Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


∆изненный путь




—емь€. ƒетство. ѕервые успехи. ‘ридерик ‘ранцишек Ўо≠пен родилс€ в 1810 году в местечке ∆ел€зова-¬ол€ Ч неподалеку от ¬аршавы, столицы ѕольши. ¬ эту страну его отец, француз Ќикола Ўопен, переселилс€ в шестнадцатилетнем возрасте. ќна стала его второй родиной. ¬ 1794 году он участвовал в восста≠нии, имевшем целью восстановить независимость ѕольши, тер≠риторию которой поделили между собой три мощные соседние державы Ч –осси€, ѕрусси€ и јвстри€.

Ќ. Ўопен, сделавшийс€ преподавателем французского и немецкого €зыков, женилс€ на польке ёстине  шижановской. —емь€ Ўопенов вскоре после рождени€ сына переехала в ¬ар≠шаву. “ам Ќ. Ўопен преподавал в лицее и некоторых других средних учебных заведени€х. ќн был человеком разносторонних культурных интересов, неплохо играл на флейте и скрипке. ’о≠рошо играла на фортепиано и пела его жена.

–одители заметили, что маленький ‘ридерик, еще не умев≠ший говорить, услышав звуки фортепиано, начинал плакать. —начала огорчившись этим, они потом пон€ли, что малыш так реагировал на сильное музыкальное впечатление. ѕервоначаль≠ные навыки фортепианной игры п€тилетний ‘ридерик быстро и легко усваивал от своей сестры Ћюдвики, старшей на три года. ¬скоре учителем мальчика стал ¬ойтех ∆ивный, чех по нацио≠нальности. ќн воспитывал своего ученика преимущественно на высоких художественных образцах, привил ему любовь к клавирным прелюди€м и фугам ». —. Ѕаха, к произведени€м вен≠ских классиков.

ѕианистические успехи ‘ридерика развивались стреми≠тельно. ¬первые он с большим успехом выступил перед публи≠кой, когда ему едва исполнилось восемь лет. Ќа вопрос матери, чтб больше всего понравилось слушател€м, маленький концер≠тант ответил: Ђћой воротник, мама. ќни все на него смотрели!ї ‘ридерик продолжал заниматьс€ с возрастающим увлечением и к двенадцати годам стал считатьс€ одним из лучших пианистов ¬аршавы. ∆ивный признал, что больше уже ничему не может научить его.

ќчень рано начались и композиторские опыты ‘ридерика. ќн сочин€л фортепианные пьесы, которые записывали отец, ∆ивный. Ќе все они сохранились, но некоторые были изданы в конце 1817 года. —реди них полонез и военный марш. » об ав≠торе, которому не было еще восьми лет, в варшавской прессе по€вилс€ хвалебный отзыв.

 

ƒом в ∆ел€зовой-¬оле, где родилс€ ‘. Ўопен

√оды учени€ в лицее и ¬ысшей школе музыки.   счастью, ранние успехи не вскружили голову ни чудо-ребенку, ни его родител€м, которые позаботились о серьезном разностороннем образовании сына. ќн прилежно изучал иностранные €зыки и другие общеобразовательные предметы. ¬ лицее, который ‘ридерик блест€ще окончил за три года, его в особенности привле≠кала истори€ ѕольши и польской литературы.

≈ще до зан€тий в лицее ‘ридерик начал брать частные уро≠ки теории композиции у ёзефа Ёльснера, а с 1826 по 1829 год училс€ в его классе в варшавской ¬ысшей школе музыки. Ёльснер, плодовитый композитор, дирижер, опытный педагог, вни≠мательно и бережно следил за развитием даровани€ своего уче≠ника. ‘ридерик сохранил с ним теплые отношени€ и после окончани€ ¬ысшей школы. Ђ»зумительные способности. ћузы≠кальный генийї Ч такую запись сделал Ёльснер, характеризу€ юного Ўопена.

ёноша про€вл€л художественную одаренность и в других област€х. ќн талантливо рисовал. ќсобенно удачно у него, отли≠чавшегос€ острой наблюдательностью, получались карикатуры. ƒрузь€ восхищались его выразительной мимикой и считали, что он мог бы быть замечательным актером. Ўопен любил посещать театры, особенно оперные спектакли, а также выставки и музеи. ќгромное впечатление произвели на него в 1829 году выступле≠ни€ в ¬аршаве великого италь€нского скрипача и композитора Ќиколо ѕаганини.

Ќа пороге творческой зрелости.   п€тнадцати годам, еще учеником лице€, Ўопен уже был бесспорно лучшим пианистом в ¬аршаве. ј за годы зан€тий с Ёльснером он написал несколько дес€тков фортепианных сочинений. ¬скоре после окончани€ ¬ысшей школы музыки он создал два концерта дл€ фортепиано с оркестром (фа минор и ми минор)[50]. “огда же возникла одна из лучших его песен Ч Ђ∆еланиеї.

— детства Ўопен, во врем€ загородных прогулок или в гос≠т€х в имени€х своих товарищей, мог часами слушать, как поют и играют на народных инструментах польские кресть€не. ¬ своих ранних сочинени€х он иногда непосредственно использовал их напевы и наигрыши. Ќо главное, он уже начал чутко улавливать самый дух музыки родного народа, которым глубоко прониклось его творчество.

ќтъезд за рубеж. ¬ августе 1829 года Ўопен с выдающимс€ успехом дважды публично выступил в ¬ене. ¬ид€ в нем гордость польского искусства, Ёльснер, друзь€, родные стали усиленно уговаривать его совершить большую концертную поездку за гра≠ницу. ќтъезд состо€лс€ в но€бре 1830 года. Ўопену пришлось сделать небольшую остановку, когда он проезжал через предме≠стье ¬аршавы. “ам его ожидал Ёльснер, сочинивший напутст≠венную хоровую кантату, которую исполнил вместе со своими учениками.

—начала Ўопен вновь направилс€ в ¬ену. ¬скоре по его приезде в столицу јвстрии туда дошло известие о том, что в ¬аршаве, котора€ после ¬енского конгресса оказалась в части ѕольши, подчиненной –оссийской империи, вспыхнуло восста≠ние. ќхваченный патриотическими чувствами, Ўопен хотел воз≠вратитьс€ на родину. Ќо и его отец в срочно присланном пись≠ме, и находившиес€ в ¬ене друзь€ твердо насто€ли на том, что как раз во им€ своего патриотического долга он не имел права подвергать себ€ опасности. ¬ письме Ўопена, написанном тогда близкому другу, есть такие строки: Ђ≈сли бы не то, что отцу, может быть, сейчас был бы в т€гость, € тотчас вернулс€ бы. я проклинаю час своего отъезда. ¬се обеды, вечера, концерты, танцы, которых у мен€ по уши, навод€т на мен€ тоску: так мне горько, глухо, унылої.

 

‘ридерик за ро€лем в кругу лицейских товарищей.

—права, у окна, ¬ойцек ∆ивный

¬ ¬ене Ўопен пробыл восемь мес€цев. ќн несколько раз участвовал в различных концертах. Ќо устроить собственный концерт ему не удалось, а издатели предлагали публиковать его сочинени€ лишь бесплатно. Ёто побудило его в конце июл€ 1831 года направитьс€ в ѕариж. ј по дороге туда, в немецком городе Ўтутгарте, Ўопена настигло еще более страшное известие: польское восстание было жестоко подавлено. —уществует пред≠положение, что свой страстный протест Ўопен излил в Ётюде до минор, ставшем известным как Ђ–еволюционныйї.

ѕервые парижские годы. ќсенью 1831 года Ўопен приехал в ѕариж. —толица ‘ранции €вл€лась в то врем€ крупнейшим цен≠тром европейской художественной культуры, в том числе музы≠кальной. ¬ оперных спектакл€х си€ло целое созвездие выдаю≠щихс€ италь€нских и французских вокалистов. ¬ публичных концертах и в частных салонах выступали виртуозы-инстру≠менталисты, съезжавшиес€ из разных стран. —реди них было особенно много блест€щих пианистов. Ќо Ўопен, впервые пуб≠лично выступив в феврале 1832 года, поразил избалованную па≠рижскую публику сочетанием превосходного пианистического мастерства с €рко индивидуальной поэтической вдохновенно≠стью. Ёто выступление привело, в частности, в восторг жившего тогда в ѕариже венгра ‘еренца Ћиста, которому предсто€ло войти в историю музыки в качестве великого романтического композитора и пианиста. ћежду Ўопеном и Ћистом зав€залось личное знакомство. ¬ круг дружеского общени€ Ўопена вошли и другие крупнейшие представители художественной культуры, такие, как композиторы италь€нец ¬инченцо Ѕеллини, француз √ектор Ѕерлиоз, немецкий поэт √енрих √ейне. ƒругом Ўопе≠на со временем стал французский художник-романтик Ёжен ƒелакруа.

¬ концертах Ўопен вдохновенно импровизировал и испол≠н€л главным образом свои сочинени€, которые в изобилии вы≠ходили из-под его пера. ¬ первой половине 1830-х годов это были преимущественно мазурки, полонезы, вальсы, этюды, нок≠тюрны. »з нескольких произведений крупной формы выдели≠лась €рким драматизмом ѕерва€ баллада соль минор, начата€, возможно, еще до приезда в ѕариж под впечатлением извести€ о польском восстании. ќднако первое врем€ парижские издатели, как и венские, отказывались оплачивать публикации шопенов≠ских пьес. Ќо и позднее, зарабатыва€ на них большие деньги, владельцы нотопечатных фирм платили автору не слишком щед≠ро. ѕоэтому главным источником средств существовани€ дл€ Ўопена стали частные уроки фортепианной игры. Ќа них он в течение многих лет тратил по п€ть-семь часов в день, отрыва€ врем€ от зан€тий творчеством и не щад€ своего здоровь€. ј оно у него с юных лет было хрупким. ѕоэтому даже в первые париж≠ские годы, будучи еще очень молодым, он не имел достаточно физических сил, чтобы часто выступать перед большой аудито≠рией и извлекать из инструмента мощные звучности. ќдновре≠менно сам тонкий поэтический характер даровани€ располагал его к игре перед ограниченным числом слушателей в небольших помещени€х, в дружеской домашней обстановке, в салонах част≠ных домов.

ѕоследний период жизни и творчества. ѕриехав во ‘ранцию, Ўопен полагал, что лишь временно поселитс€ в ѕариже. Ќо судьба решила иначе. ѕосле разгрома восстани€ в ѕольше нача≠лись жестокие репрессии. ћногих- пол€ков отправили на каторгу в —ибирь, тыс€чи польских семейств насильно переселили в отдаленные губернии –оссии. Ѕыли уничтожены все признаки политической и культурной автономии ѕольши, закрыты выс≠шие учебные заведени€, была установлена строга€ цензура на немногие уцелевшие газеты и журналы. ѕри таких обсто€тельст≠вах возвращение на родину стало дл€ Ўопена неосуществимым. ќн смог единственный раз, в 1835 году, повидатьс€ с родител€ми в  арловых ¬арах, в „ехии. —о многими польскими политиче≠скими эмигрантами, оказавшимис€ в ѕариже, Ўопен поддержи≠вал тесные св€зи. Ќаходившийс€ в их числе крупнейший польский поэт-романтик јдам ћицкевич сделалс€ его близким дру≠гом. » в 1837 году Ўопен на переданное ему через посольство предложение зан€ть должность и получить звание Ђпервого пиа≠ниста его величества императора –оссииї гордо ответил отказом. ќн за€вил: Ђ’от€ € не принимал участи€ в революции 1831 года, так как был еще слишком молод, однако сердцем € был с теми, кто ее делалї.

¬озвраща€сь во ‘ранцию через √ерманию после свидани€ с родител€ми, Ўопен задержалс€ в ƒрездене. “ам находилось зна≠комое ему с юности семейство польского аристократа графа ¬одзиньского. ≈го дочь ћари€ и Ўопен полюбили друг друга. Ќо родители девушки не дали согласи€ на их брак. ¬ 1838 году спутницей жизни Ўопена на дев€ть лет стала известна€ фран≠цузска€ писательница јврора ƒюдеван, вз€вша€ себе мужской псевдоним Ђ∆орж —андї. ѕровод€ летние мес€цы, свободные от педагогической работы, в ее имении Ќоан, Ўопен усиленно занималс€ композицией. ¬ эти годы он создал особенно много крупных произведений: три баллады и три скерцо (є 2Ч4), две сонаты (є 2Ч3; ¬тора€, си-бемоль минор, с Ђѕохоронным маршемї в качестве третьей, предпоследней части), ‘антазию фа минор, ѕолонез-фантазию, —онату дл€ виолончели и фортепиано.

 

 

∆орж —анд

 

 

” Ўопена рано начал развиватьс€ туберкулез Ч болезнь, неизлечима€ в те времена. ќчень подорвали его силы т€желые событи€ и переживани€ Ч смерть одного из близких друзей и вслед за тем Ч гор€чо любимого отца, а в 1847 году Ч ссора и разрыв с ∆орж —анд. ѕосле этого, больной и одинокий, он уже почти перестал сочин€ть. ѕрин€в предложение своих друзей, вторую половину 1848 года он провел в јнглии и Ўотландии.  онцерты его проходили с триумфом, но выступал и давал уроки он, лишь с трудом превозмога€ свой недуг.   тому же климат јнглии был дл€ него вреден.

16 но€бр€ 1848 года в Ћондоне состо€лось последнее в жиз≠ни Ўопена выступление Ч в концерте, устроенном в пользу польских эмигрантов. ќбострение болезни легких и сердца за≠ставило его поспешить вернутьс€ в ѕариж. ѕоследнее свое со≠чинение Ч ћазурку фа минор (ор. 68, є 4) Ўопен уже не смог сыграть сам Ч только записал ее на бумагу. ћатериальную под≠держку ему оказали шотландска€ пианистка ƒж. —тирлинг, брав≠ша€ у него уроки, и мать одной из его русских учениц Ќ. ¬. ќбрескова. ѕо просьбе Ўопена к нему приехала его старша€ сестра Ћюдвика, на руках которой он скончалс€ 17 окт€бр€ 1849 года.

¬о врем€ торжественных похорон Ўопена на парижском кладбище ѕер-Ћашез по его предсмертному желанию был ис≠полнен –еквием ћоцарта. ѕрозвучал и оркестрованный Ђѕохо≠ронный маршї из шопеновской —онаты си-бемоль минор. ѕо завещанию Ўопена друзь€ отвезли сосуд с его сердцем в ¬арша≠ву, где эта реликви€ бережно хранитс€ в костЄле —в€того  реста[51].

¬опросы и задани€

1.–асскажите о семье и детстве Ўопена и о его первых музыкальных ус≠пехах.

2.  ак начала про€вл€тьс€ у Ўопена любовь к польской народной музыке?

3. ¬ каких учебных заведени€х обучалс€ Ўопен?  то руководил его зан€≠ти€ми композицией?

4.  акие два €рких крупных сочинени€ создал Ўопен вскоре по оконча≠нии ¬ысшей школы музыки?

5.  огда и как произошел отъезд Ўопена за рубеж?

6. ѕочему Ўопену пришлось провести вторую половину жизни по ‘ранции? — какими выдающимис€ художественными де€тел€ми он там общалс€?

7.  ак прошЄл последний период жизни и творчества Ўопена?

8. –асскажите о Ўопене-пианисте и его концертных выступлени€х.

9. ѕеречислите основные музыкальные жанры, представленные в творчестве Ўопена.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2393 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

554 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.