Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ли€ние и действие психического




 

 

¬начале душа, погруженна€ в природу, психическа€ сущность, раскрытие которой €вл€етс€ первым шагом к духовному изменению, Ч остаетс€ полностью скрытой от нас, хот€ именно благодар€ ей мы сохран€ем в ѕрироде свою индивидуальность. ƒругие составл€ющие нас части не только изменчивы, но и бренны; однако наша психическа€ сущность неразрушима и всегда неизменна по своей сути: она содержит все сущностные возможности нашего про€влени€, но не обусловлена ими; она не ограничена тем, что про€вл€ет, не сдерживаетс€ незавершенными формами про€влени€, не тускнеет под воздействием несовершенств и недостатков, дефектов и испорченности поверхностного существа. Ёто непорочное плам€ божественности, и ничто, из того, что приходит к нему, ничто, вход€щее в наш опыт, не может загр€знить его чистоты или погасить его. ƒуховное вещество безупречно и светло и, поскольку оно совершенно, то осознает истину существа и истину природы пр€мо и непосредственно; оно глубоко сознательно по отношению к истине, к добру и к прекрасному, поскольку истина, добро и прекрасное родственны его естеству и €вл€ютс€ формами того, что внутренне присуще его собственной субстанции. ќно также сознает все то, что противоречит этим вещам, все, что отклон€етс€ от его естества, сознает ложь и зло, безобразие и непристойность; но оно не становитс€ этим и не захватываетс€, не измен€етс€ этими противоположными ему вещами, которые столь мощно воздействуют на внешние инструменты Ч разум, жизнь и тело. ѕоскольку душа, наше вечное существо, выдвига€ вперед и использу€ разум, жизнь и тело в качестве своих инструментов, хот€ и испытывает на себе воздействие тех условий в которых наход€тс€ ее инструменты, но остаетс€ отличной от них и во всем их превосходит.

≈сли бы психическа€ сущность с самого начала была незавуалирована и известна своим исполнител€м, не €вл€лась уединенным ѕравителем в скрытом чертоге, то эволюци€ человека, оставив свойственный ей теперь т€жкий, переменчивый и уродливый -путь развити€ превратилась бы в стремительный расцвет качеств души. ќднако оболочка плотна и нам неведом наш, внутренний тайный —вет, свет в сокровенном св€тилище сердца. Ћишь редкие, исход€щие из психического проблески, достигают поверхности, но наш разум не в силах обнаружить их источника; он принимает их за свою собственную де€тельность, поскольку правде чем выйти на поверхность, они облекаютс€ в ментальную субстанцию: несведущий об их полномочии разум может прин€ть их или отвергнуть, сообразно тому, чем он сейчас захвачен. ≈сли разум находитс€ во власти побуждений витального эго, тогда вообще невелики шансы психического контролировать природу и про€вл€ть в нас нечто из тайного духовного вещества и чистого движени€; или, если разум слишком самонаде€н и действует только в своем собственном слабом свете, довер€ет только собственным оценкам, своей воле и своему действию, то душа также останетс€ завуалированной и безде€тельной и будет ожидать дальнейшей эволюции разума. “ак как задачей психического поначалу €вл€етс€ поддержка естественной эволюции, котора€ прежде всего заключаетс€ в последовательном развитии тела, жизни и разума; и они должны действовать либо порознь, сообразно собственной природе, либо вместе, пыта€сь взаимодействовать друг с другом, дл€ того чтобы расти, получать опыт и эволюционировать. ƒуша вбирает сущность всего нашего ментального, витального и телесного опыта и усваивает его в цел€х нашей дальнейшей эволюции в ѕрироде. ќднако ее действие скрыто и не видно с поверхности. Ќа ранней материальной и витальной стади€х эволюции душа еще несознательна; психическое существо действует, но формы про€влени€ этой де€тельности витальные и физические Ч или ментальные, когда активен разум.. “ак как примитивный разум (или же развитый, но остающийс€ по большей части внешним) не распознает характера психической де€тельности. Ћегко относитьс€ к себе как к физическому существу или существу живому, либо как к ментальному существу и всецело игнорировать наличие души: ибо все то, что мы о ней знаем Ч это то, что она переживает смерть нашего тела. Ќо мы не знаем, что такое душа Ч даже ощуща€ иногда ее присутствие, мы обычно не осознаем отчетливо ее реальность и не чувствуем €сно ее непосредственного воздействи€ на нашу природу.

¬ ходе эволюции ѕрирода начинает медленно методом проб и ошибок про€вл€ть наши скрытые, непро€вленные части; она подводит нас к тому, чтобы мы все более и более пристально загл€дывали в глубь самих себ€. ќна также начинает давать нам все более €сные намеки на существование оккультных частей и на то, как они про€вл€ютс€ на поверхности. Ќаша душа, психический принцип, уже начала обретать уединенную скрытую форму; она выдвигает вперед и развивает свою индивидуальность, €сно различимое психическое существо, которое ее представл€ет. Ёто психическое.существо все еще остаетс€ за вуалью в нашей сублиминальной части, подобно истинно ментальному, истинно витальному или истинному (тонко-) физическому существу: и подобно им, оно воздействует на внешнюю жизнь, оказыва€ отдельные вли€ни€ или вывод€ на поверхность некоторые намеки. Ёти вли€ни€ и намеки внос€т свою лепту в образование той видимой суперструктуры, которую мы обычно считаем собой. Ќа этой несведущей поверхности мы начинаем смутно осознавать нечто, что можем назвать душою, то, что отличаетс€ от разума, жизни или тела. » это осознание не ограничиваетс€ простой ментальной идеей и не исчерпываетс€ неуловимым инстинктом; мы начинаем ощущать вли€ни€ души на нашу жизнь, личность и де€тельность. ќбычным, хот€ и не единственным знаком психического вли€ни€ служат определенные ощущени€ истинного, доброго, прекрасного, тонкого, чистого и благородного. Ёти ощущени€ оказывают давление на разум и нашу де€тельность, с тем чтобы все это про€вилось в нашем мышлении, чувствах, в поведении и запечатлелось в личности. ≈сли подобного психического движени€ не заметно в человеке, либо он не откликаетс€ на него, мы говорим, что у этого человека нет души. ѕоскольку именно это психическое вли€ние нам легче всего распознать как более тонкую или даже нашу более божественную часть, как наиболее мощную часть дл€ того, чтобы постепенно начать обращатьс€ к цели совершенства нашей природы.

Ќо психическое вли€ние или действие, достига€ поверхности, утрачивает чистоту и отчетливость; иначе мы смогли бы €сно различить душевный элемент и следовать его велени€м сознательно и полно. ¬мешиваетс€ внутреннее ментальное, витальное и тонкое-физическое действие: смешива€сь с психическим, оно пытаетс€ использовать его и обратить к собственной выгоде, сводит на нет его божественность, искажает или ослабл€ет его самовыражение, даже принуждает его отклон€тьс€ и оступатьс€ или п€тнает его грубостью, бедностью и ошибочностью разума, жизни и тела. ƒостигнув поверхности, это божественное вли€ние, уже смешанное и ослабленное, оказываетс€ во власти слепоты и уродливости невежественной природы, что приводит к еще большему отклонению или смешению. “ак вноситс€ искажение, придаетс€ неверное направление, осуществл€етс€ неправильна€ обработка того, что чисто в своем веществе и своем действии, и в результате формируетс€ сознание, состо€щее из психических элементов, беспор€дочно перемешанных с ментальными иде€ми и мнени€ми, витальными желани€ми и побуждени€ми, привычными физическими наклонност€ми. ћентальные наклонности весьма смешанного характера, зачастую тусклые даже в своем идеализме, временами даже губительно ошибочные, пыл и страсть эмоционального существа, расплескивающего свои чувства, настроени€, сантименты, динамический энтузиазм жизненных частей, гор€чие отклики физического, жажда и возбуждение нервов и тела Ч все эти побуждени€ переплетены в том конгломерате, который часто принимаетс€ за душу, а его смешанное и путаное действие Ч за движени€ души, за психическое развитие и действие или осознанное внутреннее вли€ние. —ама психическа€ сущность незап€тнана и свободна от любых примесей, но то, что от нее исходит, не защищено этим иммунитетом, и поэтому такое смешение возможно.

Ѕолее того, психическое существо Ч индивидуальность души Ч не сразу становитс€ зрелым и просветленным; оно эволюционирует, проходит через медленное развитие и формирование и поначалу может быть неотчетливым и оставатьс€ длительное врем€ слабым и неразвитым, не нечистым, но несовершенным: ибо психическое существо формируетс€ силою души, котора€ была выдвинута в эволюцию в противовес сопротивлению Ќеведени€ и Ќесознани€. ¬озникновение психического существа Ч знак вовлеченности души в природный процесс, и если она вовлечена слабо и недостаточно, то и психическа€ индивидуальность также будет слабой или неразвитой. »з за тусклости нашего сознани€ психическа€ индивидуальность также отделена от своей внутренней реальности, находитс€ в несовершенной св€зи с собственным источником в глубинах существа. —в€зь с этим источником еще плохо налажена, легко прерываетс€ или по ней передаютс€ сообщени€ иного рода, никак не св€занные с психическим источником. » способность психического существа запечатлевать то, что оно получает от внешних инструментов, также несовершенна; в своей бедности оно вынуждено опиратьс€ в основном на эти инструменты, и формы выражени€ и действи€ психического стро€тс€ на основе этих внешних данных, а не исключительно на безошибочных воспри€ти€х, которые характерны дл€ психической сущности. ¬ этих услови€х психическое существо не может преп€тствовать тому, чтобы психический свет не был искажен или ослаблен, превратившись в разуме в простую идею или суждение, чтобы психическое чувство в сердце не опустилось до обычной эмоции или простого сантимента, чтобы психическа€ вол€ к действию не вырождалась в слепой витальный энтузиазм или пылкое возбуждение: психическое даже принимает все эти искажени€ за стремлени€ к чему-то лучшему и пытаетс€ выразить себ€ через них. »бо частью работы души €вл€етс€ вли€ние на разум, сердце и витальное существо и обращение их идей, чувств, энтузиазма, динамизма к тому, что божественно и светло. ќднако поначалу эта работа неизбежно будет делатьс€ несовершенно, медленно и неточно. ѕо мере того, как психическа€ индивидуальность становитс€ сильнее, она начинает наращивать свои св€зи с психической сущностью, что приводит к более тесному сообщению души с внешним сознанием: теперь психическое существо может передать наставлени€ души разуму, сердцу и жизни с большей чистотой и силой; ибо психическое существо может установить более сильный контроль и противодействовать фальшивому смешению. “еперь психическое все более ощутимо чувствуетс€ как сила, воздействующа€ на природу. Ќо даже на этом уровне эволюци€ будет все еще оставатьс€ медленной и долгой, если будет предоставлена лишь автоматическому действию эволюционной Ёнергии. » только тогда, когда человек пробуждаетс€ к знанию души и испытывает потребность про€вить ее во внешнем сознании и сделать хоз€ином своей жизни и де€тельности, только тогда вмешиваетс€ более быстрый способ эволюции, и психическа€ трансформаци€ становитс€ возможной.

Ўри јуробиндо

 

 

¬:  ак душа вли€ет на человека, если он еще несознателен?

 

¬ли€ние души подобно некому излучению, которое может проникнуть через наиболее грубую материю и действовать даже в несознании.

Ќо в этом случае ее действие замедл€етс€, и требуетс€ много времени, чтобы был достигнут ощутимый результат.

ћать

 

 

¬ обычном сознании, когда разум, жизнь и тело не разбужены, психическое все же как-то действует через них, но в соответствии с законами Ќеведени€.

Ўри јуробиндо

 

ѕсихическое существо есть у всех людей, но только у очень немногих оно хорошо развито, пропитывает большую часть сознани€ или присутствует во внешнем сознании; у большинства, же оно скрыто, не может свободно действовать и оказывает только редкие вли€ни€, не обладает достаточным сознанием и силой, необходимыми дл€ поддержани€ духовной жизни.

Ўри јуробиндо

 

 

“о, что вы описываете, называетс€ психическим огнем, агни павака (agni pavaka), который горит в глубочайшем сердце и оттуда освещает разум, витальность и физическое тело. ¬ разуме јгни создает свет интуитивного воспри€ти€ и проницательности, благодар€ которому мы сразу же можем отличить истинные видени€ и мысли, чувства и движени€ от ложных. ¬ витальности этот огонь зажигает нужную эмоцию и некое интуитивное чувство, особый такт, который содействует правильному импульсу, правильному действию, правильному пониманию и правильному отношению. ¬ телесном сознании он устанавливает подобный, хот€ и более автоматический, правильный отклик на событи€ физической жизни, на ощущени€ или телесный опыт. ѕсихический огонь обычно сначала зажигаетс€ в разуме, но не всегда Ч иногда он вспыхивает в витальном.

Ѕез сомнени€, в обыденной жизни также про€вл€етс€ действие психического Ч без этого человек был бы только думающим животным. Ќо в этих услови€х действие психического гораздо более завуалированно, вынужденно прибегать к помощи ума и витальности дл€ своего выражени€, от€гощено ими, и значит не безупречно. ¬ результате человек часто правильное исполн€ет неправильным образом, движим верным чувством, но ошибаетс€ в его применении, в выборе личности, места и обсто€тельств. «а редким исключением, психическое не имеет возможности свободно действовать во внешнем сознании. ѕоэтому дл€ того, чтобы прийти к себе, требуетс€ та или ина€ …ога или —адхана. ѕо мере того, как психическое все более и более выдвигаетс€ на передний план, оно освобождаетс€ от смешени€. »ными словами, психическое присутствие начинает непосредственно ощущатьс€, и не только как поддержка "из-за" вуали, но и в самом внешнем сознании, все менее зависеть от своих инструментов Ч разума, жизни и тела Ч и не подавл€тьс€ ими. ќно само начинает господствовать над ними: воздействует на них своим светом и обучает верному действию.

Ўри јуробиндо

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 752 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

2040 - | 1996 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.