Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 . –оджерс




эмпати€'

≈сть много попыток определить пон€тие Ђэмпати€ї, и мне самому принадлежит несколько. Ѕолее чем двадцать лет назад € предложил одно из определений в ходе систематизированного изложени€ моих взгл€дов (Rogers, 1959). (...) ќно заключаетс€ в следующем.

Ѕыть в состо€нии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.  ак будто становишьс€ этим другим, но без потери ощущени€ Ђкак будтої. “ак, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспри≠нимает. Ќо об€зательно должен оставатьс€ оттенок Ђкак будтої:

как будто это € радуюсь или огорчаюсь. ≈сли этот оттенок исчезает, то возникает состо€ние идентификации.

ƒл€ формулировки моего современного представлени€ € буду опиратьс€ на пон€тие состо€ни€, или переживани€, (experiencing) как оно было введено √ендлиным (Gendlin, 1962). Ёто пон€тие обогатило мое представление в целом р€де пунктов.

' Rogers —. R., Empatic: an unappreciated way of being.ЧThe Counseling Psychologist, 1975, v. 5, n. 2, p 2Ч10.

23S


—уммиру€ краткої √ендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состо€ни€, к которым он может многократно обращатьс€ в процессе поиска их смысла. ќни служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.

Ёмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состо€≠ни€, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентриро≠ватьс€ на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспреп€тственному переживанию.

Ќебольшой пример может по€снить как само пон€тие пережива≠ни€, так и его отношение к эмпатии.

ќдин участник психотерапевтической группы довольно негативно высказалс€ в адрес своего отца. ¬едущий говорит: Ђ—оздаетс€ впечатление, что ты сердит на своего отцаї. “от отвечает: ЂЌет, € не думаюї,ЧЂћожет быть, ты не удовлетворен им?їЧ ЂЌу, может бытьї (с сомнением).ЧЂћожет быть, ты разочаро≠валс€ в нем?ї. —ледует быстрый ответ: Ђƒа, € разочаровалс€ тем, что он слабый человек. я думаю, € давно разочаровалс€ в нем, еще в детствеї.

— чем этот человек свер€лс€, устанавлива€ правильность разных предлагавшихс€ слов? √ендлин считает, и € согласен с ним, что это было некое наличное психофизиологическое состо€ние. ќбычно оно субъективно достаточно определенно, и человек может хорошо пользоватьс€ им дл€ сравнени€ с подбираемыми обозначени€ми. ¬ нашем случае Ђсердитї не подходит, Ђнеудовлетворенї Ч оказы≠ваетс€ ближе, и слово Ђразочарованї Ч вполне точно. Ѕудучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает.к дальнейшему течению переживаний.

Ќа основе изложенного позвольте мне попробовать описать эмпатию более удовлетворительным дл€ мен€ сейчас образом. я больше не говорю Ђсосто€ние эмпатииї, потому что думаю, что это скорее процесс, чем состо€ние. ѕопытаюсь описать его суть.

Ёмпатический способ общени€ с другой личностью имеет несколь≠ко граней. ќн подразумевает вхождение в личный мир другого и пре≠бывание в нем Ђкак домаї. ќн включает посто€нную чувствитель≠ность к мен€ющимс€ переживани€м другого Ч к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Ёто означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивани€ и осуждени€. Ёто означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Ќо при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознавае≠мые чувства, поскольку они могут оказатьс€ травмирующими. Ёто включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взгл€дом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Ёто подразумевает частое обращение к другому дл€ проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. ¬ы доверенное лицо дл€ другого. ”казыва€ на возможные смыслы переживаний другого, вы помт.чете ему переживать более

чолно и конструктивно. Ѕыть с другим таким способом означает ia некоторое врем€ оставить в стороне свои точки зрени€ и ценности, п-обы войти в мир другого без предвз€тости. ¬ некотором смысле это означает, что вы оставл€ете в стороне свое Ђ€ї. Ёто могут? осуществить только люди, чувствующие себ€ достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потер€ют себ€ в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернутьс^ в свой мир, когда захот€т.

ћожет быть это описание делает пон€тным, что быть эмпатичным трудно. Ёто означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же врем€ Ч тонким и чутким.

Ћ»“≈–ј“”–ј

Gendlin ≈. “ Experiensing and the creation of meaning. N. Y, 1962. Rogers C. R. A theory of therapy, personality "and interpersonal relationships as

developed in the clientcentered framework In: Koch S (ed) Psychology

A study of a science, (...) V 3. N. Y., 1959.


ёнг (Jung)  арл √устав (26 июл€ 1875 Ч 6 июн€ 1961) Ч швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений в психоанализе Ч Ђана≠литической психологииї. Ѕлижайший сотрудника. ‘рейда (1906Ч1913), пер≠вый председатель ћеждународного психоаналитического общества (1911Ч 1914). ѕрофессор психологии ÷юрих≠ского (1933Ч1941) и Ѕазельского уни≠верситетов.

–абота€ под руководством 3. ‘рейда,  . ёнг внес существенный вклад в становление и развитие психоанализа, его методов и приемов (например, тех≠ники свободных ассоциаций). ќднако расхождени€ по основным теоретиче≠ским вопросам (в частности, отрицание сексуальной этиологии психических рас≠стройств) привели его к разрыву с 3. ‘рейдом. Ќа основании анализа сим≠волики сновидений  . ёнг предполо≠жил, что в психическом развитии чело≠века помимо индивидуального бессозна≠тельного существенна€ роль принадле≠жит Ђколлективному бессознательно≠муї. ≈го содержание составл€ют Ђархи≠типыї Ч своего рода формальные схе≠мы, прообразы развити€, отражающие в символической форме (в мифах, снах, художественном творчестве) общечело≠веческий опыт. ¬ освоении содержа-ний.коллективного бессознательного со≠стоит, по  - ёнгу, процесс становле≠ни€ личности человека ёнговское учение о коллективном бес≠сознательном представл€ет собой при≠чудливое сочетание рафинированных мифопоэтических и символологических построений с крайне натуралистически≠ми и даже механистическими представ≠лени€ми, глубоких постижений с уста≠новкой на принципиальную двусмыслен≠ность основных пон€тий и несистематич≠ность изложени€.

—очинени€: The collected works, v. 1Ч20. London, 1953Ч1964; Gesam-melte Werke, Bd., 1Ч18. Z., 1958Ч1968. Analytical Psychology; Its Theory and Practice. N. Y., 1968. ¬ рус. пер.: ѕсихоз и его содержание. —пб., 1909; ѕсихо≠логические типы. ћ., 192.4, »збранные труды по аналитической психологии. “. 1Ч4. ÷юрих, 1929Ч1939. Ћитература: јверинцев —. —. јналитическа€ психологи€  . √. ён≠га и закономерности творческой фан≠тазии. Ч ¬ кн.: ќ современной буржуазной эстетике. ћ., 1972; M.ЧL. Franz (ed.). Man and his Symbols. N. Y., 1964.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 468 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2219 - | 1959 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.