Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деи принципа сперматозоида у Ўопенгауэра 1 страница




 

јртур Ўопенгауэр (1788Ц1860) родилс€ в семье данцигского банкира. –одители јртура находились в конфликтных отношени€х, что т€жело сказывалось на душевном состо€нии ребенка. ¬скоре последовал развод. ≈го мать была известной писательницей. ¬ ее доме бывали такие знаменитости, как √ете, брать€ √римм, –ейнгольд.

¬ 1809 г. ј. Ўопенгауэр поступил в√еттингенский, а затем перевелс€ в Ѕерлинский университет. ¬ 1813г.он защитил диссертацию. Ўопенгауэр долгое врем€ оставалс€ втени. ќбъ€вленный им курс философии вЅерлинском университете успехом не пользовалс€. „естолюбие его не было удовлетворено. ¬ 1833 г. Ўопенгауэр бросил преподавательскую де€тельность, поселилс€ во ‘ранкфурте-на-ћайне и стал вести жизнь одинокого холост€ка, жизнь одинокую, но обеспеченную рентой после ликвидации дела отца. ≈го идеи опережали врем€, и только в последние дес€тилети€ его жизни почва дл€ них стала благопри€тной, особеннопосле выхода в свет Ђјфоризмов житейской мудростиї.

»менно эта работа имеет наибольшее значение дл€ психотерапевтической практики и широко используетс€ мною при проведении лечебных меропри€тий и в педагогическом процессе. „асто обращаюсь € и к его Ђћетафизике половой любвиї. Ќе буду давать оценку его философии, так как не €вл€юсь специалистом в данной области, да и пишу пособие по психотерапии, а не философский трактат. Ћишь приведу те положени€, которые использую в своей работе.

ј. Ўопенгауэр утверждает, что на судьбу человека вли€ют три категории.

1. „то такое человек: т. е. личность его в самом широком смысле слова. —юда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развити€.

2. „то человек имеет: т. е. имущество, наход€щеес€ в его собственности или владении.

3. „то представл€ет собой человек: это мнение остальных о нем, выражающеес€ вовне в почете, положении и славе.

ѕеречисленные в первой рубрике элементы вложены в человека самой природой; из этого Ўопенгауэр заключает, что вли€ние их на счастье или несчастье значительно сильнее и глубже, чем вли€ние элементов двух других категорий. ѕо сравнению с истинными личностными достоинствами все преимущества, доставл€емые положением, богатством, происхождением, оказываютс€ тем же, чем оказываетс€ театральный король по сравнению с насто€щим. ƒл€ блага индивида самым существенным €вл€етс€ то, что в нем самом заключаетс€ или происходит. ѕоэтому одни и те же внешние событи€ вли€ют на каждого совершенно различно; наход€сь в одинаковых обсто€тельствах, люди все же живут в разных мирах. ¬се зависит от свойств личности: в соответствии с ними мир оказываетс€ то бедным, то скучным, то пошлым, то, наоборот, богатым, полным интереса и величи€. ћеланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит интересный инцидент, а флегматик Ц нечто, не заслуживающее внимани€. ѕри скверной структуре личности превосходные объективные данные создадут очень плохую действительность, котора€ будет выгл€деть, как красива€ местность в дурную погоду или сквозь скверное стекло. „еловек не может вылезти из своей личности, как из своей шкуры, и непосредственно живет только в ней; вот почему так трудно помочь ему извне.

Ёта мысль стратегическа€ дл€ всех личностно ориентированных методов современной психотерапии, высказанна€ образно и пон€тно.  огда пациенты осознают, что им необходимо переделывать себ€, а не мир, они станов€тс€ значительно спокойнее.

»ндивидуальность, с точки зрени€ Ўопенгауэра, определ€ет меру возможного человеческого счасть€, а духовные силы определ€ют способность к высшим наслаждени€м. ќн предупреждает, что если эти силы ограничены, на долю человека останутс€ чувственные удовольстви€, тиха€ семейна€ жизнь, скверное общество и вульгарные развлечени€.

—реди всех личностных элементов, по мнению философа, здоровье перевешивает все блага настолько, что здоровый нищий счастливей больного корол€. —покойный веселый темперамент, €вл€ющийс€ следствием хорошего здоровь€, €сный ум, сдержанна€ вол€ и чиста€ совесть Ц вот блага, которые не смогут заменить никакие чины и сокровища (Ђ∆алок тот, в ком совесть нечистаї, Ц сказал ј. —. ѕушкин). ”мный человек и в одиночестве найдет себе развлечение в своих мысл€х и в своем воображении, тогда как беспрерывна€ смена собеседников, спектаклей, поездок не оградит тупицу от терзающей его скуки. ƒл€ того, кто одарен выдающимс€ умом и возвышенным характером, большинство излюбленных удовольствий Ц излишни, даже более того Ц обременительны.

» Ўопенгауэр подводит итог: Ђƒл€ нашего счасть€ то, что мы такое, Ц наша личность Ц €вл€етс€ первым и важнейшим условием уже потому, что сохран€етс€ всегда и при всех обсто€тельствах; к тому же она, в противоположность благам двух других категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отн€та у насЕ ќдно лишь всемогущее врем€ властвует и здесьї.

Ўопенгауэр рекомендует развивать свои Ђиндивидуальные свойства с наибольшей выгодойї. “о есть заботитьс€ лишь о таком развитии, которое соответствует способност€м, и в соответствии с ними выбирать зан€тие, должность и образ жизни. ќн предупреждает, что, если человек геркулесовского сложени€ всю жизнь будет заниматьс€ только умственным трудом и оставл€ть неиспользованными те силы, которыми он щедро наделен от природы, он будет несчастен; еще несчастнее будет тот, в ком преобладают интеллектуальные силы, и кто, оставл€€ их неразвитыми и неиспользованными, вынужден будет заниматьс€ каким-либо простым, вовсе не требующим ума делом. Ўопенгауэр считает, что благоразумнее заботитьс€ о сохранении здоровь€ и о развитии способностей, чем о приумножении богатств. Ќо он предупреждает, что нельз€ пренебрегать приобретением всего привычного нам, и в то же врем€ подчеркивает, что большой избыток средств немного способствует нашему счастью; если многие богачи чувствуют себ€ несчастными, то это оттого, что они не причастны к истинной культуре духа, не имеют знаний и объективных интересов, которые могли бы подвигнуть их к умственному труду. “о, что может дать богатство, мало вли€ет на наше внутреннее довольство: последнее скорее тер€ет от множества забот, неизбежно св€занных с сохранением большого состо€ни€.

¬спомним, что Ўопенгауэр жил в начале XIX в., когда богатых людей было мало. ѕоэтому его мысли, опережа€ врем€, не получили практического распространени€. ¬едь все современные личностно ориентированные методы психоаналитического, гуманистического, экзистенциального направлений фактически выполн€ют возникший социальный заказ сытого общества развитого капитализма. —ытых стало много, а счастливых не прибавилось. Ђ—колько людей в посто€нных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера зан€ты увеличением уже существующего богатства; их пуста€ душа невосприимчива ни к чему иному. ¬ысшие наслаждени€ Ц духовные Ц недоступны дл€ них; тщетно стараютс€ они заменить их отрывочными, мимолетными и чувственными удовольстви€ми, требующими мало времени и много денег. –езультаты счастливой, сопутствуемой удачею жизни такого человека выраз€тс€ на склоне лет в пор€дочной куче золота, увеличить или промотать которую предстоит наследникамї.

ќ двух других категори€х Ўопенгауэр говорит меньше, ибо о богатстве сказать особенно нечего. Ќо о добром имени заботитьс€ должен каждый, о чине Ц тот, кто служит государству, о славе Ц немногие. ‘илософ предлагает заботитьс€ о развитии и сохранении личностных свойств более всего. Ё. ‘ромм в последующем назвал базовой любовью любовь к себе, а св€той об€занностью любого человека Ц об€занность развивать свои способности.

Ўопенгауэр верно подметил, что Ђзависть к личностным достоинствам Ц сама€ непримирима€ и скрываетс€ особенно тщательної. » действительно, если наша личность плоха, то испытываемые нами наслаждени€ уподобл€ютс€ ценному вину, вкушаемому человеком, у которого осталс€ привкус горечи во рту. Ќаша личность €вл€етс€ единственным и непосредственным фактором нашего счасть€ и довольства. ѕоэтому он призывает заботитьс€ больше всего о развитии и сохранении личностных качеств.

»з этих качеств более всего способствует счастью веселый нрав.  то весел, тот всегда находит причину быть таковым. ≈сли он весел, то безразлично, стар он или молод, пр€м или горбат, богат или беден, Ц он счастлив. ѕоэтому Ўопенгауэр предлагает вс€кий раз, когда в нас по€вл€етс€ веселость, идти ей навстречу. „то нам могут дать серьезные зан€ти€ Ц это еще вопрос, тогда как веселость приносит непосредственную выгоду. “олько она €вл€етс€ наличной монетой счасть€; все другое Ц кредитные билеты. ЂЌепосредственно дава€ нам счастье в насто€щем (выделено мною. Ц ћ. Ћ.), она €вл€етс€ высшим благом дл€ существ, действительность коих осуществл€етс€ в неделимом насто€щем между двум€ бесконечност€ми времениї. «десь угадываютс€ идеи гештальттерапии Ц призыв жить Ђздесь и теперьї.

Ўопенгауэр считает, что ничто не вредит так веселости, как богатство, и ничто не способствует ей больше, чем здоровье, которое составл€ет дев€ть дес€тых счасть€. ќн рекомендует удел€ть достаточное внимание своему здоровью и указывает, что здоровьем не следует жертвовать ни ради богатства, ни ради карьеры, ни ради славы. ѕри хорошем здоровье все становитс€ источником наслаждений, тогда как без него никакое внешнее благо не может доставить удовольстви€; даже качества ума, души, темперамента замирают при нездоровье. ћожет способствовать счастью и красота, которую Ўопенгауэр рассматривает как открытое рекомендательное письмо. ¬озможно, это и так, но в человеческом обществе, как показывает мо€ практика, красота чаще €вл€етс€ фактором, привод€щим к несчастью.

¬рагами человеческого счасть€ Ўопенгауэр считает горе и скуку.  ак только человек удал€етс€ от одного, то он сразу приближаетс€ к другому. — внешней стороны нужда порождает горе, а изобилие и обеспеченность Ц скуку. —ообразно с этим класс бедных боретс€ с нуждой, а класс богатых Ц со скукой. ¬нутренний антагонизм этих зол св€зан с тем, что тупость ума делает человека менее восприимчивым к страдани€м, но, с другой стороны, она порождает внутреннюю пустоту, котора€ требует внешних возбуждений. ќтсюда Ц низкопробное врем€препровождение, погон€ за обществом, развлечени€ми, удовольстви€ми, роскошью, толкающей к расточительности, а затем в нищету.

ѕо мнению Ўопенгауэра, Ђничто не спасает от этих бед так, как внутреннее богатство Ц богатство ума, богатство духа: чем выше дух, тем меньше места остаетс€ дл€ скуки. Ќескончаемый поток мысли, их вечно нова€ игра по поводу разнообразных €влений внутреннего и внешнего мира, способность и стремление к все новым и новым комбинаци€м их Ц все это делает одаренного умом человека неподдающимс€ скуке.

”мный человек стремитс€ избежать гор€, добыть спокойствие и досуг; он будет искать тихой и скромной жизни. ¬едь чем больше человек имеет в себе, тем меньше ему требуетс€ извне. ≈сли бы качество общества можно было бы заменить количеством, тогда даже стоило бы жить в большом свете, но, к несчастью, сто дураков вместе вз€тых не состав€т и одного здравомысл€щегої.

Ўопенгауэр считает, что духовно пустой человек часто боитс€ одиночества, ибо Ђв одиночестве он видит свое внутреннее содержаниеї.

Ўопенгауэр терпеть не мог духовно пустых людей. —ледующий отрывок € приведу полностью.

Ђ√лупца в роскошной мантии подавл€ет его жалка€ пустота, тогда как высокий ум оживл€ет и насел€ет своими мысл€ми самую невзрачную обстановку. —енека правильно заметил: Д¬с€ка€ глупость страдает от своей скукиУ; не менее прав и »исус, сын —ираха: Д∆изнь глупца хуже смертиУ. ћожно сказать, что человек общителен в той мере, в какой он несосто€телен.

—пособ использовани€ досуга показывает, до какой степени досуг иной раз обесцениваетс€. —редний человек озабочен тем, как бы ему убить врем€; человек же талантливый стремитс€ его использовать.

ќграниченные люди потому так сильно подвержены скуке, что их разум €вл€етс€ не более как посредником в передаче мотивов воле. ≈сли в данный момент нет внешних мотивов, то вол€ спокойна и ум в праздном состо€нии: ведь ум, как и вол€, не могут действовать по собственному импульсу. ¬ результате Ц ужасный застой всех сил человека Ц скука. — целью ее прогнать воле подсовывают мелкие, случайные, наугад выхваченные мотивы, жела€ ими возбудить волю и тем привести в действие воспринимающий их разум. “акие мотивы относ€тс€ к реальным, естественным мотивам так же, как бумажные деньги к звонкой монете: ценность их произвольна, условна. “аким мотивом €вл€етс€ игра в карты, изобретенные именно с этой целью. ¬от почему во всем свете карточна€ игра сделалась главным зан€тием любого общества; она мерило его ценности, €вное обнаружение умственного банкротства. Ќе будучи в состо€нии обмениватьс€ мысл€ми, люди перебрасываютс€ картами, стара€сь отн€ть у партнера несколько золотых. ѕоистине жалкий род!ї

Ўопенгауэр предлагает судить о человеке по тому, как он проводит свой досуг. ƒосуг €вл€етс€ венцом человеческого существовани€, так как в нем человек становитс€ обладателем своего Ђяї. —частливы те, кто в период досуга наход€т в себе что-то ценное. Ѕольшинство же в эти часы обнаруживают ни на что не способный субъект, отча€нно скучающий и т€гот€щийс€ самим собой.

Ќаблюдательный читатель уже увидел в высказывани€х Ўопенгауэра будущий экзистенциальный анализ, одним из основных положений которого €вл€етс€ следующее: многие неврозы Ц результат отсутстви€ смысла жизни. ‘илософ не дает рекомендаций Ц это дело будущих исследователей, но он разоблачает пустоту бессмысленной жизни и не устает повтор€ть, что Ђсамым ценным дл€ каждого должна быть его личностьї.

Ђ ак счастлива страна, котора€ нуждаетс€ в малом ввозе или совсем в нем не нуждаетс€, так и из людей счастливым будет тот, в ком много внутренних сокровищ, и кто дл€ развлечений требует извне лишь немного или ничегоЕ ¬едь все внешние источники счасть€ и наслаждений ненадежны, сомнительны, преход€щи, подчинены случаю и могут исс€кнутьЕ Ќаши личные свойства сохран€ютс€ дольше всегоЕ  то имеет много в себе, подобен светлой, веселой, теплой комнате, окруженной тьмой и снегом декабрьской ночиї.

¬ своих работах Ўопенгауэр призывает к личностному росту. ¬се современные психотерапевтические системы устран€ют преп€тстви€ на его пути. ‘илософ подчеркивает, что только Ђчеловек с избытком духовных сил живет богатой мысл€ми жизнью, сплошь оживленной и полной значени€Е »мпульс извне дают ему €влени€ природы и зрелище человеческой жизни, а также разнообразнейшие творени€ выдающихс€ людей всех эпох и стран. —обственно, только он и может наслаждатьс€ ими, лишь дл€ него пон€тны эти творени€ и их ценность. »менно дл€ него живут великие люди, к нему лишь они обращаютс€, тогда как остальные в качестве случайных слушателей способны усвоить разве какие-нибудь клочки их мыслей. ѕравда, этим у интеллигентного человека создаетс€ лишн€€ потребность, потребность учитьс€, видеть, образовыватьс€, размышл€тьЕ Ѕлагодар€ им [потребност€м] интеллигентному человеку доступны такие наслаждени€, которых не существует дл€ другихЕ Ѕогато одаренный человек живет нар€ду со своей личной жизнью еще второю, а именно духовною, постепенно превращающейс€ в насто€щую цель, причем лична€ жизнь становитс€ средством к этой цели, тогда как остальные люди именно это пошлое, пустое, скучное существование считают цельюї.

Ўопенгауэр предлагает исходить из законов природы. “огда пон€тно, что нужно делать. Ђ»сконное назначение сил, коими природа наделила человека, заключаетс€ в борьбе с нуждою, тесн€щей его со всех сторон. –аз эта борьба прерываетс€, неиспользованные силы станов€тс€ бременем, и человеку приходитс€ играть ими, т. е. бесцельно тратить их, ибо иначе он подвергнет себ€ действию другого источника человеческого страдани€ Ц скуки. ќна терзает прежде всего богатых и знатных людей. ” таких людей в юности большую роль играет физическа€ сила и производительна€ способность. Ќо позже остаютс€ одни душевные силы; если их мало, если они плохо развитыЕ то получаетс€ серьезное бедствиеї.

¬ыход Ўопенгауэр видит в развитии высокой интеллигентности. Ђѕонимаема€ в узком, строгом смысле слова, она €вл€етс€ труднейшим и высшим творением природы и вместе с тем самым редким и ценным, что есть на светеї. „то касаетс€ Ђсамым ценнымї, то здесь можно смело согласитьс€ с философом. „то же касаетс€ Ђсамым редкимї, то тут следует сделать некую оговорку и сказать, что Ђв развитом виде встречаетс€ редкої.   сожалению, весь воспитательный и образовательный процесс направлен на то, чтобы заглушить творческое мышление и развитие интеллигентности. —пособных же к творческому мышлению у нас вполне достаточно. ƒа посмотрите на детей! ¬едь они все умные! Ёто потом мы их делаем дураками, заставл€€ жить так же глупо, как живем сами. √лавное не в количестве ума, а в его направлении.

Ќо вернемс€ к Ўопенгауэру.

Ђѕри такой интеллигентности по€вл€етс€ вполне €сное сознание, а следовательно Ц отчетливое и полное представление о мире. ќдаренный ею человек обладает величайшим земным сокровищем Ц тем источником наслаждений, по сравнению с которым все другие Ц ничтожны. »звне ему не требуетс€ ничего, кроме возможности без помех наслаждатьс€ этим даром, хранить этот алмаз. ¬едь все другие Ц не духовные Ц наслаждени€ суть низшего рода; все они свод€тс€ к движени€м воли, т. е. к желани€м, надеждам, опасени€м, усили€м, направленным на другой объект. Ѕез страданий при этом не обойтись; в частности, достижение цели обычно вызывает в нас разочарование. Ќаслаждени€ духовные привод€т лишь к у€снению истины. ¬ царстве разума нет страданий, есть лишь познание. ƒуховные наслаждени€ доступны, однако, человеку лишь через посредство, а следовательно, и в границах собственного разума: Двесь имеющийс€ в мире разум бесполезен дл€ того, у кого его нетУ.

ћожно пон€ть пессимизм Ўопенгауэра. ¬едь он считал разум редко встречающейс€ вещью, данной от природы. ћой оптимизм основан на том, что задатки есть у всех. » страдают люди не от отсутстви€ ума, а от того, что он не получил или должного развити€, или правильного направлени€. –азработанна€ мною техника интеллектуального транса позвол€ет развить ум и придать ему соответствующий вектор.

—ейчас мы уже знаем биохимию счастливой жизни Ц выброс в кровь эндорфинов в процессе творческого мышлени€, а это возможно при правильном использовании своего ума, но уже Ўопенгауэр писал: Ђ“от, кого природа щедро наградила в умственном отношении, €вл€етс€ счастливее всехЕ ќбладателю внутреннего богатства не надо извне ничего, кроме одного об€зательного услови€ Ц досуга, чтобы быть в состо€нии развивать свои умственные силы и наслаждатьс€ внутренним сокровищем, другими словами Ц ничего, кроме возможности всю жизнь, каждый день и каждый час быть самим собоюї (выделено мною. Ц ћ. Ћ.).

ќн приводит высказывание јристотел€: Ђ—частье в том, чтобы без помех упражн€ть свои способности, каковы бы они ни былиї. Ќо ведь и основной задачей современной психотерапии €вл€етс€ возвращение человека к самому себе и такой организации жизни, при которой он упражн€л бы свои способности и имел бы от этого доход. “огда исчезает ощущение, что ты работаешь, а есть чувство, что ты живешь. ≈сли € пишу книгу, и мне это нравитс€ и одновременно дает доход, то € чувствую себ€ счастливым. ≈сли € делаю это только ради денег, то писательский труд становитс€ каторгой. Ћучше зан€тьс€ чем-нибудь другим.

Ќо часто зан€тьс€ тем, что тебе нравитс€, не удаетс€, тогда следует попытатьс€ найти интерес в том, чем ты вынужден заниматьс€.

Ўопенгауэр прав, когда утверждает, что без духовных потребностей не может быть истинного счасть€. ј когда человеку без духовных потребностей (философ называет его филистером) нав€зывают духовную жизнь, то он воспринимает ее как каторгу и стараетс€ Ђотбытьї как можно скорее. ƒействительными наслаждени€ми дл€ него станов€тс€ только чувственные. Ђ”стрицы и шампанское Ц вот апофеоз его быти€; цель его жизни Ц добыть все, способствующее телесному благоденствию. ќн счастлив, если эта цель доставл€ет ему много хлопот. »бо если ему эти блага заранее подарены, то он неизбежно становитс€ жертвой скуки, с которой начинает боротьс€ чем попало: балами, театром, обществом, картами, азартными играми, лошадьми, женщинами, вином и т.д. Ќо и этого недостаточно, чтобы справитьс€ со скукой, раз отсутствие духовных потребностей делает дл€ него недоступными духовные наслаждени€. ѕоэтому тупа€, суха€ серьезность, приближающа€с€ к серьезности животных, свойственна€ филистеру, и характеризует его. Ќичто не радует, не возбуждает его участи€. „увственные наслаждени€ скоро исс€кают; общество, состо€щее сплошь из таких же филистеров, скоро становитс€ скучнымї.

Ќе име€ духовных потребностей, филистер ищет только тех людей, которые могут удовлетворить его физические потребности. ƒуховные способности Ђвозбуд€т в нем антипатию, пожалуй, даже ненависть: они вызовут в нем т€желое чувство своей ничтожности и глухую тайную зависть; он станет тщательно скрывать ее даже от самого себ€, благодар€ чему она, однако, может разрастись в глухую злобуї. «десь описан один из видов психологической защиты и ее механизмы.

Ўопенгауэр не видел выхода из этого положени€. —овременна€ психотерапи€ не только видит его, но и может помочь люд€м без развитых духовных потребностей. –ано или поздно такие люди заболевают. »з тех, кто заболевает, некоторые попадают к психотерапевту и получают излечение путем развити€ личности и духовных потребностей.

’орошим подспорьем в психотерапевтической работе служат мысли Ўопенгауэра о значении дл€ счасть€ того, что человек имеет. ќн указывает, ссыла€сь на Ёпикура, хороший способ разбогатеть Ц сократить свои потребности до естественных, удовлетворить которые не так уж сложно. ќн предупреждает тех, кто разбогател при помощи таланта, что талант может исс€кнуть Ц и заработок прекратитс€. ѕоэтому более надежно ремесло.

Ўопенгауэр тонко подметил, что люди, испытавшие нужду, бо€тс€ ее меньше, чем те, кто воспитывалс€ в достатке. ѕоэтому, разбогатев, они довольно легко трат€т нажитые деньги и вновь впадают в нищету. Ђя советую тому, кто женитс€ на бесприданнице, завещать в ее распор€жение не капитал, а лишь доходы с него, а особенно следить, чтобы состо€ние детей не попало в ее рукиї. ”же много позже Ё. Ѕерн указывал, что бедн€к останетс€ бедн€ком: даже если ему повезет, он просто будет бедн€ком, которому выпала удача; а богатый останетс€ богатым: даже если потер€ет капитал, он просто будет богатым, испытывающим финансовые трудности.

Ѕедность духа приводит и к реальной бедноте. —кука приводит Ђего [филистера] к излишествам, которые уничтожат в конце концов то преимущество, коего он оказалс€ недостойным, Ц богатстваї.

ћнение других о нашей жизни Ўопенгауэр считает самым несущественным дл€ нашего счасть€. Ђћудрено постичь, почему человек испытывает такую сильную радость, когда он замечает благосклонность других или когда польст€т его тщеславию.  ак кошка мурлычет, когда ее глад€т, так же стоит похвалить человека, чтобы лицо его непременно заси€ло истинным блаженством; похвала может быть заведомо ложной, надо лишь, чтобы она отвечала его претензи€мЕ <Е> — другой стороны, достойно изумлени€, какую обиду, какую серьезную боль причин€ет ему вс€кое серьезное оскорбление его честолюби€Е вс€кое неуважение, ДосаживаниеУ или высокомерное обращениеї. ќн предлагает поставить этому известные границы. »наче мы станем рабами чужих мнений и настроений. ј сердцевиной нашего счасть€ станут головы других людей.

Ђћногое нам даст дл€ счасть€, если мы воврем€ усвоим ту нехитрую истину, что каждый, прежде всего и в действительности, живет в собственной шкуре, а не во мнении других, и что поэтому наше личное реальное самочувствие, обусловленное здоровьем, способност€ми, доходом, женой, детьми, друзь€ми, местом пребывани€ Ц во сто раз важнее дл€ счасть€, чем то, что другим угодно сделать из нас. ƒумать иначе Ц безумие, ведущее к несчастьюї. ≈ще раз прочитай эти строки, а можно и два.

ј теперь пойдем дальше.

Ђ¬осклицать с энтузиазмом: Д„есть выше жизни!У, значит в сущности утверждать: ДЌаша жизнь и довольство Ц ничто; суть в том, что думают о нас другиеУ. Ѕлест€ща€ мысль! ‘актически невротичные люди работают на дураков. ”мные люди, что бы ты ни делал, поймут так, как оно есть, а дурак, что бы ты ни сделал, поймет по-своему, т. е. по-дурацки. “ак не лучше ли старатьс€ понравитьс€ самому себе и быть скромным в потребност€х?

Ђѕридавать чрезмерную ценность мнению других Ц это всеобщий предрассудокЕ он оказывает на всю нашу де€тельность чрезмерное и гибельное дл€ нашего счасть€ вли€ниеЕ ѕредрассудок Ц это чрезвычайно удобное орудие дл€ того, кто призван повелевать или управл€ть людьми; поэтому во всех отрасл€х дрессировки людей первое место отведено наставлению о необходимости поддерживать и развивать в себе чувство чести. Ќо, с точки зрени€Е личного счасть€, дело обстоит иначе: следует, наоборот, отговаривать людей от чрезмерного уважени€ к мнению другихї.

Ётим и занимаемс€ мы, психотерапевты. ћы предлагаем Ќ≈ —„»“ј“№—я — „”∆»ћ ћЌ≈Ќ»≈ћ, ј ”„»“џ¬ј“№ ≈√ќ. —читатьс€ необходимо только с истиной, но надо учитывать обсто€тельства, т.е. мнение других, и не торопитьс€ высказывать свое, а выждать необходимое врем€, в течение которого создать соответствующие услови€, чтобы мнение других и их действи€ не мешали получить необходимый результат. ј чтобы не так было обидно выслушивать оскорблени€, € обучаю своих подопечных правильно реагировать на них.

Ќо, к сожалению, Ђбольшинство людей придает высшую ценность именно чужому мнениюЕ вопреки естественному пор€дку, чужое мнение кажетс€ им реальной, а насто€ща€ жизнь идеальной стороной их быти€Е —толь высока€ оценка того, что непосредственно дл€ них не существует, составл€ет глупость, называемую тщеславиемї. Ёто Ђведет к тому, что цель забываетс€ и ее место занимают средстваї.

Ђ¬ысока€ ценность, приписываема€ чужому мнению, и посто€нные наши заботы о нем настолько преступаютЕ границы целесообразности, что принимают характер мании всеобщей и, пожалуй, врожденнойї. ¬ последнем пункте € с Ўопенгауэром не согласен. ѕоскольку человека начинают стыдить с раннего детства (например за то, что он не вполне опр€тен в постели), ему кажетс€, что чувство стыда у него врожденное. ћо€ же практика показала, что чувство стыда Ц признак болезни. ѕоэтому € стараюсь помочь человеку избавитьс€ от него, а вместо него развить мышление, которое позволит учитывать чужое мнение и не обнажатьс€ тогда, когда это нецелесообразно.

Ўопенгауэр пишет: Ђ¬о всей нашей де€тельности мы справл€емс€ прежде всего с чужим мнением; при точном исследовании мы убедимс€, что почти 1/2 всех когда-либо испытанных огорчений и тревог вытекает из заботы о его удовлетворенииЕ Ѕез этой заботы, без этого безуми€ не было бы и 1/10 той роскоши, кака€ есть сейчас. ќна про€вл€етс€ еще в ребенке, растет с годами и сильнее всего становитс€ в старости, когда по исчезновении способности к чувственным наслаждени€м, тщеславию и высокомерию предстоит делитьс€ властью лишь со скупостьюї.

Ђ¬се наши заботы, огорчени€, мучени€, досада, бо€зливость и усили€ обусловливаютс€, в сущности, в большинстве случаев вниманием к чужому мнениюЕ »з того же источника берут обычно начало также и зависть, и ненавистьї. ћожно сказать больше, но нельз€ сказать точнее и лучше!

Ўопенгауэр призывает вырвать из тела терзающий нас шип Ц внимание к чужому мнению Ц и предупреждает, что сделать это очень трудно. Ђ∆ажда славы Ц последн€€, от которой отрешаютс€ мудрецыї, Ц говорит историк “ацит. ј единственным средством избавитьс€ от этого всеобщего безуми€ было бы €вно признать его таковымЕ ≈сли бы удалось исцелить людей от их общего безуми€, то в результате они неверо€тно выиграли бы в смысле спокойстви€ и веселости духа, приобрели бы более твердую, самоуверенную tenue и свободу, естественность в своих поступкахї.  ак считает философ, исцелению способствует уединение. я же предлагаю психотерапевтические методы, обучающие жить вместе, ибо по своей природе человек Ц существо общественное.

Ўопенгауэр указывает три внешних признака ориентировки мнени€ на других: честолюбие, тщеславие и гордость. Ђ–азличие между двум€ последними состоит в том, что гордость есть уже готовое убеждение самого субъекта в его высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание в этом убедить других с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому. ѕоэтому тщеславие делает человека болтливым, а гордость молчаливым. Ќо тщеславный человек должен бы знать, что доброе мнение других, которого он так добиваетс€, гораздо легче и вернее создаетс€ молчанием, чем говорливостью, даже при умении красиво говоритьї. √ордость подлинна и серьезна, ибо основана на убеждении. ј убеждение не зависит от произвола. «лейшим ее врагом €вл€етс€ тщеславие, которое добиваетс€ чужого одобрени€.

√ордость часто бран€т, но обычно это делают те, которым нечем гордитьс€. Ђѕри бесстыдстве и глупой наглости большинства вс€кому обладающему какими-либо внутренними достоинствами следует открыто высказать их, чтобы не дать о них забытьЕ —кромность Ц это прекрасное подспорье дл€ болванов; она заставл€ет человека думать про себ€, что и он такой же болван, как и другие; в результате выходит, что на свете существуют лишь одни болваныї.

Ќо выказывать благородство следует в соответствии с заслугами, иначе гордость будет дешевой. Ђ—ама€ дешева€ гордость Ц это гордость национальна€. ќна обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордитьс€; ведь иначе он не стал бы обращатьс€ к тому, что раздел€етс€ кроме него еще многими миллионами людей.  то обладает крупными личными достоинствами, тот, посто€нно наблюда€ свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Ќо убогий человек, ничего не имеющий, чем бы он мог гордитьс€, хватаетс€ за единственное возможное и гордитс€ нацией, к которой принадлежит; он готов с чувством умилени€ защищать все ее недостатки и глупостиї. ћожно и не комментировать этот и приведенные ниже отрывки и их роль дл€ личностно ориентированных методов психотерапии. «десь призыв мен€ть свою личность, чтобы изменить отношение к миру. я ежедневно транслировал бы их по радио и телевидению.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

2048 - | 1929 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.