Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Allegro con brio




Ќапевна€ лирическа€ тема побочной партии (мело≠дию ведут скрипки) звучит в светлой тональности ми-бемоль мажор. ≈й предшествует воинственный фанфарный призыв у валторн Ч вариант мотива-эпиграфа, отступающего затем в ба≠сы Ч как глухо напоминающа€ о себе угроза:

  концу ми-бемоль-мажорной заключительной партии вари≠анты мотива-эпиграфа ненадолго подчин€ютс€ радостному по≠бедному настроению (экспозици€ повтор€етс€). Ќо начало раз≠работки (с резким сдвигом в фа минор) сразу дает почувство≠вать, что борьба только разгораетс€, что до победы еще далеко.

–азработка строитс€ на развитии мотива-эпиграфа. «вучание становитс€ все более напр€женным. » в конце этого раздела неустанно возобновл€ющийс€ Ђстучащийї мотив достигает ог≠лушительной грозовой мощи. Ёто возвращает музыкальные Ђсобыти€ї к исходному пункту: начинаетс€ реприза. ¬ ней обращают на себ€ внимание следующие особенности. ћежду главной и св€зующей парти€ми внезапно слышитс€ медленна€ жалобна€ мелодическа€ фраза, порученна€ солирующему гобою:

Ёто словно момент душевной слабости, усталости, быстро, однако, преодолеваемый. «атем восстанавливаетс€ тот же ход му≠зыкальных Ђсобытийї, что и в экспозиции. ѕри этом побочна€ и: заключительна€ партии звучат теперь еще светлее в тональности до мажор. Ќо далее наступает новый этап ожесточенной героической борьбы Ч начинаетс€ больша€ кода. ѕо напр€женности и масштабу она похожа на еще одну разработку. ѕеред концом коды тихо и затаенно, с тревогой звучит фрагмент темы главной партии, как бы дава€ пон€ть, что борьбе еще предстоит продолжитьс€.

¬тора€ часть симфонии Ч неторопливое Andante con moto в л€-бемоль мажоре. ѕодобно Andante в симфонии √айдна ми- бемоль мажор, эта часть написана в форме двойных вариаций. Ќо образное развитие в ней сложнее.  ак и у √айдна, перва€ тема двойных вариаций имеет здесь черты повествовани€. ќно, однако, более величаво и задумчиво, заставл€€ вспомнить медленную часть Ђѕатетической сонатыї (мелодию ведут альты виолончели):

—ерьезность и значительность этого раздумь€ подтверждают≠с€ характером второй темы вариаций. ќна отчасти родственна первой (по призывной начальной интонации, пунктирному рит≠му), но одновременно и контрастна ей. ¬тора€ тема напоминает массовые хоровые гимны времен ¬еликой французской револю≠ции, и прежде всего Ђћарсельезуї. ≈е маршеобразна€ поступь как бы преодолевает некое преп€тствие, возникшее на пути. “акое впечатление производит после упоров мелодии в один и тот же звук смело и €рко звучаща€ смена л€-бемоль мажора на до мажор:

 

» не случайно в первой вариации на вторую тему именно в моменты возникновени€ упоров-преп€тствий вдруг тревожно напоминает о себе Ђстучащийї ритм мотива-эпиграфа:

Ќапр€женность развити€ с отдельными моментами разработочности проступает и в остальных вариаци€х. ¬сего вариаций шесть, из них четыре на первую тему и две на вторую.

¬ариационный цикл строитс€ следующим образом: после изложени€ тем идут перва€ вариаци€ на первую тему и перва€ вариаци€ на вторую тему, затем втора€ вариаци€ на первую тему и втора€ вариаци€ на вторую тему, далее Ч треть€ и четверта€ вариации на первую тему и, наконец, кода.

¬ процессе вариационного развити€ перва€, повествователь≠на€ тема приобретает в третьей вариации маршевые черты, €рко вы€вл€ющиес€ в последней, четвертой вариации, где перва€ те≠ма, перевоплоща€сь, как бы подмен€ет собой вторую тему.

Andante con moto завершаетс€ просветленной кодой. ¬ ней по€вл€етс€ мелоди€, объедин€юща€ интонации обеих тем, постепенно сблизившихс€ между собой:

 

“реть€ часть симфонии Ч Allegro до минор. ¬ ней представ≠лен новый жанр Ч скерцо[42]. »м Ѕетховен заменил в большинстве своих симфоний начина€ со ¬торой традиционный дл€ XVIII века менуэт, сохранив от него лишь общие внешние признаки Ч трехдольный метр и контрастный средний раздел трехчастной репризной формы (“рио).

¬ ѕ€той симфонии скерцо подобно широкой звуковой па≠нораме.  райние разделы основаны на многократном противо≠поставлении и взаимодействии двух тем. —умрачна€ перва€ тема, у виолончелей и контрабасов на pianissimo, стремительно взлета≠ет, очерчива€ большое звуковое пространство, и приводит к на≠стороженному, тревожному Ђвопросуї у других струнных:

¬тора€ тема, fortissimo, представл€ет собой новый вариант грозного Ђстучащегої мотива-эпиграфа. «вучащий сначала у вал≠торн, он напоминает воинственный трехдольный марш:

ј в до-мажорном “рио слышитс€ мощный топот, напори≠стое размашистое движение народной массы (основную тему исполн€ют одни контрабасы):

¬ репризном разделе трехчастной формы возобновл€ютс€ тревожные взлеты и вопросы первой темы. Ѕудто постепенно тер€€ силы, звучит теперь так же тихо и грозна€ прежде марше≠ва€ тема. ќна превращаетс€ в непрерывный Ђстук судьбыї, глухо отбиваемый литаврами. Ќо над этим звуковым слоем все на≠стойчивее взмывают интонации-взлеты из первой темы. ¬ басу по€вл€етс€ доминантовый органный пункт. ќн длительно на≠капливает на crescendo огромное напр€жение. » оно в конце концов разрешаетс€ в звучащее как гром до-мажорное трезвучие. “акими музыкальными средствами создаетс€ поистине захваты≠вающий переход от скерцо к финалу (attасса). ѕо словам немец≠кого композитора XIX века –ихарда ¬агнера, это подобно могу≠чим лучам солнца, прорвавшимс€ сквозь сгустившиес€ тучи.

», словно залита€ ослепительным светом, начинает всесо≠крушающее победное шествие маршева€ тема финала:

¬ этой части симфонии только однажды ненадолго, как вос≠поминание о прошлом, по€вл€етс€ маршеобразна€ Ђстучаща€ї тема из скерцо (в конце разработки). ¬се же основные темы и разделы сонатного allegro в финале исполнены победного лико≠вани€. «десь музыка Ѕетховена особенно близка маршам и гим≠нам ‘ранцузской революции.  омпозитор €рко обобщил их массово-героические фанфарные интонации, а инструментовку приблизил к мощному звучанию духового оркестра, раздающе≠мус€ под открытым небом, на улицах и площад€х. ¬ партитуру финала введены тромбоны, контрафагот и флейта-пикколо. ќсо≠бенно величественно и грандиозно звучит кода.

“ак, подчинив все части ѕ€той симфонии единой образной идее, Ѕетховен с огромной силой и убедительностью раскрыл тему Ђот мрака к светуї, Ђчерез героическую борьбу к победеї.

¬опросы и задани€

1.—колько симфоний написал Ѕетховен? ¬ каких из них отражены образы
героической борьбы?

2.  огда, в какую эпоху была создана Ѕетховеном ѕ€та€ симфони€?

3.  акой музыкальный эпиграф предпослан этому произведению? —ыграйте этот мотив-эпиграф на фортепиано.

4. –асскажите об образном характере основных тем и о структуре первой
части ѕ€той симфонии.

5. ¬ какой форме написана втора€ часть симфонии? ќхарактеризуйте ее
основные темы и их развитие.

6.  ак построена треть€ часть симфонии Ч скерцо? –асскажите, как происходит переход от скерцо к финалу.

7.  акой характер носит финал симфонии?  акую общую идею раскрывают все части ѕ€той симфонии?

”вертюра ЂЁгмонтї

–аботу над музыкой к драме »оганна ¬ольфганга √Єте ЂЁгмонтї Ѕетховен завершил через два года после создани€ ѕ€той симфонии, в 1810 году. »з нескольких инструментальных вокальных номеров, составивших эту музыку, наибольшую известность приобрела оркестрова€ увертюра.

√ерой драмы √Єте Ч реальна€ историческа€ личность, граф Ёгмонт, живший в середине XVI века. ќн происходил из старинного голландского аристократического рода. ’рабрый полко≠водец, Ёгмонт выступил против испанского владычества во вре≠м€ борьбы Ќидерландов за государственную независимость. ≈го казнили по приказу жестокого испанского наместника, герцог јльбы[43]. √Єте в своей драме идеализировал образ Ёгмонта. » ещЄ больше идеализировал этот образ Ѕетховен, представив Ёгмонта пламенным борцом за свободу своего народа. »менно така€ иде€ увлекла Ѕетховена при создании увертюры, котора€ встала в один р€д с героико-драматическими симфони€ми композитора. ѕо существу, это одночастна€ симфони€ с отчетливой про≠граммной основой, св€занной с содержанием драмы √Єте.

ѕодобно первой части Ђѕатетической сонатыї, увертюра на≠чинаетс€ медленным вступлением с конфликтным сопо≠ставлением двух тем. ѕерва€ из них Ч мрачные т€желые аккор≠довые удары в низком регистре с ритмом сарабанды Ч старин≠ного испанского танца. Ёто образ жестокого насили€:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1296 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

546 - | 473 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.