Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќтношени€ к природным объектам




¬оспри€тие природных объектов может характеризоватьс€ р€≠дом специфических особенностей, присущих процессу социаль≠ной перцепции, т.е. воспри€тию человеком других людей.

¬о-первых, в отличие от неодушевленных предметов, объек≠ты природы, так же как и Ђсоциальные объектыї, могут вести себ€ непассивно и небезразлично по отношению к воспринимаю≠щему их субъекту.

¬о-вторых, при воспри€тии природных объектов внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего не на самом про≠цессе порождени€ образа как такового, а на смысловых и оценоч≠ных его интерпретаци€х.

¬-третьих, воспри€тие природных объектов, так же как и со≠циальных, может характеризоватьс€ высокой степенью нерасчле≠ненности познавательных и эмоциональных компонентов, большой зависимостью от мотивационно-смысловой структу≠ры де€тельности воспринимающего субъекта.

—казанное позвол€ет предполагать, что в процессе воспри€≠ти€ природных объектов могут про€вл€тьс€ такие феномены со≠циальной перцепции, как идентификаци€ и эмпати€.

¬ социальной психологии идентификаци€ в самом общем виде понимаетс€ как отождествление индивидом себ€ с другими, не≠посредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом.

ќчевидно, что в определенных услови€х идентификаци€ воз≠можна и в отношении природных объектов. Ќапример, когда че≠ловек видит дрожащую от холода бездомную собаку, он невольно идентифицирует, отождествл€ет себ€ с ней, у него возникает ес≠тественное желание Ђнакормить и обогретьї ее Ч иными слова≠ми, начинает складыватьс€ субъектно-этическое отношение.

‘еномен идентификации €вл€етс€ разноплановым, поэтому разные исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. ¬.ј.ѕетровский и Ќ.Ќ.јвдеева подчеркивают его пре≠имущественно эмоциональный характер, а ≈.—тотланд и Ћ. . э≠нон Ч когнитивный. Ќ.Ќ.ќбозов считает, что Ђидентификаци€ -


фундаментальный механизм не только когнитивных процессов взаимодействи€, но и аффективной, и поведенческой составл€ю≠щихї (1981, с. 82). ѕри этом им отмечаетс€, что идентификаци€ выступает в качестве общего механизма понимани€ другого.

“аким образом, феномен идентификации может про€вл€тьс€ в той или иной форме в рамках каждого из каналов развити€ субъек≠тивного отношени€ к объектам природы.

–оль идентификации в процессе развити€ субъектно-этичес-кого отношени€ к природе заключаетс€ в обеспечении человеку ориентации в природных объектах, возможности моделировать их характерные состо€ни€ и витальные про€влени€ через механизм проекции.

¬ исследовании ѕ.Ќ. ириллова было установлено, что Ђодним из важных психологических механизмов, определ€ющих мотивацию вза≠имодействи€ человека с природными объектами, €вл€етс€ проекци€. ¬ большинстве случаев испытуемые с низкой самооценкой указывали в качестве наиболее привлекательного то животное, которое, по их мнению, обладало сходными с ними особенност€ми. ¬ качестве ос≠новных указывались особенности, €вл€ющиес€ "причиной" низкой самооценки. “ак, подростки, остро переживающие свой маленький рост, находили самыми привлекательными миниатюрных представи≠телей групп животных, в которых были крупные особи (например, карликова€ игрунка на фоне €ванских макаков). ∆ивотные маленько≠го размера (как, например, мыши) не имеющие "крупного фона", ими не выбирались...

ќтдельно проводилс€ эксперимент, в котором одинаковые живот≠ные помещались в разных местах Ч наиболее посещаемых и хорошо оформленных, в средних по услови€м и в помещени€х, некомфорта≠бельных дл€ существовани€ с точки зрени€ человека (например, в кладовке). ∆ивотные, размещенные в последней, пользовались осо≠бой попул€рностью детей, имеющих проблемы в отношени€х с роди≠тел€ми, а также у большинства детей из интернатов и детских домовї (1997, с. 11).

—ледует отметить, что, как подчеркивают –.Ћ. ричевский и ≈.ћ.ƒубовска€, Ђидентификаци€ обусловливаетс€ разверткой осо≠бого перцептивного процесса, поставл€ющего субъекту необхо≠димую информацию о партнерах взаимодействи€. »дентификаци€ может выступать лишь как результат разверну≠того во времени (выделено нами. - - ¬.я.) процесса познани€ ƒругого, но не как следствие кратковременного наблюдени€ за ƒействи€ми моделиї (1981, с. 114).

¬ качестве механизма, актуализирующего установки индивида, “.ѕ.√аврилова рассматривает эмпатию, которую она понимает как



механизмы развити€ отношени€ к природе


развитие субъективного отношени€ к природе как система



 


Ђспособность человека эмоционально отзыватьс€ на пережива≠ни€ другого, будь то человек, животное или антропоморфизи-рованный объектї, причем Ђв реальной жизни эмпатические переживани€ могут быть реакцией не только на наблюдаемые, но и на воображаемые переживани€ других... которых индивид не воспринимает непосредственної (1981, с. 123Ч124). “о, что объектом эмпатии может быть состо€ние не только другого человека, но и антропоморфизированного объекта, подчерки≠вает также Ќ.Ќ.ќбозов (1981).

„аще всего выдел€ют две формы эмпатии: сочувствие и сопе≠реживание. —опереживание Ч это переживание индивидом тех же чувств, что испытывает другой, но обращено это переживание на самого себ€. „еловек переживает или то, что могло случитьс€ с ним в будущем, или то, что он переживал в прошлом. ѕри сочув≠ствии человек переживает неблагополучие другого как таковое, безотносительно к собственному состо€нию.

Ќ.Ќ.ќбозовым выдел€ютс€ три формы эмпатии: сопережива≠ние, взаимопонимание, соучастие. Ђ¬ феномене эмпатии отчетли≠во про€вл€етс€ единство трех компонентов... ѕреобладание гностического компонента в процессе эмпатического отображе≠ни€ про€вл€етс€ в точности и адекватности понимани€ состо€≠ни€ отражаемой личности. ƒоминирование аффективного компонента выражаетс€ в высокой эмоциональной вовлеченнос≠ти в состо€ние другой личности Ч сопереживание. ¬ действенной эмпатии преобладает праксический компонент. Ћичность в дан≠ном случае не только понимает состо€ние другого, но и действу≠ет, оказывает активную поддержкуї (1981, с. 90).

Ќетрудно заметить, что выделенные им три формы эмпатии соотносимы с трем€ каналами развити€ отношени€: сопережива≠ние -- с перцептивно-эмоциональным, взаимопонимание -- с когнитивным, соучастие Ч с практическим.

ќднако, не всегда возможно четкое разграничение, имеем ли мы дело с про€влением идентификации или эмпатии. “ем более, что диапазон трактовок этих пон€тий различными авторами доста≠точно широк.  ак отмечает “.ѕ.√аврилова: Ђ—мешение пон€тий эм≠патии и идентификации происходит потому, что эмоциональна€ децентраци€ структурирует не только эмпатические переживани€, но и различные ролевые процессы, тем самым функционально час≠тично совпада€ с идентификациейї (1981, с. 130Ч131).

Ѕлагодар€ механизмам идентификации и эмпатии, результа том воспри€ти€ природного объекта может стать симпати€ к это


му объекту, т.е. устойчивое внутреннее расположение. —импати€ побуждает человека к дальнейшему взаимодействию с этим при≠родным объектом, оказанию ему внимани€ и помощи и т.д. —им≠пати€ к объекту природы фиксируетс€ в виде соответствующих установок на него.

ќбусловленность про€влени€ идентификации и эмпатии по отно≠шению к животным действием присущих им положительных релизе-ров хорошо иллюстрируетс€ воспоминани€ми зоолога јйвена —андерсона: Ђ¬ конце концов мы раскопали трех громадных сухопут≠ных черепах (“попух 1гшп&ш8). ќни испуганно сбились в кучу и морга≠ли из-под своих панцирей кроткими черными глазами, словно понима€, что их судьба в наших руках. ¬ жизни € не видел у животных такого печального и умол€ющего выражени€, хот€ при виде любого животного, оказавшегос€ в беспомощном состо€нии, € едва не уми≠раю от сострадани€. ƒеле намеревалс€ прихватить их в лагерь Ч дл€ общего котла, но € непоколебимо встал на защиту своих протеже, может быть, в основном из-за того, что они бо€тс€ щекотки сзади под панцирем, а это еще больше св€зывало нас узами взаимопони≠мани€ и симпатииї (1996, с. 74Ч76).

¬ данном эпизоде натуралист подвергс€ воздействию целого комп≠лекса релизеров: поведенческого Ч Ђиспуганно сбились в кучу в бес≠помощном состо€нииї, визуального Ч Ђпечального и умол€ющего выражени€ кротких глазї, к тому же, моргание глазами и бо€знь ще≠котки детерминировали невольное установление параллелизма с че≠ловеком, что, по словам самого ј.—андерсона, оказало на него наибольшее впечатление. Ђ¬заимопонимание и симпати€ї, т.е. по сути про€вление действи€ механизмов идентификации и эмпатии, в свою очередь и предопределили этику поведени€ в данной ситуации. ѕедагогическа€ актуализаци€ процессов идентификации и эмпатии по отношению к природным объектам Ч один из наибо≠лее характерных методических приемов, широко используемых, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых служит антропософское учение –.Ўтейнера. ”че≠ников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде Ч каждого растени€, каждого животного, каждого человека.

ƒети Ђучатс€ видеть растение не только в его чувственной форме, но слива€сь с самой его жизнью, его оживл€ющей таким образом, чтобы мысль полностью освобождалась от своей отражательной при≠роды и включалась в реальность мировой жизни. ћожно внутренне отождествитьс€ с растением настолько, чтобы почувствовать, как сила т€жести прив€зывает его к земле посредством корней, а силы цвете≠ни€, напротив, поднимаютс€ вверх к точке, где распускаетс€ цветок. » тогда дети сопереживают законы цветени€ и плодоношени€, пол-



механизмы развити€ отношени€ к природе


развитие субъективного отношени€ к природе как система



 


 


ностью погружаютс€ во внешний мир. » этот внешний мир захваты≠вает и поглощает ребенка... ћир заключает в себе больше, чем то, что могут сказать о нем абстрактные пон€ти€ логики!... Ћогика нужна толь≠ко дл€ того, чтобы дисциплинировать ум, но силой одной только логики нельз€ ничего пон€ть в мире!ї (Ўтейнер, 1922, с. 20). ѕо мнению педагогов-антропософов, именно зан€ти€ есте≠ствознанием требуют от ребенка высокого уровн€ развити€ ду≠шевной жизни: способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. «нани€ должны Ђпереживатьс€ї ребенком, имен≠но это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношений к миру.

13.4. феномен субъектификации природных объектов и его роль в развитии отношени€ к





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1111 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

526 - | 452 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.