Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные произведени€




58 мазурок

16 полонезов

17 вальсов
21 ноктюрн

26 прелюдий

27 этюдов

4 экспромта

 олыбельна€

Ѕаркарола

3 сонаты

4 скерцо

4 баллады

‘антази€ фа минор

2 концерта дл€ фортепиано с оркестром

“рио дл€ фортепиано, скрипки и виолончели

—оната дл€ виолончели и фортепиано

19 песен дл€ голоса с фортепиано

 

«аключение

«арубежное музыкальное искусство XIX века богато дости≠жени€ми еще многих выдающихс€ композиторов Ч авторов за≠мечательных произведений. ¬ этом убеждает даже очень краткий обзор.

»тали€. ¬ XVII веке и в первой половине XVIII века эта страна, родина оперы, была общепризнанной главой в области как вокальной, так и инструментальной музыки. «атем такое положение стало мен€тьс€, и в XIX веке лучшие достижени€ италь€нских композиторов сосредоточились в сфере оперного творчества.

Ќачало расцвета италь€нской оперы в XIX веке св€зано с именем ƒжоаккино –оссини (1792Ч1868). ≈му принадлежит более тридцати произведений в этом жанре. —реди них истин≠ный шедевр Ч Ђ—евильский цирюльникї (1816), €вл€ющийс€ самой попул€рной комедийной оперой изо всех существующих[55]. √лавный герой здесь тот же, что и в Ђ—вадьбе ‘игарої ћоцарта, ибо либретто Ђ—евильского цирюльникаї написано тоже по ко≠медии французского писател€ Ѕомарше Ч только другой, где рассказываетс€ о событи€х, происходивших с ‘игаро несколько раньше.

–оссини жил попеременно то на родине, то в ѕариже. ¬ 1829 году в столице ‘ранции состо€лась премьера самой значи≠тельной из его опер на героические сюжеты Ђ¬ильгельм “елльї (в основе содержани€ Ч драматический эпизод из борьбы швей≠царцев в XIV веке против австрийского владычества).

—овременниками –оссини были италь€нские композиторы ¬инченцо Ѕеллини и √аэтано ƒоницетти Ч авторы многих оперных произведений. Ћучша€ из опер Ѕеллини Ч ЂЌормаї, отличающа€с€ лирической выразительностью напевных вокаль≠ных мелодий широкого дыхани€2. ј ЂЋючи€ ди Ћаммермурї Ч сама€ значительна€ из семидес€ти опер ƒоницетти. ≈го музы≠кальный стиль отличаетс€ легкостью, блеском, театральной эф≠фектностью.

ƒолгую жизнь прожил величайший италь€нский оперный композитор XIX века ƒжузеппе ¬ерди (1813Ч1901). ≈го ран≠ние оперы написаны преимущественно на исторические сюжеты. Ќо все они проникнуты духом героической борьбы, которую вел италь€нский народ за свою национальную независимость и об≠разование единого государства. ѕостановки этих произведений нередко вызывали патриотические манифестации. »з зрелых опер ¬ерди особенно выдел€ютс€ Ђ–иголеттої, Ђ“равиатаї, Ђ“ру≠бадурї и Ђјидаї.  омпозитор часто использовал сюжеты, вз€тые из шедевров мировой литературы и драматургии Ч произведений Ўекспира, Ўиллера, Ѕайрона, √юго. ярко театральные оперы ¬ерди насыщены близкими италь€нской народной песенности, мелодически выразительными ари€ми, ансамбл€ми, хорами. ќн мастер темпераментных, драматически рельефных вокальных и оркестровых характеристик оперных героев. ¬ершинами творче≠ства ¬ерди €вл€ютс€ музыкальна€ драма Ђќтеллої (1886) и ко≠мическа€ опера Ђ‘альстафї (1892). «десь композитор достигает органичного сли€ни€ музыки с драматическим действием и, от≠казавшись от традиционных арий, дуэтов, создает сквозное му≠зыкальное развитие.

Ќемало опер написали композиторы ѕьетро ћасканьи и –уджеро Ћеонкавалло Ч младшие современники ¬ерди. Ќо у каждого из них имеетс€ только по одной небольшой опере, сде≠лавшей своего автора знаменитым. ” ћасканьи это Ђ—ельска€ честьї, а у Ћеонкавалло Ч Ђѕа€цыї. ќбе эти оперы характери≠зуютс€ остродраматичными, жизненно правдивыми сюжетами, €рко воплощенными в музыке. “акие качества присущи и твор≠честву крупнейшего италь€нского оперного композитора конца XIX Ч начала XX века ƒжакомо ѕуччини. Ћучшие из его опер Ч Ђћанон Ћескої, ЂЅогемаї, Ђ“оскаї, Ђћадам Ѕаттерфл€йї. ћасканьи, Ћеонкавалло и ѕуччини считаютс€ представител€ми художественного направлени€, именуемого Ђверизмомї (от италь€нского слова Ђveroї Ч Ђистинныйї, Ђправдивыйї).

 

ƒжузеппе ¬ерди ∆орж Ѕизе

 

‘ранци€. ¬плоть до последней трети XIX века французских композиторов также более всего привлекала опера. ќсобое и важное исключение составило только творчество √ектора Ѕер≠лиоза (1803Ч1869). «десь на первое место выдвинулс€ создан≠ный им новый тип крупных программных симфонических и во≠кально-симфонических произведений. “аковы его Ђ‘антасти≠ческа€ симфони€ї на программу автобиографического характера, драматическа€ симфони€ Ђ–омео и ƒжульеттаї по трагедии Ўекспира и другие сочинени€. Ѕерлиоз Ч один из самых €рких композиторов-романтиков, подлинный мастер оркестра. ќн про≠€вил смелое новаторство и в области музыкальной формы, гар≠монии.

—овременником Ѕерлиоза был крупнейший представитель жанра французской романтической Ђбольшой оперыї ƒжакомо ћейербер (1791Ч1864). ќтличительные черты этого жанра Ч остродраматичные исторические сюжеты, монументальность, пышна€ декоративность спектаклей, пафос, приподн€тость чувств. Ћучша€ опера ћейербера Ч Ђ√угенотыї на сюжет из эпо≠хи религиозных войн во ‘ранции XVI века. —амым значитель≠ным автором французских комических опер был в этот период ‘рансуа ќбер. »з его многочисленных произведений в насто€≠щее врем€ можно услышать оперу Ђ‘ра-ƒь€волої (ЂЅрат дь€во≠лаї, главный герой Ч знаменитый в свое врем€ италь€нский разбойник).

¬о второй половине XIX века во ‘ранции на смену Ђбольшой опереї пришел новый жанр, получивший название Ђлирическа€ операї. «десь внимание сосредоточено на личност€х отдельных персонажей. »х душевный мир раскрываетс€ более полно и углубленно. Ќередко использу€ сюжеты из мировой литературной классики, такие оперы акцентируют главным обра≠зом лирические переживани€ героев. ќсновоположник жанра лирической оперыЧ Ўарль √уно (1818Ч1893). Ќаиболее из≠вестна€ его опера Ч Ђ‘аустї, сюжет которой заимствован из первой части одноименной трагедии √Єте. ќ печальной судьбе героини этой оперы ћаргариты вы уже знаете из знакомства с песней Ўуберта Ђ√ретхен за пр€лкойї. яркие образцы лириче≠ских опер создали јмбруаз “ома (Ђћиньонї), Ћео ƒелиб (ЂЋакмеї), ∆юль ћассне (Ђћанонї, Ђ¬ертерї), а также недолго проживший, гениально одаренный ∆орж ¬изе (1838Ч1875). ≈го ранн€€ лирическа€ опера Ђ»скатели жемчугаї, как и ЂЋакмеї ƒелиба и некоторые другие оперы французских компо≠зиторов, написана на ориентальный сюжет (действие происходит в странах ¬остока[56]). ј опера Ѕизе Ђ арменї (1875, по новелле ѕроспера ћериме) Ч один из величайших шедевров всего му≠зыкального искусства. ¬ольнолюбива€ цыганка  армен опоэти≠зирована музыкой Ѕизе, мастерски использующем народные пе-сенно-танцевальные элементы, как французские, так и испано-цыганские.  армен Ч один из человеческих характеров, наибо≠лее живо и впечатл€юще воспроизведенных на оперной сцене.

–еформатором балетной музыки, усилившим ее образную выразительность и внесшим в нее симфоническое развитие, €вилс€ Ћео ƒелиб. ≈го балет Ђ оппели€, или ƒевушка с эмале≠выми глазамиї (1870, сценарий по новелле немецкого писател€-романтика Ё. “. ј. √офмана) до сих пор продолжает оставатьс€ одним из самых репертуарных.

¬ середине XIX века во ‘ранции сложилс€ новый музы≠кально-театральный жанр Ч оперетта. Ёто развлекательное ко≠медийное представление, сочетающее вокальную, инструмен≠тальную музыку и танец с большей, чем в комических операх, ролью разговорных диалогов.  лассик французской оперетты Ч ∆ак ќффенбах. ≈го многочисленные произведени€ нередко написаны на остроумные сатирические сюжеты. ќни блещут легкой, из€щной, заразительно веселой музыкой. “аковы, на≠пример, оперетты Ђќрфей в адуї, Ђѕрекрасна€ ≈ленаї, Ђѕериколаї.

¬ последней трети XIX века во ‘ранции стала интенсивно развиватьс€ инструментальна€ музыка. “ак, по нескольку про≠граммных симфонических поэм создали —езар ‘ранк и  амиль —ен-—ане. «вучат в наши дни такие €ркие виртуозные произве≠дени€ —ен-—анса, как его ¬торой фортепианный концерт и »н≠тродукци€ и –ондо каприччиозо дл€ скрипки с оркестром, а также лучша€ его опера Ђ—амсон и ƒалилаї (на библейский сю≠жет) и весела€, остроумна€ инструментальна€ сюита Ђ арнавал животныхї.

Ќа рубеже XIXЧXX веков во французской музыке заблиста≠ли имена двух композиторов-новаторов Ч  лода ƒебюсси и ћориса –авел€. »х называют Ђимпрессионистамиї[57]. Ёто св€зано с тем, что им свойственно запечатлевать звуками тончайшие ню≠ансы своих впечатлений от окружающей действительности, сво≠их ощущений и настроений. ƒебюсси и –авель более всего обо≠гатили программную фортепианную и симфоническую музыку. Ќазовем лишь красочные фортепианные пьесы ƒебюсси ЂЋун≠ный светї, Ђ—ады под дождемї, Ђќтражени€ в водеї, его три Ђсимфонических эскизаї с общим названием Ђћореї, а также фортепианные пьесы –авел€ Ђ”ндинаї, Ђ»гра водыї, Ђƒолина звоновї. »ли его две оркестровые сюиты из балета Ђƒафнис и ’ло€ї и знаменитое Ѕолеро.

 

–ихард ¬агнер ‘еренц Ћист

јвстри€. ¬ы уже знаете, что великий австрийский компози≠тор ‘ранц Ўуберт в изобилии импровизировал вальсы, и что этим танцем в его врем€ увлекалась ¬ена. Ёто увлечение про≠должалось и далее. —очинением вальсов прославилось целое семейство венских музыкантов по фамилии Ўтраус, в особенно≠сти »оганн Ўтраус-сын (1825Ч1899) Ч композитор, скри≠пач и дирижер. ќн создал множество поистине классических образцов концертного Ђвенского вальсаї. —реди них вальсы ЂЌа прекрасном голубом ƒунаеї, Ђ—казки венского лесаї, Ђ¬есенние голосаї. Ўтраус Ч автор также р€да оперетт, из которых хорошо известны ЂЋетуча€ мышьї и Ђ÷ыганский баронї. ¬енска€ опе≠ретта начала успешно развиватьс€ вскоре вслед за парижской. ≈е €рка€ мелодичность и увлекательна€ танцевальность опираютс€ на традиции венской бытовой музыки, австрийского и немец≠кого зингшпил€. ¬ последние дес€тилети€ XIX века самыми та≠лантливыми авторами венских оперетт нар€ду с »оганном Ўтраусом €вились ‘ранц «уппе,  арл ћиллЄкер и  арл ÷еллер. ј с наступлением XX века произведени€ми в жанре венской оперетты прославились венгерские композиторы ‘ранц Ћегар и »мре  альман.

¬ 1862 году в ¬ену переселилс€ и провел там большую часть своей жизни немецкий композитор, пианист и дирижер »оган≠нес Ѕрамс, дл€ которого этот город стал второй родиной. Ѕрамс охватил в своем обширном творчестве различные инструмен≠тальные и вокальные жанры. —реди его произведений 4 симфо≠нии, 2 фортепианных концерта, скрипичный концерт, 2 тетради фортепианных ¬ариаций на тему ѕаганини, 4 тетради ¬енгер≠ских танцев дл€ фортепиано в 4 руки, Ќемецкий реквием, мно≠гие песни и романсы с сопровождением фортепиано.

ћонументальный эпический размах, серьезность и глубина отличают основные сочинени€ австрийца јнтона Ѕрукнера Ч его 8 симфоний (9-€ не окончена). ” Ѕрукнера брал уроки ком≠позиции крупнейший симфонист рубежа XIXЧXX веков √устав ћалер, австрийский композитор, дирижер и оперный режиссер. ≈го главные произведени€ Ч 9 симфоний (10-€ не завершена) и несколько вокальных циклов дл€ голоса с оркестром (Ђѕесни об умерших дет€хї и другие). ќни проникнуты глубокими фило≠софскими мысл€ми, трагическим ощущением жизненных проти≠воречий, высоким гуманизмом.

√ермани€. —оздатель немецкой национальной оперы Ч ком≠позитор-романтик  арл ћари€ фон ¬ебер (1786Ч1826). ¬ Ђ¬олшебном стрелкеї Ч самой выдающейс€ из его нескольких опер Ч сохранены, как и в зингшпил€х,.разговорные диалоги. Ќо главное здесь Ч развитие музыкально-драматического дей≠стви€. ¬ музыке оперы €рко отразились картины немецкого народного быта, дух народной сказочности, поэзи€ природы. ќдаренный пианист и дирижер, ¬ебер Ч автор также р€да бле≠ст€щих концертных фортепианных произведений (например, Ђѕриглашени€ к танцуї), большой мастер оркестра.

ќт оперы ¬ебера ЂЁвриантаї, написанной на сюжет средне≠вековой легенды Ђиз рыцарских временї, открылс€ путь к произ≠ведени€м –ихарда ¬агнера (1813Ч1883)Ч одного из вели≠чайших музыкальных творцов, смелого оперного реформатора, выдающегос€ оперного и симфонического дирижера. ≈го перу принадлежат оперы ЂЋоэнгринї, Ђ“ристан и »зольдаї, Ђ“ангейзерї и многие другие. Ќо центральное место в его оперном наследии занимает тетралоги€ (четырехчастный цикл) Ђ ольцо Ќибелунгаї на собственное либретто, использующее средневеко≠вые скандинавские и германские эпические сказани€[58]. ¬первые этот грандиозный цикл был полностью исполнен в 1876 году в Ѕайрейте. Ќазвани€ его частей Ч Ђ«олото –ейнаї, Ђ¬алькири€ї[59], Ђ«игфридї, Ђ√ибель боговї. ¬ своей реформе ¬агнер стремилс€ превратить оперу в музыкальную драму со сквозным развитием, стирающим границы между ари€ми, ансамбл€ми и другими но≠мерами. ѕри этом первостепенное значение приобрело непре≠рывное симфоническое развитие в партии оркестра. ќно осно≠вано на системе лейтмотивов (Ђруковод€щих мотивовї в перево≠де с немецкого) Ч кратких, образно рельефных тем-характе≠ристик.

 о многим жанрам, включа€ симфонии и оратории, обра≠щалс€ недолго проживший ‘еликс ћендельсон (1809Ч 1847). ¬ его музыкальном стиле полет романтической фантазии сочетаетс€ с классической €сностью и уравновешенностью. ’у≠дожественные достижени€ ћендельсона сосредоточились в сфе≠ре инструментальной музыки. Ёто музыка к комедии Ўекспира Ђ—он в летнюю ночьї, куда вход€т увертюра и еще несколько номеров (в том числе знаменитый —вадебный марш), концерт дл€ скрипки с оркестром, а из фортепианных произведений Ч 48 ѕесен без слов и –ондо каприччиозо.

ѕочти ровесник ћендельсона –оберт Ўуман (1810Ч 1856) Ч один из самых €рких представителей романтического музыкального искусства. Ѕогата€ художественна€ фантази€, страстность, порывистость соединены у него с тонким лиризмом и меткими, нередко портретными звуковыми зарисовками. ѕеру Ўумана принадлежит немало крупных произведений, в том чис≠ле 4 симфонии, фортепианный, скрипичный и виолончельный концерты. ќсобенно же близки ему были жанры фортепианной миниатюры и песни с сопровождением фортепиано. »з его фор≠тепианных циклов выдел€етс€ портретно-характеристический Ђ арнавалї, включающий, в частности, пьесы-портреты его лю≠бимых музыкантов Ч Ўопена и ѕаганини, а из вокальных цик≠лов Ч цикл ЂЋюбовь поэтаї на слова √енриха √ейне. —борник Ђјльбом дл€ юношестваї Ўуман написал специально дл€ начи≠нающих пианистов. ј из его фортепианного цикла Ђƒетские сценыї часто звучит в переложении дл€ хора широко распевна€ пьеса Ђ√рЄзыї. Ѕольшим почитателем музыки Ўумана был не≠мецкий композитор ». Ѕрамс, о котором уже шла речь в св€зи с тем, что больша€ часть его жизни прошла в столице јвстрии. ј в √ермании в течение тринадцати лет протекала творческа€ де€≠тельность венгра ‘. Ћиста, о котором предстоит говорить далее.

¬ конце XIX века в немецкой музыке выдвинулс€ –ихард Ўтраус Ч автор опер и программных симфонических произве≠дений, а также дирижер. ≈го творчество отличает блест€щий декоративный оркестровый стиль. »з опер наибольшей извест≠ностью пользуютс€ Ђ—аломе€ї и Ђ авалер розї, а из оркестровых сочинений Ч симфонические поэмы Ђƒон-∆уанї и Ђ“иль ”леншпигельї.

¬енгри€. ¬ истории венгерской музыки выделим два имени композиторов, живших и творивших на прот€жении XIX века. Ёто ‘еренц Ёркель и ‘еренц Ћист. Ёркель Ч основоположник венгерской национальной оперы. —воей оперой ЂЅанк Ѕанї (1852) он дал начало героико-романтическому направлению в венгерском музыкальном театре. ћировую же славу принес вен≠герской музыке Ћист (1811 Ч 1886)Ч композитор, пианист, дирижер. ≈го блест€ща€ разносторонн€€ творческа€ де€тель≠ность протекала в р€де стран Ч ‘ранции, √ермании, »талии, но почти ежегодно Ћист по нескольку мес€цев проводил на гор€чо любимой родине. » самыми попул€рными сочине≠ни€ми композитора €вл€ютс€ его 19 ¬енгерских рапсодий дл€ фортепиано Ч блест€щие виртуозные произведени€ в свободно построенной крупной форме и основанные на родном музы≠кальном фольклоре. ѕо складу художественного даровани€ Ћист Ч подлинный романтик. ¬ своей фортепианной и оркест≠ровой музыке он новаторски разработал принципы литературной и философской программности. ќн Ч создатель жанра про≠граммной симфонической поэмы. »з его произведений в этом жанре выдел€ютс€ Ђѕрелюдыї (по стихотворению французского поэта-романтика јльфонса Ћамартина), Ђ“ассої (по трагедии √Єте Ђ“орквато “ассої) и Ђ√амлетї (по трагедии Ўекспира). ¬ основе программы фортепианной —онаты си минор Ћиста Ч образы трагедии √Єте Ђ‘аустї (‘ауст, ћаргарита и ћефисто≠фель). Ќа разнообразные программы, в том числе основанные на произведени€х изобразительного искусства, написаны пьесы фортепианного цикла Ђ√оды странствийї (две тетради). ќдин из величайших пианистов, Ћист по-новому, с симфоническим раз≠махом трактовал фортепиано, примен€л в сочинени€х и транс≠крипци€х[60] дл€ своего любимого инструмента оригинальные приемы фактурного изложени€. —реди виртуозных фортепиан≠ных этюдов Ћиста Ч Ђћетельї и Ђћазепаї (по стихотворению ¬. √юго), а также два фортепианных концерта.

ѕольша. ¬ 1830Ч1840-х годах ‘ридерик Ўопен, вынужден≠ный находитьс€ за пределами родины, своим творчеством при≠нес мировую славу ее музыкальной культуре. ¬ самой же ѕоль≠ше наиболее значительным композитором в середине XIX века €вилс€ —танислав ћонюшко Ч основоположник польской национальной оперы. Ћучша€ из его опер Ч Ђ√алькаї, рассказы≠вающа€ о трагической судьбе кресть€нской девушки, обманутой богатым барином. Ѕольшой вклад в польскую вокальную лирику внесли песни ћонюшко дл€ голоса с фортепиано, которых он создал более четырех сотен. —реди других его сочинений Ч балеты, хоры, оркестровые увертюры. ћузыка ћонюшко при≠влекает €ркой мелодичностью и прочной опорой на польскую народную песенность.

„ехи€.  рупнейшие чешские композиторы XIX века Ч ЅЄдржих —мЄтана и јнтонин ƒвбржак. ќсновоположник чешской музыкальной классики, —метана нар€ду с композитор≠ской де€тельностью выступал также в качестве симфонического, оперного, хорового дирижера и пианиста. ќн создал дев€ть опер в различных жанрах, включа€ героико-патриотический и эпи≠ческий. Ўирокой известностью пользуетс€ его комическа€ опера Ђѕроданна€ невестаї (1866). Ќе менее известна его симфониче≠ска€ поэма Ђ¬лтаваї (название чешской реки) Ч одна из шести, вход€щих в цикл Ђћо€ родинаї. —метана Ч автор еще многих оркестровых, камерно-ансамблевых, хоровых и других произве≠дений. »з его многочисленных фортепианных пьес особенно плен€ют своей поэтичностью польки (это, как вы знаете, жанр чешской народной танцевальной музыки).

¬ыступив вслед за —метаной, ƒворжак мощно утвердил ми≠ровое значение чешского музыкального искусства. ¬ лучшей из его дес€ти опер Ђ–усалкеї (1900) органично сочетаютс€ фанта≠стика и лирика, бытовое и драматическое начала. Ѕогаты разнохарактерными образами его дев€ть симфоний. ѕоследн€€ из них, названна€ Ђ»з Ќового —ветаї, была сочинена им во врем€ трех≠летнего пребывани€ в —Ўј. ¬ ней слышны отзвуки музыки американских негров, но преобладающее значение имеют чеш≠ские народные интонации и ритмы. ¬ своем обширном творче≠стве ƒворжак, бывший также талантливым дирижером, охватил многие музыкальные жанры, в особенности инструментальные. —реди них концерт си минор дл€ виолончели с оркестром, —ла≠в€нские танцы дл€ оркестра. ¬ них вдохновенно воспроизведены характерные особенности чешских, словацких, польских и р€да южнослав€нских танцевальных жанров.

яркой эмоциональностью отличаютс€ оперные и инстру≠ментальные произведени€ Ћеоша я н а ч е к а, созданные в конце XIX Ч начале XX века.

Ќорвеги€. ¬ прошлом году вы познакомились с замечатель≠ной музыкой к драме √енрика »бсена Ђѕер √юнтї, написанной великим норвежским композитором Ёдвардом √ригом (1843Ч 1907). — конца XIV века до 1814 года Ќорвеги€ не имела госу≠дарственной независимости, находилась под владычеством ƒа≠нии. ѕоэтому только в XIX веке началось интенсивное развитие норвежской профессиональной музыкальной культуры, увен≠чавшеес€ творчеством √рига. ≈го музыка романтически вдохно≠венно воспевает красоту северной природы Ќорвегии, своеобра≠зие характеров, обычаев, художественной фантазии ее народа, отраженное в песн€х, танцах, сказках. ѕревосходно владе€ фор≠тепиано, √риг написал дл€ этого инструмента много небольших пьес (из них 70 объединены в 10 Ћирических тетрадей) и не≠сколько крупных произведений Ч концерт л€ минор, сонату ми минор, балладу в форме вариаций соль минор. ≈му принадлежат многочисленные романсы и песни дл€ голоса с фортепиано, камерные инструментальные ансамбли (три скрипичные сонаты, виолончельна€ соната, струнный квартет) и —имфонические танцы на норвежские мотивы.

»спани€. XVI век и перва€ половина XVII века были в »с≠пании временем расцвета профессиональной музыки Ч особен≠но хоровой и дл€ щипковых и клавишных инструментов. Ќо затем в испанском профессиональном музыкальном искусстве надолго возобладали италь€нские вли€ни€. ¬озрождение нацио≠нальных традиций на основе богатейшего музыкального фольк≠лора началось в конце XIX века. ѕервым крупным композито≠ром был' »саак јльбенис (1860Ч1909). Ѕлест€щий пианист, он €вилс€ автором множества колоритных и темпераментных фортепианных пьес. “аковы пьесы Ђ брдоваї и ЂЌаварраї (названи€ исторических областей страны). ќбраща€сь к различ≠ным жанрам, јльбенис оркестровал свои развернутые фортепианные произведени€ Ч »спанскую сюиту и »спанскую рапсо≠дию. ¬ последние годы XIX века началась творческа€ де€тель≠ность выдающихс€ испанских композиторов Ёнрике √рана-доса и ћануэл€ де ‘альи, протекавша€ в основном уже в XX столетии. Ќаибольшей известностью среди сочинений √ранадоса пользуютс€ фортепианные »спанские танцы, среди сочинений де ‘альи Ч опера Ђ оротка€ жизньї, балет Ђ“реуголкаї, 7 ис≠панских песен дл€ голоса с фортепиано.

јнгли€. »стори€ профессиональной музыки сложилась в јнглии таким образом, что после смерти в конце XVII века ге≠ниально одаренного √енри ѕЄрселла эта страна в течение почти двух столетий не выдвинула ни одного крупного композитора. “акое положение изменилось только в конце XIX века, когда началась творческа€ де€тельность Ёдуарда Ё л тара (1857Ч1934). ≈го оркестровые вариации ЂЁнигмаї (Ђ«агадкаї), другие крупные инструментальные сочинени€ и оратории отличаютс€ живой фантазией, свежестью музыкального €зыка. ¬скоре вслед за Ёлгаром выступили композиторы –алф ¬оан-”иль€мс, —ирил —котт и √устав ’олст.

‘инл€нди€. Ќесколько веков финска€ профессиональна€ музыка существовала как духовна€ католическа€ (одноголосное григорианское пение, игра на органе). –азвитие светской музыки началось в стране с конца XVIII века. ј в конце следующего столети€ ‘инл€нди€ выдвинула композитора мирового значе≠ни€ Ч яна —ибелиуса (1865Ч1957). ÷ентральное место в его большом творческом наследии занимают семь симфоний, сим≠фонические поэмы и другие оркестровые произведени€. ќсобен≠но знаменита симфоническа€ легенда Ђ“уонельский лебедьї (по мотивам финского народного эпоса Ђ алевалаї).  онцерт дл€ скрипки с оркестром —ибелиуса Ч одно из выдающихс€ произ≠ведений в данном жанре. „резвычайно попул€рен √рустный вальс из музыки к драме јрвида ярнефельта Ђ уолемаї. ћузыка —ибелиуса отличаетс€ эпической монументальностью, своеоб≠разным суровым национальным колоритом.

–умыни€. Ќа исходе XIX столети€ богата€ фольклором ру≠мынска€ музыка выдвинула €ркого композитора, скрипача, ди≠рижера и пианиста ƒжордже Ёнеску (1881Ч1955). Ѕлест€щий мастер оркестра, он широко опиралс€ на песни и танцы родного народа в своих крупных симфонических произведени€х, из кото≠рых особенно известны две –умынские рапсодии.

 

XX век Ч век грандиозных общественных событий, мировых войн, стремительного научно-технического прогресса Ч внес большие изменени€ в судьбы музыкального искусства. Ќемало выдающихс€ музыкантов были вынуждены покинуть родину, например, эмигрировать за рубеж из фашистской √ермании и оккупированных ею стран. ¬ быт прочно вошли радио, звуковое кино, телевидение, новые виды звукозаписи. ”величилось число зарубежных гастролей отдельных музыкантов и целых музыкаль≠ных коллективов, которых современна€ авиаци€ может за не≠сколько часов перенести на другой край света. —тало проводить≠с€ много международных музыкальных конкурсов и фестивалей.

ƒо сих пор шла речь о творческих достижени€х мирового масштаба только композиторов-европейцев. ј в XX столетии можно отметить достижени€ и у композиторов Ч представителей других континентов. Ќазовем в —еверной јмерике „арлза јйвза, ƒжорджа √ершвина и —эмюэла Ѕарбера (—Ўј), а в ёжной јмерике Ёйтора ¬ила-Ћобоса.

Ўирочайшее международное распространение получил джаз Ч особый род профессиональной развлекательной музыки со значительной ролью импровизации. ƒжаз, имеющий много разновидностей, возник в —Ўј в результате сли€ни€ элементов европейской музыки, перенесенных в јмерику, и музыки нег≠ров Ч потомков рабов, вывезенных из јфрики. —амыми знаме≠нитыми представител€ми Ч композиторами и исполнител€ми Ч импровизационного джаза €вились негры ƒюк Ёллингтон и Ћуи јрмстронг. ¬семирно попул€рными сделались оригинальные ритмы танцев Ћатинской (ёжной и ÷ентральной) јмерики Ч танго, самбы, румбы. ¬ музыке латиноамериканских стран объе≠динились элементы европейские (главным образом, испанские и португальские), индейские и негрит€нские.

ƒл€ композиторов-европейцев, равно как и неевропейцев, в XX веке характерны напр€женные поиски новых средств музы≠кального €зыка, способных воплотить сложные темы, которые выдвигала жизненна€ действительность. “аково творчество венг≠ра Ѕелы Ѕартока и англичанина Ѕенджамина Ѕриттена. ѕере≠числим и других крупных зарубежных композиторов XX века. Ёто немцы ѕауль ’индемит,  арл ќрф; австрийцы јрнольд ЎЄнберг, јльбан. Ѕерг, јнтон ¬еберн; французы јртюр ќнеггер, ‘рансис ѕуленк[61], ќливье ћессиан; италь€нцы ќтторино –ес-пиги, ƒжан ‘ранческо ћалйпьеро; пол€ки  ороль Ўиманов-ский, ¬итольд Ћютославский,  шиштоф ѕендерецкий; болгарин ѕанчо ¬ладигеров.

Ќа пути музыкального искусства в XX веке встала больша€ трудность. Ќебывало увеличилс€ разрыв между серьезной музыкой и музыкой развлекательной (Ђпоп-музыкойї). ¬тора€ во много раз обгон€ет первую в количественном отношении. ≈е записи распростран€ютс€ по всему свету многомиллионными тиражами и усили€ми тыс€ч вокально-инструментальных испол≠нительских групп. » в этой звуковой Ђлавинеї нар€ду с талант≠ливыми произведени€ми по€вл€етс€ немало Ђкомпозицийї, ли≠шенных какой-либо художественной ценности.

ѕреодолеть этот разрыв и вместе с тем расширить и углу≠бить взаимообогащающие контакты между музыкальными куль≠турами всех континентов, включа€ јзию, јфрику, јвстралию, Ч такие сложные и увлекательные задачи сто€т перед музыкальным искусством будущего, перед композиторами III тыс€челети€" на≠шей эры.

 

¬опросы и задани€

1.Ќа каком жанре сосредоточили свое основное внимание италь€нские
композиторы XIX века? Ќазовите самых значительных из них.

2.  акой французский композитор-романтик XIX века создал новый тип
программных симфонических произведений?

3. ¬спомните самую попул€рную французскую оперу XIX века и ее автора.

4. Ќазовите австрийского композитора XIX века Ч автора попул€рных
вальсов и оперетт.

5.  то €вилс€ в XIX веке крупнейшим немецким композитором Ч опер≠ным реформатором? Ќазовите его центральное произведение, его другие оперы.

6. ѕеречислите нескольких представителей новых национальных музы≠кальных культур, выдвинувшихс€ в XIX веке.

7.  акие новые научно-технические достижени€ повли€ли на судьбы му≠зыкального искусства в XX веке?

8.  акие трудные художественные задачи сто€т перед музыкантами III тыс€челети€?

 

 

—одержание

¬ведение. ћузыка от древних времен до ». —. Ѕаха..................................... 2

 акими пут€ми дошли до нас сведени€ о музыке

ƒревнего мираЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.. 2

ќ музыке в ƒревней √реции.............................................................. 2

 ак была создана удобна€ нотаци€.............................................. 3

 ак в музыке начало развиватьс€ многоголосие................. 4

 ак продолжала развиватьс€ полифони€.................................... 5

–ождение оперы. ќратори€ и кантатЕЕЕЕЕЕЕЕ.. 6

ќб инструментальной музыке XVII века, ее жанрах

и формахЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ 8

»оганн —ебасть€н Ѕах (1685-1750)................................................................... 10

∆изненный путь............................................................................................. 10

“ворчество....................................................................................................... 13

“окката и фуга ре минор дл€ органа................................................. 13

 лавирна€ музыка.................................................................................. 14

»нвенции............................................................................................ 14

Ђ‘ранцузска€ сюитаї до минор............................................... 16

ѕрелюди€ и фуга до минор из первого тома Ђ’орошо

темперированного клавираї ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.. 17

ќсновные произведени€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ... 19

ќ формировании классического стил€ в музыке............................................. 19

ћузыкальный театр.................................................................................. 19

»нструментальна€ музыка...................................................................... 20

—онатна€ форма...................................................................................... 20

 лассический сонатный (сонатно-симфонический) цикл... 21

…озеф √айдн (1732-1809).............,......................................................................... 22

∆изненный путь............................................................................................. 23

—имфоническое творчество....................................................................... 27

—имфони€ ми-бемоль мажор............................................................... 28

 лавирное творчество................................................................................. 31

—оната ре мажор..................................................................................... 31

—оната ми минор..................................................................................... 33

ќсновные произведени€..................................................... ЕЕЕЕЕ. 34

¬ольфганг јмадей ћоцарт (1756Ч1791)...................................................... 35

∆изненный путь............................................................................................ 35

ќпера Ђ—вадьба ‘игарої.......................................................................... 39

—оната л€ мажор дл€ клавира.................................................................. 42

—имфони€ соль минор................................................................................ 43

ќсновные произведени€ 45

Ћюдвиг ван Ѕетховен (1770Ч1827)............................................................... 45

∆изненный путь......................................................................................... 46

Ђѕатетическа€ сонатаї............................................................................ 50

ѕ€та€ симфони€.......................................................................................... 53

”вертюра ЂЁгмонтї................................................................................... 56

ќсновные произведени€ 58

ќ романтизме в музыке............................................................................................ 58

‘ранц Ўуберт (1797-1828)............................................................................... 60

∆изненный путь......................................................................................... 60

ѕесни............................................................................................................

Ђ√ретхен за пр€лкой.......................................................................... 63

ЂЋесной царьї..................................................................................... 63

Ђ¬ечерн€€ серенадаї......................................................................... 64

Ђјве ћари€ї........................................................................................ 64

Ђѕрекрасна€ мельничихаї............................................................... 65

Ђ«имний путьї...................................................................................... 66

‘ортепианные произведени€................................................................ 67

—имфони€ си минор.................................................................................. 68

ќсновные произведени€ 70

‘ридерик Ўопен (1810-1849)......................................................................... 70

∆изненный путь......................................................................................... 71

ћазурки........................................................................................................ 74

ѕолонез л€ мажор..................................................................................... 76

¬альс до-диез минор................................................................................ 77

ѕрелюдии..................................................................................................... 77

Ќоктюрн фа минор.................................................................................... 79

Ётюды........................................................................................................... 80

ќсновные произведени€ 81

«аключение......................................................................................................... 81

»тали€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...81

‘ранци€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ82

јвстри€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.84

√ермани€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...84

¬енгри€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.85

ѕольшаЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..85

„ехи€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.85

Ќорвеги€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...86

»спани€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.86

јнгли€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...86

‘инл€нди€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ....86

–умыни€ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ....86

 

 


[1] —лово Ђхронологи€ї (оно означает Ђпоследовательность исторических событий во времениї) происходит от двух греческих слов Ц Ђхроносї (Ђврем€ї) и Ђлогосї (Ђучениеї).

 

[2] Ћатинское слово Ђantiguusї означает Ђдревнийї. ѕроизводное от него определение Ђантичныйї относитс€ к истории и культуре ƒревней √реции и ƒревнего –има.

[3] “итул Ђпапа римскийї носит св€щеннослужитель, возглавл€ющий католическую церковь как международную духовную организацию.  атолицизм Ц одно из христианских вероучений нар€ду с православием и протестантизмом.

[4] Ќа латинском €зыке говорили древние римл€не. ѕосле падени€ –имской империи в 476 году латинский €зык постепенно перестал быть разговорным. ќт него произошли так называемые романские €зыки Ц италь€нский, французский, испанский, португальский.

[5] ≈сть еще особые мессы, приуроченные к церковным праздничным дн€м.

[6] Ќапомним, что цикл Ц произведение из нескольких отдельных частей (или пьес), объединенных общим замыслом.

[7]  аденци€ (каданс) Ц мелодический и гармонический оборот, завершающий все музыкальное произведение или его раздел.

[8] Ќекоторое врем€ клавирной называли музыку дл€ всех клавишных инструментов, включа€ клавишно-духовой инструмент Ц орган.

[9] ЂЅахї в переводе с немецкого означает Ђручейї.

[10] ѕассакаль€ Ц медленный трЄходльный танец испанского происхождени€. Ќа его основе возникли инструментальные пьесы в форме вариаций с многократно повтор€ющейс€ в басу мелодией.

[11] ¬иола да гамба Ц старинный инструмент, внешне похожий на виолончель.

[12] »оанн и ћатфей (а также ћарк и Ћука) Ц последователи учени€ »исуса ’риста, составившие ≈вангели€ Ц повествовани€ о его земной жизни, страдани€х (Ђстраст€хї) и смерти. Ђ≈вангелиеї в переводе с греческого €зыка означает Ђблага€ вестьї.

[13] “окката (на италь€нском Ђtoccataї - Ђприкосновениеї, Ђударї от глагола Ђtoccareї - Ђкасатьс€ї, Ђтрогатьї) Ц виртуозна€ пьеса дл€ клавишных инструментов.

[14] Ђ–азделЄнна€ на частиї - переводитс€ с италь€нского €зыка слово Ђпартитаї (от глагола Ђpartireї - Ђделитьї).

[15] ¬ сарабанде ведущий верхний голос не столько контрастирует с остальными, сколько дополн€етс€ ими.

[16] –азмеры жиги преимущественно трЄходльные. ¬ XVIII веке это главным образом 3/8, 6/8, 9/8, 12/8.

[17] Ёто немецкое слово происходит от Ђsingenї (Ђпетьї) и ЂSpielї (Ђиграї).

[18] —лово латинского происхождени€, означает Ђизложениеї, Ђпоказї.

[19] Ќазвание других камерно-ансамблевых инструментальных циклов Ц секстет (6), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10). ќпределение Ђкамерна€ музыкаї происходит от италь€нского слова Ђcameraї - Ђкомнатаї. »бо до XIX века сочинени€ дл€ нескольких инструментов часто исполн€лись в домашней обстановке, то есть понимались как Ђкомнатна€ музыкаї.

[20] „ерез несколько лет он написал ещЄ один зингшпиль под названием ЂЌовый хромой бесї.

[21]  ларнеты √айдн использовал не всегда. ƒаже в его ЂЋондонских симфони€хї они звучат только в п€ти (из двенадцати).

[22] Ћитавры Ц полушари€ с нат€нутой на них кожей, по которой удар€ют двум€ палочками.  аждое полушарие может издавать звук только одной высоты. ¬ классических симфони€х обычно используют два полушари€, настроенные на тонику и доминанту.

[23] ƒолгое врем€ средний раздел оркестровых произведений обычно исполн€ли три инструмента. ќтсюда и произошло название Ђтриої.

[24] ¬ прежних издани€х эти сонаты напечатаны как Ђє37ї и Ђє 34ї, а в более поздних Ц как Ђє50ї и Ђє53ї.

[25] Ќа это указывает италь€нские слова Ђattacca subito il Finaleї, означающие Ђначинать финал тотчас жеї.

[26] ѕервоначально баркаролами называли песни венецианских гондольеров. —амо название жанра происходит от италь€нского слова Ђbarcаї Ц Ђлодкаї.

[27] ¬ерси€, будто —альери из зависти отравил ћоцарта, Ц только легенда.

[28] „айковский оркестровал четыре фортепианные пьесы ћоцарта и составил из них сюиту Ђћоцартианаї.

[29] —икстинска€ капелла Ц домова€ церковь римских пап в ¬атикане; она построена в XV веке при папе —иксте IV. —тены и потолок капеллы расписаны великими италь€нскими художниками, в том числе ћикеланджело.

[30] ѕонтийское царство Ц древнее государство на черноморском, главным образом нынешнем турецком побережье (Ђѕонт Ёвксинскийї, то есть Ђгостеприимное мореї, - древнегреческое название „ерного мор€). Ћуций —улла Ц древнегреческий военный и политический де€тель. ѕастораль (от италь€нского слова Ђpastoreї - Ђпастухї) Ц произведение с сюжетом, идеализирующим жизнь на лоне природы.

[31] —ераль Ц женска€ половина в домах богатых восточных вельмож.

[32] Ћатинское слово Ђrequiemї означает Ђпокойї.

[33] ѕаж Ц мальчик или юноша двор€нского происхождени€, состо€щий в услужении у знатного лица.

[34] Ќапомним, что слово Ђувертюраї произведено от французского глагола Ђouvrirї, что значит Ђоткрыватьї, Ђначинатьї.

[35] ¬ конце “рио есть обозначение ЂMinuetto da capoї. ЂDa capoї в переводе с италь€нского Ц Ђот головыї, Ђс началаї.

[36] ¬ св€зи с этим Ђ“урецкий маршї иногда называют Ђ–ондо в турецком стилеї (ЂRondo alla Turcaї).

[37]  урфюрст (кн€зь-архиепископ) Ц титул повелителей некоторых старинных германских государств.

[38] ‘ламандцы Ц народ, родственный голландцам. ¬ насто€щее врем€ фламандцы живут в Ќидерландах, Ѕельгии и соседних районах ‘ранции. ѕриставка Ђваннї во фламандском €зыке соответствует Ђфонї в немецком €заыке.

[39] Ёта соната посв€щена скрипачу и композитору –одольфу  рейцеру.

[40] Ѕогатель (в переводе с французского - Ђбезделушкаї) Ц небольша€ и нетрудна€ дл€ исполнени€ пьеса, как правило, дл€ клавишного инструмента.

[41] ќпределение Ђпатетическа€ї (от греческого слова Ђпафосї) означает Ђвзволнованна€, с повышенным настроениемї. Ќазвани€, закрепившиес€ за другими фортепианными сонатами Ѕетховена (ЂЋунна€ї, Ђјврораї, Ђјппассионатаї), не принадлежат самому композитору.

[42] ¬ переводе с италь€нского Ђскерцої означает Ђшуткаї. ѕервоначально, до XIX века так нередко назывались быстрые инструментальные пьесы с острым ритмом, имеющие шутливый, часто необычный, причудливый характер.

[43] ѕолную независимость Ќидерландцы получили только в середине следующего, XVII века.

[44] ЂЋесной царьї √Єте известен у нас в переводе ¬асили€ јндреевича ∆уковского, русского поэта первой половины XIX века.

[45] «начение латинского слова Ђaveї - Ђздравстуйї, Ђда здравствуетї.

[46] ¬ средневековой Ўотландии бардами называли странствующих поэтов-певцов.

[47] Ёкосез Ц старинный шотландский народный танец, получивший повсеместное распространение в ≈вропе в качестве бального. √алоп Ц бальный танец, исполн€ющийс€ в стремительном скачкообразном движении. ¬озможно, он возник в √ермании, но широко известным сделалс€, по€вившись около 1820 года во ‘ранции.

[48] ”кажем ещЄ на лирическую фортепианную ѕольку ре минор ћ.».√линки, имеющую, кстати, сходные с пьесой Ўуберта начальные интонации.

[49] ЂTempo rubatoї (итал.) буквально означает Ђукраденный темпї.

[50]  онцерт ми минор был сочинен несколько позже  онцерта фа минор, но издан раньше него. ѕоэтому он стал известен как Ђпервыйї, а концерт фа минор Ц как Ђвторойї.

[51]  остЄл Ц название католической церкви в ѕольше.

[52] Ќомер опуса этой пьесы св€зан с тем, что она была издана только после смерти композитора.

[53] — таким строением мы встречались в Ђ“урецком маршеї ћоцарта (треть€ часть —онаты л€ мажор).

[54] Ўопен написал ещЄ две отдельные прелюдии.

[55] ÷ирюльниками называли парикмахеров, брадобреев.

[56] ‘ранцузское слово Ђorientalї означает Ђвосточныйї

[57] ‘ранцузское слово Ђimpressionї означает Ђвпечатлениеї.

[58] Ќибелунги Ц в древнем эпосе карлики, владеющие сокровищем (золотом). ќни получили своЄ им€ от Ќибелунга Ц Ђ—ына тумановї, то есть сына подземного царства, преисподней.

[59] ¬ древней скандинавской мифологии валькирии Ц прекрасные девы, которые в блест€щей броне несутс€ на кон€х по воздуху и по указанию бога ќдина направл€ют ход битвы.

[60] Ћатинское слово Ђtranscriptioї буквально означает Ђпереписываниеї. ¬ музыке транскрипци€ми называют различные переложени€ произведений, например, вокальных или оркестровых дл€ фортепиано соло.

[61] ќнеггер, ѕуленк и композиторы Ћ. ƒюрей, ƒ. ћийо, ∆. ќрик, ∆. “айфер образовали творческое содружество под названием Ђ√руппа Ўестиї, или ЂЎестЄркаї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1144 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

2071 - | 1809 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.174 с.