Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть 7. ƒуальна€ пара Ўтирлиц-ƒостоевский




јвторы благодар€т —ветлану и —ерге€, а также всех-всех-всех, кто пожелал остатьс€ неизвестным, но своими комментари€ми помог сделать статью такой, какой она есть сейчас:)

ѕереход€ в 4-ю квадру, обратимс€ к рациональной дуальной диаде Ўтирлиц-ƒостоевский (Ћ—Ё - Ё»»). ¬ этой паре тоже есть сво€ Ђизюминкаї, обусловленна€ уникальным сочетанием признаков –ейнина [1, 4].

ћного раз мы встречали мнение, что мужчина типа Ћ—Ё - Ђидеальный мужчинаї. Ёто мнение об Ђидеальностиї формировалось:

1. ѕо фильму Ђ—емнадцать мгновений весныї;

2. ѕо описани€м “»ћов, опубликованным в попул€рных книгах по соционике в середине 90-х и разошедшихс€ как в массах, так и в интернете, и потому широко доступных тем, кто только начинает знакомитьс€ с соционикой;

3. ѕо комментари€м на форумах, которые, в большинстве своем сформированы на основании п.1. и п.2.

ƒавайте рассмотрим качества, которые молва приписывает люд€м Ц носител€м “»ћа Ћ—Ё. ѕолучаем: Ђумный, заботливый, активный, трудолюбивый, надежныйї. ¬се так: умный (можно интерпретировать это логику), заботливый (если понимать Ђзаботливостьї, как значительное внимание к сигналам о комфорте, удобстве - это сенсорика+рассудительность[4]), активный (экстраверси€), трудолюбивый (это можно пон€ть, как указание на сильную деловую логику - „Ћ, а можно - как умение долго и упорно работать - сенсорика), надежный (можно понимать, как сенсорику, либо как рациональность, либо как то и другое вместе).

ќпустим рассуждени€ о том, что “»ћ и личность - разные сущности, и бессмысленно человеческие качества и черты характера приписывать “»ћу. ѕросто примем предложенную выше расшифровку утверждени€ (Ћ—Ё Ц Ђидеальный мужчинаї). ƒействительно, про€влени€ полюсов признаков логика, рассудительность, экстраверси€, сенсорика и рациональность в социуме €вл€ютс€ гарантом стабильности и надежности, что безусловный плюс, например, на работе или при обеспечении комфорта и уюта. Ќо мы говорим о взаимоотношени€х. » здесь логика в сочетании с рациональностью и сенсорикой - это прежде всего оценка партнера, в том числе и с Ђделовойї стороны: насколько успешен в делах, насколько конкретен, точен в высказывани€х, аккуратен и т.п.

ќсобенно, это заметно, если “»ћом Ђидеального мужчиныї Ћ—Ё награждена женщина. ¬ этом случае про€влени€ ее типа информационного метаболизма вступают в противоречие с этико-интуитивно-интровертным образом женщины, прин€том в социуме, как Ђидеальный типї женщины. јбсолютно Ђнеженскоеї поведение женщины Ћ—Ё, в том числе и на этапе зарождени€ отношений, может серьезно осложнить первоначальный этап знакомства. ∆енщина любого “»ћа, ориентированна€ на серьезные отношени€, так или иначе интересуетс€ материальным положением партнера, это генетически заложено природой Ц а сможет ли ќЌ прокормить потомство? ∆енщина - Ћ—Ё делает это экспертно, со знанием дела. –ассказ молодой семьи: муж Ц Ё»», жена Ц Ћ—Ё о становлении их отношений: ЂЌам было непросто на первых порах. ». сразу сказала, что выйдет за мен€ замуж только тогда, когда € буду прилично зарабатывать. ћне это было очень непри€тно, но € решил бросить институт и пойти работать в автосервисї. ƒл€ мужчины Ц Ћ—Ё социальна€ успешность партнерши не так важна, т.к. он, как правило, сам в состо€нии обеспечить свою семью всем необходимым.

Ўтирлиц зачастую привык решать ситуацию экстравертным Ђнапоромї и сенсорной Ђосновательностьюї, подкрепл€€ их логическими доводами (как правило - касательно того, как эффективнее сделать), а иногда и эмоциональным давлением. ¬о внешнем мире это эффективно и почти всегда удаетс€ ситуацию Ђпродавитьї. «а ситуации, которые не решаютс€ приемлемым способом или слишком затратны, Ћ—Ё часто вообще не беретс€ (уступчивость). » вдруг при общении с ƒостоевскими вы€сн€етс€, что ни один из привычных подходов не работает (в этом смысле взаимодействие в паре напоминает пару —ЋЁ-»Ё»). ѕродавливать бесполезно, Ё»» тут же уйдет в себ€, и потом потребуетс€ врем€ и усили€, чтобы он отта€л и вернулс€. ј если перегнуть палку, то зарождающиес€ отношени€ могут быть разрушены навсегда.   счастью, вслед за этим открытием вы€сн€етс€, что работает другое. „то можно просто попросить и тебе почти всегда пойдут навстречу. Ќе дл€ того, чтобы выставить потом счет или самоутвердитьс€, а потому, что хочетс€ сделать тебе при€тное. ќсобенно - если ты сказал, что тебе этого хочетс€, так отчего бы теб€ не порадовать?

Ќа интернет-форумах по соционике представители типа Ћ—Ё нередко задают вопросы, как им привлечь своего дуала Ё»», но советы ƒостоевских определенности не добавл€ют. ќни и не могут быть определенными, поскольку Ё»» - этик-интуит, и потому рекомендации его весьма расплывчатые. ќн не может сказать, Ђчто и как конкретно делатьї, по разным причинам:

ј) есть много разных вариантов (творческа€ „»);

Ѕ) есть много разных оттенков отношений и инструкцию к каждому оттенку не приложишь. Ёто нужно чувствовать;

¬) Ё»» Ц стратег, он может и не знать толком, с чего начать, но четко осознает, что начать должен именно он, но не потому, что партнер без него не начнет, просто дл€ Ё»» важно, чтобы отношени€ развивались гармонично и своевременно (с его точки зрени€), а как и когда Ц это он чувствует сам.

≈стественно, отсутствие инструкций сбивает Ћ—Ё с толку.

ћы уже упоминали, что состо€ни€ родные и пон€тные дл€ ƒостоевского весьма неконкретны дл€ Ўтирлица.

Ўтирлиц, если он не перен€л у дуала, либо в результате работы над собой, более широкое видение ситуации, склонен воспринимать мир как большой и сложный механизм. ≈сли знать, как с ним управл€тьс€, он будет работать эффективно.   вопросу построени€ отношений Ћ—Ё часто относитс€ также Ђмеханистичної, пыта€сь составить/получить инструкцию по Ђправильномуї взаимодействию с партнером. ѕон€тие Ђправильностиї в этой паре также очень разное. ƒл€ логика Ћ—Ё правильно Ц это, прежде всего, эффективно и полезно, тогда как дл€ этика Ё»» Ц это гармонично и человечно.

„ем же люди таких разных “»ћов привлекают друг друга?

ƒостоевскому нравитс€ в партнере уверенность в себе и своих силах, надежность, основательность. ѕредставители типа Ћ—Ё прекрасно могут рассчитать, сколько сил потребуетс€ дл€ выполнени€ того или иного дела, могут эффективно организовать любой процесс, посто€ть за себ€ и своих близких. ”мение в любой ситуации оптимально соотносить стоимость и качество работы Ц визитна€ карточка представителей этого типа. ƒе€тельность Ћ—Ё часто направлена на создание комфорта Ц внешнего и внутреннего (,).

»нтересно про€вл€етс€ у представителей типа Ћ—Ё творческа€ сенсорика ощущений (,) - как стремление к разнообразию при€тных ощущений (естественно, в сочетании с референтной интуицией возможностей - „»). ∆енщина Ћ—Ё, собира€сь в гости, звонит подруге и спрашивает: Ђ„то мне прихватить с собой? „то-нибудь к чаю?ї - Ђƒа, можно, к чаю.ї - Ђ»ли колбаски с солеными огурчиками?ї Ќа наших тренингах много раз случалось, что Ўтирлицы (и √юго) Ц мужчины и женщины, приносили с собой еду, причем много еды - вкусной и разнообразной Ц поделитьс€ с группой в перерыве.

ћы встречались с ситуаци€ми, когда разнообразные вопросы решались представител€ми типа Ћ—Ё Ђтворческиї - с привлечением сенсорики ощущений -,. ƒевушка Ћ—Ё о надоевшем ей коллеге (»ЋЁ): Ђ»ногда так достанетЕ “ак и хочетс€ заткнуть ему рот печеньем!ї

 

—о слов матери семейства Ћ—Ё: Ђ≈сли € вижу, что атмосфера накал€етс€ Ц сразу зову всех пить чайї.

Ўтирлица привлекает в ƒостоевском его умение м€гко и ненав€зчиво оградить партнера от ненужной торопливости и ненужных рисков, сделать так, чтобы в отношени€х Ђбыло хорошої, молчаливо поддержать в трудную минуту. ƒл€ ƒостоевского очень важно, чтобы все лучшее и доброе в человеке было по достоинству оценено и раскрыто. —о слов девушки Ё»»: Ђћой друг часто говорит обо мне, что € Ц св€та€, т.к. вижу в нем только хорошееї, со слов мужчины Ћ—Ё о своей жене Ё»»: Ђћен€ до сих пор поражает в ней ее способность заметить буквально в каждом хоть маленькую искорку света и разжечь из нее плам€ї.

ѕара Ћ—Ё Ц Ё»» принадлежит к Ђрассудительнойї четвертой квадре. ƒела здесь твор€тс€ неспешно и качественно (особенно в данной диаде Ц Ђпроцессорнойї). ќбращаетс€ особое внимание на спокойный ритм, трудитьс€ представители квадры предпочитают в комфортной обстановке, без нужды не станут перенапр€гатьс€. Ђ–ассудительностьїЎтирлица прекрасно сочетаетс€ с Ђтрудоголизмомї (так можно охарактеризовать длительный и упорный рабочий процесс, к которому склонны представители этого типа). —пособствует этому, главным образом, ѕ– процесс и болева€ интуици€ времени - *. Ћ—Ё всегда кажетс€, что времени недостаточно и потому хочетс€ начать как можно раньше и сделать как можно больше, сенсорика позвол€ет обращать внимание на качество и на детали тоже, процесс Ц отлаживать, вылизывать технологию до совершенства и зависать в интересном процессе, порой не замеча€, сколько реально прошло времени.

Ўтирлиц - тактик. ƒалекие перспективы ему зачастую не€сны, зато хорошо видны ближайшие этапы достижени€ поставленной задачи, и интересно сделать их эффективно. —о слов мужчины Ћ—Ё: Ђ«ачем думать о том, чего нет? Ќадо брать то, что сейчас лежит под ногами!ї.

„ем бы Ўтирлиц ни занималс€, он часто чувствует, что в его де€тельности есть элемент нераскрытости, несовершенства. Ќе оттого, что все делаетс€ плохо, просто дл€ полноты и чувства гармонии часто чего-то не хватает, и всегда есть, куда расти (так про€вл€етс€ негативизм [4] Ћ—Ё, а также рассудительность (как наличие интуиции возможностей - „» - в ценностном блоке)). ¬ жизни это может про€витьс€, в частности, как стремление приобрести несколько специальностей и достичь в каждой из них высокого уровн€ профессионального мастерства. Ќе только дл€ того, чтобы потом одно дополн€ло другое, а на случай, если одно из выбранных направлений вдруг перестанет Ђкормитьї (предусмотрительность + референтна€ интуици€ возможностей - „»).

ƒуал Ўтирлица Ц ƒостоевский сглаживает тревожность партнера, всел€€ в него уверенность, что Ђвремени достаточної, выбира€ Ђнерискованныеї перспективные направлени€ движени€.

¬ вопросах организации совместных действий инициатива, как правило, принадлежит Ћ—Ё. Ўтирлиц Ц тактик и сенсорик, поэтому прекрасно знает Ђчто, зачем и какї, он способен обеспечить комфорт в работе и организовать эффективный процесс. ќднако мы не часто видели Ўтирлицев во главе больших предпри€тий. ѕо нашим наблюдени€м дело в том, что така€ работа предполагает серьезную ответственность, посто€нную мобилизованность и готовность к волевым и силовым действи€м, что не очень сочетаетс€ с гармоничным состо€нием, которое дл€ Ўтирлица очень важно (рассудительность).

 ак правило, Ўтирлицы выполн€ют работу качественно, дотошно и ответственно, при этом времени им не жаль, особенно, если в работе так или иначе задействованы отношени€, и процесс интересен. Ќапример, мы имели возможность сравнить качество заполнени€ наших соционических анкет у представителей разных типов. ” Ўтирлица этот показатель был одним из самых высоких, если не самым высоким.

ƒостоевские также редко стрем€тс€ в лидеры и начальники. “ем не менее, деньги дл€ них не пустой звук и весьма значимы, а умение их зарабатывать ценитс€. ƒл€ интровертного этика-интуита более легкий и интересный путь сделать карьеру - это стать хорошим востребованным специалистом в своей области.  онечно, бывают случаи, когда ƒостоевского выдвигают в начальники. ќптимально дл€ него в этом случае найти заместител€, которому можно поручать различные тактические задачи, требующие глубокой и основательной проработки, оставив себе вопросы стратегического планировани€ (Ё»» - стратег+интуит).

≈сли есть какие-то срочные дела (или Ўтирлиц их так воспринимает), он, как правило, начинает тревожитьс€ и раздражатьс€, иногда чрезмерно спешить. ѕоведение дуала, которое поможет разр€дить эту обстановку - это не разговоры, что Ђна самом деле есть еще уйма времениї (подобные высказывани€, скорее, приведут к вспышке гнева), а быстрое и аккуратное исполнение своей части работы (фонова€ интуици€ времени - * Ц Ђбез слов на делеї).

 

ѕри решении проблем Ё»» стрем€тс€ объективно, без эмоций (конструктивизм) [4] разобратьс€ в ситуации, спокойно анализиру€ факты (объективизм)[4] и излага€ свою точку зрени€ партнеру. » этим Ё»» сильно отличаетс€ от Ћ—Ё. Ўтирлиц Ц эмотивист [4], он может сходу не вникнуть в суть проблемы, и из-за этого эмоционально Ђзавестисьї. „тобы разобратьс€ в реали€х ситуации, ему требуетс€ врем€. ѕоскольку ƒостоевский Ц деклатим, тон его объ€снений, как правило, получаетс€ ровный и немного менторский (деклатиму хочетс€ донести до окружающих информацию так, чтобы они пон€ли, и Ё»» делает это, спокойно перечисл€€ факты или доказательства). ¬ силу маломерной логики сразу структурно изложить все, что хочетс€ сказать, Ё»» бывает сложно. ѕоэтому и происходит многократный пересказ одного и того же с разных сторон с вариаци€ми. “ак ƒостоевский пытаетс€ представить полную логически св€занную картину (учесть все возможности помогает творческа€ интуици€ - „»), еще больше запутыва€ Ўтирлица, который может отреагировать криками: Ђƒа ты мне повтор€ешь это уже в п€тый раз!ї Ќо иначе как через объ€снени€ получить желаемое ƒостоевскому сложно, ведь надавить Ц буквально или эмоционально - или загнать в угол логикой Ц это не его метод.

»нтересный подход у ƒостоевского в ситуации, если Ђдело не получаетс€ сделатьї. ћы неоднократно слышали от представителей этого типа (особенно Ц среди программистов), что если что-то не работает, лучше оставить это дело (уступчивость), и просто подождать, пока будущее подбросит какие-нибудь другие интересные возможности - либо дл€ завершени€ дела, либо дл€ начала нового.

≈сли в работе и в деловых вопросах первенство принадлежит Ћ—Ё, то в вопросах построени€ отношений - Ё»».

«десь мы заметили своеобразный парадокс.

 ак мы уже писали, Ўтирлицы при построении отношений хот€т иметь своего рода Ђинструкцию по эксплуатацииї. “акое Ђжеланиеї возникает у них не сразу. „ита€ описани€ “»ћа Ё»», они проникаютс€ мыслью, о том, что их Ђдуал скромен, не стремитс€ много общатьс€ї [5]. Ўтирлицу это пон€тно, часто он готов про€вл€ть инициативу и общатьс€ даже за двоих, но с ƒостоевским это не срабатывает. ” Ё»» свои представлени€ о том, как все должно происходить. — одной стороны сам Ё»» инициативу быстро про€вл€ть не склонен, даже если заинтересован в общении. — другой стороны Ц поспешность со стороны Ћ—Ё также не приветствуетс€.

Ё»» может присматриватьс€ и про€сн€ть важные, с его точки зрени€, моменты. ѕорой Ц довольно долго (рассудительность+процесс). ƒостоевские, которых мы спрашивали, рассказывали, что в таким моменты про€сн€етс€:

ј) ѕодходит ли партнер дл€ него (интуици€);

Ѕ) ѕодходит ли он дл€ партнера (интуици€);

¬) Ќравитс€ ли он (здесь кроме этики может быть задействована аристократи€ Ц соответствующий ли у него, ƒостоевского, статус);

√) ћожно ли уже сделать шаг, не обидит ли он партнера, не нарветс€ ли на отказ, потому что сейчас не та ситуаци€ (этика + интуици€, ну и болева€ волева€ сенсорика - „— тоже);

ƒ) √отов ли он сам к сближению (этика + интуици€).

≈сли на эти внутренние вопросы получены удовлетворительные ответы, то ƒостоевский может сделать маленький шажок навстречу, впрочем, шаг может быть настолько маленьким, что Ўтирлиц его и не заметит.

 огда дистанцию в общении пытаетс€ сократить собеседник, а по мнению ƒостоевского это неуместно, у Ё»» возникает чувство неловкости, и он пытаетс€ этой ситуации избежать, просто свернув общение, если это не получаетс€, молча дает пон€ть, что ему непри€тно (Ё»» - конструктивист). “аким образом, ƒостоевские не столько управл€ют отношени€ми, сколько аккуратно подвод€т партнера к необходимости поступать так, как они считаю нужным.

Ўтирлицу в этой ситуации полнейшей неопределенности кажетс€, что все происходит слишком долго (что, например, мужчина Ё»» мог бы уже подойти к девушке Ћ—Ё), но у ƒостоевских свои часы. Ё»» хорошо чувствуют, когда именно пора и по времени, и по состо€нию отношений. Ё»» присматриваютс€ и решают, сближать ли дистанцию и до какого этапа будет гармонично продвинуть отношени€ в насто€щий момент. Ўтирлиц Ц динамик, ему может казатьс€, что отношени€ вообще застыли, что реакци€ партнера слишком медленна€, а раз она така€ медленна€, значит что? ѕравильно, значит, он не произвел впечатлени€, не понравилс€. Ќа этом этапе, из-за разного темпа (в том числе Ц по причине экстраверсии и интроверсии) отношени€ могу закончитьс€. «десь от Ўтирлица требуетс€ лишь терпение. ¬прочем, терпение потребуетс€ обоим.

ƒл€ Ўтирлица отношени€ важны и драгоценны, но одновременно нет уверенности, зав€зались ли они вообще, есть страх все испортить (особенно на начальном этапе отношений). Ѕолее комфортно дл€ Ўтирлица зав€зать контакт через дело (предложить помочь что-то сделать или подойти по работе).  онтакты Ђчерез делої вообще очень характерны дл€ объективистов-логиков (Ђделовые “»ћыї в классификации темпераментов по ¬.√уленко) [3].

“актильный контакт любого рода допустим в этой паре только тогда, когда Ё»» будет к этому готов. —лишком быстрое сокращение дистанции даже в виде смахивани€ пылинок, поправлени€ галстука и т.п. поначалу может восприниматьс€ Ё»» не как забота, а как вторжение в личное пространство.  огда установились уже более-менее близкие отношени€, тогда Ц да, это приветствуетс€ и воспринимаетс€ с радостью и благодарностью. Ќо вот поначалуЕ ќсобенно это критично бывает в паре, если мужчина Ћ—Ё, а женщина Ё»». ѕервый, тороп€сь, слишком стремитс€ (по крайней мере, с точки зрени€ ƒостоевского) к сенсорному контакту, втора€ решает, нужно ли ей это, и хочет ли она этого сейчас. » если Ўтирлиц будет слишком напорист, отношени€ не состо€тс€ и Ђникака€ бела€ сенсорика не спасетї (со слов женщины Ё»»).

¬ наших стать€х мы не раз говорили о построении отношений и работе над отношени€ми. ќднако, семантика такого рода скорее характерна дл€ представителей 3-й квадры (решительность + объективизм).  онечно, и представители других квадр что-то делают дл€ отношений, но вот разговоры про Ђупорную работуї, Ђпритиркуї вызывают у рассудительных (1 и 4 квадра) отторжение. Ќе дл€ того существуют отношени€, по мнению Ћ—Ё и Ё»», чтобы Ђнапр€гатьс€ї и Ђтрудитьс€ї.  омфорт, развитие, интерес, любовь и счастье - эти слова гораздо больше созвучны представител€м 4 квадры.

ј счастье, по мнению представителей этой диады, должно приходить само собой. » уже когда оно, такое большое и светлое, упало под ноги, вот тогда можно его подн€ть, отр€хнуть и заботитьс€ о нем дальше, устран€€ в нем какие-то досадные мелкие несуразности (если они там вообще есть). ≈сли же счастье под ноги не свалилось и его необходимо добывать трудом, напр€гатьс€, то, значит, не счастье это вовсе и Ђну егої.

ѕри этом из-за несходства как темпераментов, так и видени€ мира и ситуаций дуалам надо быть готовыми обсуждать все и по многу раз. ¬ременами Ўтирлица ставит в тупик, как ƒостоевский может не понимать неких простых, очевидных дл€ Ћ—Ё, практических вещей. » ƒостоевского иногда поражает, как можно до такой степени не чувствовать людей - их состо€ние и отношени€. ѕри продолжении общени€ это перестает раздражать, а просто удивл€ет и даже умил€ет Ц возникает желание помочь.

¬ паре Ћ—Ё - Ё»» обсуждени€ могут быть довольно длительными (процесс, как посто€нное совершенствование состо€ни€ и желание продолжать его, если он интересен +рассудительность и аристократи€ Ц требуетс€ врем€, чтобы соотнести свое видение фактов с привычными групповыми установками [2]). » это именно Ђобсуждени€ї, а не Ђвы€снени€ї отношений.

ƒл€ ƒостоевского может быть весьма болезненным сделать что-нибудь Ђне такї. ƒостоевский 20-ти лет рассказывал на тренинговой группе, как он пыталс€ поздравить свою девушку с днем рождени€. ќн купил громадный букет €рко-алых роз и красивый торт.   сожалению, сто€л суровый февраль, поэтому пока он гордо нес букет к ней домой, розы слегка потер€ли свой товарный вид, а попав в квартиру, вскоре ув€ли. “орт был куплен в маленьком магазинчике, и оказалс€ несвежим (а ƒостоевский постесг€лс€ поинтересоватьс€ об этом в магазине, впрочем, даже если бы поинтересовалс€ и ему сказали неправду, вр€д ли это что-то изменило бы в его эмоци€х), причем настолько несвежим, что есть его было невозможно. ƒевушка не слишком деликатно ему оба факта поставила на вид, после чего он и так испуганный тем, как нехорошо все получилось, окончательно потер€лс€ и не мог придумать, как загладить свою оплошность, поэтому сжавшись в уголке, потер€нно молчал.

¬ других ситуаци€х ƒостоевские могут очень решительно защищать себ€, других и отстаивать свое мнение. ≈сли в конфликте ƒостоевский точно знает, что правда на чьей-то стороне (нормативна€ структурна€ логика - L +объективизм), то обычно вступает в дискуссию. „асто Ё»» бывают активны на интернет-форумах, в ситуаци€х виртуального противосто€ни€, когда болева€ волева€ сенсорика - „— Ђпод прикрытиемї. ”гроза, давление и агресси€ гораздо сильнее ощущаютс€ при непосредственном противосто€нии, чем при общении в виртуальной среде. ѕричем Ё»» могут сами вв€зыватьс€ в такие дискуссии и долго их поддерживать. Ќа наш взгл€д дело в следующем. ‘орум €вл€етс€ средой с интуитивной направленностью Ц здесь меньше сенсорных раздражителей, чем при контакте лицом к лицу, общение ведетс€ посредством текстов, которыми можно передавать идеи и образы (подробнее о соционических средах см. нашу работу [2]). “аким образом, многие Ё»» на форумах склонны активничать больше, чем в жизни.

≈сли же вообще говорить о конфликтах и противосто€нии, то тут у ƒостоевского много зависит от его отношени€ к люд€м, которые конфликтуют. ≈сли конфликтуют близкие и дорогие ему люди Ц Ё»» постараетс€ перевести разговор в другое русло или примирить Ђвраждующиеї стороны. ≈сли его самого вт€гивают конфликт, и у ƒостоевского нет возможности физически выйти из ситуации, он выходит из нее психологически. ѕросто Ђуходит в себ€ї (во-первых, т€жело противосто€ть по одномерной волевой сенсорике - „—, во-вторых, зачастую в конфликтах происходит давление на ограничительную этику эмоций - „Ё, что тоже непри€тно). ”ход в себ€ Ц своеобразна€ форма защиты от страха Ђсказать или сделать что-то лишнее, что может еще сильнее распалить конфликтї.

¬ ситуации конфликта малознакомых или не близких ему людей Ё»», скорее, отстранитс€ от вмешательства в ситуацию и ее оценки. Ќадо понимать, однако, что близким дл€ Ё»» может стать и человек после недолгого и даже заочного знакомства, если он ƒостоевскому понравилс€, и ƒостоевский считает его Ђсвоимї по духу, образу мыслей, жизненным установкам или чему-то еще (аристократи€). Ќапример, это может произойти при общении на том же форуме. ¬ этом случае Ё»» будет вмешиватьс€ очень даже активно, стара€сь погасить конфликт. јналогична€ ситуаци€ участи€ Ё»» в конфликте возможна, если люди, которые вт€нуты в конфликт, не €вл€ютс€ уж слишком близкими Ц ситуаци€ нейтральна, но Ё»» кажетс€ (а зачастую так и есть), что он видит причины возникновени€ конфликта (ЅЁ+„») и тогда он пытаетс€ направить конфликт в позитивное русло или перевести разговор на другую тему.

¬ результате ƒостоевские часто выступают в качестве посредников, чтобы примирить враждующие стороны. Ёто происходит не в ситуации непосредственного сенсорного противосто€ни€, а когда эта фаза уже прошла, либо еще не началась - в ситуации зреющего недовольства сторон друг другом. Ќа наш взгл€д в этих ситуаци€х работает ведущий блок ƒостоевского (ЅЁ+„» - возможности дл€ отношений). Ќе всегда такие попытки примирить удачны. ћы лично наблюдали по крайней мере две одинаково развивающихс€ ситуации, когда между группами людей возникли противоречи€, в результате чего группы перестали между собой общатьс€. ∆ела€ всех помирить, Ё»» Ђходилї от группы к группе и пыталс€ договариватьс€ (в ситуаци€х были разные мужчины Ё»», но вели они себ€ сходно). ѕри этом он не то, чтобы врал, просто из лучших побуждений, обща€сь с одними, умалчивал о некоторых фактах, которые могли бы представить другую сторону в негативном свете и помешали бы примирению сторон (ЂЁто только подольет масла в огонь!ї). Ќадо сказать, что подобное Ђумолчаниеї характерно дл€ всех Ђбелыхї этиков, не только дл€ ƒостоевских, но попытки примирить стороны (изыскать возможности дл€ гармонизации отношений) свойственны именно Ё»». ќбе истории закончились плачевно, поскольку эти Ђумолчани€ї так или иначе вылезли наружу, конфликтующие стороны утвердились в мысли, что Ё»» им лжет и что-то вынюхивает и, следовательно, играет на стороне противника. ¬ражда еще больше усилилась, поскольку включение Ђшпионаї - ƒостоевского в общение стороны восприн€ли как новый виток враждебных действий.

  счастью, во многих случа€х такое Ђмирениеї работает. ƒостоевскому не жаль усилий Ђбродитьї между враждующими компани€ми и на энергетическом уровне принимать на себ€ и трансформировать (гасить) энергетический негатив.

—тремление всех помирить - это не только программна€ этика отношений -., но еще и вли€ние болевой волевой сенсорики - „—. ‘изическа€ агресси€ и давление вызывают у ƒостоевских панику и желание все это прекратить. Ќа одном из тренингов, на котором авторы присутствовали в качестве участников, ведуща€ Ё»» организовала провокационную игру, смысл которой состо€л в том, чтобы один из участников (заранее проинструктированный), вел себ€ вызывающе и противопоставл€л себ€ группе.

ѕровокатор (Ё»Ё) пыталс€ задиратьс€ к силовому сенсорику —ЋЁ, в частности - хватать его вещи, но был физически остановлен. ¬стревоженна€ ƒостоевска€ немедленно прервала упражнение, хот€, как потом рассказывал волевой сенсорик (и мы можем это подтвердить), ситуаци€ была полностью под контролем, и никакой агрессии, тем более драки не было и быть не могло. — точки же зрени€ Ё»» создалась непредсказуемо опасна€ ситуаци€, и она постаралась ее немедленно завершить.

≈сли говорить о паре в целом, то Ўтирлиц-ƒостоевский одна из самых Ђдомашнихї Ц люб€щих Ђзакрытьс€ в своем домикеї, пар. ƒуалам во всех парах вообще свойственно зацикливатьс€ друг на друге, поскольку дуальные отношени€ €вл€ютс€ энергетическими [6], и наиболее комфортны на близкой психологической дистанции.

¬ паре Ўтирлиц-ƒостоевский Ђзацикливаниеї усугубл€етс€ стремлением к комфортному гармоничному состо€нию, которого порой бывает сложно достигнуть вне дома, особенно в больших городах, где состо€ние Ђвне домаї очень активное, бурл€щее и совсем не спокойно-гармоничное.

¬ общем и целом особенностью отношений в паре Ћ—Ё Ц Ё»» €вл€етс€ стабильность и глубина. Ёкстравертному логику (тем более сенсорному) сложно пон€ть нюансы отношений, поэтому дл€ него очень важно знать непосредственно от партнера о чувствах, обидах и недопонимани€х: Ђ≈сли обиделс€ Ц не молчи. —кажи!ї. »наче Ћ—Ё непон€тно, произошло ли что-то в отношени€х, а если произошло, то что именно. —ам ƒостоевский готов озвучить свои чувства и пойти на уступки, но, разумеетс€, если встречает поддержку и понимание и на его попытки сближени€ в ответ последуют аналогичные шаги от партнера. ¬ противном случае, систематически не встреча€ поддержки, Ё»» не станет продолжать отношени€.

¬ силу рациональности Ўтирлиц часто и безапелл€ционно высказывает оценки Ц суждени€. ћы много слышали от Ё»», что их иногда поражает резкость и жесткость, с которой Ћ—Ё высказываетс€ по самым разным поводам. Ёто касаетс€ как окружающих людей и событий, так и самого ƒостоевском в самых невинных, казалось бы, ситуаци€х. Ќапример, по поводу того, что ƒостоевский что-то не так сделал. »ли положил и не может найти (а дл€ ƒостоевского, как и дл€ других интуитивных интровертов такое очень даже характерно). »ли же Ё»» слишком много внимани€ удел€ет общению с людьми, которые, по мнению Ўтирлица, просто Ђдостаютї. Ќаконец, склонность ƒостоевского Ђвитать в облакахї и не замечать бытовых мелочей также может выводить Ўтирлица из себ€ и привести к тому, что Ђвсех расстав€т по угламї. Ђ¬ доме есть два мнени€ Ц одно твое, другое Ц неправильное!ї говор€т домочадцы женщине Ћ—Ё, причем “»ћы в отношени€х менее гибкие и понимающие, чем Ё»» за€вл€ют, что им от этих оценок порой Ђхочетс€ удавитьс€ї.

Ћ—Ё - эмотивист, и его гнев и возмущение, могут вспыхнуть очень легко. ѕри этом эмоции могут быстро улечьс€ (несколько минут, несколько дес€тков минут), но вот беда - пока они бурл€т, бывает сложно их контролировать, а поскольку это возмущение подкреплено фоновой (многомерной) волевой сенсорикой - „—, то звучит оно очень громко и про€вл€етс€ достаточно жестко. ƒостоевского эти вспышки пугают (особенно поначалу). ¬озмуща€сь, Ўтирлиц уверен в своей правоте (в силу эмотивизма ему бывает сложно сходу разобратьс€ в ситуации и понимание приходит с небольшим запозданием), а если потом вдруг становитс€ €сно, что он в чем-то неправ, то признать это может казатьс€ ему ниже его достоинства.

 азалось бы, как Ђхрупкий и ранимыйї ƒостоевский может показать Ўтирлицу, что тот неправ? ќднако у интровертных интуитов есть одна особенность, котора€ помогает им в подобных ситуаци€х. »нтровертные интуиты относ€тс€ к стимульной группе Ђсамоценностьї по ¬.√уленко [3]. Ёто означает, что дл€ них значимо лишь то, что ценно или интересно лично им по каким-либо внутренним соображени€м. ¬нешним престижем, материальными ценност€ми они не мотивируютс€, а если снаружи происходит нечто, что им активно не нравитс€, они просто Ђуход€т в себ€ї. Ёто напоминает исчезновение души из его материальной оболочки. ’от€ тело человека присутствует, сам он, внутренн€€ человеческа€ сущность, исчезает. ƒостоевский как бы запираетс€ внутри, создава€ психологический барьер между собой и Ђобидчикомї. ќн становитс€ подчеркнуто холодно вежливым, отвечает на вопросы односложно, ходит с каменным лицом (похоже ведет себ€ Ё—», с той разницей, что последний может отреагировать не только так, но и более агрессивно сенсорно). –азумеетс€, это крайний случай и происходит, скорее, если в отношени€х что-то не так.

Ўтирлицу же довольно сложно признать ошибку в словах или делах, даже если в отношени€х все благополучно. ћы видим причину такого Ђупр€мстваї в том, что представители любого типа как правило Ђчудовищної самоуверенны по аспекту своей базовой функции. ¬ случае базовой деловой логики („Ћ) это звучит как: Ђя все делаю, как надо!ї. ѕоэтому даже если Ћ—Ё и осознал ошибку, признать, что что-то было сделано не так, не всегда просто. –ечь не об€зательно идет о конкретных делах, Ђсделалї - это и нагрубил, повысил голос, не отсто€л свою территорию, не заметил возможность и пр., т.е. сочетание деловой логики - „Ћ с другими аспектами. »звинитьс€ Ўтирлицу (особенно если этот Ўтирлиц - мужчина) бывает очень т€жело. » потому обычно это не делаетс€ вербально, просто Ўтирлиц своим видом начинает показывать свое расположение. Ќапример, смотрит благожелательно, начинает разговаривать, как ни в чем не бывало. √нев прошел, и эмоции улеглись (эмотивисты быстро переключаютс€ с одних эмоций на другие, особенно Ц эмотивисты Ц динамики), но при этом Ћ—Ё может не знать, как помиритьс€. —пособ вести себ€ при примирении Ђкак ни в чем не бывалої достаточно прост, и потому часто примен€етс€ Ћ—Ё. Ётой паре гораздо легче помиритьс€, если первый шаг на встречу сделает Ё»».  онечно, дл€ Ћ—Ё Ђ»звини, пожалуйстаї маловато, поскольку сенсорику-логику по-прежнему непон€тно Ц в чем причина конфликта, действительно ли все позади или эти слова ему сказали просто, чтобы что-то сказать (впрочем, дело еще и в тоне, и в уровне отношений - иногда и этого вполне достаточно). Ќо вот если ƒостоевский расскажет, почему он так поступил и логику-сенсорику станет пон€тно, что отношени€м ничего не угрожало, сейчас все в пор€дке, а Ё»» делает шаг навстречу, то может извинитьс€ и сам Ћ—Ё. ¬есь вопрос в том, что Ўтирлиц зачастую просто не знает, как нужно извин€тьс€. ј вот такие действи€ ƒостоевского (как после своих ошибок, так и после конфликта) помогают Ўтирлицу увидеть образец, как это может быть. » постепенно он обучаетс€, а поскольку его извинени€ принимают доброжелательно, то немного побыть Ђэтикомї ему может и нравитьс€.

¬прочем, прин€тие признаний в неправоте и извинений не часто используетс€ ƒостоевскими дл€ примирени€ и выравнивани€ ситуации. »м зачастую интереснее и легче сделать так, чтобы этака€ наэлектризованность в воздухе сама собой разр€дилась, т.к. чувства и переживани€ партнера, как правило, хорошо видны.

»ногда Ўтирлица удивл€ет реакци€ ƒостоевского на разного рода людей, в том числе и на него самого, а именно - излишн€€ (с его точки зрени€) доверчивость. Ќа самом деле ƒостоевский хорошо видит возможности и способности людей („») и то, что Ўтирлицу кажетс€ неоправданной доверчивостью, обычно имеет под собой веские основани€. Ќо поскольку эти основани€ интуитивные, как правило, невербализуемые, то с точки зрени€ Ўтирлица вескими они считатьс€ никак не могут.

≈сли в отношени€х возникают какие-то не€сности, дл€ Ўтирлица характерны две реакции (не только они, но эти часто). ѕоскольку во всем, в том числе и в отношени€х хочетс€ определенности, Ћ—Ё может начать вы€сн€ть отношени€. ѕричем вы€снение будет происходить в лоб. Ќе со зла, а потому что непон€тно, как можно иначе. ¬ результате вы€снени€ вполне возможно что-то будет поломано, возможно, пошатнутс€ и сами отношени€, ради установлени€ и гармонизации которых все и затеваетс€. » если Ўтирлиц это заметит, то, скорее всего, пойдет до конца, вы€сн€€ все до последнего, и Ђесли уж отношени€ рушатс€, то пусть их!ї ѕусть будет хоть кака€-то определенность. –азумеетс€, Ћ—Ё при этом бывает очень больно и, корежась внутри, он изо всех сил будет старатьс€ не подать виду.

∆елание отказатьс€ от отношений, если они стали слишком затратны Ц уступчивость. ’от€ в этой паре отношени€ми дорожат именно как ресурсом, если ситуаци€ склон€тс€ не в ту сторону, т.е. в эмоциональном плане перестала Ђокупатьс€ї, оба партнера скорее всего примут решение расстатьс€.

¬ этой паре еще более отчетливо, чем в паре Ћ»Ё-Ё—» про€вл€етс€ различие подходов этиков и логиков к отношени€м. ≈сли этик и логик в отношени€х, но этик говорит, что нужно подождать, он пока не готов к дальнейшему сближению, это вполне может означать, что ему эти отношени€ не нужны, но он не говорит об этом напр€мую. »наче дл€ логиков.

ѕровод€ наши тренинги, мы обнаружили, что по этой причине логики и этики долго не могут пон€ть друг друга. ƒл€ логика така€ позици€ этика непон€тна Ђ«ачем обнадеживать(отсутствие четкого Ђнетї воспринимаетс€ логиком как Ђобнадеживаниеї), если не хочешь продолжать отношени€?! Ќет, так нет, и каждый пошел своей дорогойї.

Ётик видит иначе. — одной стороны, он не желает ранить другого, в том числе еще и потому, что не желает получить излишне эмоциональную реакцию, которую ему придетс€ как-то гасить, объ€сн€ть, возможно, даже оправдыватьс€ и утешать. — другой стороны, этик не желает быть виновником разрыва, и потом вспоминать об этом (особенно этик-конструктивист). ѕоэтому он пытаетс€ оставить отношени€ в подвешенном (с точки зрени€ логика!) состо€нии в надежде, что со временем при отсутствии сколько-нибудь существенного контакта логик сам все поймет, т.к. близка€ фаза отношений уже завершена (по большому счету, дл€ этика отношени€ не завершаютс€ никогда - только мен€ютс€ их фазы). Ётик естественно судит по себе Ц сам бы он давно уже все пон€л и сделал выводы. Ћогик тоже судит по себе Ц если бы он сам хотел отношени€ завершить, он бы так пр€мо и сказал. —итуаци€ может длитс€ долго, пока либо кака€-то из сторон все-таки не предпримет решительные шаги, либо вмешаетс€ треть€ сторона, подталкива€ действующих лиц определитьс€.

’отим также немного по€снить про чувствование людей Ћ—Ё. ћы считаем, неверным утверждение, что Ћ—Ё людей не чувствует. ќн может легко ощутить состо€ние человека на уровне своего контактного блока, а именно - почувствовать эмоциональный фон („Ё), комфортно и удобно ли человеку, расслаблен он или напр€жен, устал ли и т.п., т.е. гармоничность/негармоничность его физического и эмоционального состо€ни€ (Ѕ—). Ќо почувствовать, как человек относитс€ лично к нему Ц Ћ—Ё практически невозможно (этика отношений -. - одномерна€ витальна€ функци€).  ак раз в этом аспекте ему нужна поддержка дуала, чтобы подсказал, сложились ли отношени€ (дл€ суггестивной, так же как и дл€ болевой все ситуации окрашены или в черный, или в белый цвет Ц да/нет, есть/нет). ’очетс€, чтобы кто-то помог установить хорошие отношени€ со всеми или рассказал, какие они сейчас. „то ƒостоевский благополучно и творчески делает.

ƒостоевского порой забавл€ет детска€ радость Ўтирлица по аспекту этики отношений -., ведь ему-то нюансы отношений пон€тны практически всегда (если эти люди вообще интересны). ¬се ситуации, в которых кто-то женилс€, влюбилс€, познакомилс€ с будущим супругом, представл€ют дл€ Ћ—Ё интерес независимо от возраста и пола.

Ўтирлиц, в жизни которого есть ƒостоевский (особенно часто так происходит, если дуалы разного пола и много общаютс€) становитс€ гораздо более Ђэтичнымї, интуитивным и интровертным. Ёто про€вл€етс€ и в семье, и на работе. ≈сли раньше люди вокруг воспринимались как детали большого механизма, который нужно починить-подлатать-настроить так, чтобы он эффективно функционировал, то вдруг он начинает замечать, что они еще и мужчины-женщины, родители-дети, друзь€-подруги. » Ћ—Ё вдруг понимает, что есть така€ штука Ц эмоциональный климат в коллективе. » совсем недостаточно распределить должностные об€занности, договоритьс€, кто и что будет делать, и за какое вознаграждение. ќказываетс€ важно еще, что у каждого в семье, дома, о чем человек думает, что его волнует, как он к кому относитс€.

»нтересна€ ситуаци€ возникает в дуальной диаде Ћ—Ё-Ё»» (впрочем, сходные соображени€ можно привести по любой дуальной диаде). ћожет создатьс€ впечатление, что сама структура диады мешает партнерам встретитьс€, особенно на раннем этапе жизни.

»з-за болевой интуиции времени - Ѕ», Ўтирлиц не очень хорошо осознает, что у него со временем (в буквальном и переносном смысле, в том числе Ц какой период сейчас в жизни и что это значит). ¬ результате у Ўтирлицев (как и у √юго) иногда из пам€ти выпадают целые фрагменты жизни, например, сложно пон€ть, что уже выросли и не нуждаютс€ в каждодневной заботе дети, или, что настало врем€ создавать семью. ƒостаточно характерно дл€ Ћ—Ё не задумыватьс€ о своем возрасте и (особенно дл€ мужчин) оставл€ть обзаведение семьей Ђна потомї. ѕричины этого могут быть разными, например, нежелание концентрироватьс€ на этом по молодости, желанием как следует Ђподготовитьс€ї, обеспечить все, что нужно (сенсорика+тактика).

 огда желание создать семью есть, Ўтирлицы часто поначалу Ц как и многие другие экстраверты - концентрируютс€ на более €рких партнерах и лишь, набив шишек и узнав, что дл€ них это Ђне тої, начинают смотреть в сторону более спокойных интровертных этиков.

ƒостоевские же, как правило, ждут, когда их все-таки замет€т (интроверси€), не только не жела€ вступать в борьбу, но и не стара€сь особенно привлекать к себе внимание, занимать слишком много места (тут дело еще и в болевой волевой сенсорике - „—).

ѕолучаетс€ и еще один парадокс.  азалось бы, дуалы должны поддерживать слабые функции партнера. Ќо пока эти функции действительно слабы, дуалам достаточно сложно начать общатьс€. »звестны случаи, когда дуалы встречались, но при этом длительных отношений не возникало. ќдной из причин, конечно, €вл€ютс€ личные особенности людей, которые просто не подходили друг другу. Ќо нередко случаи, когда люди по “»ћным особенност€м просто не готовы были прин€ть дуала, в частности, потому, что поток информации с 4-мерных функций оказывалс€ слишком силен дл€ 1-мерных функций дуала.

—уть (кажущегос€?) парадокса в том, что человек готов прин€ть дуала именно в тот момент, когда дуал ему как бы уже Ђне нуженї. ќн сам достаточно хорошо справл€етс€ с жизненными задачами, его информационные функции уже достаточно наполнены. » именно тогда он в состо€нии и готов дуала прин€ть.

ќднако, если вспомнить философию, психологию и даже эзотерику мы увидим, что подобна€ ситуаци€ встречаетс€ не только в паре дуалов. »злишн€€ фиксаци€ на объекте и неумение решать жизненные проблемы приводит к тому, что жизнь человека вместо Ђпомощиї оказываетс€ еще более загруженной Ц чтобы человек сам научилс€ решать свои проблемы на данном уровне. » наличие/отсутствие р€дом людей, которые могут это сделать за него помогает ему в этом. ¬ажно, чтобы человек сам лучше увидел и осознал эту проблему как свою собственную задачу, а не чтобы по€вилс€ р€дом некий помощник, который за него эту проблему решит.

ѕодвод€ итоги, хотим еще раз обратить внимание читателей на важные, с нашей точки зрени€ особенности дуализации в паре Ћ—ЁЦ Ё»».

1. ќсновные сложности могут возникать на этапе установлени€ взаимоотношений из-за разных ритмов партнеров, регулирует степень сближени€, как правило, Ё»»;

2. ¬се возникающие в процессе общени€ и взаимодействи€ сложности оптимально решаютс€ в этой паре путем обсуждени€ и про€снени€ позиций партнеров.

3. ƒуализированна€ пара Ћ—ЁЦ Ё»» часто интровертируетс€ и замыкаетс€ друг на друге, этому способствуют и квадральные признаки Ц рассудительность, объективизм и аристократи€.

4. ¬ паре не очень люб€т Ђработатьї над установлением отношений, счита€, что все образуетс€ само собой, обычно так и получаетс€, если партнеры с самого начала установлени€ отношений обсуждают все волнующие их вопросы.

Ћитература:

1. југустинавичюте ј. —оцион. Ц ћ.: „ерна€ белка, 2008.

2. Ѕелецка€ ».≈., Ѕелецкий —.ј. ”чет вли€ни€ соционической среды при анализе коллективов различной направленности // 24-€ ћеждународна€ конференци€ по соционике,  иеве, 20-26 сент€бр€ 2008 г. 3. √уленко ¬. ћенеджмент слаженной команды. Ц ћ.: јстрель, 2003.

4. –ейнин √.ј. —оционика. Ц —пб.:ќбразованиеЦ ультура, 2005.

5. —тратиевска€ ¬.  ак сделать, чтобы мы не расставались. –уководство по поиску спутника жизни. Ц ћ:ћ—ѕ, 1997.

6. Ўульман √.ј.  артина интертипных отношений ( и). //—ћиѕЋ Ч 1998. Ч єє 1Ц2.

(с) —ергей Ѕелецкий, »рина Ѕелецка€, 2008
ќѕ”ЅЋ» ќ¬јЌќ: ѕсихологи€ и соционика межличностных отношений, 2009, є2

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1836 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

2032 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.057 с.