Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќоктюрн фа минор




—лово Ђноктюрнї в переводе с французского €зыка означает Ђночнойї. ¬ XVIII веке так называли многочастные произведе≠ни€, обычно дл€ духовых и струнных инструментов, предназна≠ченные, как и серенады, дл€ исполнени€ на открытом воздухе в ночное врем€. ¬ начале XIX века ирландский композитор и пиа≠нист ƒжон ‘илд стал называть ноктюрнами одночастные певу≠чие лирические фортепианные >пьесы мечтательного характера. Ётот жанр расцвел в творчестве Ўопена, замечательно обога≠тившего его образное содержание. Ўопеновские ноктюрны (всего 21 пьеса) Ч чудесные образцы романтической лирики. Ёто поэтичные инструментальные Ђночные песниї, нежные и задумчивые, иногда скорбно-сосредоточенные.

¬ первой части трехчастного Ќоктюрна фа минор напевную мелодию сопровождает мерное, словно скрытое маршеобразное движение аккомпанемента. Ёто как бы звучащие в ночной ти≠шине шаги человека, погруженного в тихое раздумье:

¬ контрастной середине пьесы по€вл€етс€ тревожное три-ольное движение:

 

ѕредставл€етс€, будто налетел резкий порыв ветра. ќн по≠родил в душе взволнованное устремление куда-то ввысь, но оно грустно сникает. Ќачинаетс€ реприза. ќна значительно сокра≠щена и видоизменена, и к ней присоединена кода. ќсновна€ тема, едва зазвучав, раствор€етс€ в призрачно мерцающих фигураци€х. ќни Ђсоскальзываютї по ступен€м хроматической гаммы на прот€жении двух октав. ј в фа-мажорной коде фигурации просветл€ютс€, станов€тс€ м€гкими и волнообразными. ƒушев≠ное волнение успокаиваетс€, умиротвор€етс€.

 

Ётюды

—лово Ђэтюдї в переводе с французского €зыка означает Ђучениеї, Ђизучениеї. ¬ музыке с наступлением XIX века этим словом стали называть пьесы, предназначенные дл€ развити€ техники игры на каком-либо инструменте. ¬ св€зи с такой це≠лью они обычно основаны на применении определенного техни≠ческого приема. ѕри обучении игре на фортепиано на первых этапах осббенно часто используютс€ этюды „ерни,  рамера,  лементи, ћошковского.

¬ годы юности Ўопена уже существовало и много концертных фортепианных этюдов. Ќо они Ђщегол€лиї только внешней виртуозностью. ¬ своих этюдах Ўопен разработал многие новые приемы фортепианной техники Ч как Ђкруп≠нойї (например, октавной, аккордовой), так и Ђмелкойї Ч Ђбисернойї, а также развивающей м€гкую певучую манеру иг≠ры. ќднако одновременно Ўопен сделал этюды такими же высокохудожественными произведени€ми, как и все остальные свои творени€. ≈го сочинени€ в этом жанре нар€ду с сочине≠ни€ми ‘еренца Ћиста открыли новую, романтическую эру в истории фортепианного этюда и фортепианной виртуозности вообще.

¬сего в наследии Ўопена Ч 27 этюдов, две тетради по 12 номеров в каждой (ор. 10 и ор. 25), и еще три отдельные пьесы.

Ётюд до минор (ор. 10, є 12), заканчивающий первую тет≠радь, получил твердо закрепившеес€ за ним название Ђ–еволю≠ционныйї. — огромной художественной силой отразились здесь гневный протест и остра€ душевна€ боль, охватившие музыкан≠та, когда он узнал о подавлении восстани€, вспыхнувшего на его родине. Ќа фоне грозных волнообразных Ч Ђвихревыхї Ч пас≠сажей слышатс€ страстные возгласы Ч словно гордые призывы умереть, но не сдаватьс€ в смертельном бою:

 огда они стихают, кратка€ до-мажорна€ кода звучит как трагически возвышенное оплакивание гибели героев:

¬ последний же момент по всей клавиатуре вновь проносит≠с€ пассажный Ђшквалї Ч как порыв непримиримых м€тежных чувств. ѕо своему страстному эмоциональному накалу Ђ–ево≠люционный этюдї родствен героике Ѕетховена, в особенности финалу его фортепианной сонаты Ђјппассионатаї.

Ётюд ми мажор (ор. 10, є 3) не случайно исполн€ют также в переложени€х дл€ скрипки, дл€ виолончели и дл€ певческого голоса в сопровождении фортепиано. ћелодию, звучащую в крайних разделах трехчастной формы этого произведени€, сам Ўопен считал лучшей изо всех, им созданных. »зумительно нежна€ и певуча€, она исполнена сердечного тепла Ч словно ласкова€ материнска€ колыбельна€ песн€ с тихими, Ђбаюкаю≠щимиї покачивани€ми в аккомпанементе.

ј контрастна€ аккордово-пассажна€ середина этой пьесы Ч будто разыгравша€с€ грозна€ бур€ или охвативший человека страшный сон. Ќо всЄ рассеивает возобновл€ющеес€ успокаи≠вающее звучание задушевной песни. —луша€ однажды, как Ётюд ми мажор играл один из его учеников, Ўопен воскликнул: Ђќ, мо€ –одина!ї

¬опросы и задани€

1.  огда прелюдии начали создаватьс€ как самосто€тельные пьесы?

2. ¬ каком пор€дке следуют друг за другом пьесы в цикле прелюдий Ўо≠пена?

3. –асскажите об образном характере прелюдий ми минор, л€ мажор и до минор.

4. „то означает слово Ђноктюрнї?  акой характер присущ фортепианным ноктюрнам?

5.  ак построен Ќоктюрн фа минор Ўопена?

6. ¬ чем состоит отличие фортепианных этюдов Ўопена от учебно-технических? —колько этюдов он создал?

7. ¬ св€зи с чем Ётюд до минор Ўопена прин€то называть Ђ–еволю≠ционнымї? ќхарактеризуйте его образное содержание.

8. –асскажите об образном характере Ётюда ми мажор Ўопена.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3572 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

489 - | 494 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.