, производит критическую оценку ее, делает ее как бы посторонним объектом. ¬се дальней≠шие наблюдени€ подтверд€т возникающие у нас предположени€, что отщепленна€ от Ђ€ї критическа€ инстанци€ про€вит свою самосто€≠тельность и при других обсто€тельствах. ћы найдем действительно достаточно основани€ отделить эту инстанцию от остального Ђ€ї. “о, с чем мы тут встречаемс€, представл€ет собой инстанцию, обыкно≠венно называемую совестью. ¬месте с цензурой сознани€ и исследо≠ванием реальности мы причислим ее к важнейшим образовани€м (Institutionen) и как-нибудь найдем доказательства тому, что эта инстанци€ может заболеть сама по себе. ¬ картине болезни мелан≠холика выступает на первый план в сравнении с другими жалобами нравственное недовольство собой; физическа€ немощь, уродство, слабость, социальна€ малоценность гораздо реже €вл€ютс€ пред≠метом самооценки; только обеднение занимает преимущественное положение среди опасений и утверждений больного.

ќбъ€снение указанному выше противоречию дает наблюдение, ко≠торое нетрудно сделать. ≈сли терпеливо выслушать разнообразные самообвинени€ меланхолика, то нельз€ не поддатьс€ впечатлению, что самые т€желые упреки часто очень мало подход€т к собствен≠ной личности больного, но при некоторых незначительных изменени€х легко применимы к какому-нибудь другому лицу, которое больной любил, любит или должен был любить. —колько раз ни провер€ешь положение дела Ч это предположение всегда подтверждаетс€. “аким образом получаешь в руки ключ к пониманию картины болез≠ни, открыв в самоупреках упреки по адресу любимого объекта, перенесенные с него на собственное Ђ€ї.

∆енщина, на словах жалеюща€ своего мужа за то, что он св€зан с такой негодной женой, хочет, собственно говор€, обвинить своего мужа в негодности, в каком бы смысле это ни понималось. Ќечего удивл€тьс€ тому, что среди обращенных на себ€ мнимых самоупреков вплетены некоторые насто€щие; они получили возможность высту≠пить на первый план, так как помогают прикрыть другие и способ≠ствуют искажению истинного положени€ вещей: они вытекают из борьбы за и против любви, поведшей к утрате любви. “еперь гораздо пон€тнее становитс€ и поведение больных. »х ∆алобы, представл€ют из себ€ обвинени€ (Anklagen) в прежнем смысле этого слова; они не стыд€тс€ и не скрываютс€, потому что все то унизительное, что они о себе говор€т, говоритс€ о других; они далеки от того, чтобы про≠€вить по огношению к окружающим покорность и смирение, кото≠рые соответствовали бы таким недостойным лицам, как они сами;

они, наоборот, в высшй степени сварливы, всегда как бы обижены, как будто по отношение к ним сделана больша€ несправедли≠вость. Ёто все возможно ^--"lUMV, что реакции их поведени€ исход€т

20?


еще из душевной направленности возмущени€, переведенного по≠средством особого процесса в меланхолическую подавленность.

ƒалее не представл€етс€ трудным реконструировать этот процесс. —начала имел место выбор объекта, прив€занность либидо к опреде≠ленному лицу; под вли€нием реального огорчени€ или разочарова≠ни€ со стороны любимого лица наступило потр€сение этой прив€зан≠ности к объекту. —ледствием этого было не нормальное отн€тие либидо от этого объекта и перенесение его на новый, а другой процесс, дл€ по€влени€ которого, по-видимому, необходимы многие услови€. ѕрив€занность к объекту оказалась малоустойчивой, она была унич≠тожена, но свободное либидо не было перенесено на другой объект, а возвращено к Ђ€ї. ќднако здесь оно не нашло какого-нибудь применени€, а послужило только к идентификации (отождествлению) Ђ€ї с оставленным объектом. “ень объекта пала таким образом на Ђ€ї, которое в этом случае рассматриваетс€ упом€нутой особен≠ной инстанцией так же, как оставленный объект. “аким образом, потер€ объекта превратилась в потерю Ђ€ї, и конфликт между Ђ€ї и любимым лицом превратилс€ в столкновение между критикой Ђ€ї и самим измененным, благодар€ отождествлению, Ђ€ї.

 ое-что из предпосылок и.результатов такого процесса можно непосредственно угадать. — одной стороны, должна была иметь место сильна€ фиксаци€ на любимом объекте, а с другой стороны Ч в противоречие с этим, небольша€ устойчивость прив€занности к объекту. Ёто противоречие, по верному замечанию ќ. Rank'a, по-ви≠димому, требует, чтобы выбор объекта был'сделан на нарцистиче-ской основе, так что в случае, если возникают преп€тстви€ прив€зан≠ности к объекту, эта прив€занность регрессирует к нарцизму. Ќарцистическое отождествление с объектом замен€ет тогда при≠в€занность к объекту, а это имеет следствием то, что, несмотр€ на конфликт с любимым лицом, любовна€ св€зь не должна быть прерва≠на. “ака€ замена любви к объекту идентификацией образует 'значи≠тельный механизм в нарцистических заболевани€х. (...)

ћеланхоли€ берет, таким образом, часть своих признаков у печа≠ли, а другую часть у процесса регрессии с нарцистического выбора объекта. — одной стороны, меланхоли€, как и печаль, €вл€етс€ реакцией на реальную потерю объекта любви, но, кроме того, она св€зана еще условием, отсутствующим при нормальной печали или превращающим ее в патологическую в тех случа€х, где присоедин€ет≠с€ это условие. ѕотер€ объекта любви представл€ет собой велико≠лепный повод, чтобы пробудить и про€вить амбивалентность любов≠ных отношений. “ам, где имеетс€ предрасположение к неврозам нав€зчивости, амбивалентный конфликт придает печали патологи≠ческий характер и заставл€ет ее про€витьс€ в форме само≠упреков в том, что сам виновен в потере любимого объекта, т. е. сам хотел ее. ¬ таких депресси€х при нав€зчивых неврозах после смерти любимого лица перед нами раскрываетс€ то, что совершает амбивалентный конфликт сам по себе, если при этом не принимает участи€ регрессивное отн€тие либидо. ѕоводы к заболеванию мелан≠холией большей частью не ограничиваютс€ €сным случаем потери

вследствие смерти и охватывают все положени€ огорчени€, обиды ц разочаровани€, благодар€ которым в отношени€ вт€гиваетс€ про≠тивоположность любви и ненависти или усиливаетс€ существующа€ амбивалентность. Ётот амбивалентный конфликт, иногда более реального, иногда более конституционного происхождени€, всегда за≠служивает внимани€ среди причин меланхолии. ≈сли любовь к объекту, от которой невозможно отказатьс€, в то врем€ как от самого объекта отказываютс€, нашла себе выход в нарцистическом отождествлении, то по отношению к этому объекту, служащему за≠меной, про€вл€етс€ ненависть, вследствие которой этот новый объект оскорбл€етс€, унижаетс€ и ему причин€етс€ страдание, и благодар€ этому страданию ненависть получает садистическое удовлетво≠рение. (...)

“олько этот садизм разрешает загадку склонности к самоубий≠ству, котора€ делает меланхолию такой интересной и такой опасной. ¬ первичном состо€нии, из которого исходит жизнь влечений, мы открыли такую огромную самовлюбленность Ђ€ї в страхе, возникаю≠щем при угрожающей жизни опасности; мы видим освобождение такого громадного нарцистического количества либидо, что мы не понимаем, как это Ђ€ї может пойти на самоуничтожение. ’от€ мы уж давно знали, что ни один невротик не испытывает стремле≠ни€ к самоубийству, не исход€ из импульса убить другого, обращен≠ного на самого себ€. Ќо все же оставалось непон€тным, благо≠дар€ игре каких сил такое намерение может превратитьс€ в по≠ступок. “еперь анализ меланхолии показывает нам, что Ђ€ї может /себ€ убить только тогда, если благодар€ обращению прив€занности к объектам на себ€, оно относитс€ к себе самому как к объекту; если оно может направить против себ€ враждебность, относ€щуюс€ к объекту и замен€ющую первоначальную реакцию Ђ€ї, к объектам внешнего мира.... “аким образом, при регрессии от нарцистического выбора объекта этот объект, хот€ и был устранен, он все же оказалс€ могущественнее, чем само Ђ€ї. ¬ двух противоположных положе≠ни€х крайней влюбленности и самоубийства объект совсем одолевает Ђ€ї, хот€ и совершенно различными пут€ми. (...)

ћеланхоли€ ставит нас еще перед другими вопросами, ответ на которые нам отчасти неизвестен. ¬ том, что через некоторый промежуток времени она проходит, не оставив €вных, грубых изменений, она сходитс€ с печалью. ¬ случае печали мы нашли объ≠€снение, что с течением времени лицо, погруженное в печаль, вы≠нуждено подчинитьс€ необходимости подробного рассмотрени€ своих отношений к реальности, и после этой работы Ђ€ї освобождает либи≠до от своего объекта. ћы можем себе представить, что Ђ€ї во врем€ меланхолии зан€то такой же работой; здесь, как и в том случае, у нас нет понимани€ процесса с экономической точки зрени€. Ѕессон≠ница при меланхолии показывает неподатливость этого состо€ни€, невозможность осуществить необходимое дл€ погружени€ в сон прекращение всех интересов. ћеланхолический комплекс действует, как открыта€ рана, привлекает к себе энергию всех прив€зан-ностей... и опустошает Ђ€ї до полного обеднени€. ќн легко может


усто€ть против желани€ спать у Ђ€ї. ¬ регул€рно наступающем ^ вечеру облегчении состо€ни€ про€вл€етс€, веро€тно, соматический момент, недопускающий объ€снени€ его психогенными мотивами ¬ св€зи с этим возникает вопрос, не достаточно ли потери Ђ€ї без≠относительно к объекту (чисто нарцистическое огорчение Ђ€ї), чтобы вызвать картину меланхолии, не могут ли некоторые формы этой болезни быть вызваны непосредственно токсическим обеднением Ђ€ї либидо. —ама€ замечательна€ и больше всего нуждающа€с€ в объ€снении особенность меланхолии Ч это ее склонность превра≠щатьс€ в симптоматически противоположное состо€ние мании.  ак известно, не вс€ка€ меланхоли€ подвержена этой участи. Ќекоторые случаи протекают периодическими рецидивами, а в интервалах или не замечаетс€ никакой мании, или только сама€ незначительна€ мани≠акальна€ окраска. ¬ других случа€х наблюдаетс€ та правильна€ смена меланхолических и маниакальных фаз, котора€ нашла свое выражение в установлении циклической формы помешательства явл€етс€ искушение видеть в этих случа€х исключени€, не допускаю≠щие психогенного понимани€ болезни, если бы психоаналитическа€ работа не привела именно в большинстве этих заболеваний к психо≠логическому разъ€снению болезни и терапевтическому успеху. ѕо≠этому не только допустимо, но даже необходимо распространить психоаналитическое объ€снение меланхолии также и на манию

я не могу обещать, что така€ попытка окажетс€ вполне удовле≠творительной. ѕока она не идет дальше возможности первой ориен≠тировки. «десь у нас имеютс€ два исходных пункта: первый Ч психо≠аналитическое впечатление, второй Ч можно пр€мо сказать Ч вооб≠ще опыт экономического подхода. ¬печатление, полученное уже многими психоаналитическими исследовател€ми, состоит в том, что мани€ имеет то же содержание, что и меланхоли€, что обе болезни борютс€ с тем же самым Ђкомплексомї, который в меланхолии одержал победу над Ђ€ї, между тем как в мании Ђ€ї одолело этот комплекс или отодвинуло его на задний план. ¬торой пункт представ≠л€ет собой тот факт, что все состо€ни€ радости, ликовани€, триум≠фа, €вл€ющиес€ нормальным прообразом мании, вызываютс€ в экономическом отношении теми же причинами. “ут дело идет о таком вли€нии, благодар€ которому больша€, долго поддерживаема€ или ставша€ привычной трата психической энергии становитс€ в конце концов излишней, благодар€ чему ей можно дать самое разнообраз≠ное применение, и открываютс€ различные возможности ее израсхо-довани€: например, если какой-нибудь бедн€к, выиграв большую сум≠му денег, вдруг освобождаетс€ от забот о насущном хлебе, если долга€ мучительна€ борьба в конце концов увенчиваетс€ успехом, если оказываешьс€ в состо€нии освободитьс€ от дав€щего принужде≠ни€ или прекратить долго дл€щеес€ притворство и т. п. ¬се такие положени€ отличаютс€ повышенным настроением, признаками ра≠достного аффекта и повышенной готовностью ко всевозможным дей≠стви€м, совсем как при мании, и в полной противоположности к депрессии и задержке при меланхолии. ћожно иметь смелость ска≠зать, что мани€ представл€ет из себ€ не что иное, как подобный

Дриумф; но только от Ђ€ї оп€ть-таки скрыто, что оно одолело и над цем празднует победу. “аким же образом можно объ€снить и относ€≠щеес€ к этому же разр€ду состо€ний алкогольное опь€нение, поскольку оно радостного характера. ѕри нем, веро€тно, дело идет о прекращении траты энергии на вытеснение, достигнутое токсиче≠ским путем. ’од€чее мнение утверждает, что в таком маниакальном состо€нии духа становишьс€ потому таким подвижным и пред≠приимчивым, что по€вл€етс€ Ђхорошееї настроение. ќт этого ложно≠го соединени€ придетс€ отказатьс€. ¬ душевной жизни осуществи≠лось вышеупом€нутое экономическое условие, и потому по€вл€етс€, с одной стороны, такое радостное настроение, а с другой Ч такое отсутствие задержек в действии.

≈сли мы соединим оба наметившихс€ тут объ€снени€, то получим:

в мании Ђ€ї преодолело потерю объекта (или печаль из-за потери, или, может быть, самый объект), и теперь оно располагает всей сум≠мой противодействующей силы, которую мучительное страдание ме≠ланхолии отн€ло от Ђ€ї и сковало. ћаниакальный больной показыва≠ет нам совершенно €вно свое освобождение от объекта, из-за которого страдал, тем, что с жадностью очень голодного набрасы≠ваетс€ на новые прив€занности к объектам. (...)


Ћиндеманн (Lindemann) Ёрих (род. 2 ма€ 1900) Ч немецко-американский психиатр, профессор психиатрии √ар≠вардской медицинской школы (с 1954), —танфордского медицинского центра (с 1965). –одилс€ и образование получил в √ермании. — 1927 г. живет и работает в —Ўј. ѕредставитель так называемой Ђсоциальной психиатрииї. ќсновные исследовани€ Ё. Ћиндеманна касаютс€ проблем психологии и психопатологии воспри€ти€, психофармакологии, меж≠личностной коммуникации, а также практики и теории психотерапии ц психоанализа.

—очинени€: The relation of drug induced mental changes to psychoanaly tic theory. Bull. WHO, 1959, v. 21; Die Fieldstudien in der vorbeugenden Psy≠chiatric. Ч Psychother, 1960, v. 5; Die sociale Organization der menschlichen Lebewesen. Ч Prax. Psychother, 1961 v. 6.

Ё. Ћиндеманн

 Ћ»Ќ» ј ќ—“–ќ√ќ √ќ–я'

ќсновные положени€ насто€щей работы состо€т в следующем:

1. ќстрое гореЧэто определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой.

2. Ётот синдром может возникать сразу же после кризиса, он может быть отсроченным, может €вным образом не про€вл€тьс€ или, наоборот, про€вл€тьс€ в чрезмерно подчеркнутом виде.

3. ¬место типичного синдрома могут наблюдатьс€ искаженные картины, кажда€ из которых представл€ет какой-нибудь особый аспект синдрома гор€.

4. Ёти искаженные картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию гор€, сопровождаю≠щуюс€ разрешением.

ћы наблюдали 101 пациента, среди которых были (1) невротики, утратившие родственника в период лечени€, (2) родственники па≠циентов, умерших в клинике, (3) жертвы стихийного бедстви€ (лесно≠го пожара), потер€вшие близких, (4) родственники военнослужа≠щих..(...)

Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief. Ч Amer

Journ of psychiatry, 1944, v 101. N 2

—имптоматологи€ нормального гор€

 артина острого гор€ очень схожа у разных людей. ќбщим дл€ всех €вл€етс€ следующий синдром: периодические приступы физи≠ческого страдани€, дл€щиес€ от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушь€ с учащенным дыханием, посто€н≠на€ потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потер€ мышеч≠ной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напр€жение или душевна€ боль. Ѕольные вскоре замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочув≠ствие. ” них наблюдаетс€ стремление любой ценой избавитьс€ от синдрома, поэтому они отказываютс€ от контактов, которые могут ускорить очередной приступ, и стараютс€ избежать любых напоми≠наний об умершем.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 380 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

2039 - | 1892 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.