Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёкстравертировднный тип




ќбща€ установка сознани€.  ак известно, каждый ориентируетс€ на данные, которые ему доставл€ет внешний мир; но мы видим, что это может происходить более или менее решающим образом. ќдин, вследствие того что на улице холодно, считает необходимым надеть пальто, другой находит это излишним дл€ целей своего закалива≠ни€; один восхищаетс€ новым тенором потому, что все им восхища≠ютс€, другой не восхищаетс€ им не потому, что он ему. не нравитс€, а потому, что он держитс€ мнени€, что то, чем все восхищаютс€, дале≠ко еще не достойно удивлени€; один подчин€етс€ данным отношени≠€м, потому что, как показывает опыт, ничто другое невозможно, дру≠гой же убежден, что если уже тыс€чу раз случилось так, то в тыс€ча первый раз может произойти иначе и по-новому,.и т. д. ѕервый ориентируетс€ на данные внешние факты, второй остаетс€ при мнении, которое становитс€ между ним и объективно данным.  огда ориентировка на объект и на объективно данные перевешивает до гого, что наиболее частые и главнейшие решени€ и поступки обуслов≠лены не субъективными взгл€дами, а объективными отношени€ми, то


говор€т об экстравертированной установке. ≈сли это бывает/ по≠сто€нно, то говор€т об экстравертированном типе.  огда/кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом, так живет, как это непосредственно соответствует объективном от≠ношени€м и их требовани€м в хорошем и плохом смысле, то он экстравертированный. ќн живет так, что объект, как детермини≠рующа€ величина, €вным образом играет в его сознании/большую роль, чем его субъективное мнение.  онечно, он имеет субъективные взгл€ды, но их детерминирующа€ сила меньше, чем снја внешних объективных условий. (...) /

—воей нормальности экстравертированный тип об€зан, с одной стороны, тем обсто€тельствам, что он относительно бе4 трений при≠мен€етс€ к данным отношени€м и естественно не имеет других претен≠зий, кроме выполнени€ объективно данных возможностей, напри≠мер, избрать профессию, котора€ в данном месте и в данное врем€ представл€ет многообещающие возможности, или делать или произ≠водить то, в чем в данный момент нуждаетс€ окружающа€ среда и чего она ждет от него, или воздерживатьс€ от вс€ких нововведе≠ний, если только они уже сами собой не напрашиваютс€, или как-нибудь иначе превзойти ожидани€ окружающего. Ќо, с другой сторо≠ны, его нормальность основана еще на том важном обсто€тельстве, что экстравертированный считаетс€ с реальностью своих субъектив≠ных потребностей и нужд. ≈го слабый пункт заключаетс€ именно в том, что тенденци€ его типа в такой мере направлена во вне, что из всех субъективных фактов даже наиболее св€занный с чувствами, а именно телесное здоровье, как слишком мало объективный, как слишком мало Ђвнешнийї, недостаточно принимаетс€ в соображение, так что необходимое дл€ физического благососто€ни€ удовлетворе≠ние элементарных потребностей более не имеет места. ¬следствие этого страдает тело, не говор€ уже о душе. Ёкстравертированный обычно мало замечает это последнее обсто€тельство, но оно тем за≠метнее дл€ близких, окружающих его домашних. ѕотер€ равно≠веси€ становитс€ дл€ него чувствительной лишь тогда, когда по€вл€≠ютс€ ненормальные телесные ощущени€. (...)

—лишком экстравертированна€ установка может в такой степени не считатьс€ с субъектом, что последний может быть весь принесен в жертву так называемым объективным требовани€м, например, посто€нному увеличению предпри€ти€ только потому, что имеютс€ заказы и что необходимо выполнить представл€ющиес€ возмож≠ности. (...)

”становка бессознательного. (...) я мыслю себе отношение бес≠сознательного к сознательному как компенсаторное. (...)

”становка бессознательного дл€ действительного дополнени€ со≠знательной экстравертированной установки имеет свойство интровер-тирующего характера. ќна концентрирует энергию на субъективном моменте, т. е. на всех потребност€х и побуждени€х, которые подав≠лены или вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой. Ћегко пон€ть,... что ориентировка на объект и на объек≠тивно данное насилует множество субъективных побуждений, мне-

ний, желаний и необходимостей и лишает их той энергии, котора€ естественно должна принадлежать им. (...) Ёти тенденции (мысли, желани€, аффекты, потребности, чувствовани€ и т. д.) принимают, соответственно степени их вытеснени€, регрессивный характер, т. е., чем менее они осознаны, тем более они станов€тс€ инфантиль≠ными и архаическими. —ознательна€ установка... оставл€ет им лишь ту энергию, которую она не может отн€ть. (...) “аким образом, у каждой подавленной тенденции в конце концов остаетс€ значи≠тельна€ дол€ энергии, котора€ соответствует силе инстинкта; эта тенденци€ сохран€ет свою действительность, хот€ бы она стала бессознательной благодар€ лишению энергии. „ем полнее созна≠тельна€ экстравертированна€ установка, тем инфантильнее и архаич≠нее бессознательна€ установка. √рубый, сильно превосход€щий дет≠ский и граничащий со злодейским эгоизм иногда характеризует бессознательную установку. (...)

“от факт, что установка бессознательного компенсирует уста≠новку сознани€, обыкновенно выражаетс€ в психическом равнове≠сии. Ќормальна€ экстравертированна€ установка еще не означает, конечно, что индивидуум всегда и повсюду поступает по экстравер≠тированной схеме. ѕри всех обсто€тельствах у того же индивидуума могут наблюдатьс€ психические процессы, в которых €вл€етс€ вопрос о механизме интроверсии. Ёкстравертированным мы называем только тот habitus, в котором механизм экстраверсии перевешивает. ¬ этом случае наиболее дифференцированна€ функци€ посто€нно подверга≠етс€ экстравертированию, в то врем€ как менее дифференцированные функции наход€тс€ в интровертированном употреблении, т. е. более полноценна€ функци€ наиболее осознана и подлежит контролю сознани€ и сознательного намерени€, в то врем€ как менее дифферен≠цированные функции также и менее осознаны, resp. частью бессозна≠тельны и в гораздо меньшей степени подчинены сознательной во≠ле. (...)  лассическим примером этого €вл€етс€ экстравертирован≠ный эмоциональный тип, который пользуетс€ прекрасными отноше≠ни€ми с окружающими его, но которому иногда случаетс€ высказы≠вать суждени€ беспримерной бестактности. Ёти суждени€ происход€т из его малодифференцированного и малосознательного мышлени€, которое лишь частично находитс€ под его контролем и к тому же недостаточно обусловлено объектом и поэтому может действовать, совершенно ни с чем не счита€сь. (...)

Ёмоции. Ёмоции в экстравертированной установке ориенти≠руютс€ на объективно данное, т. е. объект €вл€етс€ необходимым определителем рода чувствовани€. ќни наход€тс€ в согласии с объективными ценност€ми.  ому знакомы эмоции только как субъек≠тивные состо€ни€, тот не поймет непосредственно сущности экстра-вертированного чувствовани€, так как экстравертированное чувство≠вание, насколько могло, освободилось от субъективного фактора и тем всецело подчинилось вли€нию объекта. ƒаже там, где оно кажет≠с€ независимым от качества конкретного объекта, оно все-таки на≠ходитс€ во власти традиционной или какой-либо иной имеющей об≠щее значение оценки. я могу чувствовать, что мен€ влечет к преди-


кату Ђкрасивыйї или Ђхорошийї не потому, что € из субъективного эмоционального переживани€ нахожу объект Ђкрасивымї или Ђхо≠рошимї, но потому, что подходит назвать его Ђкрасивымї или Ђхоро≠шимї; и именно подходит постольку, поскольку противоположное суждение в той или иной мере нарушает общее положение эмоций. ѕри таком примен€ющемс€ эмоциональном суждении дело идет вовсе не о симул€ции или о лжи, но об акте приспособлени€. “ак, напри≠мер, картину можно назвать красивой, потому что вообще предпола≠гаетс€, что, вис€ в салоне, подписанна€ известным художником картина красива, или потому, что предикат Ђбезобразныйї может огорчить семью счастливого обладател€, или потому, что среди посе≠тителей имеетс€ намерение создать при€тную эмоциональную атмо≠сферу, дл€ чего необходимо, чтобы все казалось при€тным. “акие эмоции направлены согласно объективным определител€м. ќни, как таковые, подлинны и выражают всю наличную эмоциональную функцию. “очно так же, как экстравертированное мышление осво≠бождаетс€, насколько возможно, от субъективных вли€ний, экстра≠вертированное чувствование должно пройти известный процесс диф≠ференциации, пока оно не избавитс€ от вс€кой субъективной при≠меси. ѕолученные через эмоциональный акт оценки соответствуют или непосредственно объективной ценности, или по крайней мере некоторым традиционным и повсюду распространенным мерилам ценности. »менно этому роду чувствований нужно приписать то, что столько людей посещают театры, или концерты, или церковь с правильно отмеренными позитивными эмоци€ми. ≈му также об€заны своим существованием моды и, что гораздо более ценно, положи≠тельна€ и широко распространенна€ помощь социальным, филантро≠пическим и прочим культурным предпри€ти€м. ¬ этих вещах экстра≠вертированное чувствование про€вл€ет себ€ как творческий фактор. Ѕез этих эмоций немыслимо, например, хорошее и гармоническое общество. ¬ этом отношении экстравертированное чувствование на≠столько же благодетельна€ и разумно действующа€ сила, как и экстравертированное мышление. Ёто благотворное вли€ние, однако, утрачиваетс€ вс€кий раз, как объект приобретает чрезмерное вли€≠ние. »менно в таком случае слишком сильно экстравертированное чувствование уводит личность в объект, т. е. объект ассимилирует личность, вследствие чего тер€етс€ личный характер эмоции, который составл€ет ее наиболее привлекательную черту. »менно благодар€ 'этому чувствование становитс€ холодным, объективным и незаслу≠живающим довери€. ¬ нем обнаруживаютс€ скрытые намерени€, во вс€ком случае оно вызывает такие подозрени€ у беспристрастного наблюдател€. ќно более не производит при€тного и освежающего впечатлени€, которое всегда сопровождает подлинные эмоции, но чувствуетс€ поза или комедиантство, когда эгоцентрические намере≠ни€ еще, может быть, совершенно бессознательны. “акое преувели≠ченно экстравертированное чувствование хот€ и оправдывает эсте≠тические переживани€, но перестает говорить сердцу, а говорит толь≠ко чувству или, что еще хуже, рассудку. ќно может эстети≠чески оправдать положение, но ограничиваетс€ этим и за пределы

этого не выходит. ќно стало бесплодным. ≈сли этот процесс идет вперед, то развиваетс€ замечательно противоречива€ диссоциаци€ чувствовани€: оно подчин€ет себе каждый объект, эмоционально его оценива€, и зав€зываютс€ многочисленные отношени€, которые внутренне противоречат друг другу. “ак как это не было бы возмож≠но, если бы имелс€ хоть сколько-нибудь выраженный субъект, то последние остатки действительно личной точки зрени€ подавл€ютс€. —убъект в такой степени поглощаетс€ отдельными эмоциональными процессами, что наблюдатель получает впечатление, как будто имеет≠с€ только процесс чувствовани€, а субъекта чувствовани€ нет. „увст≠вование в этом состо€нии совершенно тер€ет свою первоначальную человеческую теплоту, оно производит впечатление позы, легко≠мысли€, ненадежности и в худших случа€х впечатление истери≠ческого.

Ёкстравертированный эмоциональный тип. “ак как эмоциональ≠ное переживание бесспорно есть более €вное свойство женской психо≠логии, чем мышление, то самые выраженные эмоциональные типы наход€тс€ среди женского пола.  огда экстравертированное чувство≠вание обладает первенством, то мы говорим об экстравертирован-ном эмоциональном типе. ѕримеры, которые при упоминании этого типа встают передо мной, касаютс€ почти исключительно женщин. ∆енщина этого рода живет под руководством своих эмоций. ≈е эмо≠ции, вследствие ее воспитани€, развились в приспособленную и подвергнутую контролю сознани€ функцию. ¬ случа€х, которые не €вл€ютс€ крайними, эмоции имеют личный характер, хот€ субъектив≠ное уже в значительной степени подавлено. Ћичность кажетс€ поэто≠му приспособленной к объективным отношени€м. Ёмоции соответ≠ствуют объективным положени€м и общеприн€тым ценност€м. Ёто сказываетс€ особенно €сно в так называемом выборе объекта любви: люб€т Ђподход€щегої человека, а не кого-нибудь другого;

он подходит не потому, что он вполне соответствует субъективной скрытой сущности женщины Ч об этом она по большей части ничего не знает Ч но потому, что он по своему званию, возрасту, состо€нию, величине и почтенности своей семьи соответствует всем разумным требовани€м. “акую формулировку как ироническую и унижающую можно было бы, конечно, отвергнуть, если бы € не был вполне уверен, что чувство любви у такой женщины вполне соответствует ее выбору. Ёто не умственное хитросплетение, а истина. “акие разумные браки существуют без числа, и они далеко не самые худшие. “акие жены хорошие подруги своим мужь€м и хорошие матери, поскольку их мужь€ или дети обладают обычной дл€ страны психической консти≠туцией. Ђѕравильної чувствовать можно только тогда, когда ничто другое не мешает эмоци€м. Ќичто, однако, так сильно не мешает чувствованию, как мышление. ќтсюда совершенно пон€тно, что мыш≠ление у этого типа подавл€етс€ насколько возможно. Ёто не должно значить, что така€ женщина вообще не думает, напротив, она думает, може'1 быть, очень много и очень умно, но ее мышление никогда не бывает sui generis, но всегда €вл€етс€ эпиметической прибавкой к ее эмоци€м. “о, что она не может чувствовать, она также не может


сознательно думать. Ђ¬едь € не могу думать того, чего € не чувст≠вуюї, Ч сказали мне однажды раздраженным тоном в подобном случае. ѕоскольку позвол€ют эмоции, она может очень хорошо ду. мать, но каждое самое логическое заключение, которое могло бы помешать чувствованию, a limine отвергаетс€. ќ нем просто не ду≠мают. », таким образом, цен€т и люб€т все, что считаетс€ хоро≠шим, согласно объективной оценке, все прочее, как кажетс€, просто существует само по себе, вне ее. Ќо эта картина мен€етс€, когда значение объекта достигает еще более высокой степени.  ак € уже объ€снил выше, тогда происходит така€ ассимил€ци€ субъекта в объекте, что субъект чувствовани€ более или менее исчезает. „увст≠вование тер€ет личный характер, оно становитс€ чувствованием в себе и получаетс€ впечатление, будто личность полностью раствор€ етс€ во вс€кой эмоции. Ќо так как в жизни посто€нно смен€ютс€ ситуации, которые дают место различным или друг другу противо≠речащим эмоциональным тонам, то личность раствор€етс€ в таком же количестве различных эмоций. ќдин раз станов€тс€ одним, а другой раз чем-то совершенно другим Ч по-видимости; потому что в дейст≠вительности подобное многообразие личности невозможно. ќснова личности остаетс€ все-таки идентичной самой себе и становитс€ по≠этому в €вную оппозицию к мен€ющимс€ эмоциональным состо€ни€м. ¬следствие этого наблюдатель более не воспринимает выставлен≠ную напоказ эмоцию как личное выражение чувствующего, но ско≠рее как изменение личности, т. е. каприз. —мотр€ по степени диссоциа≠ции между личностью и временным эмоциональным состо€нием, более или менее про€вл€ютс€ признаки несовместимости с самим собою, т. е. первоначально компенсирующа€ установка бессозна≠тельного становитс€ в €вную оппозицию. Ёто сказываетс€ прежде всего в преувеличенном выражении эмоций, например, в громких и нав€зчивых эмоциональных предикатах, которые, однако, нисколько не заслуживают довери€. ќни звучат пусто и не убеждают. ќни, на≠против, заставл€ют уже допустить возможность, что этим слишком сильно компенсируетс€ какое-то противодействие и что поэтому такое эмоциональное суждение могло бы означать и нечто совсем иное. ј немного позже оно означает и другое. —итуаци€ должна только не≠много изменитьс€ дл€ того, чтобы тотчас вызвать противоположную оценку того же самого объекта. –езультатом такого опыта €вл€етс€ то, что наблюдатель не может прин€ть всерьез ни одно ни другое суждение. ќн начинает сохран€ть за собою свое собственное суждение. Ќо так как дл€ этого типа особенно важно установить интенсивное эмоциональное общение с окружающим, то нужны двойные усили€, чтобы преодолеть сдержанность окружающих. Ёто ухудшает положение в направлении circulus vitiosus. „ем сильнее ставитс€ ударение на эмоциональном отношении к объекту, тем сильнее выступает на поверхность бессознательна€ оппозици€..

ћы уже видели, что экстравертированный эмоциональный тип в большинстве случаев подавл€ет свое мышление, так как мышлению наиболее свойственно мешать эмоци€м. Ќа этом основании и мышле≠ние, когда оно стремитс€ к сколько-нибудь чистым результатам,

.почти всегда исключает чувствование, потому что ничто так не способно по'мешать мышлению и извратить его, как эмоциональна€ оценка. ѕоэтому мышление экстравертированного эмоционального типа, поскольку оно €вл€етс€ самосто€тельной функцией, подавлено.  ак € уже упоминал, оно подавлено не вполне, но лишь в той сте≠пени, в какой его неумолима€ логика вынуждает к заключени€м, не! подход€щим дл€ эмоций. Ќо оно допускаетс€ как слуга эмоций, или, лучше сказать, их раб. ≈го позвоночный столб сломан, оно не может происходить самосто€тельно, совершатьс€ согласно своим собствен≠ным законам. Ќо так как все-таки существуют логика и неумолимо правильные заключени€, то они где-то и происход€т, но только вне сознани€, а именно в бессознательном. ѕоэтому бессознатель≠ным содержанием этого типа €вл€етс€ прежде всего своеобразное мышление. Ёто мышление инфантильно, архаично и негативно. ѕока сознательное чувствование про€вл€ет личный характер или, другими словами, пока личность не поглощаетс€ отдельными эмо≠циональными состо€ни€ми, бессознательное мышление действует компенсирующе. Ќо когда личность диссоциируетс€ и раствор€етс€ в отдельных друг другу противоречащих эмоциональных-состо€ни€х, то идентичность личности тер€етс€, субъект становитс€ бессозна≠тельным. “ак как субъект входит в бессознательное, он ассоциируетс€ с бессознательным мышлением и иногда придает этим бессозна≠тельному мышлению сознательность. „ем сильнее сознательное эмоциональное отношение и чем более поэтому оно обезличивает чувствование, тем сильнее также бессознательна€ оппозици€. Ёто выражаетс€ в том, что как раз вокруг наиболее ценимого объекта со≠бираютс€ бессознательные мысли, которые безжалостной критикой лишают этот объект его ценности. ћышление в стиле Ђничто иное какї здесь как раз на месте, потому что оно разрушает превосходство прикованных к объекту эмоций. Ѕессознательное мышление высту≠пает на поверхность в форме причуд, часто нав€зчивого свойства, общий характер которых всегда негативный и обесценивающий. ѕоэтому у женщин этого типа бывают моменты, когда худиие мысли прикрепл€ютс€ как раз к тому объекту, который чувс.-вование ценит выше всего. Ќегативное мышление пользуетс€ вс€кими инфан≠тильными предрассудками или сравнени€ми, которые способна по≠ставить под сомнение эмоциональную оценку, и привлекает все примитивные инстинкты, чтобы быть в состо€нии объ€снить эмо≠ции как Ђничто иное какї. —корее в качестве стороннего замечани€ € здесь упом€ну о том, что таким же образом привлекаетс€ коллек≠тивное бессознательное, совокупность первоначальных картин, из обработки которых €вл€етс€ возможность возрождени€ установки на другом основании.

√лавной формой невроза этого типа €вл€етс€ истери€ с ее характерным инфантильно-сексуальным бессознательным миром представлений, (.л.)


»Ќ“–ќ¬≈–“»–ќ¬јЌЌџ» “»ѕ

ќбща€ установка сознани€.... »нтровертированный тип отлича≠етс€ от экстравертированного тем, что он преимущественно ориенти≠руетс€ не на объект и объективно данное как экстравертирован-ный тип, но на субъективные факторы. (...)

»нтровертированное сознание, хот€ видит внешние услови€, но решающими избирает субъективные определители. (...) я считаю, что тот взгл€д, согласно которому... можно было бы назвать эту установ≠ку... эгоцентрической, субъективистической или эгоистической, в своем принципе вводит в заблуждение и лишает это пон€тие цен≠ности. ќн соответствует предубеждению в пользу экстравертирован-ной установки против сущности интровертированного. Ќикогда не следует забывать Ч экстравертированный образ мышлени€ забывает это слишком легко, Ч что вс€кое воспри€тие и познание обуслов≠лено не только объективно, но и субъективно. (...) —убъективный фактор есть нечто так же непреклонно данное, как прот€женность мор€ и радиус земли. ¬ этом отношении субъективному фактору принадлежит вс€ важность мироопредел€ющей величины, которую никогда и нигде нельз€ сбросить со счета. ќн €вл€етс€ другим миро≠вым законом, и кто на нем основываетс€, основываетс€ с такой же достоверностью, с такой же твердостью и действительностью, как тот, кто ссылаетс€ на объект. Ќо как объект и объективно данное никогда не остаетс€ одним и тем же, так как он подвержен тлению и случайности, так и субъективный фактор подлежит измен≠чивости и индивидуальной случайности. » поэтому его ценность толь≠ко относительна. „резмерное развитие интровертированной точки зрени€ в сознании ведет не'к лучшему и более верному применению субъективного фактора, но к искусственному субъективированию сознани€, которому нельз€ не сделать упрека в том, что оно Ђтолько субъективної. (...)

”становка бессознательного. ѕреимущественное положение субъ≠ективного фактора в сознании означает неполноценность объектив≠ного фактора. ќбъект не имеет того значени€, которое ему в действи≠тельности надлежит иметь.  ак в экстравертированной установке он играет слишком большую роль, так в интровертированной установке он имеет слишком мало значени€. (...) Ќо если сознатель≠на€ личность стремитс€ придать себе значение субъекта, то естествен≠ным образом, как компенсаци€, происходит бессознательное укреп≠ление вли€ни€ объекта. Ёто изменение про€вл€етс€ в том, что на иногда просто судорожное усилие обеспечить превосходство созна≠тельной личности объект и объективно данное оказывают чрезвычай≠но сильное вли€ние, которое тем более непреодолимо, что оно овладе≠вает индивидуумом бессознательно и благодар€ этому нав€зываютс€ сознанию без вс€кого противодействи€. (...) „ем больше созна≠тельна€ личность стараетс€ обеспечить себе вс€ческую свободу, не≠зависимость, свободу от об€занностей и превосходство, тем более попадает она в рабство объективно данного. —вобода духа прив€зы≠ваетс€ на цепь постыдной финансовой зависимостью, независи-

мость поступков врем€ от времени совершает робкое отступление перед общественным мнением, моральное превосходство попадает в тр€сину неполноценных отношений, стремление к господству кончает≠с€ грустной тоскою по любви. (...) ¬следствие этого сознательна€ личность еще более стараетс€ отделить и преодолеть объект. ¬ конце концов сознательна€ личность окружает себ€ формальной системой предохранительных мер (как это верно изобразил јдлер), которые стараютс€ оправдать по крайней мере призрак превосходства. Ётим, однако, интровертированный вполне отдел€ет себ€ от объекта и совершенно изводит себ€, с одной стороны, мерами защиты, а с другой Ч бесплодными попытками импонировать объекту и отсто€ть себ€. Ќо эти старани€ всегда пресекаютс€ преодолевающими впе≠чатлени€ми, которые он получает от объекта. ѕротив его воли объект посто€нно ему импонирует, он вызывает у него непри€тнейшие и продолжительнейшие аффекты и преследует его шаг за шагом. ≈му всегда необходима огромна€ внутренн€€ работа дл€ того, чтобы уметь Ђсеб€ сдерживатьї. (...)

“ак как его сознательное отношение к объекту относительно подавлено, то оно идет через бессознательное, где оно надел€етс€ качествами бессознательного. Ёти качества, прежде всего, инфан≠тильно-архаичны. ¬следствие этого его отношение к объекту стано≠витс€ примитивным.... »менно тогда кажетс€, что объект обладает магической силой. ѕосторонние, новые объекты возбуждают страх и недоверие, как будто они скрывают неведомые опасности. (...)

Ёмоции. »нтровертированное чувствование определ€етс€ глав≠ным образом субъективным фактором. Ёто означает дл€ эмоциональ≠ного суждени€ настолько же существенное различие от экстраверти≠рованного чувствовани€, как интроверси€ мышлени€ от экстравер≠сии. Ѕез сомнени€ интеллектуальное изложение или даже приблизи≠тельное описание интровертированного эмоционального процесса относитс€ к самым трудным вещам, хот€ своеобразна€ сущность этого чувствовани€ неизбежно бросаетс€ в глаза, если только вообще на него обращают внимание. “ак как это чувствование подчин€етс€ главным образом субъективным предварительным услови€м и объект имеет дл€ него второстепенное значение, то оно про€вл€етс€ значи≠тельно меньше и обычно превратно понимаетс€. Ёто чувствование, которое, по-видимому, лишает объект его значени€, поэтому про€вл€≠етс€ по большей части негативно. —уществование негативных эмо≠ций можно открыть, так сказать, только косвенным образом. ќни стараютс€ не приспособитьс€ к объективному, но поставить себ€ выше его, так как они стараютс€ осуществить лежащие в их основе образы. ќни поэтому всегда стрем€тс€ к образу, которого в действи≠тельности нельз€ найти и который в известной мере им €вл€лс€ раньше. ќни, видимо, скольз€т мимо объекта, который никогда не подходит дл€ их цели, не обраща€ на него внимание. ќни стрем€тс€ к внутренней интенсивности, дл€ которой объекты €вл€ютс€ только возбудителем. ќ глубине этих эмоций можно только догадыватьс€, но €сно пон€ть ее нельз€. ќни делают человека молчаливым и трудно доступным, так как они свертываютс€, подобно мимозе, перед гру-


бостью объекта, чтобы заполнить глубину субъекта. ƒл€ защиты они выдвигают негативные эмоциональные суждени€ и про€вл€ют под≠черкнутое равнодушие.

ѕервоначальные образы, как известно, €вл€ютс€ настолько же иде€ми, как и эмоци€ми. ѕоэтому и основные идеи, как бог, свобода и бессмертие, €вл€ютс€ в такой же мере эмоциональными цен≠ност€ми, насколько они имеют значение как идеи. ѕоэтому все то, что было сказано об интровертированном мышлении, можно пере≠нести и на интровертированное чувствование, только здесь прочувст-вуетс€ все то, что там продумывалось. Ќо тот факт, что мысли обычно могут быть выражены более пон€тно, чем эмоции, обусловливает при этом чувствовании необходимость необычной словесной или худо≠жественной способности выражени€, дл€ того чтобы только прибли≠зительно внешне выразить или передать его богатство. ≈сли субъек≠тивное мышление вследствие своей безотносительности лишь с тру≠дом может вызвать адекватное понимание, то может быть еще в боль≠шей мере это имеет значение дл€ субъективного чувствовани€. „тобы сообщитьс€ другому, оно должно найти внешнюю форму, котора€ способна, с одной стороны, соответственно выразить субъек≠тивное чувствование, а с другой Ч так передать его ближнему, чтобы в нем возник параллельный процесс. ¬следствие относи≠тельно большого внутреннего (как и внешнего) сходства людей этот эффект может быть достигнут, хот€ чрезвычайно трудно найти соответствующую эмоци€м форму, пока именно чувствование в действительности ориентируетс€ главным образом на сокровищ≠ницу первоначальных образов. ≈сли же благодар€ эгоцентрич-ности оно становитс€ поддельным, то оно тер€ет симпатичность, так как в этом случае оно занимаетс€ преимущественно сознатель≠ной личностью. “огда оно неизбежно производит впечатление сенти≠ментального самолюби€, желани€ заинтересовать собою и даже бо≠лезненного самолюбовани€. “ак же как субъективированное сознание интровертированного мыслител€ стремитс€ к абстракции абстрак≠ций и этим достигает только высочайшей интенсивности пустого в себе мыслительного процесса, так и эгоцентрическое чувствование углубл€етс€ до бессодержательной страстности, котора€ чувствует только самое себ€. Ёта ступень €вл€етс€ мистически-экстатической и подготовл€ет переход к подавленным чувствованием экстравертиро-ванным функци€м. “ак же интровертированному мышлению противо≠полагаетс€ примитивное чувствование, которому объекты нав€зы≠ваютс€ магической силой, так против интровертированного чувство≠вани€ выступает примитивное мышление, которое находит себе выражение в конкретизме и рабском подчинении факта,м. „увство≠вание все более эмансипируетс€ от отношени€ к объекту и создает себе только субъективно св€занную свободу действи€ и совести, кото≠ра€ в данном случае расходитс€ со всем обычно прин€тым. Ќо тем более бессознательное мышление попадает во власть объективного.

»нтровертированный эмоциональный тип. ѕреобладание интро≠вертированного чувствовани€ € нашел главным образом среди жен-

щин. ѕословица Ђ“иха€ вода Ч глубокаї касаетс€ этих женщин. ќни по большей части молчаливы, трудно доступны, непон€тны, часто скрываютс€ за детской или банальной маской, часто также бывают меланхолического темперамента. ќни не блистают и не выдвигаютс€ вперед. “ак как они руковод€тс€ преимущественно своими субъек≠тивно ориентированными эмоци€ми, то их истинные мотивы остаютс€ по большей части скрытыми. ¬нешне они гармонически ничем не выдел€ютс€, про€вл€ют при€тное спокойствие, симпатический парал≠лелизм, который не хочет принуждать другого, вли€ть на него или даже воспитывать и изменить его. ≈сли эта внешн€€ сторона не≠сколько более выражена, jo по€вл€етс€ легкий оттенок индифферент≠ности и холодности, который может усилитьс€ до равнодуши€ к благополучию и несчастию другого. “огда €сно чувствуетс€, как эмоции отворачиваютс€ от объекта. ” нормального типа этот случай, конечно, бывает только тогда, когда объект каким-нибудь образом слишком сильно воздействует. √армоническа€ параллельность эмо≠ций поэтому имеет место лишь до тех пор, пока объект при сред≠нем состо€нии эмоций двигаетс€ по своему собственному пути и не стараетс€ пересечь путь эмоций. Ќасто€щие эмоции объекта не сопро≠вождаютс€, а см€гчаютс€ и сдерживаютс€, или лучше сказать Ђохлаждаютс€ї негативным эмоциональным суждением. ’от€ всегда имеетс€ готовность к спокойному и гармоничному протеканию р€дом друг с другом, но по отношению к чужому объекту про€вл€етс€ не любезность, не тепла€ предупредительность, но кажущеес€ индиффе≠рентным, холодное до пренебрежени€, отношение. »ногда начинают чувствовать ненужность собственного существовани€. ѕо отношению к тому, в чем имеетс€ порыв, энтузиазм, этот тип соблюдает сначала благожелательный нейтралитет, иногда с легким оттенком превосходства и критики, которые действуют расхолаживающе на впечатлительный объект. Ќо агрессивна€ эмоци€ может быть резко отражена с убийственной холодностью, если только случайно она не овладевает индивидуумом через бессознательное, т. е., другими сло≠вами, оживл€ет какой-нибудь первоначальный эмоциональный образ и тем захватывает в нем чувствование этого типа. ¬ этом случае така€ женщина почувствует просто мгновенный паралич, которому в дальнейшем будет оказано тем более сильное противодействие, поражающее объект в самое у€звимое место. ќтношение к объекту по возможности сохран€етс€ в спокойном и безопасном среднем состо€нии эмоций, между упорным сдерживанием страсти и ее без≠граничностью. ¬ыражение эмоций поэтому остаетс€ умеренным, и объект всегда чувствует свою недооценку, если он ее сознает. Ёто, конечно, случаетс€ не всегда, так как недостаточность очень часто остаетс€ неосознанной, но зато со временем, вследствие бессозна≠тельных прит€заний эмоций, развиваютс€ симптомы, которые при≠нуждают к усиленному вниманию. “ак как этот тип по большей части холоден и сдержан, то поверхностное суждение легко отказывает ему во вс€кой эмоции. Ќо это в основе ложно, так как эмоции хот€ не экстенсивны, но интенсивны. ќни развиваютс€ в глубину. ¬ то врем€, например, как экстенсивное чувство сострадани€ выражаетс€ в


надлежащем месте словами и поступками и тотчас может снова освободитьс€ от этого впечатлени€, интенсивное сострадание замы≠каетс€ перед вс€ким выражением и достигает болезненной глубины котора€ объемлет бедствие мира и потому немеег..Ѕыть может, оно внезапно про€витс€ в избытке и приведет к изумл€ющему поступку, так сказать, героического характера, к которому,'однако, ни объект, ни субъект не могут найти правильного отношени€ ¬нешне слепому глазу экстравертированного это сострадание кажетс€ холодностью, так как оно не совершает ничего ощутимого, а в невидимые силы экстравертированное сознание не может верить. Ёто недоразумение €вл€етс€ характерным событием в жизни этого типа и обычно учиты≠ваетс€ как важный аргумент против вс€кого глубокого эмоциональ≠ного отношени€ к объекту. Ќо о том, что составл€ет действительный предмет этого чувствовани€, даже нормальный тип может только догадыватьс€. ѕеред самим собою он выражает свою цель и свое содержание, быть может, в скрытой и бо€зливо хранимой от глаз профана религиозности, или в такой же не вызывающей изумлени€ поэтической форме, не без тайного честолюбивого стремлени€ осу≠ществить этим превосходство над объектом. ∆енщины, которые имеют детей, вкладывают в них много от этого, тайно внуша€ им свою страстность.

’от€ у нормального типа указанна€ тенденци€ Ч €вно и открыто поставить скрытую эмоцию выше объекта или насильно нав€зать ее ему Ч не играет роли помехи и никогда не ведет к серьезной попытке в этом направлении, но все-таки кое что от этого просачива≠етс€ в личном действии на объект, в форме часто с трудом определ€е≠мого доминирующего вли€ни€. ќно ощущаетс€ как угнетающее или удушающее чувство, которое отдал€ет окружающее. Ѕлагодар€ это≠му этот тцп приобретает известную, таинственную силу, котора€ может в высокой степени очаровать именно экстравертированного человека, потому что она затрагивает его бессознательное. Ёта сила проистекает из прочувствованных бессознательных образов, но легко переноситс€ с бессознательного на сознательную личность, благодар€ чему вли€ние искажаетс€ в смысле личной тирании. Ќо когда бессознательный субъект идентифицируетс€ с сознательной личностью, то и таинственна€ сила интенсивных эмоций превращает≠с€ в банальное и высокомерное стремление к господству, в суетность и тираническое самодурство. ќтсюда происходит тип женщины, ко≠тора€ известна с невыгодной стороны своим мнительным честолюби≠ем и своей злобной жестокостью. Ќо такое направление ведет к неврозу.

ѕока сознательна€ личность чувствует себ€ ниже высоты бес≠сознательного субъекта, и эмоции заключают в себе более высокое и более могущественное, чем сознательна€ личность, Ч тип €вл€≠етс€ нормальным. Ѕессознательное мышление хот€ архаично, но компенсирует, оказыва€ помощь уменьшением случайных попыток возвысить сознательную личность в субъект.'Ќо если все-таки, благо≠дар€ полному подавлению см€гчающего вли€ни€ бессознательного мышлени€, это случаетс€, то бессознательное мышление становитс€ в

2SO

оппозицию и проецируетс€ в объекты. Ѕлагодар€ этому ставший эго≠центричным субъект начинает чувствовать силу и значение лишенно≠го ценности объекта. —ознание начинает чувствовать Ђчто думают другиеї.  онечно, другие думают всевозможные низости, замышл€ют зло, тайно трав€т и интригуют и т. д. —убъект должен это предупре≠дить тем, что он сам заранее начинает интриговать и подозревать, выведывать и комбинировать. Ќад ним приобретают вли€ние слухи, и нужно употребить судорожные усили€, чтобы угрожающее под≠чинение превратить по возможности в превосходство. ѕо€вл€ютс€ бесконечные соперничества и в этих ожесточенных схватках не только не страшатс€ вс€кого плохого и низкого средства, но и добродетель употребл€етс€ во зло, лишь бы только сыграть козырем. “акое развитие ведет к истощению. ‘орма невроза менее истерична, чем неврастенична, у женщин часто с сильным участием соматиче≠ских состо€ний, например, анемии с последующими состо€ни€ми.


√аннушкин ѕетр Ѕорисович (24 фев≠рал€ 1875Ч23 феврал€ 1933) Ч рус≠ский, советский психиатр. ќкончил ме≠дицинский факультет ћосковского уни≠верситета (1898), ученик —. —.  орсако≠ва и ¬. ѕ. —ербского. ѕрофессор кафед≠ры психиатрии и директор психиатри≠ческой клиники ћосковского универси≠тета (с 1918), 1 ћосковского медицин≠ского института (с 1930). ѕ. Ѕ. √аннушкин €вл€етс€ одним из основоположников советской психиат≠рии, создателем оригинальной концеп≠ции малой психиатрии Ч учени€ о психопати€х. ћонографи€ ѕ. Ѕ. √ан-нушкина Ђ линика психопатий. »х

статика, динамика и систематикаї (ћ. 1933) содержит €ркое и детальное описание существенных особенностей основных типов патологических харак≠теров. ”твержда€, что клиническое ис≠следование и лечение больных психопа≠тией должно происходить в единстве с изучением их конкретной социаль≠ной среды, ѕ. Ѕ. √аннушкин удел€л большое внимание профилактике пси≠хических заболеваний, организации системы внебольничной психиатриче≠ской помощи.

—очинени€: »збранные труды. ћ., 1964.

77. Ѕ. √аннушкин [особенности эмоцио≠нально-волевой сферы ѕ–» ѕ—»’ќѕј“»я’']

группа циклоидов

 онституционально-депрессивные. ¬ чи≠стом виде эта группа немногочисленна. ƒело идет о лицах с посто€нно пониженным настроением.  артина мира как будто покрыта дл€ них траурным флером, жизнь кажетс€ бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Ёто прирожденные пессимисты. ¬с€кое радостное событие сейчас же отравл€етс€ дл€ них мыслью о непрочности радости, от будущего они не ждут ничего, кроме не≠счасть€ и трудностей, прошлое же доставл€ет только угрызени€ совести по поводу действительных или мнимых ошибок, сделанных ими. ќни чрезвычайно чувствительны ко вс€ким непри€тност€м, иной раз очень остро реагируют на них, а кроме того, какое-то неопре≠деленное чувство т€жести на сердце, сопровождаемое тревожным ожиданием несчасть€, преследует посто€нно многих из них. ƒругие

' √аннушкин ѕ. Ѕ.  линика психопатий. »х статика, динамика,-систе≠матика. ћ., 1933, с. 15Ч50.

2S2

никак не могут отделатьс€ от уверенности в своей собственной винов≠ности, окрашивающей дл€ них чрезвычайно т€желым чувством вос≠поминани€ о самых обычных поступках юности. —оответственно этому им часто кажетс€, что окружающие относ€тс€ к ним с презре≠нием, смотр€т на них свысока. Ёто заставл€ет их сторонитьс€ других людей, замыкатьс€ в себе. »ной раз они настолько погружаютс€ в свои самобичевани€, что совсем перестают интересоватьс€ окружаю≠щей действительностью, делаютс€ к ней равнодушными и безраз≠личными. ¬ечно угрюмые, мрачные, недовольные и малоразговор≠чивые, они невольно отталкивают от себ€ даже сочувствующих им лиц. ќднако за этой угрюмой оболочкой обычно теплитс€ боль≠ша€ доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движе≠ни€ других людей; в тесном кругу близких, окруженные атмосферой сочувстви€ и любви, они про€сн€ютс€: делаютс€ веселыми, приветли≠выми, разговорчивыми, даже шутниками и юмористами, дл€ того, однако, чтобы, едва проводив своих гостей или оставив веселое общество, снова прин€тьс€ за мучительное копание в своих душев≠ных ранах. ¬о внешних их про€влени€х, в движени€х, в мимике боль≠шей частью видны следы какого-то заторможени€: опущенные черты лица, бессильно повисшие руки, медленна€ походка, скупые, в€лые жесты, Ч от всего этого так и веет безнадежным унынием.  ака€ бы то ни была работа, де€тельность по большей части им непри€тна, и они скоро от нее утомл€ютс€.  роме того, в сделанном они заме≠чают преимущественно ошибки, а в том, что предстоит Ч столько трудностей, что в предвидении их невольно опускаютс€ руки.   то≠му же большинство из них обычно неспособно к продолжительному волевому напр€жению и легко впадает в отча€ние. ¬се это делает их крайне нерешительными и неспособными ни к какой действенной инициативе. (...)

” некоторых из описываемых нами людей внутренн€€ угнетен≠ность и заторможение до некоторой степени компенсируютс€ вовне волевым напр€жением, чрезвычайно трудно, однако, им дающимс€:

нередко можно видеть, как в минуту усталости или ослаблени€ воли у них спадает надета€ на их действительное Ђ€ї маска, обнажа€ под≠линное их лицо, Ч и место веселого балагура занимает полный безнадежного внутреннего отча€ни€ в€лый меланхолик.

„асто такого рода лица уже в детстве обращают на себ€ внима≠ние своей задумчивостью, бо€зливостью, плаксивостью и каприз≠ностью. „аще, однако, периодом, когда вы€вл€ютс€ особенно €рко черты конституциональной депрессии, бывает возраст полового со≠зревани€, когда у казавшихс€ раньше совершенно нормальными подростков начинаетс€ сдвиг в настроении: до того Ч веселые, общи≠тельные, живые, они начинают ощущать т€желый внутренний раз≠лад, по€вл€ютс€ мысли о бесцельности существовани€, тоскливое настроение и все другие перечисленные выше особенности, чтобы с тех пор, то усилива€сь, то ослабева€, сопровождать больного уже до старости, когда они или постепенно см€гчаютс€, или же, наоборот, усиливаютс€ до того, что принимают €вно психотические формы. Ќе≠редко жизненный путь этих психопатов преждевременно обрываетс€


самоубийством, к которому они словно готовы в любую минуту жизни. Ќаконец, в р€де случаев на описанном основном фоне от времени до времени развиваютс€ психотические вспышки: или мани≠акальные или депрессивные. (...)

 онституционально-возбужденные. Ёта группа психопатов представл€ет пол€рную противоположность толь≠ко что описанной. ќдной из самых интересных ее особенностей €вл€етс€ то обсто€тельство, что представители ее в нерезко выражен≠ных случа€х практически считаютс€ вполне здоровыми и действи≠тельно вр€д ли могут быть причислены к люд€м, доставл€ющим страдани€ себе или обществу.  репелин описывает их как блест€≠щих, но большей частью неравномерно одаренных субъектов, кото≠рые изумл€ют окружающих гибкостью и многосторонностью своей психики, богатством мыслей, часто художественной одаренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное, всегда веселым настроением. Ёто люди, быстро откликающиес€ на все новое, энергич≠ные и предприимчивые. ќднако при более близком знакомстве с ними нар€ду с перечисленными положительными чертами в их духов≠ном облике обращают на себ€ внимание и особенности другого по≠р€дка: внешний блеск иной раз соедин€етс€ с большой поверх≠ностью и неустойчивостью интересов, которые не позвол€ют внима≠нию надолго задерживатьс€ на одном и том же предмете, общи≠тельность переходит в чрезмерную болтливость и посто€нную потреб≠ность в увеселени€х, в работе не хватает выдержки, а предприимчи≠вость ведет к построению воздушных замков и грандиозных планов, кладущих начало широковещательным, но редко доводимым до конца начинани€м. — такими людьми очень при€тно встречатьс€^ обществе, где они очаровывают своим остроумием, приветливостью и открытым характером, но не всегда легко поддерживать деловые отношени€: помимо того, что их обещани€м нельз€ верить, многие из них чрезвычайно высокого мнени€ о себе и поэтому с большим неудовольствием выслушивают возражени€ против высказываемых ими мыслей или критические замечани€ по поводу развиваемых ими проектов, позвол€€ между тем себе насмешки и остроты, иногда чрезвычайно меткие, но очень больно задевающие собеседника. ¬ более резко выраженных случа€х мы встречаемс€ уже с несомнен≠ными психопатическими особенност€ми, кладущими определенный отпечаток на весь жизненный путь таких людей. ”же в школе они обращают на себ€ внимание тем, что, облада€ в общем хорошими способност€ми, учатс€ обыкновенно плохо. (...)  роме того, они легко распускаютс€ и выход€т из повиновени€, дела€сь вожаками товари≠щей во всех коллективных шалост€х. (...) — большим трудом пере≠нос€т они при своих наклонност€х и военную службу, часто наруша€ дисциплину и подверга€сь всевозможным взыскани€м. –ано пробуж≠дающеес€ интенсивное половое влечение ведет за собой многочислен≠ные эротические эксцессы, которые непоправимо калечат их физиче≠ское здоровье. „асто подобного рода пациенты оказываютс€, кроме того, малоустойчивыми по отношению к употреблению алкогол€.... ѕри всем том они вовсе не часто опускаютс€ на дно: предприимчивые

» находчивые, такие субъекты обыкновенно выпутываютс€ из самых затруднительных положений, про€вл€€ при этом поистине изуми≠тельную ловкость и изворотливость. » в зрелые годы их жизненный путь не идет пр€мой линией, а все врем€ совершает большие зигзаги от крутых подъемов до молниеносных падений. ћногие из них знают чрезвычайно большие достижени€ и удачи: остроумные изобрета≠тели, удачливые политики, ловкие аферисты, они иногда шут€ взбира≠ютс€ на самую вершину общественной лестницы, но редко долго на ней удерживаютс€ Ч дл€ этого у них не хватает серьезности и по≠сто€нства. Ќельз€ не отметить, что в своей практической де€≠тельности они далеко не всегда отличаютс€ моральной щепе≠тильностью: по свойственному им легкомыслию они просто про≠гл€дывают границу между дозволенным и запретным, а, самое главное, их бурный темперамент просто не позвол€ет им все врем€ удерживатьс€ в узких рамках законности и морали. ћы иногда видим представителей этого типа запутавшимис€ в крупных мошенничествах, в которые их увлекает не наход€ща€ в обыч≠ных услови€х достаточного применени€ кипуча€.энерги€, разви≠вающа€ у них неутомимую жажду приключений и страсть к риско≠ванным предпри€ти€м. „аще, однако, мы встречаемс€ с более не≠винной склонностью ко лжи и хвастовству, св€зывающейс€ обыкно≠венно с чрезмерно развитым воображением и про€вл€ющейс€ в фантастических измышлени€х о своем высоком положении и о ни≠когда в действительности не совершавшихс€ подвигах, а иной раз Ч просто в рассчитанных на создание сенсации выдумках о каких-нибудь небывало грандиозных событи€х (близость к пато≠логическим лгунам).

√руппа сравнительно невинных болтунов н-ри наличности более резко выраженного самомнени€ и некоторой раздражительности об≠разует естественный переход к другой, значительно более непри€т≠ной, разновидности описываемого типа, к так называемым Ђне≠сносным спорщикамї. Ёто люди, которые все знают лучше других, чрезвычайно не люб€т слушать и особенно не терп€т возражений, вызывающих у некоторых из них неудержимые гневные вспышки. ѕереоценива€ свое значение, они склонны предъ€вл€ть совершенно неосуществимые прит€зани€, а,-встреча€ непризнание и противо≠действие, легко вступают на путь упорной борьбы за свои мнимые права. ¬ этой борьбе они обыкновенно не останавливаютс€ ни перед чем. ¬ыведенные из себ€, они совершенно не считаютс€ с прави≠лами общежити€, дисциплиной и требовани€ми закона, ведут себ€ вызывающе грубо с окружающими, осыпают своих противников все≠возможными оскорблени€ми и бранными словами, искренно не за≠меча€ всей непозволительности своего поведени€. „асто они начина^-ют совершенно неосновательные судебные процессы, которые иной раз чрезвычайно упорно провод€т до самых последних инстанций, посто€нно подстегиваемые испытываемым ими противодействием. ќт насто€щих параной€льных сут€г такие Ђпсевдокверул€нтыї отли≠чаютс€ все-таки меньшим посто€нством, большей м€гкостью харак≠тера и способностью под вли€нием изменившегос€ Ќастроени€ от

2SS


времени до времени приходить к.пониманию нелепости своих выхо≠док, а иногда и склонностью к примирению. (...)

÷иклотимики. √ораздо чаще, чем конституционально-депрессивные и конституционально-возбужденные психопаты, встре≠чаютс€ личности с многократной волнообразной сменой состо€ний возбуждени€ и депрессии. Ёти колебани€ обыкновенно берут начало в возрасте полового созревани€, который и в нормальных услови€х часто вызывает более или менее значительное нарушение душевного равновеси€.  ак уже выше было отмечено, часто именно в этом воз≠расте веселые, живые и жизнерадостные подростки превращаютс€ в. меланхоличных, угнетенных и пессимистически настроенных юношей и девушек. Ѕывает и наоборот: половое созревание вызывает неожи≠данный расцвет личности, и до того в€лый, нелюдимый, неуклюжий и застенчивый ребенок вдруг развертываетс€ в блест€щего, энергич≠ного, остроумного и находчивого юношу, обнаруживающего массу ранее скрытых талантов, кружащего головы женщинам и полного самых розовых надежд и широких планов. ƒалее начинаетс€ перио≠дическа€ смена одних состо€ний другими, иногда св€занна€ как буд≠то с определенными временами года, чаще всего Ч с весной или осенью. ѕри этом состо€нии возбуждени€ обыкновенно субъективно воспринимаютс€ как периоды полного здоровь€ и расцвета сил, тогда как приступы депрессии, даже если они слабо выражены, переживаютс€ т€жело и болезненно: сопровождающие их сомати≠ческие расстройства, а также понижение работоспособности, чувство св€занности и безотчетно тоскливое настроение нередко заставл€ют искать облегчени€ у врачей. ¬ конце концов, однако, и состо€ни€ подъЄма иной раз тер€ют свою безоблачно радостную окраску:

частые нарушени€ душевного равновеси€ утомл€ют, вызыва€ чувство внутреннего напр€жени€ и посто€нного ожидани€ новой противо≠положной фазы; веселое, приподн€тое настроение в более позднем возрасте смен€етс€ раздражительно-гневливым, предприимчивость приобретает оттенок агрессивности и т. д. (...)

»менно у циклотимиков нередко удаетс€ наблюдать одновре≠менное сосуществование элементов противоположных настроений;

так, например, во врем€ состо€ни€ возбуждени€ в настроении боль≠ного можно открыть несомненную примесь грусти, и, наоборот, у де≠прессивных субъектов Ч налет юмора, Ч обсто€тельство, побудив≠шее  речмера выставить положение о так называемой Ђдиатети-ческойї пропорции настроени€, заключающейс€ в том, что в каждом отдельном случае гипоманиакальна€ и меланхолическа€ половины циклоидного темперамента смешаны между собой только в различ≠ных пропорци€х. ћысль о наличии подобного сосуществовани€ в одной личности пол€рных противоположностей того или иного рода высказываетс€ как  речмером,так и другими исследовател€ми и по отношению к другим группам психопатов, именно к шизоидам и эпилептоидам.

Ёмотивно-лабильные (реактивно-ла≠бильные) психопаты. ” некоторых циклотимиков колеба≠ни€ их состо€ни€ совершаютс€ чрезвычайно часто, иногда пр€мо по

дн€м. “акие субъекты больше всего поражают капризной изменчи≠востью их настроени€, как бы безо вс€кой причины переход€щего из одной крайности в другую. Ѕлизкое к ним положение занимает группа психопатов, у которых эмоциональна€ неустойчивость, как такова€, имеет более самосто€тельное значение и занимает более выдающеес€ место. Ёта неустойчивость часто придает их характеру отпечаток чего-то нежного, хрупкого, отчасти детского и наивного, чему способствует также и их больша€ внушаемость. ѕо существу это большей частью люди веселые, открытые и даже простодушные, однако на окружающих часто производ€щие впечатление капризных недотрог: малейша€ непри€тность омрачает их душевное располо≠жение и приводит их в глубокое уныние, хот€ обыкновенно ненадолго;

стоит такому субъекту сообщить какую-нибудь интересную новость или немного польстить его самолюбию, как он уже расцветает, де≠лаетс€ снова жизнерадостным, бодрым, энергичным. ѕочти никогда их настроение не мен€етс€ беспричинно, однако поводы дл€ его изменений обыкновенно настолько незначительны, что со стороны эти изменени€ кажутс€ совершенно беспричинными: на эмотивно-лабильных может действовать и дурна€ погода, и резко сказанное слово, и воспоминание о каком-нибудь печальном событии, и мысль о предсто€щем непри€тном свидании, и словом, така€ масса совершенно неучитываемых мелочей, что иной раз даже сам. больной не в состо€нии пон€ть, почему ему стало тоскливо и кака€ непри€т≠ность заставила его удалитьс€ из веселого общества, в котором он только что беззаботно сме€лс€. Ќадо добавить, что большей частью у них есть все-таки свои хорошие и дурные дни, причем в хорошие они иной раз очень спокойно перенос€т даже крупные огорчени€ и непри€тности, тогда как в плохие Ч почти не выход€т из тоскливого угнетени€ или гневной раздражительности; в некоторых случа€х эта раздражительность €вл€етс€ даже основной чертой характера такого рода психопатов. Ќесмотр€ на известный оттенок легкомысли€ и поверхностности, это люди, способные к глубоким чувствам и при-в€занност€м: они чрезвычайно т€жело Ч иногда и на долгий срок Ч переживают вс€кие сильные душевные потр€сени€, особенно утрату близких лиц; но и по отношению к другим психическим трав≠мам (катастрофам, переживани€м войны, тюремному заключению) порог их выносливости очень невысок Ч именно они чаще всего дают так называемые патологические реакции и реактивные психозы. —рок, на который мен€етс€ настроение у этой группы личностей, может быть очень различен: нар€ду со случа€ми, где настроение мен€етс€ несколько раз в течение дн€ от беззаботного весель€ до приступов полного отча€ни€, у них же наблюдаетс€ и длительное состо€ние и радости, и тоски, развивающеес€ всегда, конечно, по тому или другому поводу, при этом длительность эффекта до извест≠ной степени оказываетс€ адекватной тому фактору, который вызвал и родил изменение настроени€. Ќадо добавить, что кроме описанных есть эмотивно-лабильные личности и несколько иного склада. ћы имеем в виду людей, при обычных услови€х ровных и спокойных, может быть, только несколько чересчур м€гких, бо€зливых и тревож-


ных. ќни обыкновенно прекрасно уживаютс€ в размеренных рамках хорошо налаженной жизни, но зато чрезвычайно быстро тер€ютс€ в услови€х, требующих находчивости и решительности, очень легко дава€ патологические реакции на непри€тные переживани€, хот€ сколько-нибудь вывод€щие их из душевного равновеси€.

√–”ѕѕј ј—“≈Ќ» ќ¬

(...) ¬ наиболее чистом и простом виде симптоматологи€ консти-туциональной астении представлена у так называемых невра≠стеников, субъектов, наиболее отличительными чертами кото≠рых именно и €вл€ютс€ чрезмерна€ нервно-психическа€ возбуди≠мость, раздражительность, с одной стороны, и истощаемость, утомл€≠емость Ч с другой. ѕомимо того, в симптоматологии этих случаев большую роль играют €влени€ как бы соматического пор€дка: ощу≠щени€ в различных част€х тела, функциональные нарушени€ де€≠тельности сердца, желудочно-кишечного аппарата и пр.; больные жалуютс€ на головные боли, сердцебиение, бессоницу ночью и сонли≠вость днем, плохой аппетит, поносы, смен€ющиес€ запорами, поло≠вую слабость. Ќекоторые из них отличаютс€, кроме того, общей в€лостью, отсутствием инициативы, нерешительностью, мнитель≠ностью или апатичным, или чаще, равномерно угнетенным настрое≠нием. ѕодобного рода субъекты неспособны к длительному усилию и усидчивой работе: последн€€ быстро начинает им надоедать, по€в≠л€етс€ чувство усталости, слабости, даже сонливости. „асто страх перед чрезмерностью требующегос€ от них трудового напр€жени€ уже заранее парализует их волю и делает их неспособными даже прин€тьс€ за дело. ѕри попытке преодолеть неохоту и отвращение развиваютс€ вс€кие непри€тные ощущени€: чувство т€жести в голо≠ве, т€нущие боли в спине, частые позывы на мочеиспускание и пр., а иногда и какое-то особое состо€ние возбуждени€, не позвол€ющее субъекту долго сидеть на одном месте. (...)

ќт описанного типа в€лого неврастеника-ипохондрика несколько отличаютс€ субъекты, у которых нар€ду с той же, а, может быть, и еще большей истощаемостью резко вы€вл€етс€ склонность к увле≠чению той или иной работой, теми или другими интересами; это свойство проистекает из второй основной, характеризующей их организацию черты Ч возбудимости, раздражимости. Ёти люди лег≠ко усваивают все новое, но, как и только что описанные, совер≠шенно не выдерживают длительного напр€жени€. ¬ их работе неред≠ко поражает бросающеес€ в глаза противоречие между удачным началом и очень незначительным объемом общего эффекта Ч резуль≠тат наступающего уже через очень короткое врем€ быстрого падени€ продуктивности. (...) ƒо полной неработоспособности дело, впрочем, почти никогда не доходит: больные работают неправильно, нерегу≠л€рно, скачками и вспышками, однако все-таки сохран€ют способ≠ность давать достаточно полноценные результаты и оставатьс€ полезными членами общества. “акого рода людей часто обви-

н€ют в Ђлениї, называют Ђлент€€миї, но это слишком простое и ничего не говор€щее объ€снение.

Ѕолее сложную группу психопатов астенического склада образу≠ют лица, главными чертами которых €вл€ютс€ чрезмерна€ впечатли≠тельность, с одной стороны, и резко выраженное чувство собствен≠ной недостаточности Ч с другой, в большей или меньшей степени присущее, впрочем, всем вообще астеникам. »х нервна€ слабость про€вл€етс€ в крайней ранимости к переживани€м, хот€ сколько-нибудь выход€щим из р€да обычных житейских происшествий. ќни падают в обморок при виде крови, не в состо€нии присутствовать при самой ничтожной операции, не вынос€т сколько-нибудь гор€чих споров и до крайности травматизируютс€ видом необычайных улич≠ных происшествий: несчастных случаев, драк, скандалов и пр. –об≠кие, малодушные, застенчивые, это обыкновенно нежные, тонко чувствующие натуры, страдающие от вс€кого грубого прикосновени€. ћногие из них вздрагивают при малейшем шорохе и вс€кой неожи≠данности, страдают паническим страхом перед темнотой, бо€тс€ неко≠торых животных, насекомых, не могут выносить резких звуков, не могут видеть без отвращени€ р€да вещей, не вынос€т совершенно прикосновени€ к себе и т. д. “олпа и вообще людское общество их часто утомл€ет и заставл€ет искать одиночества. »х мимозоподоб-ность, однако, не €вл€етс€ результатом аутистического ухода от жиз≠ни, а лишь про€влением чрезмерной чувствительности. Ѕлагодар€ посто€нному травматизированию жизненными впечатлени€ми преоб≠ладающий оттенок настроени€ у них большей частью пониженный. “ак как это обыкновенно люди очень самолюбивые, то особенно их угнетает прежде всего сознание, что они не как все, а затем и вытекающа€ отсюда крайн€€ неуверенность в себе. Ёто создает в них чувство внутренней напр€женности и тревоги. ≈сли у больных к тому же есть какие-нибудь телесные дефекты, неуклюжа€ моторика, недостаточно красивое лицо и др., или если они неожиданно попа≠дают в среду, социально выше их сто€щую, то их застенчивость легко переходит вс€кие границы, и у одних развиваетс€ крайн€€ робость и. подозрительность (кажетс€, что окружающие след€т за ним, гово≠р€т о нем, критикуют его и смеютс€ над ним), усиливаетс€ нелов≠кость, по€вл€етс€ заикание, при ничтожнейшем поводе выступает краска смущени€ на лице и т. д., другие же, стрем€сь преодолеть крайне мучительное дл€ них чувство своей слабости и недостаточ≠ности, надевают на себ€ не всегда удающуюс€ им личину внешней разв€зности и даже заносчивости, под которой, однако, нетрудно разгл€деть того же самого внутренне смущенного и робкого невра≠стеника. Ѕичом дл€ подобного рода субъектов €вл€ютс€ вс€кие ответственные выступлени€ перед другими людьми: смущение и страх на экзамене даже хорошо подготовленного юношу иногда при≠водит в такое замешательство, что развиваетс€ полна€ неспособ≠ность вспомнить и св€зно рассказать то, что требуетс€ (экзамена≠ционный ступор); у ораторов, преподавателей, артистов такого типа каждое выступление на кафедре, трибуне или сцене вызывает т€же≠лое нервное потр€сение, от которого иной раз приходитс€ оправл€ть-

IS9


с€ в течение нескольких дней. ќчень болезненно действуют на таких людей служебные неудачи, как раз именно у них нередкие: при их болезненном самолюбии такие неудачи ведут к резким и несоразмер≠ным вспышкам угнетени€ и отча€ни€. „резмерна€ нервна€ возбу≠димость расстраивает обыкновенно у представителей описываемой группы и соматические функции: сон у них чаще всего тревожный, полный кошмарных сновидений, прерываемый острыми приступами страха; нередки кратковременные функциональные расстройства различных органов под вли€нием аффективных переживаний (чаще всего страха или замешательства), непор€дки в мочеиспускании, нервные рвоты и поносы, резка€ потливость и т. д. Ќа почве не≠соответстви€ между теми требовани€ми, которые эти люди предъ€в≠л€ют к себе и к жизни, и тем положением в последней, которое им на самом деле достаетс€, у них иной раз развиваютс€ длительные депрессивные состо€ни€, дающие иногда повод к смешению с цикло-тимическими депресси€ми. ќтличием €вл€етс€ исключительна€ зави≠симость депрессий у конституционально-нервных от внешних вли€≠ний, с изменением которых мен€етс€ и настроение. ѕоследнее обсто€тельство и вообще их эмоциональна€ неустойчивость, склон≠ность к эмоциональным реакци€м сближают этих психопатов также и с эмотивно-лабильными психопатами, от которых их действитель≠но далеко не всегда легко и можно на первый взгл€д отграничить. ќднако в своей основе это совсем разные люди. ¬ то врем€ как эмо-тивно-лабильные отличаютс€ чрезвычайным богатством эмо≠циональных оттенков, причем подвижность их чувств Ч основное свойство их натуры, эмоции астеников, концентриру€сь почти всегда вокруг их личных неудач, их ущемленного самолюби€ и их чувства недостаточности, гораздо беднее; их эмоциональна€ неустойчивость есть лишь частичное про€вление их нервной слабости.

ќбщим свойством всех астеников €вл€етс€ раздражительность. –едко кто из них, и к какой бы группе он ни относилс€, не жалуетс€ на приступы гневных вспышек, особенно частых при утомлении, вспы≠шек, иногда ведущих к довольно бурным взрывам, хот€ обыкновен≠но и быстро истощающихс€. ¬ некоторых случа€х эта особенность настолько выдвигаетс€ на первый план, что оказываетс€ самой €р≠кой, характерной и в то же врем€ т€желой чертой в картине психопа≠тических про€влений астеников. ѕримером могут служить люди, с одной стороны, самолюбивые, с другой Ч не обладающие силой воли, выдержкой и работоспособностью, чтобы добитьс€ более или менее видного положени€ и завоевать себе право на уважение окружаю≠щих. Ѕлагодар€ этому им приходитс€ обыкновенно оказыватьс€ в подчиненном положении, терпеть невнимание, обиды, даже унижени€ от лиц, выше их сто€щих, в результате чего у них образуетс€ громад≠ный запас неизжитых мелких психических травм, создающий общий напр€женный и окрашенный недовольством тон настроени€. —охра≠н€€ внешнюю сдержанность там, где вспышка раздражени€ могла бы повредить ему самому, такой субъект тем охотнее разр€жает нако≠пившеес€ у него внутреннее недовольство на лицах, от него завис€≠щих, например, на своих домашних: робкий и малозаметный в об-

ществе, он иной раз дома оказываетс€ насто€щим тираном, хот€ и не≠способным к про€влению действительной силы даже в гневе и пере≠ход€щим от приступов неудержимой €рости к плачу и самообвине≠ни€м. (...)

ѕоследнюю и наиболее сложную группу описываемой психопатии образуют так называемые психастеники. ќсновными их чертами €вл€ютс€ крайн€€ нерешительность, бо€зливость и посто€н≠на€ наклонность к сомнени€м. ќни чрезвычайно впечатлительны и притом не только к тому, что кругом них в данную минуту происходит, но и еще более к тому, что, по их мнению, может случитьс€, ко всем тем непри€тност€м, которые, как они полагают, ожидают их в бли≠жайшем будущем. “аким образом, эмоциональна€ окраска у психа≠стеников сопровождает мир представлений о будущем еще в боль≠шей степени, чем мир непосредственных переживаний и воспомина≠ний. “олько еще возможна€ опасность или непри€тность не менее, а может быть, и более страшна психастенику, чем непосредственно существующа€. ¬с€ка€ мелочь, вс€кий пуст€к, который психастеник замечает в окружающей жизни, заставл€ют его думать; целый р€д обыкновенно непри€тных ассоциаций возникает в его уме по таким ничтожным поводам, на которые другой человек не обратит ника≠кого внимани€. ѕсихастеник очень бо€злив и робок, он боитс€ всего, он отступает не только перед действительной опасностью, но и су≠ществующей только в его воображении; он боитс€ не только того, чего следует опасатьс€, нет, он боитс€ даже и того, чего он просто не знает; вс€кое новое, незнакомое дело, вс€ка€ инициатива €вл€≠етс€ дл€ него источниками мучений; если нет крайности или давлени€ извне, психастеник никогда не решитс€ начать что-нибудь такое, чего он боитс€ или просто не знает. ¬ообще, прин€ть то или другое решение психастенику крайне трудно, даже в том случае, когда дело касаетс€ самого ничтожного обсто€тельства. ƒаже решившись на что-нибудь, начавши уже действовать, психастеник все врем€ сомневаетс€, так ли он поступает, то ли он сделал, что хотел, и эти вечные сомнени€, этот всегдашний контроль самого себ€ делают эту работу и медленной, и мучительной. —омнени€ в правильности сделанного им заставл€ют психастеника вновь переделывать то, что он только что сделал; недоверие к самому себе, к своим силам за≠ставл€ет его обращатьс€ к другим или за помощью, или хот€ бы за тем, чтобы его успокоили, чтобы ему сказали, что беспокоитьс€, волноватьс€ нет решительно никаких оснований. Ёта склонность искать поддержки у других, это неумение обходитьс€ без посторонней помощи €вл€ютс€ также одной из отличительных черт психастени≠ческого характера. ѕрежде всего, конечно, психастеник боитс€ за себ€ самого, за то будущее, которое его ожидает и которое он рисует себе мрачными красками, боитс€ за свое физическое и психическое здоровье. Ќе менее сильно боитс€ он за участь своих близких и род≠ных; посто€нные тревоги, опасени€, беспокойство Ч вот что напол≠н€ет его жизнь; ждать чего-нибудь Ч а это что-нибудь рисуетс€ ему обыкновенно в черном свете Ч он положительно не может; вс€кое ожидание становитс€ ему невыносимо мучительно: вот почему, не-


смотр€ на всю свою обычную нерешительность, психастеник оказыва≠етс€ иногда настойчивым и даже нетерпеливым. ќн долго не решаетс€, но если уже на что-нибудь решилс€, то больше не может быть спокоен до тех пор, пока это не будет сделано; беспоко€сь сам он не дает поко€ и тем из окружающих, от кого зависит приведение в исполнение задуманного им решени€. ѕсихастеник ни на минуту не забывает, что на пути к выполнению его цели может встретитьс€ кака€-нибудь помеха; он с трудом переносит назначение срока Ч в таких случа€х он начинает бо€тьс€, что не поспеет к назначенному времени; он не будет, например, спокойно спать, если знает, что на утро





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

540 - | 459 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.063 с.