Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”ровень анализа: микропроцессы




¬ажным дл€ гуманистической социологии €вл€етс€ рассмотрение субъектов и их практической де€тельности в контексте конкретной социальной ситуации. ƒействительно, субъективные смыслы и значени€ наполн€ютс€ определенным содержанием дл€ участников общени€ только применительно к данной ситуации. “ак, Ђпосмотреть фильмї в рамках одной ситуации понимаетс€ как поход в кинотеатр, определенна€ форма проведени€ досуга вне дома, в рамках же другой ситуации означает просмотр телевизионной программы, в третьей ситуации может означать видеосеанс. ѕонимание субъективных смыслов возможно только при познании их в конкретных обсто€тельствах.

 онкретное наполнение любой дефиниции больше зависит от индивидуального согласи€ непосредственных участников общени€, чем от предыстории ее общеприн€того определени€. ƒействительно, фраза Ђты посмотрел этот фильм?ї в общем смысле означает просто Ђреальный факт просмотра фильма как продукта киноиндустрииї, а в конкретной ситуации может быть более многозначной: например, пониматьс€ как кодовое включение в Ђмы-группуї (люди, принадлежащие к нашей группе, не могли пройти мимо такого фильма). ѕоэтому принцип ситуативного микроанализа и €вл€етс€ основополагающим в качественном методе.

—итуативный анализ означает четкое определение рамок качественного исследовани€ и сводит его к микроанализу конкретных ситуаций. ѕри этом первичной основой €вл€етс€ определение ситуации в терминах самих участников.

Ёто позвол€ет обрисовать контуры исследовательского пол€ качественных методов в социологии - это область микроанализа, где исследуетс€ активность субъекта, где эмпирическое знание и понимание первично и предшествует теории, где преимущественно исследуетс€ частное, локальное в естественных услови€х повседневного существовани€.

ћикроанализ - это удобное Ђнаучное полеї, территори€ дл€ исследований повседневного опыта как с точки зрени€ культурного дискурса, коммуникации, так и с точки зрени€ мотиваций и социально-психологических особенностей взаимодействи€ субъектов. Ёто область наиболее удобна€ дл€ междисциплинарного исследовани€ практики человеческого взаимодействи€, в процессе которого раскрываютс€ модели, эталоны социального поведени€ людей.

“аким образом, по интересу и ракурсу рассмотрени€ первична€ пол€ризаци€ происходит по разделительной линии общество-индивид или макро- и микроанализ, что существенно измен€ет общесоциологическую картину социального мира. “олько в дальнейшем, уже как следствие, это про€вл€етс€ в методике эмпирических исследований как пол€ризаци€ качественных и количественных методов.

ƒл€ определени€ места качественной методологии в системе общей социологии проведем параллели с другими родственными науками. “ак, в экономике мирно соседствуют две парадигмы: макроэкономика и микроэкономика. ѕри этом последн€€ рассматриваетс€ с точки зрени€ де€тельностного подхода, где анализируютс€ отдельные субъекты хоз€йственного механизма, функционирующие в услови€х свободной конкуренции. ‘окусом микроэкономики €вл€етс€ экономическое поведение субъектов и Ђмодели человека экономическогої [27, с. 18], тогда как фокусом макроэкономики €вл€етс€ функционирование экономических структур.

¬ области истории существует разделение на историю, опирающуюс€ на официальные документальные источники исторического знани€, и так называемую Ђустную историюї, котора€ опираетс€ на изучение устных источников как субъективных свидетельств непосредственных участников определенного событи€ (oral history). ѕо€вление и рост попул€рности данного направлени€ сами историки св€зывают с реакцией на долговременное засилье экономической и социальной истории, что в качестве обратной реакции способствовало современному расцвету интереса к истории культуры, психоистории, истории интеллекта и эмоций, истории простого человека [96, с. 11].

Ётнографию определ€ют как область знани€, котора€ занимаетс€ формами социально-национального существовани€ и взаимоотношений этносов как больших социальных групп. ќднако она же характеризуетс€ как определенна€ практика социальных исследований, где пр€мое описание людей и их культуры как бы отражает некий тип теоретизировани€ [74]. Ёто предполагает наблюдение реального опыта жизни этносов в реальных услови€х [35, с.139].

»так, провед€ аналогию с ситуацией в родственных науках, можно заключить, что эмпирическое поле Ђнепосредственного визуального контакта исследовател€ с субъектом де€тельностиї и его анализ присутствуют в каждой из этих социальных наук нар€ду с познанием общих универсальных закономерностей социальных процессов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1312 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2199 - | 2060 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.