раздробленности. Период феодальной раздробленности характеризуется количественным ростом сеньориальных архивов. Все более интенсивная эксплуатация крестьян, ведение хозяйства в обширных доменах требовали и более широкого применения письменных документов, прежде всего для учета земельных владений, угодий, рабочей силы и получаемых доходов, а также всяких запасов и их использования, расходов на нужды феодалов, их двора и различных служб. Подобного рода материал становится типичным для больших вотчинных архивов. В то же время самостоятельное положение крупных феодалов, ведение ими своей политики в условиях сложных отношений сеньерата и вассалитета приводит к расширению документами политического характера в виде различного рода договоров между феодалами, в которых главное место занимали вопросы о земельных владениях. Права на владения закреплялись я такими документами, как жалованные грамоты королей, завещания и т. п. Осуществление прав феодального иммунитета порождало и документацию судебного и административного содержания. Отличительной чертой сеньориальных архивов периода феодальной раздробленности является отсутствие качественных различий между архивами королей и других крупных феодалов, что вытекало из самого положения королей, как "первых среди равных" и независимости крупных феодалов. Для всех сеньориальных архивов характерно сочетание политической и вотчинной документации.
Б) Эволюция феодальных архивов в связи с образованием централизованных феодальных монархий, победа королевской власти в борьбе с крупными феодалами и образование феодальных централизованных монархий в Англии, Франции и других странах Европы привели к все более углубляющейся дифференциации феодальных архивов. Расширение функций королевской власти в области законодательства, внешней политики, суда, финансов, организации вооруженных сил и их осуществление имело следствием рост производства документов и накопление их в королевских канцеляриях в небывалых прежде масштабах. В результате этого процесса королевские архивы все в больней степени приобретают общегосударственное и, прежде всего политическое значение. Архивы покоренных феодалов, наоборот, постепенно теряют прежнее политическое значение и превращаются в фамильно-вотчинные архивы частного характера. Это ускоряется и тем, что короли часто изымают из них документы политического значения, прежде всего завещания и договорные грамоты, чтобы закрепить свою победу и лишить прежних соперников правовых основ для их притязаний.
Королевские архивы представляли собой довольно сложный комплекс, Хотя о них можно говорить, как о каком-то едином целом, фактически они редко были сконцентрированы в одном месте. Особое положение занимали наиболее важные подлинные документы династического и дипломатического характера, служившие обоснованием прав королей: королевские завещания, брачные договоры, договоры с другие государями, ценнейшие документы, изъятые из архивов побежденных соперников. Эти документы, обычно не слишком многочисленные, хранились отдельно, в особо надежном месте, обычно - в сокровищницах королевских замков. За эти материалы несли ответственность казначеи, как за часть казны.
Но наряду с архивом-сокровищницей все большую роль играет архив-регистратура при канцелярии. Название "регистратура" появилось в связи с распространением регистров - книг записи текстов исходящих документов. Регистры стали наиболее типичной делопроизводственной формой в канцеляриях позднего средневековья. Вместе с регистрами в канцеляриях хранились картулярии с копиями важнейших документов сокровищницы, необходимыми в работе канцелярии, а затем все нараставшая, масса входящих подлинников второстепенного значения. За материалы королевской регистратуры отвечал канцлер или специальное лицо. В Англии, например, существовала должность "мастера свитков", в чьем ведении находились материалы канцелярии и связанных с ней учреждений.
Дальнейшее накопление документов и регистров делает неудобным хранение их всех при канцеляриях в находящейся при ней регистратуре, а политическое значение архивов требует заботы об их устройстве и безопасности. Поэтому в наиболее централизованных государствах принимаются меры к специальной организации королевского архива. Он отделяется oт канцелярии, хотя и остается в ее ведении, получает постоянное помещение и лицо, ответственное за хранение документов. В нем концентрируются материалы регистратуры и сокровищницы. Такой архив обычно носит наименование "коронного архива". Так, французский король Филипп-Август, потерявший свой походный архив в битве с англичанами при Фретевале, в 1194 г. распорядился об организации архива французской короны, известного под названием "Сокровищницы хартий", одного из самых больших и ценных архивов средневековой Европы. Приблизительно с того же времени известен архив Арагонской короны в Саратоге, а позднее и Барселоне. В XIII-XIV веках накопление материалов в королевских учреждениях Англии также заставило позаботиться об их концентрации. Под хранилище бумаг английской короны было отведено бывшее церковное здание в центре Лондона, расположенное недалеко от королевской канцелярии, за которым закрепилось название "капеллы свитков". Впрочем, это хранилище не было единственным: много материалов канцелярии и других учреждений находилось в помещениях Вестминстерского дворца, в двух башнях Тауэра и в других местах в Лондоне.
Но одновременно с процессом накопления документов в королевских регистратурах и коронных архивах происходил и другой - процесс образования первых ведомственных архивов. По мере усложнения функций управления государством рядом с королевской канцелярией возникают специальные учреждения для руководства отдельными отраслями: судебные, финансовые, военно-административные. Так, в ХШ в. во Франции появляются Счетная палата и Парижский парламент, в Англии - палата Шахматной доски (орган финансового управления) и суд королевской скамьи. При новых учреждениях постепенно создаются свои архивы.
Городские архивы. Совершенно новым явлением в архивном деле периода развитого феодализма были городские архивы. Их появление связано с образованием органов городского самоотравления в результате успехов в борьбе городов против власти местных феодалов. На определенном этапе эта борьба использовалась королевской властью и получала от нее поддержку. Городам давались привилегии, в которых закреплялась та или иная степень их независимости от административной, судебной и финансовой власти феодалов. Эти привилегии хранились в городских архивах, как самые ценные документы. Такое же значение имели статуты, oпpeдeлявшиe организацию органов самоуправления данного города, порядок работы должностных лиц и учреждений. Важное место в городских архивах занимали основные актовые книги городского совета: присяжные записи, протоколы и решения совета, регистры, содержащие переписку с разными учреждениями и лицами. Фискальная и хозяйственная деятельность городских властей порождала обильную финансовую, статистическую и другую документацию: переписи населения с указанием их промыслов, перечисления земельных участков и находящихся на них строений с именами владельцев, раскладки налогов и повинностей населения и учет их сбора и исполнения; приходно-расходные книги, таможенные книги, переписка, контракты и счета, связанные со строительством общественных зданий, оборонительных сооружений, церквей, мостов и рынков, разные текущие счета, квитанции и расписки. Поскольку средневековый город представлял собой военную единицу, в архиве находились списки и другие материалы по городскому ополчению, содержанию арсеналов и оборонительных сооружений. Следующая группа документов городских архивов связана с функциями городского суда. Во время судебных процессов в актовые книги заносилось изложение хода дела и вынесенного решения, а также копии документов, предъявленных сторонами для доказательства своих прав. Сохранившиеся книги подобного рода представляют собой неоценимый источник по социально-экономической истории. Наконец следует добавить, что в городские архивы часто сдавались на хранение документы частных лиц, поскольку нахождение в нем обеспечивало этим документам сохранность и юридическую силу. Городской архив обычно хранился в здании ратуши, при канцелярии городского совета. Когда накапливалось слишком много документов, часть архива переносилась в другие помещения, по понятиям того времени подходящие для архивов: в городские башни, подвалы, складские помещения.
В городах-государствах типа итальянских республик: Флоренции, Генуи и др. архивы имели общегосударственное значение. Кроме архивов при высших органах власти, хранивших материала верховного управления, законодательства и внешней политики, там создавались также архивы при учреждениях, ведавших отдельными отраслями: судебной, финансовой, военной, административной и прочих.
Развитие в городах торговли и ремесел и усложнение деловых отношений вызвали к жизни и другие категории архивов: архивы гильдий и цехов, где хранились списки членов корпораций, документы о приеме в них новых членов, о финансах и других сторонах их жизни. Растет число нотариальных архивов, положение которых изменяется в результате расширения деятельности нотариата вслед за развитием деловой жизни и превращения его в официальное учреждение; возрастает ответственность нотариусов за судьбу их архивов, что делает последние более стабильными. Развитие товарно-денежных отношений и возникновение городской буржуазии порождает и новый вид частновладельческих архивов - архивов торговцев, ростовщиков и банкиров. Как пример, можно назвать архив банкиров Фуггеров, правда, рассосредоточенньй по нескольким городам, где имелись конторы фирмы.
Архивы церкви. Характер и положение церковных архивов в рассматриваемый период остается в общем прежними. Количество их все время возрастает в связи с ростом числа церковных учреждений. Роль церкви в средневекового общества по-прежнему остается очень большой; она расширяет свою хозяйственную деятельность, извлекая огромные доходы из эксплуатации зависимого населения своих владений и из всевозможных поборов с верующих, жестоко судит и преследует инакомыслящих, активно вмешивается в политическую жизнь. Но сильная королевская власть стремится ограничить политическую активность церкви, ограждая от ее вмешательства права государственной власти и интересы государственной казны. Наиболее острым моментом в борьбе светской и церковной власти было Авиньонское пленение пап (1308-1378 гг.), отразившееся на судьбе папского архива. К тому времени этот архив фактически отделился от канцелярии и как часть сокровищ был сдан под надзор камерария и двух казначеев. В качестве части казны архив (и по-прежнему связанная с ним библиотека) последовали за папой в Авиньон. Перевозка пагубно отразилась на сохранности материалов, возвращение их в Рим затянулось на много десятилетий (последние остатки вернулись в Рим лишь в конце XVIII в.). Пострадали н документы, остававшиеся в Риме во время отсутствия пап. Потери,
понесенные архивом, заставили римскую курию по возвращении в Рим принять меры к лучшей сохранности хотя бы наиболее ценных для папства документов: древнейшие привилегии и другие важнейшие документы, касающиеся прав и владений церкви, извлеченные из разных хранилищ, были положены в хранилище замка св. Ангела, образовав типичный архив-сокровищницу. Дальнейшие преобразования связаны с именем палы Секста IV (1471-1484), который принял меры к концентрации распыленных частей папской регистратуры, после чего она под названием "тайная библиотека" отделилась от "библиотеки публичной", т.е. "библиотеки в собственном смысле слова". Так был положен конец долго существовавшей связи между архивом и библиотекой; при этом в названии архива подчеркивался его секретный характер. Разумеется, и "публичная" библиотека отнюдь не являлась общедоступной; пользовался ею узкий крут близких к курии лиц. Термин здесь подчеркивал только характер материалов.
В архивах церковных учреждений на периферии росло количество документальных материалов, но внимание уделялось лишь документам, имеющим практическое значение, т.е. так или иначе связанным с имущественными и политические интересами церкви. Старые, потерявшие актуальность материалы передавались забвению, поскольку не было людей, способных оценить их важность, как исторических источников. Глубокое падение морального и культурного уровня духовенства уже давно привело к тому, что даже славные когда-то монастырские библиотеки находились в запущенном состоянии.
Еще в раннем средневековье в церковные учреждения передавались иногда на хранение документы частных лиц, но никакой регламентации в этой области не существовало. В эпоху развитого феодализма подобная практика приобретает более официальный характер. Ряд монастырей получил право брать на себя составление частноправовых актов, принимать их на хранение и подтверждать их юридическую силу, т. е. выполнять некоторые функции нотариата. Такие монастыри назывались» доверенные места". В их архивах сохранилось много документов, отражающих имущественные отношения и потому ценных для социально-экономической истории.
Госпитальные архивы. Средневековое государство не несло обязанностей, связанных с образованием, здравоохранением и социальным обеспечением населения. Этими вопросами в известной степени занимались благотворительные (госпитальные) учреждения: больницы, приюты, богадельни, школы, странноприимные дома и т.п.; их организаторами и руководителями выступали церковные организации, хотя бы они создавались на средства, жертвуемые городами и отдельными феодалами, а также собираемые с населения.
При госпитальных учреждениях создавались и архивы для контроля на основании документов над ведением их хозяйства и расходованием их финансовых средств. Впоследствии эти архивы, получившие название госпитальных, служили ценным источником по ряду вопросов как состояние старинной медицины, некоторые аспекты в истории рождаемости и смертности населения и т. д.
Архивы университетов. В ХII-XIV вв. в Европе появились старейшие университеты - Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Венский, Краковский и другие. Представляя по своей организации автономные корпорации с выборными органами самоуправления, они имели и свои архивы, находившиеся при канцеляриях или в ведении библиотекарей. В архивах хранились списки профессоров и студентов, протоколы высших органов университетского самоуправления - совета или сената, финансово-хозяйственные документы и др. При университетах стали устраиваться также и библиотеки, пополнявшиеся путем пожертвований со стороны с профессоров, бывших студентов университета и отдельных меценатов, желавших оказать покровительство университету, а также путем специальных разысканий рукописей и документов энтузиастов этого дела, как, например, известный Томас Годлей, один из основателей библиотеки Оксфордского университета. В библиотеках хранились и ученые рукописи профессоров и студентов университета.
Новые приемы работы в делопроизводстве и архивном деле. По мере всё большего распространения письменного делопроизводства естественно должны были совершенствоваться приемы составления, оформления и хранения документов. Выше уже говорилось, что самой распространенной и для своего времени прогрессивной формой стало ведение регистров, хранивших записи текстов исходящих документов. Из формы регистров развиваются разнообразные виды актовых книг, куда вносились законы и распоряжения, протоколы учреждений, предъявленные в них документы и многое другое. Актовые книги не только представляли удобство для наведения справок, но и способствовали сохранности документов. Подавляющее большинство сохранившихся до нашего времени средневековых документов дошло в форме регистров и других актовых книг. В Х1У-ХУ веках в крупных канцеляриях появился новый вид вспомогательного пособия - регесты, представлявшие собой сокращенные записи содержания документов; они позволяли, наводить справки, не теряя времени на чтение полного текста документов. В массе материалов крупных архивов уже невозможно было ориентироваться без специальных пособий. Все большее распространение получают инвентари – описи документов, расположенных в определенном порядке. Их форма постепенно совершенствуется - от суммарного определения содержания целого ящика до перечисления каждого документа с указанием ряда признаков. Старейшие известные инвентари были составлены в архивах Барселонского графства (ХII в.) и Неалолитанского королевства (1264г.). Во Франции первый известный инвентарь составлен в 1313г., а в Англии - в 1323 г. Лучше всего было поставлено делопроизводство в развитых городах Италии, где во главе канцелярий стояли образованные гуманисты. Они вводили новый стиль деловых документов - более четкий, с ясными формулировками, хорошим, литературным языком. Особенно известен был этим искусством Колюччо Салютати, канцлер республики Флоренции.