Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћодели социального мира




¬ сущности, проблема соотношени€ социального и индивидуального всегда была центральной дл€ социологии. Ќачина€ с периода ее формировани€ в XIX веке, ключевой проблемой оставалс€ вопрос о взаимодействии общества и индивидов.

ќднако в эпоху индустриального общества преимущественным аспектом была проблема социального пор€дка: каким образом индивиды могли бы подчин€тьс€ вли€нию общества во им€ сохранени€ социальной стабильности. ѕоэтому в отношени€х этих двух сторон взаимодействи€, которые описывались как субъект и объект, гражданин и государство, индивид и общество, акцент ставилс€ на изучении второго как Ђсо-общества индивидовї. ќбщество анализировалось как объективна€ и независима€ реальность, котора€ противостоит индивидам преимущественно в форме принуждени€. —убъективные характеристики индивидов нивелировались путем обобщени€ массовых данных и применени€ закона больших чисел (количественный анализ). Ёта тенденци€ сохранилась и в современном позитивизме.

ѕозднее, в начале XX века, особенно с развитием процессов индивидуализации, по€вилс€ и другой ракурс рассмотрени€, который ставил акцент на второй части этого отношени€ Ђобщество - индивидї и сосредоточивал внимание на индивидах как относительно самосто€тельных по отношению к обществу, созидательных и автономных субъектах (√. «иммель, ƒж. ћид). “ака€ модель концентрировалась на рассмотрении Ђобщества в индивидахї.

≈сли центральной проблемой первого дискурса (общество-индивид) €вл€лась проблема социального пор€дка (социальных закономерностей, массовой репрезентации), то сутью второго дискурса (индивид-общество) стала проблема относительной свободы и социального выбора индивидов (социальные типы, отклонени€ от нормы). »з второго аспекта рассмотрени€ пришло понимание того, что субъективное измерение об€зательно должно присутствовать в социальной картине мира и приниматьс€ во внимание при социологической интерпретации. ћ. ¬ебер дл€ этого ввел пон€тие субъективного значени€ (смысла).

»так, в рамках социологии могут сосуществовать разные модели социального мира, одна из которых ставит в центр своего интереса исследование социального, а друга€ - субъективное, индивидуальное. ¬ рамках первой индивидуальное представлено в виде социальных ролей (врача, служащего, отца и т. д.), друга€, сосредотачива€ внимание на индивидуальном, концетрируетс€ на социальных рол€х и их исполнении (как N. исполн€ет свои роли врача, служащего, отца).

»спользу€ образы известного американского социолога ѕитера Ѕергера, можно представить взаимоотношени€ личности и общества в этих теоретических построени€х более зримо. — точки зрени€ позитивистской социологии, считает ѕ. Ѕергер, общество предстает в виде гигантской системы социального контрол€, имеющей сходство с тюрьмой, где индивиды представлены как одноликие заключенные, не выражающие большого желани€ вырватьс€ из ее застенков (из рамок этих ролей) [8]. —м€гча€ эти мрачные образы и использу€ ставшую попул€рной аналогию с миром театра, Ѕергер отмечает, что в таких теоретических построени€х социальна€ реальность представл€етс€ Ђтеатром марионеток с ширмой, за которой скрыты струны,... где куколки репетируют предписанные им маленькие роли в трагикомедии, которую предстоит поставить в кукольном театреї [8, с.113].

»так, в позитивистской социологии единицей социального анализа €вл€етс€ не индивид, а его социальна€ роль, и люди представлены как марионетки. „еловек выступает в основном как объект манипулировани€ и социального принуждени€, об€занный следовать нормам и традици€м социума. ¬ таком социологическом рассмотрении индивид Ђпридавлен допущени€ми социологического анализаї и не имеет претензий на человечность. [34, с. 184].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 957 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2031 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.