Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. М.: Добросвет, 1998.
ВВЕДЕНИЕ
О чем эта книга
Современные тенденции социальной жизни, а также дебаты вокруг них, поставили проблемы культурной дифференциации и культурного выбора в центр исследовательских интересов, что отразилось в повышенном внимании к изучению коллективных культурных норм, образцов поведения и вариативности индивидуального выбора.
Это направление в социологии сконструировало многослойную многомерную модель социального мира, где индивиды являются центральным звеном, а проблемы их индивидуального выбора представляют наибольший интерес.
Глубинное изучение человеческого мира представляется в этом аспекте все более актуальным. Процесс постепенного погружения социологов во все более глубокие слои индивидуальной жизни представляется аналогичным обращению биологов к тайнам микромира.
Обращение к социальному микромиру также требует особых инструментов глубинного анализа, аналогичных микроскопу в биологии, - методов качественного анализа индивидуального.
Растущий интерес к качественным методам объясняется и мнением научной общественности относительно будущего социологии.
Одни утверждают, что наступает эпоха глобализации социальной жизни. Соответственно, считают они, социология должна ориентироваться на глобальные проблемы существования «мировой системы», поскольку социальный мир все больше унифицируется (сторонники глобалистики). Сторонники другой позиции возражают: наступает эпоха локально-этнических противоречий и социология должна концентрироваться на микроанализе социально-культурных процессов и противоречий, исследовании локально-этнических сообществ и меньшинств - т. е. от познания вопросов, связанных с политикой государств, перейти к познанию гражданского общества, культурных особенностей; к пониманию специфики каждодневной социальной практики людей - от макро- к микроанализу социальных явлений.
Последние считают, что будущее социологии связано с гуманизацией социологического знания и ее переориентацией на локальные этнокультурные проблемы.
В российской социологии эта поляризация научного социологического знания на микро-и макросоциологию совпала с рядом дополнительных обстоятельств. Во-первых, вся социология советского периода развивалась как социология макроанализа, основанная только на количественной парадигме, микроанализ понимался как ненаучное отклонение, которым могут заниматься только непрофессионалы. Во-вторых, новая социальная реальность, характеризующаяся распадом одних и появлением других социальных реалий, потребовала их глубинного нетрадиционного изучения новыми социологическими инструментами. Данные больших массовых опросов не позволяли «ухватить» и проанализировать изменяющуюся социальную ткань, так как новое появляется первоначально в форме единичного или отклонений от норм.
Из сказанного становится ясным, что противостояние макро- и микроанализа является характерным как для мировой социологии вообще, так и для отечественной в частности. Это объясняет, почему в последние годы в России все больше социологов обращается к качественным методам исследования.