Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—пособы познани€ индивидуального




јкцент на индивидуальном обусловил поиск специфических методов познани€ действительности, которые отсутствуют в естественных науках и в макросоциологии. »змерение, обобщение, €зык абстракций, господствующие в позитивистской социологии, неприменимы дл€ описани€ субъективных смыслов.

≈сли мы хотим пон€ть социальный мир человека, воспри€тие внешней реальности и мир его самосознани€ в конкретной ситуации, то тут €вно недостаточно рационального €зыка категорий и абстракций. Ќеобходимо приблизитьс€ к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждени€ и действи€.  роме того, поступки человека далеко не всегда адекватно осознаютс€ им самим. „тобы у€снить их глубинный смысл, надо приложить немало усилий дл€ расшифровки внешне наблюдаемых действий и высказываний и интерпретации их в социологических пон€ти€х.

ѕонимание как метод познани€ глубоко разработан ћ. ¬ебером [122] в рамках понимающей социологии и позднее герменевтиками. “еоретики полагают, социологи€ не должна анализировать действи€ человека Ђизвнеї, со стороны регистриру€ результаты его де€тельности. ¬место этого она должна распознавать те смыслы, которыми люди надел€ют свои действи€.

Ќе вдава€сь в философскую глубину этой проблемы, укажем только основные принципы этого метода.

ѕонимание предполагает непосредственнй контакт и пр€мое постижение объекта путем Ђсопереживани€ ему всеми силами нашей сущности... в живом беспокойствеї (¬. ƒильтей). “акой способ отличаетс€ от непр€мого, выводного знани€ и объ€снени€.

ѕон€ть - значит поставить себ€ в положение других людей дл€ проникновени€ в тот смысл, который они придают своим действи€м, вы€вить их собственные намерени€ и цели. ƒл€ понимани€ одного и того же высказывани€ нужно точно знать, при каких обсто€тельствах и в каком контексте оно было произнесено, иначе оно может быть пон€то превратно (ћ. ¬ебер). Ќапример, обиходна€ фраза Ђхочешь кофе?ї, произнесенна€ в разных контекстах, может означать как желание прервать разговор, уйти от трудного вопроса, так и самое банальное предложение кофе вместо ча€ или, скажем, молока.

», на чем настаивает герменевтика, пон€ть - это значит переместитьс€ в чужую субъектность, постичь ее значение в контексте общего мировоззрени€ того общества или группы, которые породили ее.

ѕознание путем понимани€ не отмен€ет €зыка абстракций (обобщений, гипотез, объ€снений), но делает их вспомогательными на этапе эмпирического сбора и первичного анализа. ѕри обращении к теоретическому осмыслению и обобщени€м они становитс€ основными, а понимание - дополнительным способом познани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1082 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

749 - | 589 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.