Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√руппа шизоидов




(...) Ѕольше всего шизоидов характеризуют следующие особен≠ности: аутистическа€ оторванность от внешнего, реального мира, от≠сутствие внутреннего единства и последовательности во всей сумме психики и причудлива€ парадоксальность эмоциональной жизни и поведени€. ќни обыкновенно импонируют как люди странные и не≠пон€тные, от которых не знаешь, чего ждать. (...) ќ содержании шизоидной психики говорить вообще очень трудно, во вс€ком случае поведение шизоидов не дает о нем никакого представлени€. ¬спом≠ним слова  речмера, что Ђмногие шизоидные люди подобны лишен≠ным украшений римским домам, виллам, ставни которых закрыты от €ркого солнца; однако, в сумерках их внутренних покоев справ≠л€ютс€ пирыї. (...) ќсобенно трудно шизоиду проникнуть в душев≠ный мир других людей, гораздо труднее, чем наоборот, Ч быть по≠н€тым ими: это зависит между прочим от отсутстви€ у боль≠шинства шизоидов того, что  речмер называет Ђаффективным резо≠нансомї к чужим переживани€м. ” них часто можно обнаружить тонкое эстетическое чувство, большой пафос и способность к само≠пожертвованию в вопросах принципиальных и общечеловеческих, они, наконец, могут про€вл€ть'много чувствительности и по отноше≠нию к люд€м ими воображаемым, но пон€ть горе и радость людей реальных, их окружающих, им труднее всего. »х эмоциональна€ жизнь вообще имеет очень сложное строение: аффективные разр€ды протекают у них не по наиболее обычным и естественным пут€м, а должны преодолевать целый р€д внутренних противодействий, при≠чем самые простые душевные движени€, вступа€ в чрезвычайно запутанные и причудливые ассоциативные сочетани€ со следами прежних переживаний, могут подвергнутьс€ совершенно непон€тным на первый взгл€д извращени€м. Ѕлагодар€ этому шизоид, будучи отчужден от действительности, в то же врем€ находитс€ в посто€нном и непримиримом внутреннем конфликте с самим собой. ћожет быть это и служит причиной того, что непрерывно накапливающеес€, но, большей частью, сдерживаемое шизоидом внутреннее напр€жение, от времени до времени находит себе исход в совершенно неожи≠данных аффективных разр€дах. “аким образом, раздражитель≠ность некоторых шизоидов оказываетс€ в противоречии к их эмоцио-

18*


нальной жизни, противоречии, всегда держащем их в состо€нии непри€тного напр€жени€. ѕрин€то говорить о душевной холодности шизоидов.  ак видно из изложенного, это положение нельз€ прини≠мать без оговорок.  речмер считает, что у большинства шизоидов только в разных сочетани€х, имеютс€, несмотр€ на взаимную пол€р-' ную противоположность, и гиперэстетические и анэстетические эле≠менты; отношение, в котором эти последние смешаны у того или другого лица,  речмер называет по аналогии с диатетической пропор≠цией настроений у циклоидов Ч психэстетической пропорцией. “аким образом, по  речмеру, у мимозоподобных гиперэстетиков чувстви≠тельность соедин€етс€ с известной отчужденностью от людей, в эмо≠циональной тупости холодных анестетиков почти всегда заметен ка≠кой-то налет раздражительности и ранимости. (...)

’от€, вообще говор€, шизоиды не внушаемы, даже более Ч упр€≠мы и негативистичны, однако в отдельных случа€х они, подобно шизофреникам, обнаруживают поразительно легкую подчин€емость и легковерие; непон€тное соединение упр€мства и податливости иногда характеризует их поведение. ¬ол€ их большею частью разви≠та и направлена крайне неравномерно и односторонне. Ўизоид может целые годы проводить в безразличной пассивной безде€тель≠ности, оставл€€ в пренебрежении насущнейшие задачи, а, с другой стороны, ничтожнейшие цели, как, например, собирание негодных к употреблению почтовых марок, могут поглощать всю его энергию, не оставл€€ у него времени ни на что другое. ¬ поведении шизоидов вообще обращает на себ€ внимание непоследовательность и недо≠статочность св€зи между отдельными импульсами. «начительную их группу характеризует склонность к чудачествам, неожиданным по≠ступкам и эксцентричным, иной раз кажущимс€ совершенно неле≠пыми выходкам. –едко, однако, шизоид чудачит, чтобы обратить на себ€ внимание, гораздо чаще его странное поведение диктуетс€ ему непосредственными импульсами его не похожей на других природы. “ак как у шизоидов обыкновенно отсутствует непосредственное чутье действительности, то и в поступках их нередко можно обнару≠жить недостаток такта и полное неумение считатьс€ с чужими инте≠ресами. ¬ работе они редко" следуют чужим указани€м, упр€мо де≠ла€ все так, как им нравитс€, руководству€сь иной раз чрезвычайно темными и малопон€тными соображени€ми. Ќекоторые из них вооб≠ще оказываютс€ неспособными к регул€рной профессиональной де€тельности, особенно к службе под чужим началом. ќни часто по ничтожным поводам внезапно отказываютс€ от работы, переход€т от одной профессии к другой и т. д. ¬се это чрезвычайно мешает их жиз≠ненному успеху и, озлобл€€ их, еще более усиливает обычно свойст≠венные им замкнутость и подозрительность. (...)

Ќесколько слов об аутизме шизоидов. ќн вытекает не только из отсутстви€ у них Ђаффективного резонансаї к чужим переживани€м, но и из их внутренней противоречивости и парадоксальности, особен≠ности, которые делают их совершенно неспособными передать другим

2 ѕовышенна€ и пониженна€ чувствительность соответственно.Ч(ѕрим. ред.).

то, что они сами чувствуют. ќт времени до времени и у них, конечно, возникает потребность облегчить себ€ признанием, поделитьс€ с близким человеком радостью или горем, однако испытываема€ ими при этом неспособность высказатьс€ до конца и встречаемое непони≠мание обыкновенно вызывают еще большую потребность уйти в себ€, мимозоподобна€ замкнутость не от чрезмерной ранимости, а от неспособности найти адекватный способ общени€. Ђјристократиче≠ска€ї сдержанность, а то и просто чопорность и сухость некоторых шизоидов не всегда €вл€етс€ их исконным свойством, в некоторых случа€х это выработанное опытом жизни средство держать других людей на рассто€нии во избежание разочарований, которые неиз≠бежны при близком соприкосновении с ними. ќтлича€сь вообще не≠доверчивостью и подозрительностью, шизоиды далеко не ко всем люд€м относ€тс€ одинаково: будучи вообще людьми крайностей, не знающими середины, склонными к преувеличени€м, они и в своих симпати€х и антипати€х большей частью про€вл€ют капризную избирательность и чрезмерную пристрастность. ѕо-насто€щему ши≠зоиды люб€т все-таки только себ€: будучи эгоистами par excellence3, они почти всегда держатс€ чрезвычайно высокого мнени€ о себе, о своих способност€х и редко умеют ценить по-насто€щему других людей, даже тех, к кому относ€тс€ хорошо. (...)

ќтрицательную социальную роль играют эмоционально-тупые шизоиды. ¬ыше уже было отмечено, что больша€ или меньша€ эмо≠циональна€ холодность Ч общее свойство всех шизоидов; однако можно выделить одну их группу, у которой это свойство выступает на первый план и затемн€ет все остальные их особенности. „аще всего это ленивые, в€лые, безразличные люди с отсутствием вс€кого инте≠реса к человеческому обществу, которое вызывает у них скуку или отвращение. Ќо есть среди них и люди, отличающиес€ большой активностью. Ёти холодные энергичные натуры иной раз способны к чрезвычайной жестокости не из стремлени€ к причинению муче≠ний, а из безразличи€ к чужому страданию. Ќо здесь мы стоим уже на границе, отдел€ющей шизоидов, с одной стороны, от антисоциаль≠ных психопатов, а с другой ~ от фанатиков. (...)

«аканчива€ описание шизоидных психопатов, мы считаем необхо≠димым отметить, что многие из них представл€ют кроме специфиче≠ских дл€ них особенностей еще и разнообразные астенические чер≠ты ( речмер считает Ђнервностьї одной из характерных черт шизои≠дов). ќсобенно много родственного можно при внимательном анализе обнаружить между погруженными в свой внутренний мир тонко чувствующими шизоидами и некоторыми психастениками.

ћечтатели. Ёто обыкновенно тонко чувствующие, легко рани≠мые субъекты, со слабой волей, в силу нежности своей психической организации плохо перенос€щие грубое прикосновение действитель≠ной жизни; столкновени€ с последней заставл€ют их съеживатьс€ и уходить в себ€, они погружаютс€ в свои мечты и в этих мечтах словно компенсируют себ€ за испытываемые ими непри€тности в реальной

3 ¬ высшей степени (фр.).-ѕрим. ред. 265


жизни. ’рупкость нервной организации роднит мечтателей с асте≠никами, а отрешенность от действительности и аутистическое по≠гружение в мечты не дает возможности провести сколько-нибудь резкую границу между ними и шизоидами. —плошь и р€дом это люди с повышенной самооценкой, недовольные тем положением, которое они зан€ли в жизни, но неспособные боротьс€ за лучшее. ¬€лые, Ђленивыеї, безде€тельные Ч они как бы свысока смотр€т на окру≠жающую их действительность и с отвращением выполн€ют об€зан≠ности, возлагаемые на них необходимостью заботитьс€ о материаль≠ном существовании. —вободное врем€ заполн€ют они фантази≠рованием. √лавное содержание фантазии Ч это исполнение их желаний. (...)

√–”ѕѕј ѕј–јЌќ» ќ¬

(...) —амым характерным свойством параноиков €вл€етс€ их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываютс€; эти идеи заполн€ют психику параноика и оказывают доминирующее вли€ние на все его поведение. —амой важной такой сверхценной идеей параноика обычно €вл€етс€ мысль об особом значении его собственной лич≠ности. —оответственно этому основными чертами психики людей с параноическим характером €вл€ютс€ очень большой эгоизм, по≠сто€нное самодовольство и чрезмерное самомнение. Ёто люди крайне узкие и односторонние: вс€ окружающа€ действительность имеет дл€ них значение и интерес лишь постольку, поскольку она каса≠етс€ их личности; все, что не имеет близкого, интимного отношени€ к его Ђ€ї, кажетс€ параноику мало заслуживающим внимани€, мало интересным. ¬сех людей, с которыми ему приходитс€ входить в соприкосновение, он оценивает исключительно по тому отношению, которое они обнаруживают к его де€тельности, к его словам; он не прощает ни равнодуши€, ни несогласи€.  то не согласен с параноиком, кто думает не так, как он, тот в лучшем случае Ч просто глупый человек, а в худшем Ч его личный враг. ѕараноика не занимает ни наука, ни искусство, ни политика, если он сам не прини≠мает ближайшего участи€ в разработке соответствующих вопросов, если он сам не €вл€етс€ де€телем в этих област€х; и наоборот, как бы ни был узок и малозначащ сам по себе тот или иной вопрос, раз им зан€т параноик, этого уже должно быть доста≠точно, чтобы этот вопрос получил важность и общее значение. (...)

„то касаетс€ эмоциональной жизни параноиков, то уже из всего предыдущего изложени€ со всей €сностью вытекает, что это люди односторонних, но сильных аффектов: не только мышление, но все их поступки, вс€ их де€тельность определ€ютс€ каким-то огром≠ным аффективным напр€жением, всегда существующим вокруг переживаний параноика, вокруг его Ђкомплексовї, его Ђсверх≠ценных идейї; лишнее добавл€ть, что в центре всех этих пережива≠ний всегда находитс€ собственна€ личность параноика. ќдносторон-

ность параноиков делает их малопон€тными и ставит их по отноше≠нию к окружающей среде первоначально в состо€ние отчуждени€ а затем и враждебности.  райний эгоизм и самомнение не остав-' л€ют места в их личности дл€ чувств симпатии, дл€ хорошего отноше≠ни€ к люд€м, активность побуждает их к бесцеремонному отноше≠нию к окружающим люд€м, которыми они пользуютс€ как сред≠ством дл€ достижени€ своих целей; сопрогивление, несогласие, борь≠ба, на которые они иногда наталкиваютс€, вызывают у них' и без этого присущее им по самой их натуре чувство недовери€, обидчи≠вости, подозрительности. ќни неуживчивы и агрессивны: оборо≠н€€сь, они всегда переход€т в нападение, и, отража€ воображаемые ими обиды, сами, в свою очередь, нанос€т окружающим гораздо более крупные; таким образом, параноики всегда выход€т обидчи≠ками, сами выдава€ себ€ за обиженных. ¬с€кий, кто входит с пара≠ноиком в столкновение, кто позволит себе поступать не так, как он хочет этого и требует, тот становитс€ его врагом; другой причи≠ной враждебных отношений €вл€етс€ факт непризнаний со стороны окружающих дарований и превосходства параноика. ¬ каждой мело≠чи, в каждом поступке они вид€т оскорбление их личности, нарушение их прав. “аким образом, очень скоро у них оказываетс€ большое количество Ђвраговї, иногда действительных, а большей частью только воображаемых. ¬се это делает параноика по существу несчастным человеком, не имеющим интимно близких людей, терп€≠щим в жизни одни разочаровани€. ¬ид€ причину своих несчастий в тех или других определенных личност€х, параноик считает необходи≠мым, считает долгом своей совести Ч мстить; он злопам€тен, не прощает, не забывает ни одной мелочи. Ќельз€ позавидовать чело≠веку, которого обсто€тельства вовлекают в борьбу с параноиком, этого рода психопаты отличаютс€ способностью к чрезвычайному и длительному волевому напр€жению, они упр€мы, настойчивы и сосредоточены в своей де€тельности; если параноик приходит к какому-нибудь решению, то он ни перед чем не останавливаетс€ дл€ того, чтобы привести его в исполнение; жестокость подчас прин€того решени€ не смущает его, на него не действуют ни просьба его ближних, ни даже угрозы власть имеющих, да к тому же, будучи убежден в своей правоте, параноик никогда и не спрашивает советов, не поддаетс€ убеждению и не слушает возражений. ¬ борьбе за свои воображаемые права параноик часто про€вл€ет боль≠шую находчивость: очень умело отыскивает он себе сторонников, убеждает всех в своей правоте, бескорыстности, справедливости и иной раз, даже вопреки здравому смыслу, выходит победителем из €вно безнадежного столкновени€, именно благодар€ своему упорству и мелочности. Ќо и потерпев поражение, он не отчаиваетс€, не унывает, не сознает, что он не прав, наоборот, из неудач он черпает силы дл€ дальнейшей борьбы. Ќадо добавить, что, пока параноик не пришел в стадию открытой вражды с окружающими, он может быть очень полезным работником; на избранном им узком поприще де€тельности он будет работать со свойственным ему упорством, систематичностью, аккуратностью и педантизмом,


не отвлека€сь никакими посторонними соображени€ми и интере≠сами. (...)

‘анатики. Ётим термином, согласно обычной речи, обозначаютс€ люди, с исключительной страстностью посв€щающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставл€ющему в их личности мест ни дл€ каких других интересов. “аким образом, фанатики, как и параноики, люди Ђсверхценных идейї, как и те, крайне односторонние и субъективные. ќтличает их от параноиков то, что они обыкновенно не выдвигают так, как последние, на передний план свою личность, а более или менее бескорыстно подчин€ют свою де€тельность тем или другим иде€м общего характера. ÷ентр т€жести их интересов лежит не в самих иде€х, а в претворении их в жизнь Ч результат того, что де€тель≠ность интеллекта чаще всего отступает у них на второй план по сравнению с движимой глубоким, неистощимым аффектом волей. (...)

јффекты фанатиков так же, как их идеи, не отличаютс€ богат≠ством. Ёто люди не только одной идеи, но и одной страсти. Ѕудучи большей частью лишенными грубой корысти и такого неприкрытого и всепоглощающего эгоизма, как это мы видели у параноиков, фанатики, однако, редко оказываютс€ способными про€вл€ть душев≠ную теплоту по отношению к отдельным люд€м. ѕоследние обыкно≠венно €вл€ютс€ дл€ них лишь орудием, при помощи которого они стрем€тс€ достигнуть поставленных ими себе целей. ѕоэтому в личных отношени€х они чаще всего или безразлично холодны, или требовательно строги. „еловеческое горе их не трогает, и бездушна€ жестокость составл€ет нередко их свойство. Fiat justitia, pereat mundus4 Ч вот основной принцип их жизненной установки. √лав≠на€ сила фанатиков заключаетс€ в их несокрушимой воле, кото≠ра€ помогает им без колебани€ проводить то, что они считают нужным.   голосу убеждени€ они глухи, вс€ их страстна€, но не≠сложна€ аффективность находитс€ целиком на службе их веры, а сопротивление и преследовани€ только закаливают их. ∆елез≠на€ вол€ и делает фанатиков опасными дл€ общества. ѕсихиат≠рам приходитс€ встречатьс€ с ними главным образом как с вож≠д€ми религиозных течений и сект. Ќередко под их руководством совершались изуверские дела и чудовищные преступлени€: само≠ист€зание, пытки, мучительства, убийства. –усска€ действи≠тельность знала людские жертвоприношени€, коллективное само≠сожжение и самопогребение и другие не менее страшные дела. ∆изненный путь фанатика определ€етс€ его внутренним суще≠ством: это человек борьбы, редко обход€щийс€ без столкновений с действительностью. ќтсутствие у него гибкости и приспособл€е≠мости легко приводит его к конфликту с законом и обществен≠ным пор€дком, поэтому одним из этапов его карьеры часто оказываетс€ пребывание в тюрьме или в психиатрической больнице. (...)

4 ѕусть свершитс€ правосудие, хот€ бы погиб мир (лат.).Ч ѕрим. ред.

«десь же, быть может, следует упом€нуть и о довольно много≠численной группе, если только можно так выразитьс€, фанатиков чувства.   ним чаще всего относ€тс€ восторженные приверженцы религиозных сект, служащие фанатикам-вожд€м слепым орудием дл€ осуществлени€ их задач. “щательное изучение таких легко внушае≠мых и быстро попадающих в беспрекословное подчинение люд€м с сильной волей лиц показывает, что они часто почти не имеют представлени€ о том, за что борютс€ и к чему стрем€тс€. —верх≠ценна€ иде€ превращаетс€ у них целиком в экстатическое пережива≠ние преданности вождю и самопожертвовани€ во им€ часто им со≠вершенно непон€тного дела. ѕодобна€ замена (отодвигание на задний план) сверхценной идеи соответствующим ей аффектом наблюдаетс€ не только в области фанатизма и религиозного изуверства, но €вл€етс€ также характерной особенностью, напри≠мер, некоторых ревнивцев, ревнующих не благодар€ наличию мысли о возможности измены, а исключительно вследствие наличности неотступно владеющего ими беспредметного чувства ревности. ѕодобное же положение мы имеем у некоторых конституционально-нервных и психастеников, дл€ которых таким Ђсверхценным аффек≠томї без определенной проекции €вл€етс€ присоедин€ющеес€ реши≠тельно ко всему происход€щему кругом чувство страха. Ётих наход€≠щихс€ в исключительной власти одного аффекта людей, по аналогии с терминологией ÷иена, можно называть эк.ноиками.

√–”ѕѕј Ёѕ»Ћ≈ѕ“ќ»ƒќ¬

(...) —амыми характерными свойствами этого типа психопатов мы считаем: во-первых, крайнюю раздражительность, доход€щую до приступов неудержимой €рости, во-вторых, приступы расстройства настроени€ (с характером тоски, страха, гнева) и, в-третьих, опреде≠ленно выраженные так называемые моральные дефекты (анти≠социальные установки). ќбычно это люди очень активные, одно≠сторонние, напр€женно-де€тельные, страстные, любители сильных ощущений, очень настойчивые и даже упр€мые. “а или друга€ мысль надолго застревает в их сознании; можно определенно гово≠рить о склонности эпилептоидов к сверхценным иде€м. »х аффектив≠на€ установка почти всегда имеет несколько непри€тный, окрашен≠ный плохо скрываемой злобностью оттенок, на общем фоне которого от времени до времени иной раз по ничтожному поводу развиваютс€ бурные вспышки неудержимого гнева, ведущие к опасным насиль≠ственным действи€м. ќбыкновенно подобного рода психопаты очень нетерпеливы, крайне нетерпимы к мнению окружающих и совер≠шенно не вынос€т противоречий. ≈сли к этому прибавить большое себ€любие и эгоизм, чрезвычайную требовательность и нежелание считатьс€ с чьими бы то ни было интересами, кроме своих собствен≠ных, то станет пон€тно, что поводов дл€ столкновений с окружаю≠щими у эпилептоидов всегда много. ƒаже тогда, когда их нет вовсе, эпилептоиду ничего не стоит их выдумать только дл€ того, чтобы


разр€дить неудержимо накипающее у него временами чувство бес≠предметного раздражени€. ќн подозрителен, обидчив, мелочно при≠дирчив. ¬се он готов критиковать, всюду видит непор€дки, исправ≠лени€ которых ему об€зательно надо добитьс€. ¬ семейной жизни эпилептоиды обыкновенно несносные тираны, устраивающие сканда≠лы из-за опоздавшего на несколько минут обеда, подгоревшего кушань€, плохой отметки у сына или дочери, позднего их возвраще≠ни€ домой, сделанной женой без их спроса покупки и т. д. ѕосто€нно делают они домашним всевозможные замечани€, мельчайшую про≠винность возвод€т в крупную вину и ни одного проступка не остав≠л€ют без наказани€. ќни всегда требуют покорности и подчинени€ себе и, наоборот, сами не вынос€т совершенно повелительного тона у других, пренебрежительного к себе отношени€, замечаний и выгово≠ра. — детства непослушные, они часто всю жизнь провод€т в борь≠бе за кажущеес€ им ограничение их самосто€тельности, борьбе, котора€ им кажетс€ борьбой за справедливость. Ќеуживчивость эпилептоидов доходит до того, что многие из них принуждены всю жизнь проводить в скитани€х, с одной стороны, благодар€ их страсти во все вмешиватьс€, а с другой Ч и больше всего Ч из-за абсолют≠ной неспособности сколько-нибудь продолжительное врем€ сохран€ть мирнь1е отношени€ с сослуживцами, с начальством, с сосед€ми.

ќчень важно подчеркнуть чрезвычайно характерную дл€ эпилеп≠тоидов склонность к эпизодически развивающимс€ расстрой≠ствам настроени€, расстройствам, могущим возникать как спонтанно, как бы без вс€кой видимой причины, так и реактивно Ч под вли€≠нием тех или других непри€тных переживаний. “о, что отличает подобные расстройства от депрессивных состо€ний вс€кого другого рода, это почти посто€нна€ наличность в них трех основных компо≠нентов: злобности, тоски и страха. ѕодобные расстройства настрое≠ни€ могут продолжатьс€ недолго, но могут и зат€гиватьс€ на день или даже на несколько дней, и именно на эти-то дни и падают наиболее бурные и безрассудные вспышки эпилептоидов.

Ќесмотр€ на свою необузданность, эпилептоиды всегда остаютс€ людьми очень узкими, односторонними и не способными хот€ бы на мгновение отрешитьс€ от своих эгоистических интересов, пол≠ностью определ€ющих их в общем всегда очень напр€женную де€≠тельность. »х аффективность лишена богатства оттенков и определ€≠етс€ преимущественно посто€нно имеющейс€ у них в наличии агрес≠сивностью по отношению к окружающим люд€м. „увство симпатии и сострадани€, способность вчувствоватьс€ в чужие переживани€ им недоступны. ќтсутствие этих чувств в соединении с крайним эгоиз≠мом и злобностью делает их морально неполноценными и способ≠ными на действи€, далеко выход€щие не только за рамки приемле≠мого в нормальных услови€х общежити€, но и за границы, опреде≠л€емые уголовным законом. ќсобенно часто они сталкиваютс€ с последним из-за склонности их к насильственным актам, попада€ под суд по обвинению в убийстве или нанесении т€желых ран. Ѕолее невинное значение-имеет их наклонность к скандалам, особен≠но часто про€вл€ема€ ими под вли€нием алкогол€, который, как пра-

ѕч.' » нс^а^-

мной храбрости, юни€х люќо^ной страсти. (...)

√–”ѕѕј »—“≈–»„≈— »’ ’ј–ј “≈–ќ¬

(...) √лавными особенност€ми психики истеричных €вл€ютс€:

1) стремление во что бы то ни стало обратить на себ€ внимание окружающих и 2) отсутствие объективной правды как по отношению к другим, так и к самому себе (искажение реальных соотношений). ясперс, объедин€€ оба эти признака, дает очень короткое и меткое определение той основы, из которой вырастает поведение и харак≠тер истеричных, Ч Ђстремление казатьс€ больше, чем это на самом деле естьї. »сход€ из этого определени€, Ўнейдер предложил заме≠нить самое название Ђистеричныеї термином Geltungsbedurfti-ge Ч Ђтребующие признани€ї. ¬о внешнем облике большинства представителей группы, объедин€емой этими свойствами, особенно обращают на себ€ внимание ходульность, театральность и лживость. »м необходимо, чтобы о них говорили, и дл€ достижени€ этого они не брезгуют никакими средствами. ¬ благопри€тной обстановке, если ему представитс€ соответствующа€ роль, истерик может и на самом деле Ђотличитьс€ї: он может произносить блест€щие, зажи≠гающие речи, совершать красивые и не требующие длительного напр€жени€ подвиги, часто увлека€ за собой толпу; он способен и к актам подлинного самопожертвовани€, если только убежден, что им любуютс€ и восторгаютс€. √оре истерической личности в том, что у нее обыкновенно не хватает глубины и содержани€ дл€ того, чтобы на более или менее продолжительное врем€ привлечь к себе достаточное число поклонников. »х эмоциональна€ жизнь капризно неустойчива, чувства поверхностны, прив€занности непрочны и интересы неглубоки; вол€ их не способна к длительному напр€≠жению во им€ целей, не обещающих им немедленных лавр и восхищени€ со стороны окружающих. „асто это субъекты, не достигшие еще, несмотр€ иной раз на пожилой возраст, действи≠тельно духовной зрелости. (...) ѕри первом знакомстве многие истерики кажутс€ обворожительными: они могут быть м€гки и вкрадчивы, капризна€ изменчивость их образа мыслей и настроени€ производит впечатление подкупающей детски простодушной не≠посредственности, а отсутствие у них прочных убеждений обусловли≠вает легкую их уступчивость в вопросах принципиальных. ќбыкно≠венно только постепенно вскрываютс€ их отрицательные черты, и прежде всего неестественность и фальшивость.  аждый поступок, каждый жест, каждое движение рассчитаны на зрител€, на эффект;

дома в своей семье они держат себ€ иначе, чем при посторонних;

вс€кий раз, как мен€етс€ окружающа€ обстановка, мен€етс€ их нравственный и умственный облик. ќни непременно хот€т быть


оригинальными, и так как это редко удаетс€ им в области положи≠тельной, творческой де€тельности, то они хватаютс€ за любое средство, подвертывающеес€ под руку, будь то даже возможность привлечь к себе внимание необычными €влени€ми какой-нибудь болезни. (...) Ѕо€сь быть опереженными кем-нибудь в задуманном ими эффекте, истеричные обычно завистливы и ревнивы. ≈сли в какой-нибудь области истерику приходитс€ столкнутьс€ с сопер≠ником, то он не пропустит самого ничтожного повода, чтобы унизить последнего и показать ему свое превосходство. —воих ошибок истерики не сознают никогда; если что и происходит не так, как бы нужно было, то всегда не по их вине. „его они не вынос€т, это равнодуши€ или пренебрежени€, Ч им они всегда предпочтут не≠при€знь и даже ненависть. ѕо отношению к тем, кто возбудил их неудовольствие, они злопам€тны и мстительны. Ѕудучи неисто≠щимы и неразборчивы в средствах, они лучше всего чувствуют себ€ в атмосфере скандалов, сплетен и др€зг. ¬ общем они ищут легкой привольной жизни, и если иногда про€вл€ют упорство, то только дл€ того, чтобы обратить на себ€ внимание.

ƒуховна€ незрелость истерической личности, не дава€ ей возмож≠ности добитьс€ осуществлени€ своих прит€заний путем воспитани€ и развертывани€ действительно имеющихс€ у нее способностей, толкает ее на путь неразборчивого использовани€ всех средств воздействи€ на окружающих людей, лишь бы какой угодно ценой добитьс€ привилегированного положени€. Ќекоторые авторы осо≠бенно подчеркивают инфантильное строение эмоциональной жизни истериков, счита€ его причиной не только крайней поверхностности их эмоций, но и часто недостаточной их выносливости по отношению к травматизирующим переживани€м. Ќадо только отметить, что и в области реакции на психические травмы нарочитое и выдуман≠ное часто заслон€ет у истериков непосредственные следстви€ ду≠шевного потр€сени€. (...)

¬ балансе психической жизни людей с истерическим характером внешние впечатлени€ Ч разуме€ это слово в самом широком смысле Ч играют очень большую, быть может первенствующую роль:

человек с истерическим складом психики не углублен в свои внутренние переживани€ (как это делает хот€ бы психастеник), он ни на одну минуту не забывает происход€щего кругом, но его реакци€ на окружающее €вл€етс€ крайне своеобразной и прежде всего избирательной. ¬ то врем€ как одни вещи воспринимаютс€ чрезвычайно отчетливо, чрезвычайно тонко и остро, кроме того фиксируютс€ даже надолго в сознании в виде очень €рких образов и представлений, другие совершенно игнорируютс€, не оставл€€ решительно никакого следа в психике и позднее совершенно не вспоминаютс€. ¬нешний, реальный мир дл€ человека с истерической психикой приобретает своеобразные, причудливые очертани€;

объективный критерий дл€ него утрачен и это часто дает повод окружающим обвин€ть истеричного в лучшем случае во лжи и притворстве. √раницы, которые устанавливаютс€ дл€ человека с нормальной психикой пространством, с одной стороны, и временем,

с другой, не существуют дл€ истеричного; он не св€зан ими. “о, что было вчера или нынче, может казатьс€ ему бывшим дес€ть лет назад и наоборот. » не только относительно внешнего мира осведомлен неправильно истеричный; точно так же осведомлен он относительно всех тех процессов, которые происход€т в его собственном организме, в его собственной психике. ¬ то врем€ как одни из его переживаний совершенно ускользают от него самого, другие, напротив, оцениваютс€ чрезвычайно тонко. Ѕлагодар€ €ркости одних образов и представлений и бледности других, человек с истерическим складом психики сплошь и р€дом не делает разницы, или, вернее говор€, не в состо€нии сделать таковой между фантазией и действительностью, между виденным и только что пришедшим ему в голову, между имевшим место на €ву и виденным во сне;

некоторые мысленные образы настолько €рки, что превращаютс€ в ощущени€, другие же, напротив, только с большим трудом воз≠никают в сознании. Ћица с истерическим характером, так сказать, эмансипируютс€ от фактов.  райне тонко и остро воспринима€ одно, истерик оказываетс€ совершенно нечувствительным к другому;

добрый, м€гкий, даже люб€щий в одном случае, он обнаруживает полнейшее равнодушие, крайний эгоизм, а иногда и жестокость Ч в другом; гордый и высокомерный, он подчас готов на всевоз≠можные унижени€; неуступчивый, упр€мый вплоть до негативизма, он становитс€ в иных случа€х согласным на все, послушным, готовым подчинитьс€ чему угодно; бессильный и слабый, он про€вл€ет энергию, настойчивость, выносливость в том случае, когда это потребуют от него законы, господствующие в его психике. Ёти законы все же существуют, хот€ мы их и не знаем, хот€ про€влени€ психики истеричных были бы так разнообразны и калейдоскопичны, что было бы правильнее думать не о законо≠мерности €влений, а о полной анархии.

ѕатологические лгуны. ≈сли потребность привлекать к себе внимание и ослепл€ть других людей блеском своей личности соедин€етс€, с одной стороны, с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией, а с другой Ч с более резко, чем у исте≠риков, выраженными моральными дефектами, то возникает картина той психопатии, которую ƒельбрюк называл pseudologia phantastica, ƒюпре Ч мифоманией, и представителей которой  репелин грубее и правильнее обозначает как Ђлгунов и плутовї. „аще всего это люди, которым нельз€ отказать в способност€х. ќни сообразительны, находчивы, быстро усваивают все новое, владеют даром речи и умеют использовать дл€ своих целей вс€кое знание и вс€кую способность, какими только обладают. ќни могут казатьс€ широко образованными, даже учеными, облада€ только поверхностным запасом сведений, нахватанных из энциклопедических словарей и попул€рных брошюр. Ќекоторые из них обладают кое-какими художественными и поэтическими наклонност€ми, пишут стихи, рисуют, занимаютс€ музыкой, питают страсть к театру. Ѕыстро зав€зыва€ знакомства, они хорошо приспосабливаютс€ к люд€м и легко приобретают их доверие. ќни умеют держатьс€ с досто-

173


инством, ловки, часто из€щны, очень забот€тс€ о своей внешности и о впечатлении, ими производимом на окружающих; нередко щегольской костюм представл€ет единственную собственность подобного психопата.

¬ажно то, что облада€ недурными способност€ми, эти люди редко обнаруживают подлинный интерес к чему-нибудь, кроме своей личности, и страдают полным отсутствием прилежани€ и выдержки. ќни поверхностны, не могут принудить себ€ к длительному на≠пр€жению, легко отвлекаютс€, разбрасываютс€. »х духовные интересы мелки, а работа, котора€ требует упорства, аккуратности и тщательности, тем самым производит на них отталкивающее действие. Ђ»х мышлению, Ч говорит  репелин, Ч не хватает плано≠мерности, пор€дка и св€зности, суждени€м Ч зрелости и обсто€≠тельности, а всему их воспри€тию жизни Ч глубины и серьезностиї.  онечно, нельз€ ожидать от них и моральной устойчивости: будучи людьми легкомысленными, они не способны к глубоким пережи≠вани€м, капризны в своих прив€занност€х и обыкновенно не зав€зы≠вают прочных отношений с людьми. »м чуждо чувство долга, и люб€т они только самих себ€.

—амой роковой их особенностью €вл€етс€ неспособность держать в узде свое воображение. ѕри их страсти к рисовке, к пусканию пыли в глаза, они совершенно не в состо€нии боротьс€ с искушением использовать дл€ этой цели легко у них возникающие богатые детал€ми и пышно разукрашенные образы фантазии. ќтсюда их непреодолима€ и часто принос€ща€ им колоссальный вред страсть ко лжи. Ћгут они художественно, мастерски, сами увлека€сь своей ложью и почти забыва€, что это ложь. „асто они лгут совершенно бессмысленно, без вс€кого повода, только бы чем-нибудь блеснуть, чем-нибудь поразить воображение собеседника. „аще всего, конечно, их выдумки касаютс€ их собственной личности: они охотно рассказывают о своем высоком происхождении, своих св€з€х в Ђсферахї, о значительных должност€х, которые они занимали и занимают, о своем колоссальном богатстве. ѕро их богатом воображении им ничего не стоит с мельчайшими детал€ми расписать обстановку несуществующей виллы, им будто бы принадлежащей, даже больше Ч поехать с сомневающимис€ и показать им в доказа≠тельство истины своих слов под видом своей чью-нибудь чужую виллу и т. д. Ќо они не всегда ограничиваютс€ только ложью: лишь часть их лгут наивно и невинно как дети, подстегиваемые желанием порисоватьс€ все новыми и новыми возникающими в воображении образами. Ѕольшинство извлекают из своей лжи и ос€зательную пользу. “аковы многочисленные аферисты, выдающие себ€ за путешествующих инкогнито значительных людей, таковы шарлатаны, присваивающие себе звание врачей, инженеров и пр., и часто успевающие на некоторое врем€ держать окружающих под гипнозом своего обмана, таковы шулеры и подделыватели документов, таковы, наконец, даже многие мелкие уличные жулики, выманивающие у доверчивых людей деньги рассказами о случившемс€ с ними несчастии, обещани€ми при помощи знакомств оказать какую-нибудь

ћ

важную услугу и пр., и пр. »х самообладание при этом бывает часто поразительным: они лгут так самоуверенно, не смуща€сь ничем, так легко вывертываютс€, даже когда их припирают к стене, что невольно вызывают восхищение. ћногие не унывают и будучи пойманы.  репелин рассказывает об одном таком мошеннике, который лежал в клинике на испытании, и, возвраща€сь по окончании срока последнего в тюрьму, так импонировал своим гордым барским видом присланному за ним дл€ сопровождени€ его полицейскому, что заставил последнего услужливо нести свои вещи. ќднако, в конце концов, они отличаютс€ все-таки пониженной устойчи≠востью по отношению к действию Ђударов судьбыї: будучи уличены и не вид€ уже никакого выхода, они легко приход€т в полное отча€ние и тогда совершенно тер€ют свое достоинство.

–€д черт роднит психопатов описанного типа с предыдущей группой истериков. √лавное отличие в том, что лживость у них заслон€ет собой все остальные черты личности.  роме того, истерики в своих выходках редко переход€т границы, определ€емые уголовным законом, тогда как с псевдологами часто приходитс€ встречатьс€ и судебным, и тюремным психиатрам. √ораздо более резка€ граница отдел€ет псевдологов от мечтателей, с которыми они имеют лишь одну общую черту Ч чрезмерную возбудимость воображени€:

по очень остроумному определению  ронфельда, в то врем€ как мечтатель обманывает себ€ относительно внешнего мира, псевдолог обманывает окружающих относительно себ€. “о, что последний иногда начинает и сам поддаватьс€ своему обману, представл€ет только побочный эффект, не лежащий в существе основной тен≠денции его поведени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2086 - | 1974 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.046 с.