Семья. Раннее детство. Родина Вольфганга Амадея Моцарта, появившегося на свет в январе 1756 года, — австрийский город Зальцбург. Он живописно раскинулся на холмистых берегах быстрой речки Зальцах, проложившей свое русло в восточных предгорьях Альп. Зальцбург являлся столицей маленького княжества, властитель которого имел духовный сан архиепископа. В его капелле состоял на службе отец Вольфганга Амадея — Леопольд Моцарт. Он был серьезным и высокообразованным музыкантом — плодовитым композитором, скрипачом, органистом педагогом. Изданная им «Школа скрипичной игры» получила распространение в нескольких странах, включая Россию.
Из семерых детей Леопольда и его жены Анны Марии в живых остались только двое — самый младший сын Вольфганг Амадей и дочь Мария Анна (Наннерль), которая была старше! брата на четыре с половиной года. Когда отец начал обучать игре на клавесине Наннерль, имевшую отличные способности, он вскоре стал заниматься и с трехлетним Вольфгангом, заметив него тончайший слух и поразительную музыкальную память, четыре года мальчик уже пытался сочинять музыку, а его первые сохранившиеся клавесинные пьесы записаны отцом, когда автору было всего пять лет.
Известен рассказ о том, как четырехлетний Вольфганг пробовал сочинять клавирный концерт. Вместе с пером он макал чернильницу свои пальцы и ставил кляксы на нотной бумаге. Не когда отец всмотрелся в эту ребяческую запись, то сквозь кляксы обнаружил в ней несомненную музыкальную осмысленность.
Первые концертные поездки. Леопольд Моцарт решил начать совершать со своими одаренными детьми концертные поездки в крупные музыкальные центры. Первая поездка — в немецкий город • Мюнхен — состоялась в начале 1762 года, когда Вольфгангу едва исполнилось шесть лет. Через полгода семья Моцартов отправилась в Вену. Там Вольфганг и Наннерль выступали при императорском дворе, имели шумный успех, были осыпаны подарками. Летом 1763 года Моцарты предприняли большое путешествие в Париж и Лондон. Но сначала они побывали в ряде немецких городов, а на обратном пути — опять в Париже, а также в Амстердаме, Гааге, Женеве и нескольких других городах.
Выступления маленьких Моцартов, в особенности Вольфганга, вызывали удивление и восхищение повсюду, даже при самых пышных королевских дворах. По обычаю тех времен Вольфганг представал перед знатной публикой в расшитом зблотом костюме и напудренном парике, но вел себя при этом с чисто детской непосредственностью, мог, например, вспрыгнуть на колени к императрице. Концерты, длившиеся по 4—5 часов подряд, были очень утомительными для маленьких музыкантов, а для публики превращались в своего рода развлечение. Вот что говорилось в одном из объявлений: «...Девочка по двенадцатому году и мальчик по седьмому году сыграют концерт на клавесине... Кроме того, мальчик исполнит концерт на скрипке... сыграет на закрытой платком клавиатуре так же хорошо, как если бы она была у него перед глазами, потом из отдаления назовет все звуки, которые поодиночке или в аккордах будут взяты на клавире или же любом другом инструменте или изданы предметами — колокольчиком, стаканом, часами. Под конец он будет импровизировать не только на клавесине, но и на органе так долго, как этого захотят слушатели, и в любых, даже самых трудных тональностях, которые ему назовут...»
Концертное турне продолжилось более трех лет и принесло Вольфгангу множество разнообразных впечатлений. Он услышал большое количество инструментальных и вокальных произведений, познакомился с некоторыми выдающимися музыкантами (в Лондоне — с младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха, Иоганном Кристианом). В перерывах между выступлениями Вольфганг увлеченно занимался композицией. В Париже вышли из печати четыре его сонаты для скрипки и клавесина с указанием, что это сочинения семилетнего мальчика. В Лондоне он написал свои первые симфонии.
Возвращение в Зальцбург и пребывание в Вене. Первая опера. В конце 1766 года все семейство возвратилось в Зальцбург. Вольфганг стал систематически заниматься под руководством отца композиторской техникой. Весь 1768 год Моцарты провели в Вене. По контракту с театром двенадцатилетний Вольфганг за три месяца написал, следуя итальянским образцам, оперу-буффа «Мнимая простушка». Начались репетиции, но исполнение стали откладывать и потом совсем отменили (вероятно, из-за интриг завистников). Оно состоялось лишь в следующем году в Зальцбурге. В Вене Вольфганг сочинил и много другой музыки, в том числе пять симфоний, с успехом продирижировал своей торжественной мессой при освящении новой церкви.
Поездки в Италию. С конца 1769 по начало 1773 года Вольфганг Амадей совершил вместе с отцом три длительные поездки по Италии. В этой «стране музыки» юный Моцарт с огромным успехом выступил в более чем десятке городов, включая Рим, Неаполь, Милан, Флоренцию. Он дирижировал своими симфониями, играл на клавесине, скрипке и органе, импровизировал сонаты и фуги на заданные темы, арии на заданные тексты, превосходно играл трудные произведения с листа и повторял их в других тональностях.
Дважды он побывал в Болонье, где некоторое время брал Уроки у знаменитого педагога — теоретика и композитора падре Мартини. Блистательно выдержав трудное испытание (написав многоголосное сочинение с применением сложных полифонических приемов), четырнадцатилетний Моцарт был в виде особого Исключения избран членом Болонской филармонической академии. А в нее по уставу допускались лишь музыканты, достигшие двадцати лет и со стажем предварительного пребывания в этом авторитетном учреждении.
В Риме, посетив Сикстинскую капеллу в Ватикане (папской резиденции)[29], Моцарт один раз услышал большое многоголосное духовное сочинение для двух хоров итальянского композитора XVII века Грегорио Аллегри. Это произведение считалось собственностью папы римского, и его не разрешалось переписывать и распространять. Но Моцарт записал всю сложную хоровую партитуру по памяти, и папский хорист подтвердил точность записи.
Италия — великая страна не только музыки, но и изобразительного искусства и архитектуры — дала Моцарту обилие художественных впечатлений. Особенно же его увлекало посещение оперных театров. Юноша настолько овладел итальянским оперным стилем, что за короткие сроки написал три оперы, которые тогда же были с большим успехом поставлены в Милане. Это две оперы-сериа — «Митридат, царь Понтийский» и «Луций Сулла» — и пасторальная опера на мифологический сюжет «Асканио в Альбе»[30].
Поездки в Вену, Мюнхен, Мангейм, Париж. Несмотря на блестящие творческие и концертные успехи, Вольфгангу Амадею не удалось получить службу при дворе какого-либо из властителей итальянских государств. Пришлось возвратиться в Зальцбург. Здесь вместо умершего архиепископа воцарился новый, более деспотичный и грубый правитель. Состоявшим у него на службе отцу и сыну Моцартам стало труднее получать отпуск для новых поездок. А оперного театра, сочинять для которого стремился Моцарт, в Зальцбурге не имелось, и другие возможности музыкальной деятельности были ограниченными. Поездка в Вену двух музыкантов смогла состояться лишь благодаря тому, что столицу Австрии пожелал посетить сам зальцбургский архиепископ. Неохотно дал он и разрешение Моцартам на поездку в; Мюнхен, где состоялась постановка новой оперы-буффа молодого композитора. А для следующей поездки удалось с большим трудом получить разрешение только Вольфгангу Амадею. Отец же его был вынужден остаться в Зальцбурге, и сопровождать, сына отправилась мать.
Первая длительная остановка произошла в немецком городе Мангейме. Здесь Вольфганга Амадея и Анну Марию радушно принял у себя в доме один из руководителей знаменитого в ту пору симфонического оркестра, представитель предклассической мангеймской композиторской школы. В Мангейме Моцарт сочинил целый ряд произведений, больше всего инструментальных, отмеченных уже наступившей зрелостью музыкального стиля. Но постоянной служебной вакансии для Вольфганга Амадея не нашлось и здесь.
Весной 1778 года Моцарт с матерью приехали в Париж. Однако надежды получить там настоящее признание и занять видное положению не сбылись. В столице Франции о чудо-ребенке, этой словно бы живой игрушке, уже забыли, а распознать расцветшее дарование молодого музыканта не сумели. Моцарту не повезло ни с устройством концертов, ни с получением заказа на оперу. Он жил на жалкие заработки от уроков, для театра смог написать только музыку к маленькому балету «Безделушки». Из-под его пера выходили новые замечательные произведения, но серьезного внимания к себе они тогда не привлекли. А летом Вольфганга Амадея постигло тяжелое горе: заболела и умерла его мать.
В начале следующего года Моцарт вернулся в Зальцбург.
Опера «Идоменей». Разрыв с архиепископом и переезд в Вену. Самыми важными событиями ближайших лет явились для Моцарта создание и постановка в Мюнхене оперы «Идоменей, царь Критский», ее большой успех. Здесь лучшие качества итальянских опер-сериа объединились с принципами оперной реформы Глюка. Это подготавливало возникновение ярко оригинальных оперных шедевров Моцарта.
...Шел 1781 год. Моцарту исполнилось 25 лет. Он автор уже трех с половиной сотен произведений, полон новых творческих замыслов. А для зальцбургского архиепископа он лишь музыкальный слуга, которого высокомерный и деспотичный хозяин все больше притесняет и унижает, заставляет сидеть за столом в людской «выше поваров, но ниже лакеев», не позволяет без разрешения ни отлучаться куда-либо, ни выступать где-либо. Все это становилось для Моцарта невыносимым, и он подал прошение об отставке. Архиепископ дважды отказывал ему с ругательствами и оскорблениями, а его приближенный грубо, пинком вытолкнул музыканта за дверь. Но тот, пережив душевное потрясение, остался твердым в своем решении. Моцарт стал первым великим композитором, гордо порвавшим с материально обеспеченным, но зависимым положением придворного музыканта.
Вена: последнее десятилетие. Моцарт поселился в Вене. Лишь иногда он ненадолго покидал австрийскую столицу, например, в связи с первой постановкой своей оперы «Дон-Жуан» в Праге или во время двух концертных поездок по Германии. В 1782 году он женился на Констанце Вебер, отличавшейся веселым нравом и музыкальностью. Один за другим рождались дети (но из шестерых четверо умерли младенцами). Заработки Моцарта от концертных выступлений в качестве исполнителя своей клавирной музыки, от издания сочинений и постановок опер были нерегулярными. К тому же Моцарт, будучи добрым, доверчивым и непрактичным человеком, не умел расчетливо вести денежные дела. Не спасло от часто испытываемой нужды в деньгах и назначение в конце 1787 года на скудно оплачивавшуюся должность придворного камерного музыканта, которому поручали сочинять только танцевальную музыку.
При всем том за десять венских лет Моцарт создал более двух с половиной сотен новых произведений. Среди них заблистали его самые яркие художественные достижения во многих жанрах. В год женитьбы Моцарта в Вене с большим успехом был поставлен его зингшпиль «Похищение из сераля», искрящийся; юмором[31]. А опера-буффа «Свадьба Фигаро», оригинальная по; жанру «веселая драма» «Дон-Жуан» и опера-сказка «Волшебная флейта», возникшие в последние венские годы, относятся к высочайшим вершинам, достигнутым музыкальным театром за всю! его историю. Три свои лучшие симфонии, оказавшиеся последними, в их числе соль-минорную (№ 40), Моцарт написал летом 1788 года. В то же десятилетие появились и многие другие инструментальные сочинения композитора — четырехчастная оркестровая «Маленькая ночная серенада», ряд фортепианных концертов, сонат, разнообразных камерных ансамблей. Шесть своих струнных квартетов Моцарт посвятил Гайдну, с которым у него завязались теплые дружеские отношения. С большим интересом Моцарт изучал в эти годы сочинения Баха и Генделя.
Самое последнее сочинение Моцарта — Реквием, заупокойная месса для хора, солистов и оркестра[32]. В июле 1791 года его заказал композитору человек, не пожелавший назвать своего имени. Это показалось таинственным, могло породить мрачные предчувствия. Только через несколько лет выяснилось, что заказ исходил от одного венского графа, желавшего купить чужое сочинение и выдать его за свое. Тяжело заболев, Моцарт не смог полностью завершить Реквием. Его закончил по черновикам один из учеников композитора. Существует рассказ, будто накануне смерти великого музыканта, последовавшей в ночь на 5 декабря 1791 года, друзья пропели вместе с ним части еще незаконченного произведения. В соответствии со скорбным замыслом в Реквиеме вдохновенная лирическая и драматическая выразительность моцартовской музыки приобрела особую возвышенность и серьезность.
Из-за отсутствия средств Моцарта похоронили в общей могиле для бедных, и точное место его погребения осталось неизвестным.
Вопросы и задания
1.Что роднит музыку Моцарта с музыкой Гайдна? А в чем состоит разница между художественными интересами этих двух венских классиков?
2. Расскажите о семье и раннем детстве Вольфганга Амадея Моцарта.
3. В каких странах и городах выступал маленьким мальчиком Моцарт? Как
проходили эти выступления?
4. В каком возрасте Моцарт написал свою первую оперу-буффа? Как она
называлась и где она была поставлена?
5. Расскажите о поездках юного Моцарта в Италию.
6. В каких городах побывал Моцарт в дальнейшем? Удачна ли была его
поездка в Париж?
7. Расскажите о разрыве Моцарта с зальцбургским архиепископом.
8. Охарактеризуйте последнее десятилетие жизни и творчества Моцарта.
Назовите основные произведения, созданные им в этот период.
Опера «Свадьба Фигаро»
Премьера оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» состоялась в Вене в 1786 году. Первыми двумя исполнениями дирижировал за клавесином сам композитор. Успех был огромным, многие номера повторялись на бис.
Либретто (словесный текст) этой оперы в четырех актах написал на итальянском языке Лоренцо да Понте по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В 1875 году П. И. Чайковский перевел это либретто на русский язык, и в его переводе опера исполняется в нашей стране.
Моцарт назвал «Свадьбу Фигаро» оперой-буффа. Но она представляет собой не просто развлекательную комедию с забавными ситуациями. Главные действующие лица обрисованы музыкой как разнообразные живые человеческие характеры. А главная идея пьесы Бомарше была близка Моцарту. Ибо она состоит в том, что слуга графа Альмавивы Фигаро и его невеста, служанка Сюзанна, оказываются умнее и порядочнее своего титулованного господина, козни которого они ловко раскрывают. Графу самому приглянулась Сюзанна, и он старается отсрочить ее свадьбу. Но Фигаро и Сюзанна находчиво преодолевают все возникающие препятствия, привлекая на свою сторону жену графа и юного пажа Керубино[33]. В конце концов они устраивают дело так, что вечером в саду граф принимает за Сюзанну переодетую в ее платье графиню. Пристыженный женой, Альмавива вынужден более не препятствовать Фигаро и Сюзанне справить свадьбу, которой весело и счастливо заканчивается «безумный день», полный всяческих неожиданных событий.
Опера начинается увертюрой, которая приобрела большую популярность и часто исполняется в симфонических концертах[34]. В отличие от многих других увертюр в этой увертюре не используются темы, звучащие в самой опере. Здесь ярко передается общее настроение последующего действия, его увлекательная стремительность и кипучая жизнерадостность.
Увертюра написана в сонатной форме, но без разработки, место которой занимает краткая связка между экспозицией и репризой. При этом отчетливо выделяются, быстро сменяя друг друга, пять тем. Первая и вторая из них составляют главную партию, третья и четвертая — побочную партию, пятая — заключительную партию. Все они энергичны, но одновременно у каждой — свой особый характер. Первая тема главной партии, исполняемая струнными инструментами и фаготами в унисон, движется стремительно, с озорным проворством:
Вторая, фанфарная тема главной партии отличается смелой размашистостью:
После связующей партии, наполненной преимущественно, гаммообразными пассажами, появляется первая тема побочной партии, мелодию которой исполняют скрипки. Тема имеет ритмически прихотливый, немного капризный, но настойчивый характер:
Вторая тема побочной партии напоминает решительные возгласы:
А тема заключительной партии – самая уравновешенная, как бы всё улаживающая:
В репризе побочная и заключительная партии повторяются уже в основной тональности ре мажор. К ним присоединяется кода, еще более подчеркивающая веселый и оживленный характер увертюры.
В этой опере Моцарта большое место занимают вокальные ансамбли, главным образом дуэты (для двух персонажей) и терцеты (для трех персонажей). Они разделяются речитативами, идущими в сопровождении клавесина. А второй, третий и последний, четвертый, акты заканчиваются финалами — большими ансамблями с участием от шести до одиннадцати персонажей.
По-разному включаются в динамичное развитие действия сольные вокальные номера. Так, первый сольный номер в партии Фигаро (она поручена баритону) — небольшая ария (каватина) — звучит сразу после того, как Сюзанна сообщила своему жениху, что граф стал преследовать ее ухаживаниями. В связи с этим Фигаро насмешливо напевает мелодию в движении менуэта — галантного великосветского танца (крайние разделы трехчастной репризной формы каватины):
А в среднем разделе каватины сдержанное движение сменяется стремительным, изящная трехдольная мелодия — напористой двухдольной. Здесь Фигаро уже решительно высказывает намерение во что бы то ни стало воспрепятствовать коварны» замыслам своего господина:
Самый известный номер в партии Фигаро — его ария «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный». Она обращена к юному пажу Керубино. Тот случайно услышал, как граф пытался объясниться в любви Сюзанне, и такому нежелательному свидетелю велено отправиться на военную службу. В своей арии Фигаро весело и остроумно насмехается над создавшейся ситуацией, рисуя юноше, изнеженному придворной жизнью, картины сурового военного быта. В музыке это отражается искусным сочетанием задорной танцевальности с «воинственными» фанфарными ходами. Таков трижды звучащий рефрен в форме рондо:
Что же касается самого Керубино (его партию исполняет низкий женский голос — меццо-сопрано), то он обрисован в двух ариях как пылкий юноша, еще неспособный разобраться в собственных чувствах, готовый влюбляться на каждом шагу. Одна из них — и радостная, и трепетная ария «Рассказать, объяснить не могу я». Напевность соединяется в ней с ритмикой, словно прерывисто пульсирующей от волнения:
Другая — небольшая ария песенного характера «Сердце волнует жаркая кровь». Это более сдержанное признание в нежных чувствах, робко адресованное самой графине:
Сюзанна (сопрано) охарактеризована во многих ансамблях как энергичная, ловкая и находчивая, не уступающая в этом Фигаро. Вместе с тем ее образ тонко опоэтизирован в светлой мечтательной арии из четвертого действия. В ней Сюзанна мысленно обращается с нежным призывом к Фигаро:
Вопросы и задания
1.Когда и где состоялась премьера оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»?
2. По какой комедии написано ее либретто?
3. В чем заключается главная идея этого произведения?
4. Как построена увертюра к опере?
5. Расскажите об особенностях двух сольных номеров в партии Фигаро.
6. Какому голосу поручена партия Керубино? Напойте мелодии его арий.
7. Как охарактеризована Сюзанна в ансамблях и как — в арии из четвертого действия?