Источники позволяют восстановить довольно отчетливую картину римских архивов, их организации и деятельности. Они играли большую роль в жизни государства и его граждан, разумеется, принадлежащих к классу рабовладельцев. Наличие в период расцвета Римского государства разветвленного бюрократического аппарата, интенсивная законодательная деятельность правительства, широкие международные политические и торговые связи, рост крупной частной собственности и связанных с ней частноправовых отношений - все это порождало обильную документацию и заставляло часто обращаться к ней за справками и для доказательства юридических прав. В Риме существовали разнообразные типы архивов. Для удобства классификации их можно рассматривать как две большие группы: архивы жреческие и гражданские.
Жреческие архивы, по-видимому, самые древние, особенно большую роль играли в раннюю пору римской государственности, но долго сохраняли свое значение и в пору преобладания светского права. Старейшим из них признало хранилище "Сивиллиных книг", рукописей греческого происхождения, которые считались пророческими и содержащими, якобы, предсказания судеб Рима. История этого хранилища, помещавшегося в храме Юпитера Капитолийского, прослеживается с VI века до н.э. Но возможно, что самым древним архивом является архив понтификов, важнейший среди жреческих архивов. Его значение определяется той ролью, какую играла высшая жреческая коллегия - понтифики - в пору становления, а затем и расцвета римской государственности, у колыбели которой они стояли. Понтифики были первыми знатоками и консультантами правительства по ряду важнейших вопросов - исчисления времени и различных мер, государственного и частного земледелия и строительства, не говоря уже о религиозных догматах и предписаниях и исполнении религиозных обрядов. Монополии в ведении календаря и связанных с этой функцией операций понтифики сохраняли до конца IV в. до н.э. (в 304 г. был впервые обнародован календарь, а в 300- опубликованы анналы). Это ставило гражданские власти в определенную зависимость от понтификов и выдаваемых ими справок, архив же их, хранивший источники для составления справок, превращало в одно из влиятельных учреждений Рима. Архив находился частью в резиденции главного понтифика, частью в храме Юноны на Капитолии. В архиве хранились мате-
риалы по ведению календаря; тесно связано с ним было ведение погодных записей-анналов; владея тайнами календаря, понтифики определяли сроки переизбрания должностных лиц - магистратов - и вели им счет; по запросам гражданских властей понтифики определяли благоприятные дни для различных мероприятий, давая разъяснения в своих комментариях. Все эти процедуры оставляли письменные следы в архиве, материалы которого поэтому отображали все важные события общественной жизни. Как первые знатоки права, понтифики формулировали законодательные акты и судебные решения, вели записи прецедентов по различным категориям дел и в случае надобности снабжали гражданские власти юридическими формулами и комментариями. Позднее, когда деятельность в области права сделалась поприще специалистов из гражданских лиц, архив понтификов оставался неисчерпаемым источником сведений по истории и теории права. Помимо материалов, связанных с общественной жизнью, в архивах понтификов хранились и другие, связанные уже с внутренней жизнью жреческой корпорации (списки членов коллегии, протоколы совещаний, распоряжения), с отправлением религиозных функций (формулы заклинаний, молитвы, разного рода тексты мифологического содержания и т.п.), и, наконец, имущественными и вообще экономическими делами.
Другой важный жреческий архив, более узкий по "профилю", представлял собой архив фециалов-жрецов, выполнявший важные функции в процедурах, связанных с международными отношениями, еще до появления в них письменных документов. С появлением таковых фециалы являлись их составителям и официальными хранителями, удерживая эту привилегию долго. По и позднее, когда международные договоры Рима стали храниться в светском государственном архиве при Сенате, архив фециалов сохранил свое значение, как хранилище древних государственных договоров и, следовательно, как важнейший источник по истории внешней политики и территориального роста Римского государства, он находился в помещении храма богини Фидес, тоже на Капитолии. К началу новой эры в нем насчитывалось более 3000 договоров и других документов. В 88 г. н. э. архив погиб от пожара, что рассматривалось как большое государственное бедствие. Были приняты меры к восстановлению его состава по копиям и надписям, разыскивавшимся в разных концах империи, что, конечно, удалось лишь частично.
Гораздо менее определенны сведения об архивах жрецов-гадателей - авгуров и гаруспиков - хотя сами они, как представители более примитивной формы религиозных представлений, вероятно, гораздо старше самих понтификов. Поскольку главной функцией жрецов-гадателей было истолкование "знамений", благоприятствующих или неблагоприятствующих осуществлению каких-либо мероприятий, по поводу которых обращались к ним власти, можно предполагать, что в их архиве хранились запросы Сената и магистратов и копии сообщенных им комментариев.
По-видимому, имело свой архив и религиозное объединение плебеев периода их борьбы за гражданские права - Арвальские братья. Осколки текстов, обнаруженные на месте их священнодействий, дают основания для вывода, что они располагали письменными документами, содержащими слова клятв, заклинаний и др.
Но, разумеется, политическая и хозяйственная жизнь Рима периода расцвета его государственности находила отражение, прежде всего в архивах гражданских учреждений. Важнейший архив Римской республики находился при Сенате и носил название "Эрарий", т.е. "сокровищница". Это название говорит о том, что архив возник еще в ту пору, когда документы хранились вместе с материальными ценностями. Он помещался в храме Сатурна, находившемся поблизости от здания Сената. В Эрарий поступали, прежде всего, материалы самого Сената: протоколы заседаний, поданные на его рассмотрение проекты законов с комментариями к ним, записи решений Сената и утвержденные декреты после голосования. Со временем здесь же стали храниться и договоры Рима с иностранными государствами, возможно начиная с пунических войн; так, Полибий сообщает, что он видел в Эрарий договор Рима с Карфагеном. Постепенно Эрарий занял в этом отношении место архива фециалов, где продолжали храниться древние договоры. Помимо материалов самого Сената в Эрарий подавались и документы из архивов других учреждений и должностных лиц. Каждое пятилетие передавал свои дела архив цензоров. Из трибутных и центуриатных комиций поступали материалы по выборам магистратов и по вотированию законов. Наконец, магистраты, покидая свою должность, должны были сдавать свои "акты". По-видимому, учреждения передавали в Эрарий наиболее важные документы, но не всю свою документацию. Если источники довольно определенно говорят о составе входящих документов в Эрарий, то в то же время не сохранилось сведений о том, существовала какая-либо форма фиксации исходящих документов.
Из архивов отдельных учреждений лучше других известен архив цензоров. Соответственно функциям этих должностных лиц, в архиве накапливался материал, связанный с учетом населения по сословиям и определением контингента вооруженных сил со всеми сопутствующими операциями, а также с деятельностью цензоров по наблюдению за поведением граждан и контролю над распоряжением государственными имуществами, а именно: списки граждан по классам и центуриям; присяги, показания и заявления, связанные с определением могущественного ценза и возраста; списки сенаторов, всадников, военнообязанных и подрастающего мужского населения; сведения о поведении граждан; налоговые списки; инвентари государственного имущества, контракты на государственные подряды и откупа. Материалы, хранившиеся в архиве цензоров (он помещался в храме Нимф) были очень актуальны и затрагивали интересы многих лиц. Не случайно, например, в момент заговора Катилины несколько его участников умышленно подожгли храм Нимф, чтобы уничтожить сведения, которые были для них неблагоприятны.
В период борьбы между патрициями и плебеями все архивы, о которых говорилось выше, находились в руках у патрициев, и плебеи не имели к ним доступа. Но в ходе борьбы плебеи создали свой архив в храме Цереры (где была произнесена в 494 г. до н.э. известная клятва); там хранились документы, в которых плебеи были особенно заинтересованы. В этот архив сдавали свои "акты" представители интересов римской демократии – трибуны и эдилы. В 449 г. плебеи добились передачи туда копий решений Сената, что должно было положить конец злоупотреблениям и произволу, которые совершались в условиях недоступности сенатских книг - теперь трибуны получили возможность контролировать действия Сената и высших магистратов в смысле ее соответствия утвержденным ранее законам и решениям Сената. Архив в храме Цереры сохранял значение до тех пор, пока плебеи не добились доступа ко всем государственным должностям.
К этому времени еще более возросло значение Эрария как важнейшего архива государственной власти, оно росло вместе с ростом могущества Римского государства и расширением его границ. В связи с этим в I веке до н.э. происходят знаменательные изменения в наименовании и местонахождении архива: он получает название "табулярия" (от слова tabule - дощечка для письма) более соответствующее характеру учреждения и стирающее воспоминание о его прежнем хранении вместе с казной. В 78 г. до н. э. он перемещается в специально для него построенное здание, что опять-таки является свидетельством об отходе от старой традиции хранения архивов в храмах, закономерном в условиях укрепления государственного аппарата. Табулярий, по-прежнему находясь в ведении Сената, приобретает черты самостоятельного учреждения с определенной сферой деятельности и обособленным личным составом. Во главе Эрария, а затем Табулярия, как хранилища государственных ценностей, стояло лицо в сане квестора. Но ежегодная сменяемость квесторов, как выборных магистратов, делала их связь с архивом непрочной: они не успевали изучить его. Главную роль в Табулярии играла руководящая группа чиновников - скрибы (писцы, но это традиционное название отнюдь не обозначало в то время простых исполнителей). Именно они заправляли всеми делами в архиве и через их руки проходили все справки и копии документов, выдаваемые учреждениям и частным лицам. Это, между прочим, открывало простор произволу и стяжательству, и не случайно за скрибами укрепилась репутация взяточников. Ниже скрибов по должностной иерархии стояли табулярии, выполнявшие основную работу по содержанию в порядке документов, их размещению в хранилище, разысканию и снятию с них по мере надобности копий. Кроме скрибов и табуляриев, принадлежавших, как и работники других учреждений, к общей корпорации государственных чиновников, в архиве использовались и государственные рабы, обученные письму - в качестве переписчиков, рассыльных и для выполнения физической работы.
Материалы архива представляли собой и навощенные дощечки деревянные и их связки (полиптики) и документы на папирусе, часто подклеивающиеся в свитки, и на все чаще употреблявшемся, особенно для важных документов, пергаменте, из которого изготовлялись также тетради и книги. Судя по сохранившимся в трудах историков, юристов ссылкам, архивные материалы формировались в книги и раскладывались в хранилище по учреждениям, должностным лицам и видам документов ("книги решений Сената", "комментарии Сената", "книга сенатора Агриппы" и т.п.); внутри этих групп документы располагались по годам; существовала нумерация книг и листов. По-видимому, имелась и какая-то форма инвентаризации, иначе в такой массе материалов невозможно было бы ориентироваться.
Роль и значение архивов в государственной и частной жизни были весьма велики. В архивы обращались за справками учреждения, магистраты, провинциальные города, отдельные граждане. Архивы хранили следы деятельности всех должностных лиц, как их полезных деяний, так и неблаговидных. Недаром Цицерону принадлежат слова, что в архивах находятся акты, могущие погубить магистратов. Вообще же, Цицерон чаще, чем кто-либо другой из римских авторов, касается службы архивов и документов, поскольку ему, как юристу, часто приходилось с ними сталкиваться. В судебных процессах его времени нередко прибегали к помощи документов, особенно когда дело шло о финансовых вопросах. В этом смысле интересен процесс против наместника Сицилии Верреса, вызванный его стяжательством и казнокрадством. Цицерон, выступавший обвинителем против Верреса, привлек в качестве одного из доказательств приходно-расходные книги по наместничеству, которые вел Веррес; в суд были представлены их копии. Интересна сама процедура снятия копий, описанная Цицероном в его речи: к ней были привлечены "лучшие люди округа", «все буквы и помарки в книгах тщательно внесены в копии; затем все было вполне аккуратно и добросовестно прочитано, сверено и запечатано людьми, заслуживающими полного уважения". Книги Верреса послужили прямыми уликами его недобросовестности - в своей обвинительной речи Цицерон указывал: «Производя розыск с этими книгами в руках, я замечаю, что некоторые места подскоблены, замечаю свежие раны, нанесенные книгам...». Нередко сталкиваясь с подлогами и фальсификацией документов, Цицерон очень настороженно относился к их свидетельствам и в минуты разочарования назвал архивы "Фабрикой подложных документов". Имея в виду фактически почти бесконтрольное хозяйничанье скрибов, он говорил: «У нас нет никакой охраны законов, и, таким образом, законом становится то, что захотят наши apparitores».[1] Конечно, в этих словах содержится определенное преувеличение, но в них нашли отражение действительные трудности контроля над внутренней деятельностью архивов.
Архивами пользовались не только в практических целях, но обращались к ним и как к источнику государственных и исторических знаний. Документы их изучались юристами, историками, людьми, готовившими себя к государственной службе и политической деятельности. Так, Катон Младший, готовясь к занятию должности магистрата, скопировал в Эрарии росписи государственных доходов и расходов за несколько лет, чтобы уяснить себе их динамику. Тацит изучал в Эрарии историю римского законодательства; он неоднократно черпал материал для своих исторических трудов из его документов, так же, как и другие римские историки - Тит Ливий, Полибий, Светоний. При этом добросовестные и квалифицированные историки нередко тоже указывали архивные источники своих сведений – «Книги магистратов», «книги Сената за такой-то год» и т.п. Использовались историками и материалы из жреческих архивов: анналы понтификов, древние договоры, хранившиеся у фециалов.
После падения республиканского строя и установления власти императоров общие основы организации и ведения архивов мало изменились, но изменилась роль отдельных архивов. Вместе с упадком Сената потерял былое значение Табулярий. Важнейшим архивом в государстве становится императорский архив, помещавшийся вместе с канцелярией императора в его дворце. Источники сохранили сведения о внутренней организации этого архива, относящиеся к периоду поздней империи, когда архив находился уже в Константинополе, куда был переведен при императоре Константине. Материалы в нем хранились по четырем отделам соответственно структуре императорской канцелярии: 1) императорские эдикты и декреты, грамоты о пожаловании земельных владений и назначении на должности; 2) подлинники прошений на имя императора; 3) переписка с иностранными державами, с провинциями и учреждениями; 4) делопроизводственный материал императорской канцелярии.
Здесь рассмотрены лишь некоторые категории архивов, как наиболее важные и известные; в целом же количество разных архивов в Римской империи было очень велико. В самом Риме, кроме упомянутых, имелись архивы различных учреждений, а также частные архивы магистратов, торговцев, ростовщиков, владельцев земельных латифундий и ремесленных мастерских, юристов, писателей и ученых, хранившиеся в их кабинетах - таблиниумах - которые имелись в каждом богатом доме. За пределами, в провинциях существовали архивы наместников провинций, государственных учреждений, городских муниципий, храмов разных религий и разного рода частновладельческие архивы. На завоеванных Римом территориях сохранились и библиотеки, созданные еще в эллинистическую эпоху. Создавались библиотеки и в самом Риме. Так, богатая библиотека была при дворе императоров.
В последние века империи с общим упадком римской государственности и культуры снижался и уровень работы канцелярий, письменное делопроизводство приобретало более грубые и упрощенные формы и вообще сокращалось вместе с вытеснением официальных и формальных методов управления непосредственным командованием и произволом. Хирели города Западной империи, сокращалось ремесленное производство. Старые архивы приходили в упадок, пока не были уничтожены физически в ходе бурных и трагических событий, сопровождавших падение Римской империи. Однако навыки и традиции римского делопроизводства и архивного дела не погибли бесследно; хотя и в очень упрощенном, примитивном виде, они были унаследованы последующими цивилизациями Запада и Востока. Они сохранялись и передавались "варварскому" миру через Византийский двор, католическую церковь и тех представителей римского чиновничества и интеллигенции, которые вступали на службу к варварским королям.
Глава II. Архивы феодального общества