Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прелюдии




Как уже говорилось, «прелюдия» — слово латинского проис­хождения, означающее «вступление». В XVIII веке инструмен­тальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, на­пример, органные хоральные прелюдии И. С. Баха (использую­щие мелодии григорианского хорала). Одновременно в его твор­честве утвердился «малый» цикл «прелюдия — фуга». А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два «больших» цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и ми­норных тональностях.

Шопен же первым создал цикл из одних только фортепиан­ных прелюдий. Их тоже 24, но тональности сменяются здесь по-иному: за мажором следует параллельный минор, и такое соот­ношение перемешается по так называемому кварто-квинтовому кругу (№ 1 — до мажор, № 2 — ля минор; № 3 — соль мажор, № 4 — ми минор; № 5 — ре мажор, № 6 — си минор и так да­лее[54]). Такая закономерность, а также сквозной принцип, контра­стного соотношения соседних пьес объединяют весь цикл в одно многосоставное целое, очень богатое и разнообразное. Бурно-стремительные прелюдии сопоставляются с медленными и певу­чими, светлые со скорбными — при множестве различных гра­даций и офенков. В большинстве своем прелюдии невелики по объему, есть и совсем миниатюрные (ля-мажорная, до-минор­ная). Но все они совершенны по художественному мастерству. По меткому определению Антона Рубинштейна, это настоящие звуковые «жемчужины».

Прелюдия ми минор (№ 4) — медленная, скорбно-лирическая. В ней есть сходство со старинными итальянскими оперными ариями-жалобами («ламенто»), в которых основу басового голоса инструментального сопровождения образует нисходящее движе­ние по хроматическим полутонам. В своей прелюдии Шопен развил этот прием, сделав глубоко выразительным, гармонически насыщенным мерное «соскальзывание» аккордов в партии левой руки. На таком фоне звучит мелодия, поначалу скорбная и ско­ванная, тоже движущаяся по узким интервалам — секундам. Она как бы с трудом пытается высказать что-то дорогое, заветное:

В конце первого предложения (пьеса имеет форму периода) возникают две мягко распевные фразы. А во втором предложе­нии скованность мелодии на несколько мгновений решительно преодолевается: смелыми размашистыми ходами быстро достига­ется высокая патетическая кульминация. Но силы острого ду­шевного протеста тотчас иссякают. Происходит быстрый спад — возвращение к выражению скорбных скованных чувств. Так в пьесе, которая может уместиться на одной нотной странице, словно разыгрывается целая лирическая драма.

Прелюдия ля мажор (№ 7) — одна из самых миниатюрных в цикле (всего 16 тактов). В ней явственно проступает ритм мазур­ки. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтическое воспоми­нание о нем. Оно слышится в мечтательных восклицаниях, за­канчивающих каждую фразу:

Прелюдия до минор (№ 20) еще более миниатюрна (13 так­тов). Но в ней поступь траурного шествия впечатляюще воссоз­дается плавным движением полнозвучных аккордов в низком регистре фортепиано. Одновременно, кажется, что слышится скорбное величавое пение хора:

Эффект постепенного удаления шествия создается сменой динамических оттенков — от fortissimo до pianissimo.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1107 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2495 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.