Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деи принципа сперматозоида у Ўопенгауэра 4 страница




Ўопенгауэр правильно подметил, что юношеский возраст омрачаетс€ и делаетс€ несчастливым из-за погони за счастьем, предпринимаемой в предположений, что в жизни можно добыть его. Ўопенгауэр был прав, утвержда€, что не следует гон€тьс€ за счастьем. Ёкзистенциальный анализ показал, что чем больше гон€ешьс€ за счастьем, тем дальше оно от теб€ уходит. Ќо счастье можно обрести, если ты встал на тот путь, где оно встречаетс€. Ёто как ловл€ рыбы. ≈сли ты ловишь рыбу в той речке, где она водитс€, и соблюдаешь определенные правила, то у теб€ есть неплохой шанс ее поймать. Ёкзистенциальный анализ наметил также путь, где можно встретить счастье Ц творческий созидательный труд, работа над собой. √лавное Ц стать достойным счасть€, а не добыть его

» к следующим рассуждени€м Ўопенгауэра стоит прислушатьс€. ЂЅольшим выигрышем было бы, если бы можно было искорен€ть уже в юности путем своевременных наставлений ту иллюзию, будто мир может нам дать многое. Ќа деле же происходит обратное: обычно жизнь познаетс€ нами сперва из поэзии, а потом из действительностиЕ ёноша мечтает, что жизнь его выльетс€ в форму какого-то захватывающего романаї.

ј теперь о среднем возрасте. Ђ’арактерной чертой первой половины жизни €вл€етс€ неутомима€ жажда счасть€; второй половины Ц бо€знь несчасть€. <Е> ¬ыдающиес€ богато одаренные личности, которые именно ввиду этого не вполне принадлежат к человеческому родуЕ испытывают по отношению к люд€м два противоположных чувства: в юности они часто чувствуют себ€ покинутыми, в позднейшие годы они чувствуют, что сами убежали от людей. <Е> ¬следствие этого втора€ половина жизни содержит в себе Ц подобно второй части музыкального периода Ц меньше порывистости и больше спокойстви€, нежели перва€. <Е>

“о, что зрелый человек приобретает жизненным опытом, благодар€ чему он иначе смотрит на мир, чем в детстве или отрочестве, Ц это прежде всего непосредственность. ќн научаетс€ смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле; тогда как от мальчика или юноши истинный мир скрыт или искажен предательским туманом, состо€щим из собственных грез, унаследованных предрассудков и безудержной фантазии. ѕервое, что приходитс€ выполнить опыту, Ц это освободить нас из-под власти разных Ђжупеловї н ложных представлений, приставших к нам с юности. Ћучшим воспитаниемЕ было бы охран€ть их от подобных заблуждений; задача, правда, не из легкихї.

ƒалее Ўопенгауэр пишет, что необходимо Ђвначале по возможности ограничить кругозор ребенка, но зато излагать все, наход€щеес€ в пределах этого круга, €сными и правильными пон€ти€ми; лишь после того, как он правильно усвоил все лежащее внутри этой черты, можно постепенно раздвигать ее, посто€нно забот€сь о том, чтобы не оставалось ничего невы€сненного, ничего такого, что могло бы быть им пон€то наполовину или не совсем верно. ¬следствие этого его представлени€ о вещах и человеческих отношени€х были бы, правда, несколько ограниченными и примитивными, но зато €сными и правильными, так что оставалось бы только расшир€ть, но не исправл€ть их; это следовало бы примен€ть до юношеского возрастаї.

Ќе знал Ўопенгауэр поведенческой терапии и не было тогда компьютеров. «ато, € думаю, —киннер был знаком с работами Ўопенгауэра. ¬едь он рекомендовал сугубо индивидуальное обучение с постепенным расширением кругозора, о чем было сказано выше

» хот€ Ўопенгауэр пессимист, в его работах можно найти оптимистические рекомендации, ибо он показывает не только недостатки, но и преимущества каждого возраста. —овременные психотерапевтические техники позвол€ют пользоватьс€ преимуществами и скрадывать недостатки. ѕоэтому продолжим изучение идей Ўопенгауэра.

ЂЕћожно уподобить жизнь вышитому куску материй, лицевую сторону коего человек видит в первую половину своей жизни, а изнанку Ц во второй; изнанка, правда, не так красива, но зато более поучительна, так как в ней можно проследить сплетение нитей. <Е> ¬ысокое умственное превосходство может быть про€влено в беседе в полном блеске лишь после сорока лет. <Е> — точки зрени€ молодости, жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрени€ старости Ц очень короткое прошлое. Ќужно долго прожить Ц состаритьс€, чтобы пон€ть, как коротка жизньЕ ¬ юности даже само врем€ течет гораздо медленнее; поэтому перва€ четверть жизни Ц не только сама€ счастлива€, но и сама€ длинна€Е ѕочему же в старости прожита€ жизнь кажетс€ короткой? Ёто происходит потому, что сократилось воспоминание о ней; из него исчезло все незначительное и непри€тное (психологическа€ защита. Ц ћ. Ћ.), в результате чего осталось очень немногоеї.

“очное описание. Ќо это жизнь больного неврозом.

“е больные среднего возраста, которые успешно проходили у мен€ лечение, как один говорили:

Ђћо€ прежн€€ жизнь проходила как в тумане. ¬ пам€ти почти ничего не осталось. я как бы заново родилс€. ѕрошло всего несколько лет, а € их воспринимаю как длинную €ркую жизнь, предыдущие 40 лет как будто не мои. » все, что там происходило, было не со мной. Ѕудущее мне представл€етс€ еще более прекрасным, а жизнь бесконечной.  онечно, € понимаю, что умру, но € этого не чувствую.ї

ЂЌепри€тное мы не любим вспоминать, в особенности если было задето наше тщеславие, что случаетс€ как раз чаще всего; очень мало таких несчастий, в которых мы сами совершенно не виноваты; поэтому-то и забываетс€ (вытесн€етс€. Ц ћ. Ћ.) так много непри€тногої. ¬от почему несчастна€ жизнь кажетс€ такой короткой.

Ђ»ногда нам кажетс€, что мы тоскуем по какому-нибудь отдельному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. “ак нас обманывает врем€ под маской пространства; если бы мы поехали туда, мы бы пон€ли наше заблуждение.

ƒвум€ пут€ми можно достичь глубокой старостиЕ <Е>Е ƒл€ по€снени€ приведу пример двух гор€щих ламп: одна из них горит долго потому, что, име€ маленький запас масла, она снабжена весьма тонким фитилем, друга€ же Ц потому, что, име€ толстый фитиль, она имеет и много масла, масло Ц это жизненна€ сила, фитиль Ц способ расходовани€ этой силыї.

Ўопенгауэр подчеркивает, что Ђследует беречь юношеские силыї. јристотель говорит, что из числа победителей на ќлимпийских играх только двое или трое одерживали победы и мальчиками, и зрелыми мужами: преждевременные напр€жени€ подготовительных упражнений настолько истощают силы, что впоследствии, в зрелом возрасте, их почти никогда не хватает. —казанное относитс€ как к физической, так, тем паче, и к нервной энергии, про€влением которой €вл€етс€ вс€кий умственный труд: поэтому ранние гении и вундеркинды, плоды тепличного воспитани€, возбуждающие удивление в детском возрасте, станов€тс€ впоследствии весьма заур€дными но умуї. ¬от если бы эти строки прочли спортивные де€тели, родители и учител€! ¬едь до сих пор не устарели!

Ђя заметил, что почти у всех людей характер приноровлен к какому-либо одному возрасту, и в этом возрасте выдел€етс€ особенно благопри€тно. »ногда бывают милыми юношами, позже эта черта исчезает; другие сильны и де€тельны в зрелом возрасте, но старость отнимает у них эти достоинства; третьи наиболее привлекательны именно в старости, когда они благодар€ опыту и большей уравновешенности, станов€тс€ м€гчеї.

«адача современной психотерапии Ц так корригировать характер, чтобы он подходил к каждому возрасту. ј Ўопенгауэр считал, что характер изменить нельз€. ќтсюда пессимистический взгл€д на жизнь.

Ўопенгауэр пишет, что только в юности мы живем вполне сознательно, в старости Ц лишь наполовину. Ђ„ем старше мы становимс€, тем меньше сознательного в нашей жизни: все мелькает мимо, не производ€ впечатлени€, подобно художественному произведению, которое мы видели тыс€чу раз: мы делаем то, что нужно сделать, а потому даже не знаем, сделали мы это или нет. »менно благодар€ тому, что жизнь наша становитс€ менее сознательной и все скорее продвигаетс€ к полной бессознательности, начинает ускор€тьс€ и течение времениї.

ќчень тонкое наблюдение. ќно позвол€ет сделать практический вывод, как сохранить психологическую молодость Ц продолжать личностный и духовный рост. “огда начинаешь находить в ранее читанных произведени€х то, чего раньше не видел, те же люди предстают перед тобой совсем в другом свете. ј вместе с личностным и духовным ростом по€вл€ютс€ новые желани€, новые знакомства и новые источники наслаждени€. ѕоэтому и в п5зднем возрасте можно сохранить свежесть юношеского воспри€ти€, осознанность жизни, а может быть, и более того.

—тарость может стать счастливым периодом жизни. Ђќбычно полагают, что удел старости Ц болезни и скука. Ќо болезни вовсе не необходимый ее признакЕ что же касаетс€ скуки, тоЕ старость подвержена ей меньше, чем юностьЕ —кука сопутствует лишь тем, кто не знал иных наслаждений, кроме чувственных и общественных, кто не обогащал свой дух и оставил неразвитыми его силы. ѕравда, в преклонных годах духовные силы убывают, но их остаетс€ все же достаточно дл€ того, чтобы побороть скуку, Ц если только вообще их было много. —верх тогоЕ в силу опытности, упражнени€ и размышлени€ разум продолжает развиватьс€, суждени€ станов€тс€ более меткими, и у€сн€етс€ св€зь вещей; мы посто€нно усваиваем себе всеобъемлющий взгл€д на целое; благодар€ посто€нному комбинированию на новый лад накопленных знаний и обогащению их при случае, наше внутреннее самообразование продолжаетс€ по всем направлени€м, дава€ зан€ти€ духу и умиротвор€€ и награжда€ его. Ёто в известной степени возмещаетЕ упадок силЕ ѕотребность видеть, путешествовать, учитьс€ замен€етс€ потребностью учить других и говорить. —частье дл€ старика, если в нем осталась любовь к науке, к музыке, к театру, вообще известна€ восприимчивость к внешнему миру, что у некоторых сохран€етс€ до самых преклонных лет. “о, что человек имеет в себе, никогда ему так не пригодитс€, как в старостиї. —ледовательно, психотерапи€ должна готовить человека и к этому периоду жизни. —пособ один и тот жеЦличностный рост, а методик много!

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 378 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1976 - | 1881 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.