Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


∆изненный путь. —емь€. ƒетство и юность в Ѕонне.Ћюдвиг ван Ѕетховен ро≠дилс€ в конце 1770 года в западногерманском городе Ѕонне




—емь€. ƒетство и юность в Ѕонне. Ћюдвиг ван Ѕетховен ро≠дилс€ в конце 1770 года в западногерманском городе Ѕонне, на берегу –ейна. ¬ те времена Ѕонн был резиденцией  Єльнского курфюрста[37].

»м€ будущему великому композитору дали в честь его деда по отцу, фламандца по происхождению[38]. ѕереселившись в Ѕонн он поступил на службу в капеллу курфюрста в качестве певцам басиста (баса). ќн не только пел в хоре, но и исполн€л сольные вокальные партии в операх и оратори€х, а потом стал капельмейстером. ¬ той же капелле служил певцом-тенористом (тенором) и его сын »оганн, женившийс€ на дочери придворного повара. »оганн также давал уроки пени€, игры на клавесине и скрипке, теории музыки. „еловек музыкально одаренный, он, однако, вел себ€ легкомысленно и постепенно пристрастилс€ к алкоголю. «аметив выдающиес€ музыкальные способности у своего маленького сына Ћюдвига, »оганн ван Ѕетховен решил сделать из него виртуоза-вундеркинда Ч возможно, под вли€ни≠ем рассказов о чудо-ребенке, каким был в свое врем€ ћоцарт. ќтец безжалостно заставл€л малыша по многу часов трениро≠ватьс€, иногда даже ночью, разучива€ на клавире скучные уп≠ражнени€.  огда же публичные выступлени€ маленького виртуо≠за (первое Ч в семилетнем возрасте) не принесли больших зара≠ботков, »оганн перепоручил музыкальное образование Ћюдвига своим малодаровитым при€тел€м.

  счастью, в 1780 году учителем Ћюдвига стал  ристиан √отлоб Ќбфе, приглашенный в Ѕонн руководить придворным музыкальным театром, а затем зан€вший и должность придвор≠ного органиста. Ќефе был серьезным и разносторонним профес≠сионалом Ч композитором, органистом, клавиристом, дириже≠ром, музыкальным писателем, человеком широких общекультур≠ных интересов и передовых взгл€дов. ќн занималс€ с Ћюдвигом композицией, игрой на органе и фортепиано. Ѕлагодар€ Ќефе юный Ѕетховен основательно изучил прелюдии и фуги из Ђ’орошо темперированного клавираї и другие произведени€ Ѕаха, а также музыку √ендел€, √айдна, ћоцарта. Ќефе помог издать первые сочинени€ двенадцатилетнего Ѕетховена Ч вариа≠ции и три сонаты (так называемые Ђюношескиеї) дл€ фортепиа≠но. ¬ одиннадцать лет Ћюдвиг стал помощником органиста, а в тринадцать Ч органистом и пианистом-койцертмейстером боннской капеллы. ѕо совету Ќефе он самосто€тельно и с помощью друзей пополн€л свое образование, много читал, изу≠чал латинский, древнегреческий, французский и италь€нский €зыки.

¬есной 1787 года Ѕетховен совершил поездку в ¬ену. ќн го≠рел желанием брать уроки у ћоцарта, которого привел в восторг своими сочинени€ми и пламенными импровизаци€ми на форте≠пиано. Ђќбратите внимание на него! Ч воскликнул ћоцарт. Ч ќн всех заставит о себе говорить!ї Ќо вскоре пришло известие о т€желой болезни матери Ѕетховена, которую он любил всей ду≠шой. ѕоспешив возвратитьс€ в Ѕонн, Ћюдвиг едва успел застать ее в живых.

¬ 1789 году Ѕетховен некоторое врем€ был вольнослушате≠лем философского факультета Ѕоннского университета. ¬месте со свободолюбиво настроенными профессорами и студентами он гор€чо приветствовал революцию, происшедшую тогда в сосед≠ней стране Ч ‘ранции.   этому времени юному Ѕетховену пришлось стать кормильцем семьи, заботитьс€ о двух младших! брать€х, так как его отец, окончательно спившийс€, был уволен I из капеллы.  роме службы органистом и клавиристом Ћюдвиг стал еще играть на альте в капелле и в придворном оркестре.

 
 

Ћетом 1792 года …озеф √айдн на обратном пути из Ћондона
в ¬ену ненадолго задержалс€ в Ѕонне. ¬озможно, знаменитый
композитор ободрил Ѕетховена, и тот твердо решил отправитьс€
дл€ зан€тий с ним в столицу јвстрии.

 

ёный Ѕетховен импровизирует в доме ћоцарта в ¬ене (1787 г.)

 

 

ѕервые венские годы. –анний период творчества. √лубокой осенью 1792 года Ѕетховен приехал в ¬ену. — той поры и до конца жизни он был жителем этого города, лишь иногда временно покида€ его Ч сначала дл€ концертных поездок, потом Ч выезжа€ в ближние загородные и курортные места дл€ отдыха и; поправки здоровь€. Ѕрать€ его уже подросли, отец вскоре умер. ¬ 1794 году  Єльнское курфюршество было зан€то французски≠ми войсками, а позднее, после падени€ наполеоновской импе≠рии, его присоединили к ѕруссии. ¬ Ѕонне Ѕетховену уже не: довелось более побывать. Ќо теплые воспоминани€ о родном крае, о живописных берегах –ейна он сохранил навсегда.

¬ течение года Ѕетховен брал уроки и √айдна Ц до его второй поездки в јнглию. √айдн называл Ѕетховена своим любимым учеником, оказывал ему материальную поддержку. “ем не менее, как уже отмечалось, полного творческого взаимопонимани€ между ними не возникло. ѕоэтому Ѕетховен, параллельно с уроками √айдна и после его отъезда, занималс€ по композиции у других венских музыкантов, в частности у јнтонио —альери.

 

Ѕетховен за ро€лем.

 

„ерез год-другой Ѕетховен приобрел в ¬ене известность как непревзойденный пианист-виртуоз. ќн поражал слушателей вдохновенным исполнением главным образом собственных про≠изведений и бурными импровизаци€ми на любую заданную те≠му. „аще всего ему приходилось играть в салонах венской знати. ” него зав€залось знакомство со многими аристократами, среди которых было немало просвещенных любителей музыки. ƒер≠жалс€ он с высокопоставленными лицами очень независимо, сознава€ превосходство, дарованное ему самой природой. ¬ од≠ном из его писем сказано: Ђ н€зей было и будет тыс€чи, Ѕетхо≠вен же только одинї.

ѕервое публичное выступление Ѕетховена состо€лось в 1795 году в благотворительном концерте в пользу вдов и сирот музы≠кантов. ѕредполагаетс€, что он исполнил свой ¬торой фортепи≠анный концерт, оркестром дирижировал —альери. „ерез год с большим успехом прошли концертные поездки Ѕетховена в ѕрагу, ƒрезден, Ѕерлин и Ѕратиславу, спуст€ еще два года Ч вновь в ѕрагу.

«а первое дес€тилетие, проведенное в ¬ене, Ѕетховен напи≠сал более ста произведений. ¬ их число вошли около двадцати сонат и три концерта дл€ фортепиано, трио, квартеты, сонаты дл€ скрипки и дл€ виолончели с фортепиано, под конец по€вились ѕерва€ и ¬тора€ симфонии. »м€ Ѕетховена начали ставить в один р€д с именами √айдна и ћоцарта. ѕри несомненно стилистическом родстве с их музыкой, в раннем творчестве Ѕетховена про€вилось немало новых, оригинальных черт. “ак, тогда уже родились такие небывалые по страстной драматической силе произведени€, как его Ђѕатетическа€ї и ЂЋунна€ї фортепианные сонаты.

ѕреодоление т€желого кризиса. –асцвет творчества. ¬ возрасте двадцати семи лет Ѕетховен ощутил первые признаки надвигавшейс€ на него болезни, особенно страшной дл€ музыка он постепенно глохнул. ѕришлось отказатьс€ от концерта поездок, а позднее Ч вообще от сольных выступлений. —крыть от окружающих свой недуг, Ѕетховен становилс€, замкнутым, нелюдимым человеком. Ћечение, назначенное врачами, не помогало. » осенью 1802 года Ѕетховен в отча€нии дошел до мысли о самоубийстве. Ёто состо€ние отразилось в трагическом содержанию письме (Ђ√ейлигенштадтское завещаниеї), которое он написал своим двум брать€м, наход€сь на лечении в местечке √ейлигенштадт близ ¬ены. Ќо Ѕетховена спасли мужественна€ стойкость духа, титаническа€ сила воли и беззаветна€ любовь своему искусству. ¬нутренний слух осталс€ у него неповреждЄнным, он мог продолжать сочин€ть музыку Ч выполн€ть свое художественное призвание. —мело бросил он в лицо постигшему его несчастью гордые слова: Ђя схвачу судьбу за глотку, совсем мен€ согнуть ей не удастс€ї.

» после преодолени€ т€желого душевного кризиса началс€ период высокого расцвета бетховенского творчества. ≈го возгла≠вила монументальна€ “реть€ симфони€. Ѕетховен хотел посв€≠тить ее Ќаполеону Ѕонапарту. Ќо узнав, что тот провозгласил себ€ французским императором, изменил свое намерение и дал симфонии обобщенное название Ч Ђ√ероическа€ї. ƒалее после≠довала вереница героико-драматических произведений Ч таких, как фортепианна€ соната Ђјппассионатаї (Ђ—трастна€ї), ѕ€та€ и —едьма€ симфонии, Ђ рейцерова сонатаї дл€ скрипки и форте≠пиано[39], „етвертый и ѕ€тый фортепианные концерты, оркестро≠вые увертюры Ђ ориоланї и ЂЁгмонтї.

”влеченно работа€ над трем€ редакци€ми своей единствен≠ной оперы Ђ‘иделиої, Ѕетховен написал к ней четыре увертю≠ры, лучша€ из которых, известна€ как ЂЋеонора є 3ї, часто отдельно исполн€етс€ в концертах. Ћеонора Ч героин€ оперы, котора€ под именем ‘иделио, переодевшись мужчиной, самоот≠верженно спасает своего мужа, брошенного в тюрьму жестоким тираном.

— героико-драматическими произведени€ми у Ѕетховена че≠редовались сочинени€, воспевающие красоту природы, блещу≠щие радостной энергией, юмором. Ёто „етверта€, Ўеста€ (Ђѕасторальна€ї) и ¬осьма€ симфонии, скрипичный концерт, фортепианна€ соната Ђјврораї, р€д струнных квартетов. —реди разнохарактерных песен Ѕетховена дл€ голоса и фортепиано на стихи немецкого поэта »оганна ¬ольфганга √Єте есть сатириче≠ска€ Ђѕесн€ о блохеї. ¬последствии на те же слова написал свою Ђѕесню о блохеї великий русский композитор ћодест ѕетрович ћусоргский. ѕеру Ѕетховена принадлежат многочисленные об≠работки народных песен Ч ирландских, шотландских, уэльских и других (в том числе трех русских) дл€ голоса с сопровождени≠ем инструментального трио.

ѕостепенно слава Ѕетховена распространилась далеко за пределы јвстрии.

ѕоследний период жизни и творчества. ¬ 1809 году наполео≠новска€ арми€, ведша€ уже не революционные, а захватнические войны, зан€ла ¬ену. ѕосле этого јвстрии пришлось заключить мирный договор с ‘ранцией, по которому она фактически ста≠новилась зависимым государством. „ерез несколько лет национально Ц освободительное движение во многих странах, а также! действи€ войск јвстрии, ѕруссии, –оссии и јнглии привели крушению наполеоновской империи. ¬ 1814Ч1815 годах в столице јвстрии заседал ¬енский конгресс Ч собрание представи≠телей от держав-победительниц, решавшее вопросы политического и территориального послевоенного переустройства ≈вропы. ¬ дни конгресса музыка Ѕетховена особенно часто звучала ¬ене.  онцерты с исполнением его произведений проходили триумфальным успехом при переполненных залах. ќперу Ђ‘иделиої возобновили в пышной постановке.

¬олна национально-патриотических настроений увлекла Ѕетховена. ќднако после ¬енского конгресса јвстри€ стала цен≠тром европейской реакции, стремившейс€ полностью восстановить и навсегда закрепить феодально-монархические пор€дки, такой обстановке, т€гостной дл€ свободолюбивой натуры Ѕетховена, прошли его последние годы. ќн смело высказывал свои взгл€ды, о чем тайна€ полици€ доносила власт€м. ќднако они сочли за лучшее смотреть на это сквозь пальцы и не преследовать всемирно прославленного музыканта.

 

Ѕетховен за сочинением

Ђ“оржественной мессыї

 

 

“€жело сложились дл€ Ѕетховена личные обсто€тельства. √лухота его постепенно стала полной. Ќе помогал больше и специально сконструированный слуховой аппарат. — друзь€ми Ѕет≠ховен беседовал при помощи разговорных тетрадей, куда собе≠седники записывали свои вопросы и получали на них ответы. ¬ыступлени€ в качестве пианиста и дирижера ему в конце кон≠цов пришлось прекратить.

¬ 1815 году умер один из братьев Ѕетховена. «на€ легкомыс≠ленный характер своей жены, он перед смертью завещал стар≠шему брату опекать своего малолетнего сына  арла. Ѕетховен, у которого не было собственной семьи, стал с отеческой любовью заботитьс€ о плем€ннике. Ќо много т€желых переживаний до≠ставили ему длительна€ судебна€ т€жба со вдовой брата по пово≠ду опеки и безответственное, неблагодарное поведение самого  арла.

ѕри всех труднейших обсто€тельствах жизни поразительны новые высокие достижени€ Ѕетховена в его позднем творчестве. —реди произведений, написанных им во второй половине 1810-х годов и в 1820-е годы, Ч цикл из шести песен Ђ  далекой воз≠любленнойї, п€ть последних фортепианных сонат (є 28Ч32), п€ть последних струнных квартетов (є 12Ч16), „етверта€ и ѕ€≠та€ сонаты дл€ виолончели и фортепиано, р€д фортепианных багателей[40], а также два монументальных сочинени€ Ч Ђ“ор≠жественна€ мессаї дл€ хора, солистов и оркестра и ƒев€та€ сим≠фони€. Ќаиболее сложны по музыкальному €зыку поздние бетховенские квартеты. ¬ них чрезвычайно остры контрасты в во≠площении глубоких философских раздумий и драматических душевных порывов.

ј дл€ самого грандиозного претворени€ темы героической борьбы и победы Ѕетховену в его ƒев€той симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. » он поступил совершенно необычным до того образом Ч ввел в финал симфо≠нии хор и певцов-солистов. —лова он вз€л из Ђќды к –адостиї своего современника Ч немецкого поэта ‘ридриха Ўиллера. Ќа эти слова Ѕетховен создал венчающий произведение величест≠венный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

ѕоследними сочинени€ми композитора €вились струнные квартеты. “€желое заболевание, потребовавшее нескольких опе≠раций, подорвало его могучий организм. Ћюдвиг ван Ѕетховен скончалс€ 26.марта 1827 года. ¬ день его похорон были отмене≠ны зан€ти€ во всех венских школах. «а гробом великого музы≠канта шла двадцатитыс€чна€ толпа людей.

¬опросы и задани€

1.ƒайте общую характеристику исторического положени€ и исторического
значени€ творчества Ѕетховена.

2. –асскажите о семье, о детских и юных годах Ѕетховена.  ак произошло;
его знакомство с ћоцартом?

3. ѕри каких обсто€тельствах Ѕетховен переехал из Ѕонна в ¬ену?

4.  ак начал свою де€тельность в ¬ене Ѕетховен-пианист и Ѕетховен-
композитор?

5.  ак Ѕетховен преодолел т€желый душевный кризис и как наступил расцвет его творчества?  акие его произведени€ тогда возникли?

6. –асскажите о поздних годах жизни и творчества Ѕетховена. Ќазовите его
основные произведени€, созданные в этот период.

7.  акие слова использованы в финале ƒев€той симфонии Ѕетховена?

 

Ђѕатетическа€ сонатаї

¬ 1799 году Ѕетховен опубликовал свою фортепианную со≠нату до минор є 8, написанную годом ранее. ќн сам назвал ее Ђѕатетическойї[41]. ¬ ней оказалось так много нового, необычного что вокруг разгорелись споры как по поводу оперной премьеры.

Ќеобычно дл€ классической сонаты уже то, что в этом про≠изведении, подобно симфонии √айдна ми-бемоль мажор, перва€ часть начинаетс€ медленным вступлением. » оно еще дваж≠ды напоминает о себе в сонатном allegro Ч перед разработкой в начале коды. Ќо у √айдна таинственное сумрачное вступление в целом контрастирует жизнерадостной танцевальной экспози≠ции. ј у Ѕетховена медленное вступление к Ђѕатетической сона≠теї само по себе остроконтрастно начина€ с первого такта:

«десь сразу же слышитс€ конфликтное сопоставление двух образных элементов. Ёто громовой аккордовый удар, похожий на грозное повеление судьбы, и ответный Ч тихий, скорбный, но упорно возражающий мотив-возглас. » далее вступление раз≠вертываетс€ как напр€женный диалог Ч словно в театральном произведении, в трагедии или в трагической сцене из оперы. ƒиалог построен на вариантах этих двух контрастных элементов. ¬торой из них (мотив-возглас) постепенно все смелее порывает≠с€ вперед, ввысь. » после второй виртуозной пассажной Ђвспышкиї накопивша€с€ энерги€ как бы переливаетс€ в стре≠мительную тему главной партии сонатного allegro. “еперь это страстные порывы, смелые взлеты и спуски на фоне непре≠рывного и тревожного ритмического движени€ баса:

 

 

Ќапр€женна€ главна€ парти€ перерастает в бурную разма≠шистую св€зующую партию, подвод€щую к побочной пар≠тии. Ёто тоже страстно воодушевленна€ как бы окрыленна€ те≠ма. ≈е взволнованный характер подчеркнут; необычной дл€ клас≠сических правил тональностью ми-бемоль минор (обычной здесь была бы тональность ми-бемоль мажор, параллельна€ главной Ч до минору):

Ёкспозицию завершает заключительна€ парти€ ми-бемоль мажоре Ч с бурными стремительными пассажами и по€влением в конце фрагмента темы главной партии. » Ч после повторени€ экспозиции Ч просветленному ми-бемоль мажор заключительной партии противопоставл€етс€ сумрачный ее минор, в котором возобновл€етс€ тема медленного вступлени€. Ќо тут неожиданно происходит поворот в далекую тональность ми минор, в которой начинаетс€ разработка с возвращение* к стремительному темпу. ќна небольша€ по прот€женности, не очень драматична. «десь сперва в совместном порыве чередуютс€ фрагмент темы главной партии и мотив-возглас из вступлени€:

ƒалее в интенсивном разработочном развитии первенство переходит к теме главной партии. ≈е взлеты как бы в трудной борьбе прорываютс€ к началу репризы сквозь угрожающе роко≠чущие в басах пассажи.

¬ репризе значительно сжата св€зующа€ парти€. Ќе≠много сокращена также побочна€ парти€, котора€ сначала зву≠чит в фа миноре и только затем в основной тональности до минор. Ёто делает репризу еще более динамичной. ј в мо≠мент, когда она подошла к самому концу, начинаетс€ кода. ¬друг оп€ть слышатс€ Ч как многозначительное напоминание Ч скорбные мотивы-возгласы из вступлени€. Ќо их Ђотметаетї еще один смелый взлет темы главной партии, заверша€ первую часть.

¬тора€ часть сонаты (в л€-бемоль мажоре) обозначена ком≠позитором как ЂAdagio cantabileї Ч Ђћедленно, певучеї. Ётим он подчеркнул сосредоточенный и задушевный характер ее основ≠ной темы (Adagio имеет трехчастное строение). “ема восприни≠маетс€ как мудрое и проникновенное, исполненное возвышен≠ного благородства размышление, наступившее после конфликтов и бурь, слышавшихс€ в первой части:

¬ симфонии эту прекрасную мелодию могли бы спеть вио≠лончели, а в опере Ч бархатный низкий женский голос.  огда же она тотчас повтор€етс€ октавой выше, можно представить себе, что ее поют скрипки.

¬о второй теме (с такта 17) „уд€тс€ успокаивающие, тихие отзвуки голосов природы. ј еще одна, треть€ тема имеет су≠мрачный характер (ее тональность Ч л€-бемоль минор). ќна сопровождаетс€ напр€женно пульсирующими триол€ми. » в ее кульминации проступают тревожные восклицани€:

 огда же в последний раз возвращаетс€ перва€ тема, в нее переходит взволнованное триольное сопровождение к мелодии.; ќднако вс€ втора€ часть заканчиваетс€ м€гко успокаивающей краткой кодой.

“ретью часть сонаты, финал, как обычно, родн€т с первой частью тональность до минор и быстрый темп. Ќо непривычно здесь и мелодическое сходство оба€тельной основной темы с напевной темой побочной партии первой части. ¬месте с таким! родством в тему финала проникает оттенок легкой грусти. Ќо ее новое качество Ч легкокрыла€ грациозна€ танцевальность:

Ёта тема повтор€етс€ в финале четыре раза Ч как рефрен формы рондо. ј между ее повторами возникают три эпизода. ќни оттен€ют рефрен словно игровые эпизоды в хороводном танце. »з эпизодов первый и третий Ч одинаковые в тематиче≠ском отношении, но один звучит в ми-бемоль мажоре, а другой в до миноре, то есть как побочна€ парти€ сонатного allegro в экспозиции и репризе. ¬торой же, центральный эпизод (в то≠нальности л€-бемоль мажор, с применением полифонических приемов) выполн€ет роль разработки:

“ак складываетс€ обща€ форма финала Ч рондо-соната. «а≠вершаетс€ же он энергичной кодой с решительной мужест≠венной концовкой в качестве итога образного развити€ всего цикла:

¬опросы и задани€

1. огда была написана и опубликована Ђѕатетическа€ сонатаї Ѕетховена?
„то означает это название?

2. „то €вилось необычным в форме первой части сонаты?  ак построено
вступление к этой части?

3. ќхарактеризуйте основные темы и разделы сонатного а11еІго в первой
части сонаты.

4.  аков характер основных тем и коды второй части сонаты?

5. ¬ чем заключаетс€ св€зь финала с первой частью сонаты и как он по≠
строен? Ќапойте его основную тему.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2908 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1964 - | 1746 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.