Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деи принципа сперматозоида у Ўопенгауэра 3 страница




Ќо не вполне согласен € с Ўопенгауэром в том, что следует Ђпримешивать изредка в отношении к люд€м маленькую толику презрени€: тем дороже им станет наша дружбаї.

Ўопенгауэр предупреждает, что в оценке людей не следует полагатьс€ на их манеры и речи. Ђ¬се они кажутс€ весьма рассудительными, честными и откровенными, добродетельными, а то и разумными и интеллигентными. Ќо это не должно вводить в заблуждение: причина этому та, что природа действует иначе, нежели плохие писатели, которые, жела€ изобразить мошенника или дурака, рисуют его преднамеренно грубыми чертамиЕ ѕрирода поступает иначе. “от, кто будет полагать, что черти гул€ют по свету с рогами, а дураки Ц с бубенцами, непременно станет их добычей или игрушкой. Ќадо прибавить, что люди в общежитии подражают луне и горбатым, которые поворачиваютс€ всегда одной стороной, у каждого человека есть прирожденный талант путем мимики превращать свое лицо в маску, весьма точно изображающую то, чем он должен быть на самом деле. <Е> ≈е надевают, когда надо к кому-нибудь подольститьс€. Ќо довер€ть ей следует не больше, чем обыкновенной полотн€ной маске, пам€ту€ великолепную италь€нскую пословицу: Д ак бы зла ни была собака, она всегда вил€ет хвостомУ. Ќо не сказал философ, что верно и обратное правило: нередко хорошие и умные люди вид€тс€ злыми и глупыми.

Ђ¬о вс€ком случае, надо остерегатьс€ составл€ть очень хорошее мнение о человеке, с которым мы только что познакомились; в противном случае мы, по всем веро€ти€м, разочаруемс€, к собственному стыду и ущербуї. Ќе сформулировал философ в силу своего пессимизма обратного правила: надо остерегатьс€ составл€ть очень плохое мнение о человеке, с которым мы только что познакомились. “оже можно понести ущерб. Ёто свойство человека довер€ть проходимцам, которые говор€т с апломбом, и сомневатьс€ в честном человеке, который, предлага€ какое-либо дело, высказывает все сомнени€ по поводу его исхода и предупреждает, что возможен известный риск, как позже метко подметил Ё. ‘ромм. “о, что это так, можно видеть на следующем примере; миллионы наших людей попались на удочку компани€м типа ћћћ.

Ќе устарело и следующее замечание Ўопенгауэра: ЂЕистинный характер человека сказываетс€ именно в мелочах, когда он перестает следить за собою; вот тут-то в разных маленьких делах можно удобно наблюдать хот€ бы по одним манерам тот безграничный, ни с чем не считающийс€ эгоизм, который, если и не отсутствует, то зато бывает скрыт в крупных и важных делахї. »менно в умении видеть суть дела за оговорками, опечатками, жестами, взгл€дами, построением фраз и заключаетс€ €дро современных психотерапевтических методик Ц от психоанализа ‘рейда до нейролингвистического перепрограммировани€ √риндера и Ѕандлера.

» € в своей работе стараюсь показать обманутым влюбленным и бизнесменам, что, обладай они психологической подготовкой, с первых же слов признали бы в очаровательном возлюбленном бабника, а в оба€тельном бизнесмене Ц проходимца. ѕослушайте только две фразы: Ђя долго искал и наконец нашел ту женщину, котора€ мне нужна!ї и Ђћожете абсолютно не сомневатьс€: мы воврем€ с вами рассчитаемс€!ї ¬едь сразу же видно, что женщина имеет дело с донжуаном, а бедолага-бизнесмен Ц с обманщиком.

¬есьма полезно примен€ть на практике и следующие рассуждени€ философа.

Ђ≈сли человек более или менее нам близкий сделает нам что-либо непри€тное или досадное, то следует спросить себ€, настолько ли он нам дорог, что мы могли и хотели перенести с его стороны то же самое, даже нечто большее, притом не раз и не два, а много чаще, Ц или нет? ¬ случае утвердительного ответа много говорить не приходитс€; но если мы решимс€ забыть этот поступокЕ то должны понимать, что этим мы добровольно подвергаем себ€ повторению того же самого. ¬ случае отрицательного ответа нам следует тотчас же н навсегда порвать с дорогим, может быть, другом, если же то слуга Ц то следует удалить его. »бо, если представитс€ случай, он непременно повторит то же самое или что-нибудь подобное, даже если теперь он стал бы гор€чо и искренне увер€ть нас в обратном. –ешительно все может забыть человек, но только не самого себ€, не свое существо. ’арактер человека неисправим, ибо все его действи€ вытекают из некоего внутреннего начала, в силу которого он при одинаковых услови€х всегда должен поступать так же и иначе не можетЕ ѕоэтому примирение с другом, с которым было все порвано, Ц это слабость, котора€ искупитс€ тогда, когда он при первом случае учинит с нами точь-в-точь то же самое, что привело к разрыву, только с большей наглостью ввиду сознани€, что нам без него не обойтисьї.  роме того, забыть что-либо Ц это выбросить за окно приобретенный опыт.

ј теперь случай из практики.

¬ечный ѕринц с помощью психологического тренинга стал  оролем, и «олушка, на которой он в свое врем€ женилс€, перестала его устраивать. Ќашел он себе ѕринцессу-на-горошине, и они начали жить вместе. ќсталось только проделать некоторые юридические формальности. ƒл€ этого нужно было выждать удобный момент. ѕринцесса-на-горошине, тоже мо€ пациентка, как будто бы с пониманием относилась к этому. ќни были счастливы, по крайней мере. ¬ечный ѕринц. ¬друг однажды она пр€мо в общественном транспорте устроила ему скандал, не выбира€ при этом выражений. ¬от тут бы ему вз€ть да уйти. Ќо он это все перенес. —кандалы все грандиозней и по все более мелкому поводу следовали один за другим, и через два мес€ца совместного проживани€ он ушел от нее. Ќо его все-таки т€нуло к ней, да и она попросила прощени€.

» он вз€л ее с собой в служебную командировку, котора€ должна была продолжатьс€ около трех недель. ќн решил посмотреть, как сложатс€ их отношени€, если не будет никаких помех.

» вот перед нами его рассказ.

Ђ“о, что было в –остове, оказалось бледной тенью по сравнению с тем, что происходило там. ќна придиралась к каждому слову и жесту (Дѕочему ты так сказал?У, Д„то это означает?У и т. п.). я оказалс€ и изменщиком, и предателем, и скуперд€ем, и бабником, и вообще носителем всех грехов. ћожет быть, мо€ жена, которую € предал, и имела право на такие высказывани€, но только не она. ¬ ущерб семье € обул и одел ее, да еще возил по курортам и командировкам. ј если бы не был бабником, то не св€зывалс€ бы с ней. “ак не ей на это пен€ть!

Ќо окончательно € протрезвел, когда услышал, что все мои успехи св€заны с ее помощью. ¬ моих делах мне многие помогали, и € охотно принимал эту помощь, стара€сь как-то ответить тем же, и, может быть, в большей степени. Ќо как только слышал упрек в неблагодарности, то сразу спрашивал, сколько € должен, ибо вс€ка€ услуга имеет цену, расплачивалс€, и больше уже с этим человеком никаких дел не имел. я уже давно следовал этому правилу. ¬ данном же случае €, скорее, понес ущерб, ибо св€зь с ней мен€, человека с незап€тнанной репутацией, дискредитировала. ќдни деловые партнеры перестали со мной контактировать, а другие даже не начинали, ибо, по их убеждению, нельз€ иметь дело с аморальным типом. ѕравда, об этом € узнал позднее.

» € решил использовать технику амортизации и следить за каждым своим словом и жестом. ¬ид€ такое повиновение, она постепенно успокоилась, и последн€€ недел€ прошла сносно.  огда мы вернулись в –остов, каждый в свою квартиру, € без вс€ких объ€снений уехал на мес€ц. — работы она уволилась, а может быть, ее уволили. Ќо средства дл€ существовани€ € ей оставил. ћен€ удивл€ло, почему она так торопила оформление брака. ќна сказала, что хочет триумфа. „тобы была свадьба, гости и пр.

я ей ответил, что тоже хочу триумфа.   этому времени € уже был заметной фигурой в своих кругах. ќна довольно быстро росла в личностном плане, но все-таки это был мезаль€нс. ћен€ это, правда, не останавливало. я видел в ней большие способности. Ќо ее слова мен€ взбесили, и € сказал, что тоже хочу триумфа. ƒалее между нами произошел такой диалог

ќна: ј тебе какого еще триумфа надо?!

я: “акого же, как и тебе. “ы выходишь замуж за видного человека, и € хочу женитьс€ на состо€вшейс€ женщине.

ќна: Ќо когда € стану такой, то ты мне не будешь нужен!

я: ¬от и отлично! я помогу тебе стать такой, а потом, если у теб€ сохранитс€ любовь ко мне, мы поженимс€. ј пока будем жить врозь!

≈стественно, € отказалс€ и от интимных отношенийї.

Ќе буду описывать всех мучений ¬ечного ѕринца (о них ты сможешь прочитать в книге Ђѕсихологический вампиризмї) и вернусь к Ўопенгауэру.

ѕоскольку все поступки человека вытекают из его характера, он советует рассматривать свойственную люд€м феноменальную глупость или низость, проскользнувшую в их де€тельности или в литературных трудах, лишь как добавление к характеристике человеческого родаї. ¬. √юго недостатки великих людей рекомендовал считать не недостатками, а особенност€ми. Ќе ругаем же мы розу за шипы, льва Ц за дурной запах, слона Ц за толстую кожу. Ўопенгауэр предлагает смотреть на недостатки людей как на материал дл€ познани€.

ѕомогает мне Ўопенгауэр и следующими рассуждени€ми.

Ђѕрогон€йте природу Ц она все равно вернетс€ї. ќн подчеркивает значение в жизни человека врожденных свойств и призывает вести воспитание таким образом, чтобы оно не противоречило природе. Ђ¬с€кое поведение, вытекшее из абстрактного правила, относитс€ к поведению, вытекшему из первичных, врожденных склонностей, так, как искусственное произведение, например часы, в коих материи нав€заны несвойственные ей формы и движени€, Ц к живому организму, в котором и форма, и матери€ проникают одна в другую и составл€ют одної.  ак говорил Ќаполеон: Ђ¬се, что неестественно Ц несовершенної.

¬едь и юридические законы, и требовани€ морали охотно выполн€ютс€ людьми, если они соответствуют их природе. ћожет быть, потому у нас часто ничего не получаетс€, что требовани€ наших законов не соответствуют нашему внутреннему устройству ≈ще —олон говорил, что писаные законы, как паутина, удерживают только слабого. ¬ своей работе с пациентами € стараюсь помочь им реализовать свои способности таким образом, чтобы при этом не вступить в противоречие с требовани€ми морали и права и одновременно удовлетворить свои природные потребности. Ќапример, оковы моногамии преодолеваютс€ тем, что супружеские пары обучаютс€ разнообразить свой секс, а в психологическом плане посто€нно растут и мен€ютс€. ѕоэтому, с точки зрени€ морали и закона, человек живет с одним партнером, а с точки зрени€ природы Ц с разными.

Ўопенгауэр советует быть самим собой и предостерегает нас от какой бы то ни было аффектации, ибо тогда Ђчеловек стараетс€ казатьс€ не самим собою, а чем-то другим, а следовательно, это другое он считает лучше самого себ€. јффектирование какого-либо качества, хвастовство им Ц это признание самому себе, что не обладаешь им. ’вастаетс€ ли человек храбростью, ученостью, умом, остроумием, успехом у женщин, богатством, знатностью рождени€ или еще чем-нибудь, все это свидетельствует, что именно этого-то ему и не хватает; кто действительно обладает каким-либо достоинством, тому и в голову не придет высказывать, аффектировать его Ц он совершенно спокоен на этот счет. »менно таков смысл испанской пословицы: Д–аз подкова бренчит, значит, в ней не хватает гвозд€У. Ќо и попытка скрыть свои качества не приведет к успеху. Дћаска когда-нибудь, да спадет. Ќикто не сможет долго притвор€тьс€; вс€кий притвор€ющийс€ скоро выскажет свою истинную натуруУ.

’ороший совет! » хорошо обоснован. ј дл€ нас из него вытекает правило: раз человек чем-то хвастаетс€, значит, этого у него нет.

 

Ўопенгауэр открывает законы проекции, которые впоследствии описаны психоаналитиками. Ђ“ак же, как т€жесть собственного тела мы носим, не чувству€ его, и ощущаем вес постороннего невесомого тела, Ц так мы не замечаем собственных ошибок и пороков, а видим чужие. «ато каждый имеет в лице другого зеркало, в котором видны его собственные пороки, ошибки и недостатки разного рода. Ќо человек обычно поступает как собака, лающа€ на зеркало, не зна€, что в нем отражаетс€ она сама, и полага€, что там друга€ собакаї. √. ёнг писал, что у человека есть Ђтеньї, которую он не видит и отбрасывает на другого. ќбща€сь с последним, он фактически общаетс€ с самим собой.

ќчень тонко и горько подмечает Ўопенгауэр, что Ђчеловека цен€т по его должности, зан€тию, национальности, по его семьеЕ Ќапротив, то, что он за человек сам по себе, по своим личным качествам Ц на это смотр€т лишь когда это нужної. „то ж делать! “акова жизнь! Ќе будем горевать, а примем к сведению. ѕриобретай знани€, навыки и умение, и никогда не будешь одинок.

Ђ ак бумажные деньги обращаютс€ вместо серебра, так и в жизни вместо истинного уважени€ и истинной дружбы курсируют внешние их изъ€влени€Е <Е>Ея предпочту вил€ние хвостом честной собаки подобных изъ€влений дружбы и уважени€ї.  стати, у нас стараютс€ привить любовь к животным. я думаю, это, скорее, приносит вред, чем пользу „еловек, провод€ слишком много времени с животным, не обучаетс€ общению с людьми. —амое теплое общение с животным не заменит того, что можно получить от общени€ с человеком. Ёто в конечном итоге приводит к одиночеству. я довольно часто наблюдал порочный круг подобного рода. ” человека не лад€тс€ отношени€ с людьми. ќн заводит себе собаку и все врем€ проводит с ней. —обака, конечно, к нему очень хорошо относитс€, но, обща€сь только с ней, он тер€ет последние навыки общени€ с людьми и остаетс€ одиноким. я сотрудничал с одной миловидной женщиной: она перепечатывала мои рукописи. ќна была настолько конфликтной, что работать в учреждении не могла. ќна печатала дома и завела собаку. Ќаступила определенна€ компенсаци€. Ќо разве это решило ее проблемы?

Ћюбители животных! ѕодумайте и признайтесь честно хот€ бы самим себе: не дл€ того ли вы завели кошку или собаку, чтобы хоть над кем-то почувствовать абсолютную власть? » не потому ли вы отказываетесь от общени€ с людьми в пользу этой кошки или собаки, что на равных общатьс€ не умеете, да может быть, и не хотите, а все врем€ подчин€тьс€ не нравитс€? Ќе €вл€етс€ ли общение с животными чем-то вроде компенсации за неудачи в личной жизни и карьере? ¬едь хоть где-то нужно чувствовать себ€ единственным и незаменимым! Ќо не отвлекает ли это вас от удовлетворени€ истинных потребностей в дружбе и любви?

ј может быть, вы поддерживаете точку зрени€ Ўопенгауэра, согласно которой Ђистинна€ дружба принадлежит к числу вещей, о которых, как о морских зме€х, мы не знаем, вымышлены они или существуют на самом деле. ќднако встречаютс€ иногда отношени€, которые хот€ и поко€тс€ главным образом на различного рода скрытых эгоистических мотивах, но все-таки содержат в себе крупицу истинной неподдельной дружбы, облагораживающей их настолько, что в мире несовершенств они могут с некоторым правом называтьс€ дружбой. ќни резко выдел€ютс€ над обыденными отношени€ми, которые обыкновенно таковы, что с большинством наших добрых знакомых мы перестали бы разговаривать, если бы услышали, как они отзываютс€ о нас за глазаї?

Ђ ак наивен тот, кто мнит, будто выказать ум и рассудок Ц это хорошее средство к тому, чтобы нравитьс€ в обществе. Ќапротив, в подавл€ющем большинстве людей эти свойства возбуждают ненависть и злобу, тем более горькую, что они не дерзают указать на ее причину, которую они стараютс€ скрыть даже от самих себ€ (описание вытеснени€ и его механизмов. Ц ћ. Ћ.). ≈сли кто-либо замечает и чувствует значительное превосходство в том, с кем он разговаривает, то он делает про себ€ и не вполне сознательно вывод, что его собеседник заметил и ощутил ограниченность его ума. Ёто предположение вызывает в нем горькую злобу и ненависть. √рациан справедливо заметил: Ђ≈динственное средство достичь полного спокойстви€ Ц это облечьс€ в шкуру скромнейшего животногої.

ЂЌикакими достоинствами человек не гордитс€ так, как духовнымиЕ ¬ыказать свое решительное превосходство над ним в этом отношении, вдобавок при свидетел€х Ц это, конечно, величайша€ дерзость, требующа€ отмщени€; он, веро€тно, и станет искать случа€ отомстить посредством оскорблени€Е <Е>Е ¬ то врем€ как сословие и богатство всегда могут рассчитывать на уважение общества, духовные достоинства не могут и наде€тьс€ на это; в лучшем случае их игнорируют, иначе же на них смотр€т как на своего рода нахальствоЕ за это каждый желал бы как-нибудь унизить его и ждет только удобного случа€. ≈два ли даже самым скромным, тихим поведением удастс€ вымолить прощение за свое духовное превосходство. —аади говорит: Д«найте, что неразумный питает в сто раз больше ненависти к разумному, чем этот Ц к немуУ. Ќапротив, духовна€ ограниченность Ц отлична€ рекомендаци€ї.

ѕосле знакомства с Ўопенгауэром мне стало пон€тно, почему творческие люди Ц писатели, артисты и ученые Ц часто ненавид€т друг друга, в каких случа€х учитель терпеть не может ученика, а начальник Ц подчиненного. ќдин из моих блест€щих учеников рассказывал, какие непри€тности у него были после того, как он овладел современными психотерапевтическими методиками и стал примен€ть их в клинической практике. ќн-то наде€лс€ на шумный успехЕ

ѕослушай его рассказ.

Ђя стал использовать все то, чему научилс€ у вас, ћихаил ≈фимович, и у мен€ неплохо получалось. —ократилс€ койко-день, уменьшилс€ почти втрое расход лекарств, больные были довольны, и € решил доложить свои результаты на конференции. я продемонстрировал больного, у которого в течение 15 лет были нав€зчивости, исчезнувшие через два дн€ после лечени€. Ѕольной был весел и жизнерадостен. я думал, что мен€ будут шумно поздравл€ть. Ќо вместо этого коллеги усомнились в правильности диагностики, высказали предположение, что результат будет нестойкий и порекомендовали все-таки назначить больному поддерживающее медикаментозное лечение. Ќастроение у мен€ упало.

я пыталс€ доказать, что диагноз правильный, результат стойкий (он действительно оказалс€ стойким, € за больным наблюдаю более 10 лет), но мен€ не слушали. “ак повтор€лось и впоследствии. Ќо иногда у мен€ не получалось. “огда не обходилось без наказаний. Ђ¬от если бы вы назначили такой препарат, то все было бы хорошо, а теперь врем€ прошло впустуюї. » хот€ результаты лечени€ объективно стали лучше, выговоров и нагон€ев € стал получать гораздо больше, потому что ни одна ошибка, ни один промах мне не прощались.

Ќо € не сдалс€.  онечно, перестал выступать на конференци€х и говорить о своих успехах, но продолжал пользоватьс€ новыми методами. ѕолучать выговоры мне не хотелось, и €, если не был уверен в успехе лечени€ психотерапевтическими методами, ограничивалс€ обычной медикаментозной терапией, а диагнозы без споров ставил такие, какие требовал от мен€ начальник.

—толкнулс€ € еще с одним моментом. Ѕольные, лечившиес€ у других врачей медикаментозными методами, настраивали моих пациентов против мен€, иногда удачно. Ѕыли, правда редко, случаи, когда больные отказывались у мен€ лечитьс€. Ѕольшинство больных мен€ защищало, и мы с ними отрабатывали технику общени€. ћои подопечные, если выдерживали провокации, поправл€лись очень быстро, и повторных поступлений у мен€ практически не было.

«нал бы €, что мен€ ждет, может быть, и не стал бы примен€ть эти методы (шучу, конечно)ї.

ћой ученик оказалс€ изолированным. » неудивительно. Ђ¬с€кое духовное преимущество €вл€етс€ изолирующим свойством; его ненавид€т, его избегают и в свое оправдание надел€ют его обладател€ вс€ческими недостатками. Ћучшим средством проложить себе дорогу в жизни €вл€етс€ дружба и товарищи, но большие способности делают нас гордыми и потому малопригодными, чтобы льстить. ќбратным образом вли€ет сознание небольших способностей; они отлично уживаютс€ с приниженностью, общительностью, любезностью, уважением к дурному и доставл€ют, следовательно, друзей и покровителей.

—казанное относитс€ не только к государственной службе, но и к почетным должност€м, даже к ученой славе; в академи€х, например, все верхи зан€ты милой посредственностью, заслуженные люди туда попадают очень поздно или никогда; впрочем, это всюду такї.

’орошо, что сейчас XX век, и у нас все по справедливости. ¬ академи€х самые видные ученые. “ак что Ўопенгауэра можно и не слушатьс€.

»нтересны мысли Ўопенгауэра о вежливости. Ђ¬ежливость Ц это молчаливое соглашение игнорировать и не подчеркивать друг в друге моральную и умственную нищетуЕ ¬ежливость Ц подобно жетонам в игре Ц заведомо фальшива€ монета; скупитьс€ на нее Ц значит выказывать свою глупость, щедро раздавать Ц вполне разумно. ѕравда, быть вежливым Ц задача трудна€ в том отношении, что приходитс€ высказывать величайшее почтение ко всем люд€м, из коих большинство этого не заслуживаетї.

ј вот еще несколько советов, которые можно прин€ть к сведению.

ЂЌе следует оспаривать чужих мненийЕ —ледует воздерживатьс€ в беседе от вс€ких критических замечаний: обидеть человека легко, исправить же его трудно, если не невозможної. «десь можно высказатьс€ более категорично: исправить человека невозможно. »зменить, перевоспитать человек может только самого себ€. —овременные видные психотерапевты часто подчеркивают это. ќни рекомендуют критиковать только за деньги, а вот хвалить можно и бесплатно. ѕодумайте сами, и вы согласитесь с этим.  огда человек приходит к врачу за лечением, он сам готов исправл€ть свои недостатки. “огда он и воспримет критику. ј если он об этом не просит, то нечего лезть к нему.

Ђ то хочет, чтобы его мнение было прин€то, должен высказать его спокойно и беспристрастної.

Ђ≈сли подозреваешь кого-либо во лжи, притворись, что веришь ему; тогда он наглеет, лжет грубее и попадаетс€ї. ќчень ценный совет!

ЂЋучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены: ведь мы за них приобрели необходимое благоразумиеї. Ёто правило созвучно предыдущему и примен€етс€ вместе с ним.

ќдин мой ученик неплохо зарабатывал на том, что его обманывали. ќн завел картотеку тех людей, которые его обманули, и продавал эту информацию.  роме того, он изучил технологию обмана.

Ђќбнаруживать злобу или ненависть словами или выражением лица Ц бесполезно, опасно, неразумно, смешно и, наконец, пошло. «лобу или ненависть нельз€ обнаружить иначе как действием. Ёто удастс€ тем лучше, чем основательнее мы воздержимс€ от первогої. ≈ще раз прочитай это правило!

ЂЌи при каком событии не следует слишком ликовать или горько плакатьс€ Ц отчасти вследствие изменчивости всех вещей, отчасти вследствие ошибки в наших суждени€х о том, что вредно и полезно: почти каждому приходилось горевать о том, что оказывалось впоследствии его истинным счастьем, и радоватьс€ тому, что становилось источником его величайших страданийї.

ќчень хорошо иллюстрируетс€ это положение китайской притчей, которую люб€т приводить последователи гештальттерапии.

” одного китайца, живущего в деревне, был неплохой достаток Ц у него была лошадь. Ќекоторые ему завидовали, некоторые были рады за него. Ќо китаец был спокоен. ќднажды лошадь сбежала. Ќекоторые злорадствовали, некоторые сочувствовали ему. Ќо китаец был спокоен. „ерез некоторое врем€ лошадь вернулась вместе с жеребенком. Ќекоторые завидовали ему, некоторые были рады за него. Ќо китаец был спокоен. ќднажды его сын залез на жеребенка, упал и сломал ногу. ќп€ть кто-то ему сочувствовал, а кто-то злорадствовал, но китаец был спокоен. ¬ деревню пришли слуги императора дл€ проведени€ очередного набора в армию. —ына китайца в армию не вз€ли. » оп€ть кто-то ему завидовал, а кто-то за него радовалс€. Ќо китаец был спокоен.

Ђ¬се, что совершаетс€, с самого великого до самого ничтожного, совершаетс€ необходимоЕ  то проникаетс€ этим сознанием, тот прежде всего сделает все, что в его силах, а затем уже спокойно примет те неудачи, которые его постигнут.

ћожно считать, что мелкие неудачи, ежечасно досаждающие нам, существуют как бы дл€ нашего упражнени€, дл€ того, чтобы сила, позвол€юща€ нам переносить большие несчасть€, не ослабла бы совершенно в довольствеї.

Ќо это не есть смирение с судьбой. Ђ“о, что людьми прин€то называть судьбою, €вл€етс€, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. —ледовало бы основательно проникнутьс€ словами √омера, где он советует всерьез размышл€ть о каждом деле. »бо, если дурные поступки искупаютс€ на том свете, за глупые придетс€ расплатитьс€ уже на этомЕ ќпасным и ужасным кажетс€ не тот, кто смотрит свирепо, а тот, кто умен: мозг человека, безусловно, более страшное орудие, чем когти льваї.

ЂЌар€ду с умом, весьма существенным данным к нашему счастью €вл€етс€ мужество. ѕравда, нельз€ своими силами добыть ум и мужество: первое наследуетс€ от матери, второе Ц от отца; однако при желании и при упражнении можно увеличить в себе эти свойства (выделено мною. Ц ћ. Ћ.). <Е> ѕусть нашим девизом служат слова: ЂЌе уступай несчастью, но смело иди ему навстречуї. ѕока еще сомнителен исход какого-либо опасного положени€Е нельз€ поддаватьс€ робости, а следует думать лишь о сопротивлении, как нельз€ отчаиватьс€ в хорошей погоде, пока виден кусочек синего неба. ƒаже более: надо иметь право сказать: Ђ≈сли развалитс€ весь мир, то это не устрашитї.

 линическа€ практика и опыт консультировани€ показывают, что больные и клиенты страдают не столько от реальной опасности, сколько от ожидаемых маловеро€тных катастроф. ¬от довольно типичный образец их высказываний: Ђƒа, сейчас мне хорошо, а что мне делать, если будетЕї я им на это отвечаю: Ђј если не будетЕї » привожу рассуждени€ Ўопенгауэра. Ѕольные страдают не столько от самой болезни, сколько от ожидани€, что будет хуже. “ак, одна больна€ эпилепсией довольно быстро успокоилась, когда подсчитала, что за п€ть лет болезни больна она была всего около 24 часов (врем€ припадков), да и то в это врем€ она находилась в состо€нии выключенного осознани€ и не страдала. ј все ее страдани€ были от ожидани€ припадков, которое ускор€ло их приход.  огда она это пон€ла, то быстро успокоилась. ѕрипадки стали гораздо реже, а потом и прекратились без увеличени€ дозы лекарств.

Ѕольшую психотерапевтическую пользу, особенно пожилым люд€м, принос€т мысли Ўопенгауэра о различии возрастов.

Ђ¬ течение всей нашей жизни мы обладаем только насто€щим и ничем более. ¬с€ разница сводитс€ к тому, что в начале жизни длинное будущее впереди нас, к концу же ее Ц длинное прошедшее позадиЕ ¬ детстве мы более склонны к познаванию, нежели к про€влению воли. Ќа этом-то и основано счастье первой четверти пашей жизни, вследствие которого годы эти кажутс€ впоследствии потер€нным раем. ¬ детстве больша€ часть нашего духа направлена на познание. “ак же, как мозг, достигающий полного объема уже на 7-м году, ум развиваетс€ очень рано, хот€ созревает лишь позже, и жадно всматриваетс€ в совершенно неведомую дл€ него жизнь, где решительно все проникнуто блеском новизны. Ётим объ€сн€етс€, почему наши детские годы так поэтичныї.

ј кто тебе, мой дорогой читатель, если ты уже считаешь себ€ старым, мешает жить так, как жили наши предки в пещере? ќни не знали, сколько им лет, и делали, что могли и что хотели. ѕопробуй и ты так. ‘изическими упражнени€ми продли детство тела, а учебой Ц детство души.

Ђ огда € это пон€л, то в 42 года зан€лс€ наукой, в 51 год защитил кандидатскую диссертацию, в 57 Ц докторскую. ѕишу по две-три книги в год, два-три раза в год езжу на краткосрочные курсы повышени€ квалификации и забыл о своей 15-летней гипертонииї.

Ёто рассказ моего бывшего пациента, ставшего в солидном возрасте довольно известным ученым и продлившего свое детство. Ёто лучше, чем впасть в него.  стати, все знаменитые психотерапевты, о которых говорилось выше, прожили долгую жизнь, потому что все врем€ учили, учились и творчески работали.

Ўопенгауэр раскрывает психологические механизмы, согласно которым юноша более счастлив, чем зрелый человек. ƒело в том, что ЂЕсмотреть на все Ц при€тно, быть чем-либо Ц ужасно. »з сказанного следует, что в детстве вещи нам известны более с виду, т. е. со стороны представлени€, объективно, нежели со стороны их быти€Е “ак как объективна€ сторона их прекрасна, а субъективна€ и мрачна€ Ц пока неизвестна нам, то юный ум видит в каждом образе, который дает ему действительность или искусство, весьма счастливое существо, полага€, что раз это прекрасно на вид, то быть им столь же или даже более прекрасно. ѕоэтому весь мир кажетс€ ЁдемомЕ <Е> Ќесколько позже отсюда возникает жажда действительной жизни, стремление действовать и страдать, толкающее нас в пучину жизни. ¬ мирской суете мы познаем и другую сторону вещейЕ ћало-помалу близитс€ т€желое разочарованиеЕ <Е>Е –азочарование это разрастаетс€ все больше, дела€сь все глубже. ћожно сказать, что в детстве жизнь представл€етс€ нам декорацией, рассматриваемой издали, в старости же Ц тоже декорацией, но рассматриваемой вблизи.

—частью детского возраста способствует еще и следующее обсто€тельство.  ак в начале весны вс€ листва одного цвета и почти одинаковой формы, так и мы в раннем детстве чрезвычайно похожи друг на друга и потому великолепно гармонируем между собой. Ќо с возмужалостью начинаетс€ расходимость, постепенно увеличивающа€с€ подобно радиусам расшир€ющейс€ окружностиї.

Ѕлест€щее наблюдение! Ўопенгауэр не знал, что делать и как делать. Ќо он дал нам путеводную нить. я организую тренинги таким образом, что стираютс€ грани между возрастами и вы€вл€етс€, что в нас еще очень много общего. ќказываетс€, в каждом из нас живет ребенок, просто он задавлен воспитанием.  онечно, различи€ остаютс€, но они как бы отодвигаютс€ в сторону. ¬ общении с партнерами мы обучаемс€ опиратьс€ на наши общие качества. Ќо от качеств, которыми мы отличаемс€ от теперешних партнеров, избавл€тьс€ не следует. ¬едь потом они могут пригодитьс€. »х только не стоит демонстрировать.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2267 - | 1940 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.