Сведения об архивном деле в древней Греции пока еще не дают возможности последовательно и связно восстановить историю его развития. Отдельные моменты, более или менее освещенные в источниках, чередуются с другими, по которым пока лишь можно строить предположения. Наиболее наглядно в этом смысле представлена самая отдаленная от нас эпоха Эгейского мира - эпоха крито-микенской культуры, от которой дошли до нас обильные остатки архива так называемого «дворца Миноса» на о. Крит, обнаруженного во время раскопок Эванса в 1900 г. и изученного позднее Вентрисом Чэдуиком. Архив занимал 2 помещения во дворце, где хранились глиняные таблички, аналогичные по форме и содержанию хозяйственным архивам древнего Шумера. Позднее подобные находки, т.е. таблички хозяйственного содержания, были найдены при раскопках Пилоса и Микен; их датируют приблизительно 1000 г. до н.э. Однако при всей наглядности этих остатков архивов, едва ли можно многое сказать об их организации. В конце концов, еще неясно даже кому они принадлежали, поскольку пока не удалось установить самого характера того сооружения, в котором были найдены таблички - храм ли это, или царский дворец, или какая-то форма общинного поселения.
Еще менее ясной становится история греческих архивов, и даже самый факт их существования в последующий период вплоть до VII в. до н.э. Сведения о политическом строе того времени и сохранившиеся эпиграфические памятники лишь создают почву для предположений. Можно предполагать, что у греческих царей существовали какие-то скопления документов, поскольку уже существовала письменность, но они могли быть лишь очень невелики и хранились, по-видимому, вместе с казной. По всей вероятности собраниями каких-то рукописей обладали храмы; вполне вероятно, что их полю считать самым древним типом архива в Греции. Не случайна ведь и сохранившаяся в последующие столетия традиция помещения архивов гражданских корпораций в зданиях храмов.
Наиболее важный тип архива в античной Греции - архив полиса, существовавший, несомненно, наряду с архивами отдельных учреждений и должностных лиц. Размещался он, как выше говорилось, в одном из храмов города, причем, города, где власть принадлежала аристократии, помещали свой архив обычно в храме Аполлона, а полисы с демократическим устройством - предпочитали храмы богов, более популярных среди трудового населения, особенно среди земледельческих его слоев - чаще всего Деметры. К таким архивам относится архив Афинского полиса,о котором в источниках сохранилось больше сведений, чем о каком-либо другом. Его история прослеживается с VII века до н.э., когда при Солоне была учреждена должность номофилаков - хранителей закона, на обязанности которых лежало сохранение записей решений народного собрания и, возможно, ведение дел ареопага, в здании которого и хранились эти документы. Позднее, в эпоху расцвета Афин, главный архив помещался в храме "Матери богов"- Метроне, от которого он и получил название. Метроон находился вблизи как площади народных собраний, так и здания Совета пятисот. В Метроне хранились важнейшие документы Афинского государства: законы, договоры с другими государствами, отчеты высших должностных лиц, в том числе стратегов и навархов, росписи государственных доходов и расходов, материалы по управлению государственными имуществами. Из дел судебного характера в него поступали лишь производства по политическим процессам (например, процесс Сократа). Интересно, что здесь же хранились официальные экземпляры трагедий Эсхила, Софокла и Эврипида, служившие образцами для обязательной сверки "режиссерских экземпляров" при подготовке театральных представлений. Таким образом, Метроон выполнял и некоторые функции библиотеки, хотя само это слово в Греции обозначало любое хранилище письменных материалов. В архивы полисов могли поместить на хранение свои важные документы и частные лица, чтобы обеспечить их сохранность и юридическую силу.
Архивы эллинистических монархий, как и другие элементы эллинистической государственности и культуры, соединяют в себе черты древневосточных греческих традиций. При дворе Александра Македонского существовала канцелярия, сопровождавшая его в походах. В ней, в частности, велись поденные журналы, представлявшие собой нечто вроде государственной и военной хроники, а также собирались и хранились доклады всех гражданских и военных учреждений и должностных лиц. Однако походная жизнь Александра и борьба за власть между его преемниками не способствовали стабильности и сохранности его архива, судьба которого неизвестна. Но несомненно, что в свое время его материалы были использованы при составлении жизнеописания Александра. Преемники Александра, эллинистические монархи, имели в своих дворцах канцелярии и архивы, о которых, однако, сохранилось очень мало сведений. Зато всемирной известностью пользуются знаменитые библиотеки эллинистического мира - Александрийская, Пергамская и Антиохийская. Александрийская библиотека была создана в III веке до н.э. и была связана с Мусейоном - научным и культурным центром Александрии. В организации и комплектовании библиотеки принимал участие Деметрий Фалерский, а ее хранителями были видные ученые Зенодот, Каллимах, Эратосфен и другие. В римскую эпоху количество томов в ней некоторые источники определяли в 700 тысяч. В ней имелись все известные тогда произведения греческих, латинских и восточных писателей и ученых. Па них составлялись каталоги. Так, Каллимах составил каталог знаменитых писателей и их произведений, занявший 120 книг. Библиотека при Муссейоне сгорела в 273 году во время воины Рима с Пальмирой. Вторая библиотека Александрии - при храме Сераписа - была разгромлена толпой фанатиков-христиан, подстрекаемых местными церковными властями в 391 году.