Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬) “реть€ точка зрени€




–ассмотрим теперь иную точку зрени€ на грех. ¬ Ѕыт. 4: 11, 12 говоритс€ о наказании √осподом  аина за убийство им своего родного брата јвел€; в Ѕыт. 6: 5 Ч о великом развращении людей на земле; в Ѕыт. 6: 19-23 Ч о том, что за это развращение, в результате потопа, посланного √осподом, Ђистребилось вс€кое существо, которое было на поверхности земли... осталс€ только Ќой и то, что было с ним в ковчегеї.

“аким образом, в то врем€, когда еще не было каких - либо известных нам законов (за исключением Ѕыт. 2: 16, 17) и, следовательно, не могло быть их нарушени€, люди уже подверглись наказанию за личные де€ни€ (убийство и развращение).  роме того, при отсутствии законов, в Ѕыт. 4: 7 говоритс€ о добре и грехе, а в Ѕыт. 6: 8 Ч о том, что ЂЌой же обрел благодать пред очами √осподаї, из чего следует, что Ќой был праведным. «аметим также, что  аин в ответ Ѕогу на вопрос: Ђ√де јвель, брат твой?ї Ч сказал: ЂЌе знаю, разве сторож € брату моему?ї. “о есть,  аин не захотел признатьс€ в убийстве своего брата, из чего можно сделать вывод, что  аинсам оценивал свой поступок как плохой. »наче говор€, у  аина, при отсутствии в то врем€ €вных (осознанных) законов, возникло понимание своей вины.

¬се это обусловлено наличием основ нравственного закона в совести человека. Ђѕод именем естественного нравственного закона разумеетс€ тот, присущий нашей душе внутренний закон, который посредством разума и совести показывает человеку, что добро и что зло (по определению профессора протоиере€ Ќ. —теллецкого, Упод именем естественного нравственного закона разумеютс€ сознанные и формулированные умом правила внутреннего и внешнего поведени€ человека, на основании предшествовавшего неоднократного возбуждени€ нравственного сознани€ и чувства, и имеющие настолько силы над волей человека, насколько свидетельства нравственного сознани€ и чувства подкрепл€ют их требовани€Ф) (ќпыт нравственного православного Ѕогослови€, т. I, ч. 1-€. ’арьков, 1914, стр. 107-108)Е

—в. »оанн «латоуст пишет: УЌи јдам, ни другой какой человек, никогда кажетс€ не жил без закона естественного...  ак скоро Ѕог сотворил јдама, вложил в него и этот закон, сделав его надежным сожителем дл€ всего человеческого родаФ (свт. ». «латоуст. “олкован, на ѕосл. к –им. Ѕеседа 12-€). —в. »сидор ѕелусиот говорит: Уѕоистине достойны похвалы те, которые исполн€ют долг по внушению естественного закона. »бо сама природа носит в себе точный и неповрежденный критерий добродетелей, на который указывает —ам ’ристос в видах побуждени€ или поощрени€, говор€: У¬о всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с нимиФ (цит. по проф. —теллецкому, стр. 113)ї (64. √лава 2. ќ нравственном законе и нравственном действовании).

јпостол ѕавел учит: ЂЕ когда €зычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не име€ закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвин€ющие, то оправдывающие одна другуюЕї (–им. 2: 14, 15). “олку€ эти слова, архимандрит ѕлатон (»гумнов) говорит: ЂЕ¬ учении апостола ѕавла о естественном нравственном законе можно выделить следующие основные положени€.

1. ≈стественный нравственный закон дан Ѕогом и €вл€етс€ общим досто€нием всех людей.

2. Ёто закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра. 3. «нание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне об€зывающую силу.

4. ¬се люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновению закону влечет за собой будущее возмездиеї (65: 34).

ѕриведем и другие сведени€ о нравственном законе из работы архимандрита ѕлатона (»гумнова): Ђќтцом учени€ о естественном нравственном законе следует считать св€того »устина ‘илософа. —в€той »устин учит о ’ристе как ѕредвечном Ћогосе. „еловеческий разум и нравственна€ мудрость имеют свое начало во ’ристе. ќсновное положение учени€ св€того »устина состоит в том, что Ѕог сотворил человека способным избирать истину и поступать справедливо. —вой взгл€д на естественный нравственный закон св€той »устин ‘илософ €снее всего излагает в У–азговоре с “рифоном-иудеем.Ф УЅог установил то, что всегда и везде €вл€етс€ справедливым, и любой народ знает, что блудоде€ние, супружеска€ измена, убийство и тому подобное есть грех. » вс€кий человек, совершающий такие дела, не может освободитьс€ от мысли, что совершает беззаконие, за исключением людей, одержимых нечистым духом или испорченных плохим воспитанием и привычками.Ф

ƒругой представитель ранней патристики Ч св€той »риней Ћионский говорит, что при творении Ѕог вложил в человека воспри€тие нравственного закона: ќн дал ему знание добра и зла, и это знание состоит в том, чтобы верить и повиноватьс€ Ѕогу и исполн€ть ≈го заповеди.

 лимент јлександрийский, следу€ св€тому »устину ћученику, стремитс€ обогатить христианскую мысль всеми достижени€ми греческой философии. ќн отмечает, что знание добра и зла достигаетс€ человеком посредством естественного закона, данного Ѕогом: Уќт Ѕога закон природы и закон ќткровени€, которые составл€ют нечто одно.Ф

ќриген, рассматрива€ человека как образ Ѕожий, выдел€ет способность человека правильно поступать. —огласно ќригену, эта способность присуща человеку, благодар€ установленному Ѕогом естественному закону.

«амечательные рассуждени€ о естественном нравственном законе мы находим у “ертуллиана. ќн пишет: У»так, прежде ћоисеева «акона, написанного на каменных скрижал€х, € утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понималс€ естественным образом и соблюдалс€ предками.Ф “ертуллиан говорит, что естественный нравственный закон €вл€етс€ общим дл€ всего человечества, и учит, что все совершенное человеком против природы должно заслужить осуждение среди людей, как нечто позорное и ужасное. Ќа вопрос €зычников, что такое закон, “ертуллиан отвечает: У¬ы спрашиваете о законе Ѕожием Ч он общий дл€ всего человечества и высечен на скрижал€х нашей природы, на которые указывает апостол.Ф

—в€той ћефодий ќлимпский в своей теодицее Уќ ¬оскресенииФ ссылаетс€ на естественный нравственный закон, который побуждает наши мысли к добру.

“аким образом, еще в доникейский период мы встречаем со стороны отцов и церковных писателей признание естественного нравственного закона. —ледует, однако, упом€нуть об отцах более позднего периода, чтобы сделать вывод о том, что представление о естественном нравственном законе было четко определено патристической мыслью.

≈пископ ≈всевий  есарийский учит: У—оздатель всего сущего дал каждой душе естественный нравственный закон в помощника и союзника в деле совершени€ тех дел, которые нужно исполн€ть.Ф —в€той јфанасий ¬еликий говорит об оправдании древних праведников через естественный закон. —в€той √ригорий Ѕогослов пишет: УЅог дал нам пророков прежде вс€кого закона, и даже прежде них ќн дал неписаный естественный закон, след€щий за исполнением того, что следует исполн€ть.Ф —в€той ¬асилий ¬еликий в своем УЎестодневеФ высказывает мысль, что всеобщий пор€док и гармони€ в сотворенном мире есть прообраз пор€дка в человеческой жизни.

ќ естественном нравственном законе говор€т св€той  ирилл јлександрийский, блаженный ‘еодорит, св€той ћаксим »споведник, но наиболее полно из всех восточных отцов высказалс€ св€титель »оанн «латоуст. ƒл€ него закон природы Ч это истинный закон и любой другой закон, который ему противоречит, следует считать ложным. «акон природы всеобщ и вечен, он €вл€етс€ нравственным руководителем человечества: УЅог вложил в человека врожденный закон, который управл€ет человеком, как капитан кораблем или как наездник лошадью.Ф

“аким образом, патристическа€ традици€ рассматривает естественный нравственный закон как универсальную основу нравственной жизни человека и общества. ћожно сказать, что отцы и христианские писатели ¬осточной и «ападной ÷ерквей патристического периода проповедовали нравственность естественного закона. ѕри этом естественный нравственный закон понималс€ не иначе как в свете истины Ѕожественного ќткровени€ и тесно св€зывалс€ со всем христианским опытомї (65: 35-37).

»наче говор€, Ђ... в совести человека находилс€ весь закон нравственный...ї (66: 473). ƒействительно, из –им. 2: 14, 15 следует, что Ђ... €зычники, не имеющие Ѕогооткровенного закона, будут судимы Ѕогом по закону совести, написанному в сердцах их...ї (67: 191, 192). ЂЌе зна€ писаного закона Ѕожиего, €зычники обычно пользуютс€ каким-то сводом общих правил. Ёти нормы создают подсознательную культуру, включающую пон€ти€ о справедливости, честности, доброте и сострадании к другим, что и отражает Ѕожий закон в их сердцах. »х приверженность к некоторым добрым делам и непри€тие некоторых злых дел указывают на внутреннее познание закона Ѕожьего Ч знание, которое будет свидетельствовать против них в день судаї (39: 1747. —м. по€снени€ к словам: Ђпо природе законное делаютї и Ђсами себе законї из –им 2: 14). —в€щенник јфанасий √умеров пишет: Ђ—озданный по образу и подобию Ѕожию человек, даже не просвещенный Ѕожественным откровением, имеет начатки боговедени€. „ерез премудро устроенный мир и черты богоподоби€ в себе он может, хот€ и смутно, прозревать “ворца. Ћюди, жившие в €зыческом обществе, по своей религиозности были весьма неодинаковыми. ќдни искали и чтили неведомого Ѕога Ч о чем говорил св€той апостол ѕавел в јфинском ареопаге (см.: ƒе€н. 17: 23), другие находились во мраке невери€ї (68: 67).

—овесть представл€ет собой Ђинстинктивное чувство правильного и неправильного, которое порождает ощущение вины. ѕомимо подсознательного обладани€ Ѕожиим «аконом люди обладают предупредительной системой, котора€ действует при незнании или нарушении этого закона. ѕавел призывает верующих не заглушать голос своей совести и не учить этому другихЕї (39: 1747. —м. по€снение к слову Ђсовестьї из –им. 2:15). ЂЅог поместил свидетельство о своем существовании в самой природе человека посредством разума и нравственного законаї(39: 1745. —м. по€снение к словамЂ€вно дл€ нихїиз –им. 1: 19). ѕоэтому, Ђ¬се люди ответственны перед Ѕогом за свой отказ прин€ть то, что ќн €вил им о —ебе в —воем творении. ƒаже те, кто никогда не имел возможность слышать Ѕлагую весть, получили €сное свидетельство о существовании и характере Ѕога, но пренебрегли этой истиной. ≈сли человек ответит на данное ему откровение Ч даже когда это откровение дано только природой Ч Ѕог предоставит дл€ такого человека возможность услышать ≈вангелиеї (39: 1745. —м. по€снение к словам Ђ они безответныї из –им. 1: 20).

јрхимандрит ѕлатон (»гумнов) пишет: Ђјпостол ѕавел говоритЕ о всеобщей виновности людей перед Ѕогом, ибо никто не может оправдатьс€ тем, что не знал, как поступать в своей жизни, и тем, что не знал о будущем Ѕожественном возда€нии и наказании за совершенные дела, поскольку Ѕог через —вое творение €вил —вое могущество и присутствие в мире[82]. Ќечестивые остаютс€ без оправдани€, потому что, несмотр€ на возможность познать Ѕога и поступать в соответствии с этим знанием, прославл€€ и благодар€ Ѕога, они отвратились от знани€ о Ѕоге и с омраченным разумом добровольно вверглись в мрак невери€. –езультатом этого отвержени€ естественного знани€ о Ѕоге €вилось то, что они лишились ≈го Ѕожественной помощи и присутстви€, сделались неспособными выполнить свое предназначение в жизни и подверглись нравственному падениюї (65: 34).

”читыва€ важное значение совести в формировании пон€ти€ грех, приведем и другие высказывани€ по данному вопросу:

Ђ огда Ѕог сотворил человека, Ч говорит преподобный авва ƒорофей, Ч ќн вселил в него нечто Ѕожественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, Ч сие называетс€ совестью, а она есть естественный закон... ѕоследу€ сему закону, то есть совести, (ветхозаветные) патриархи и все св€тые, прежде писанного закона угодили Ѕогу (преп. авва ƒорофей. ƒушеполезные поучени€ (изд. 10-е). ѕоучение 3-е. ќ совести)ї (цит. по 64. √л. 2.ќ нравственном законе и нравственном действовании).

ЂЅог, созида€ человека, насадил в душе его совесть, дабы тою аки правилом управл€лс€ и, что творить и от чего уклон€тьс€, наставл€лс€. —овесть не иное что, как закон естественный или природный; почему и с законом Ѕожиим написанным совесть сходна. „его бо научает закон Ѕожий, того научает и совесть... Ќе слушает кто совести: не слушает и закона Ѕожи€ и —амого Ѕогаї (свт. “ихон «адонский. ÷ит. по 53: 956).

Ђ—овесть есть законодатель, блюститель закона, суди€ и возда€тель. ќна есть естественные скрижали закона Ѕожи€ї (2: 40).

ЂЌелицепри€тный судь€, то есть совесть, восстав, взывала громким голосом, упрекала их (прародителей Ч ѕ. ƒ.), показывала и как бы выставл€ла перед глазами т€жесть преступлени€... увидел он (јдам Ч ѕ. ƒ.), что на него восстал сильный обличитель, то есть совесть. Ќе было у него другого обличител€ и свидетел€ греха, кроме того, которого он носил внутри себ€ї (2: 138, 139).

ЂЌаша совесть, как прилипчивый соперник (см. ћф. 5: 25, 26 Ч ѕ. ƒ.), совопросник идет р€дом с нами в течение всей нашей жизни. —оперник наш Ч совесть Ч каждую минуту жизни как бы пристает к нам, не дает нам поко€, все врем€ напоминает нам о том, что должно бы быть Ч и чего нет; напоминает как мы живем, что мы говорим, каковы наши мысли, не достойные ни нас, ни любимых, ни Ѕога, который в нас верит и который нас любит даже в грехе нашем. —оперник этот идет р€дом с нами посто€нно, напомина€ нам, что рано или поздно этот путь будет закончен, что он не бесконечен, что в какой-то момент мы станем перед лицом живого бога; и тогда уже будет поздно, тогда надо будет дать отчет, как же прошли эти годы, что происходило на пути. » тогда, может быть, с болью наша совесть нас упрекнет, соперник наш станет свидетелем того, что мы знали правду, потому что он нам ее говорил, напоминал, внушал, и что мы отвернулись от Ѕожией правды.

Ётот голос совести в нас звучит очень различно: то требовательно, то сурово, как имеющий власть над нами, имеющий право требовать от нас того величи€, какое Ѕог задумал, того величи€. ради которого он стал человеком, чтобы нам показать, чем мы не только можем, но должны быть; то голос совести нашей звучит, словно плач матери, котора€ видит, как губит себ€ сын или дочь недостойной, порочной, мелкой жизнью, и с плачем просит нас изменитьс€, и ждет, молитс€, плачет, и на слезы, на мольбу которой мы большей частью не отзываемс€. ѕорой совесть наша звучит, как голос друга, который знает наши пути, знает. на что мы способны, в самом лучшем смысле слова, и знает, как мы отступаем от этого, как мы недостойны своего звани€, знает, что мы носим звание человека, как ’ристос —еб€ назвал —ыном „еловеческим, и что мы так недостойны этого звани€. –ечь идет именно о человечестве нашем, о том, достойны ли мы называтьс€ таковыми, хот€ бы зачаточно, хот€ бы в том состо€нии, в котором мы теперь находимс€ї (71: 266, 267).

Ђ—овесть Ч это данное человеку Ѕогом второе У€Ф, которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укор€ет его, когда он поступает против установленного пор€дка. —овесть человека про€вилась только после грехопадени€, после того, как впервые был нарушен установленный Ѕогом пор€док (Ѕыт. 3). —овесть может проснутьс€ в человеке, когда он только еще намереваетс€ совершить греховный поступок. “ак она заговорила в ѕилате, когда по насто€нию иудеев он отдал »исуса на расп€тие (ћф. 27: 24). —овесть может пробудитьс€ в человеке и в момент совершени€ им неправед ного поступка, как, например, у ƒавида, когда он отрезал край верхней одежды —аула (1 ÷ар. 24: 6 и след.). » наконец, совесть может наказывать человека за уже совершенное преступление. Ќекоторые грехи оставл€ют в сердце человека след, который не стираетс€ на прот€жении всей жизни (1 “им. 4: 2). ѕроснувша€с€ совесть может подтолкнуть человека к обращению (2 ÷ар. 24: 10), а также, как в случае с  аином, повергнуть в отча€ние: УЌаказание мое больше, нежели снести можноФ (Ѕыт. 4: 13). ≈сли человек совершил неправый поступок, то совесть Уукор€етФ (»ов. 27: 6), УбеспокоитФ (см. 1 ÷ар. 25: 31), посто€нно преследует (1 “им. 4: 2) до тех пор, пока Ѕог не очистит его (≈вр. 9: 14; 10: 22) и не дарует ему непорочную совесть (ƒе€н. 24: 16)Еї (72. —м. Ђ—овестьї).

ЂЅог промышл€ет о люд€х чрез совесть каждого человека. —овесть Ч это наш суди€ нелицемерный: она тщательно смотрит за нашими мысл€ми и желани€ми, словами и делами Ч ничто от нее не укроетс€ї (74: 26).

Ђќна (совесть Ч ѕ. ƒ.) - закон, Ѕогом начертанный в сердцах людей, в освещение путей их и в руководство во всем достодолжном, как учит апостол ѕавел, называ€ ее делом законным, написанным в сердцах (–им. 2, 15); основыва€сь на чем, св. Ќил такой дает каждому урок: во всех делах твоих, как светильником, пользуйс€ руководством совести.

¬ четырех отношени€х должно тебе блюсти совесть свою безукоризненною: в отношении к Ѕогу, к себе самому, к ближним и ко всем вещам, кои в руках у теб€ї (преподобный Ќикодим —в€тогорец) (75).

ќ том, что совесть (вернее ее состо€ние) €вл€етс€ критерием греха, фактически говоритс€ и в –им. 14: 23: Ђ... все, что не по вере (не по совести, осуждаетс€ совестью Ч ѕ. ƒ.) Ч грехї. —вт. ‘еофан при толковании этих слов пишет: Ђќтсюда общее правило: все об€заны иметь €сную совесть (то есть отсутствие осуждени€ своею совестью, или отсутствие угрызений совести Ч ѕ. ƒ.) относительно того, что предпринимают и делают, чтобы все делалось с €сным сознанием правоты своего делаї (76: 408).

Ђќна (совесть Ч ѕ. ƒ.) всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнени€ заповедей Ѕожиих Е ≈ще древние говорили при взгл€де на совесть: est Deus in nobis; то есть в совести ощущаетс€ нами не только человеческа€, но и вышеЦчеловеческа€ или божественна€ сторонаЕї (77: 2086).

Ђѕроводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью, в прин€тии им ответственности за сою жизнь, выступает его совесть. Ќегромкий, но настойчивый голос совести, которым она УговоритФ с нами, Ч это неоспоримый факт, переживаемый каждым. » то, что подсказывает совесть, каждый раз становитс€ нашим ответом. — психологической точки зрени€ религиозный человек Ч это тот, который воспринимает не только то, что говоритс€ подобным образом, но и самого говор€щего, то есть его слух в этом смысле острее, чем слух неверующего. ¬ диалоге верующего с собственной совестью Ч в этом самом сокровенном из всех возможных диалогов Ч его Ѕог становитс€ его собеседникомї (78: 442).

Ђ»стинное счастье на земле может быть уделом только истинного христианина, потому что только он один может наслаждатьс€ чистой спокойной совестью Ц драгоценнейшим из всех сокровищЕї (ћакарий, митрополит московский) (79: 7. —м. статью Ђ¬ступа€ во врата нового летаї).

»ммануил  ант говорит: Ђ≈сть две вещи, которые мен€ поражают: звездное небо надо мной и нравственный закон (закон совести Ч ѕ. ƒ.) во мнеї (цит. по 36: 309). » то и другое, по мнению протоиере€ ј. ћен€, €вл€етс€ отражением Ѕога (36: 309).

“аким образом, даже при отсутствии €вного (осознанного) закона Ѕожиего в совести человека, €вл€ющегос€ образом Ѕожиим, даны в не€вном (бессознательном, подсознательном)виде основы этого нравственного закона. »наче говор€, в совести, как на духовных скрижал€х, записаны законы Ѕожии. Ќесоблюдение (нарушение) данного закона (впрочем, как и осознанного закона) вызывает непри€тные, иногда очень мучительные чувства, называемые угрызени€ми, или мучени€ми, совести, что и сигнализирует об отрицательной оценке поступка, то есть Ч о грехе. ѕреподобный √ригорий —инаит говорит: Ђ¬кусить мучение совести здесь или в будущем не всех удел, а одних тех, кои погрешают против веры и любви. ќна, держа меч ревности и обличени€ обнаженным, без жалости мучит повинных.  то противитс€ греху и плоти, того она утешает; а кто подчин€етс€ им, того преследует, пока не покаютс€. » если не покаютс€, мучение переходит с ними в другую жизнь, и там продлитс€ во векиї (цит. по 80: 198, 199). ѕреподобный »оанн Ћествичник называет совесть неподкупным судьею: Ђ то ст€жал страх Ѕожий, тот устранилс€ лжи, име€ в себе неподкупного судию, - свою совестьї (23: 11. —лово 12, гл. 7). ћитрополит —урожский јнтоний (Ѕлум) пишет: Ђ—в€щенное ѕисание говорит: нет на свете ничего принудительнее, требовательнее, чем суд совестиї (71: 285).

«аметим, что сказанное выше о совести опровергает мнение о том, что ЂЕ грехи, делавшиес€ в следствие всеобщей порчи, до обнародовани€ положительного закона, не признавались за грехиЕї (144: 368). ѕо мнению св€щенника - психолога Ѕориса Ќичипорова: Ђ√олос совести человек может УслышатьФ непосредственно. »звестны Умуки, судФ совести. „еловеку несовершенному часто трудно отделить УголосФ совести от УкрикаФ собственных страстей. ¬ св€зи с этим в ÷еркви с древних времен существует институт духовничества или старчества, где человек име€ здоровое недоверие к себе, советуетс€ со старцем относительно подлинности того или иного выбора, как в поступках, так и в помыслах.  ак известно огромна€ часть времени и сил расходуетс€ на то, чтобы УубежатьФ от мук совести. ѕри этом диапазон Уиспользуемых возможностейФ неверо€тно широк Ч от пь€нства до внезапного Уувлечени€Ф рыбалкой, филателией и др. (хот€ в последних, самих по себе, нет ничего предосудительного). ¬ажен мотив Ч почему (!) вдруг он (она) так увлеклись этим делом. ≈динственным способом восстановлени€ внутреннего мира и согласи€ с совестью €вл€етс€ пока€ние в Ѕоге (отличаетс€ от простого раска€ни€)ї (82: 188). ЂЋишь только замыслил человек совершить что Ц либо дурное, сейчас же €вл€етс€ на свой пост совесть, предостерега€ его и угрожа€ ему. ј после совершени€ дурного дела совесть немедленно карает и мучит егої (77: 2086). Ђѕотому и обвин€юсь, потому и осуждаюсь €, злосчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в миреї Ч говоритс€ в ¬еликом  аноне јндре€  ритского (ѕеснь 4. „итаетс€ в понедельник первой седмицы ¬еликого ѕоста).

¬ли€ние угрызений совести может быть столь велико, что человек, не выдержав нравственной боли, может даже покончить с жизнью. ѕо словам свт. “ихона «адонского: Ђ«а грех соде€нный т€жко и люто мучит совесть человека, так что часто человек умерщвл€ет себ€, не стерп€ совестного мучени€ї (цит. по 53: 259). ћонах ћитрофан говорит: Ђ—овесть Ч это глас закона, глас Ѕожий в человеке, по образу и подобию Ѕожиему созданном.  ак естественна€ прирожденна€ сила души, совесть не оставит человека никогда, где бы душа ни была. ƒействие совести Ч суд и осуждение, приговоры вечные, никогда не умолкающие. ≈е воздействие (на спасенных в раю и на осужденных в аду) не прекращаетс€ никогда. —уд совести, суд Ѕожий Ч нестерпим. ¬от почему еще на земле души, преследуемые своей совестью и не умеющие умиротворить ее пока€нием блудного сына, или мытар€, или апостола ѕетра, или блудницы Ч пос€гают на самоубийство, дума€ в нем найти конец терзанию совестиї (83: 174). “ак »уда, предавший »исуса ’риста, Ђ... раска€вшись, возвратил тридцать сребренников первосв€щенникам и старейшинам, говор€: согрешил €, предав кровь невинную... пошел и удавилс€ї[83] (ћф. 27: 3-5). Ѕ. ». √ладков при толковании ћф. 27: 3-5 пишет: Ђќн (»уда Ч ѕ. ƒ.)Е хотел уйти от своей совести, от ее преследований; но куда бы он не уходил, куда бы не убегал, всюду преследовал его призрак креста; совесть все громче и громче обличала его, угрызени€ ее становились все мучительнееЕ он не выдержал этой пытки и, с отча€ни€, повесилс€ї (84: 638).

¬ообще, совесть можно назвать духовным инстинктом, который по аналогии с физиологическими инстинктами (например, сохранени€ индивидуальной жизни и жизни рода) заложен в природе человека и предназначен дл€ сохранени€ его жизни, но, в отличие от них, предохран€ет непосредственно не от физической, а от духовной смерти.

Ђ—овесть имеет такое значение дл€ нравственно - практической де€тельности, какое логика имеет дл€ мышлени€, или присущие человеку идеи такта, рифмы и т. д. Ч дл€ музыки, поэзии и т. д.ї (77: 2086). ќсновополагающее значение совести признаетс€ и в светском мире. “ак, например, прис€жные заседатели, в соответствии с действующим законодательством, при вынесении своего решени€ о виновности или невиновности подсудимого должны руководствоватьс€ своими внутренними убеждени€ми и совестью.

ќтметим, что внутренний закон (свидетельство совести) не устран€ет необходимости внешнего закона (заповедей Ѕожиих), они наход€тс€ в согласии между собой. —вт. ‘еофан «атворник пишет: Ђ акие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? «акон Ѕожий внутренний, или свидетельство совести, и закон Ѕожий внешний, или заповеди Ѕожииї (76: 97). —вт. “ихон «адонский говорит: Ђ„то слово обличительное, то и совесть делает душе человеческой. —овесть бо согласна с законом и словом обличительным. —его свидетел€ внутреннего свидетельство верно есть: что видит в душе, то свидетельствует и обличает; чего не видит, того и не обличает. “ако два свидетел€ душе человеческой положил Ѕог: вне, закон —вой; внутрь души, совесть. ќба эти свидетел€ верно и согласно свидетельствуют и обличают нас. ќни будут свидетели вс€кому и на ¬тором ’ристовом пришествии. „то мы ни делали ныне, о том они тамо будут свидетельствовать. —овесть и слово Ѕожие согласны между собойї (цит. по 53: 957). ¬ ѕространном ’ристианском катехизисе сказано: Ђ≈сли есть в человеке внутренний закон, то на что еще данвнешний? ќн дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, продолжа€ плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона: почему и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедейї (33: 98).

ѕриведем по данному вопросу выдержки из Ђѕолного православного богословского энциклопедического словар€ї: Ђ¬ол€ Ѕожи€ становитс€ известною человеку дво€ким способом: во-первых, посредством его внутреннего существа и, во-вторых, посредством откровени€ или положительных заповедей, сообщенных Ѕогом и воплотившемс€ √осподом »исусом ’ристом и записанных пророками и апостолами. ѕервый способ сообщени€ воли Ѕожией называетс€ внутренним или естественным, а второй Ч внешним или сверхъестественным. ѕервый Ч психологического характера, второй Ч историческогоЕ “ак как совесть есть не откровенный голос, а естественный, то есть слышимый в самой природе человека, то совесть, вследствие этого, находитс€ в тесной св€зи со всем состо€нием человеческой души, в зависимости от естественного и нравственного развити€ ее, Ч от образовани€, образа жизни и вообще историиЕ ќтсюда следует, что содержание совести не у всех одинаково, что голос ее может быть и истинным и неистинным, и то и другое в различной степени. ѕотому то јпостол ѕавел в послании к коринф€нам говорит о немощной или заблуждающейс€ совести, о совести идолов, то есть совести, признающей идолов за действительные силы. —ледовательно, не может быть прин€то мнение тех, которые думают, что в совести каждый человек носит Уполный и организованный нравственный закон, одинаковое и всегда равное содержаниеФ, и потому, в случае заблуждени€ и нравственной порчи, ему следует Утолько присмотретьс€ к своей совестиФ, чтобы постигнуть заблуждение и почувствовать извращенное состо€ние свое, побуждающее обратитьс€ на лучший путьї (77: 2084, 2085, 2087, 2088. —м. Ђ—овестьї).

¬ св€зи со сказанным о совести, с третьей точки зрени€, предыдущее определение греха следует дополнить и представить в виде: Ђ√рех есть неповиновение Ѕогу в виде сознательного противодействи€ ≈му или невыполнени€ (нарушени€) ≈го заповедей (заветов, уставов, законов, определений, постановлений, повелений), в том числе данных в совести человекаї.  ак видно из данного определени€, оно €вл€етс€ более общим, чем предыдущее и включает его.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 620 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

467 - | 452 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.