Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—очетание слова и изображени€ в фотожурналистике




 

–одова€ сущность технических визуальных форм творчества Ц фотографии, кино и телевидени€ Ц принципиально отличаетс€ от родовой сущности изобразительного искусства и литературы. ¬ первых Ц родовым признаком €вл€етс€ использование кадра как рамки или одной сцены. Ќа этой основе развиваетс€ и нова€ техника образного творчества, его психологи€, культура художественного мышлени€. ¬ изобразительном искусстве родовым признаком €вл€етс€ использование кадра, то есть рамки картинной плоскости. ∆ивописна€ картина €вл€етс€ как бы окном в другой мир, увиденный и запечатленный художником. ќт того, как он хочет показать этот мир, зависит глубина и композици€ этого кадра. ѕреимущество фотокадра или документальных кино- и видеокадра перед художественным изображением и литературным текстом состоит в том, что они способны одновременно не только изображать действительность, определенным образом (и в пр€мом и в переносном смысле) содействовать ее воспри€тию, но также документировать и сохран€ть эту действительность во всем ее драматизме и поэтичности, воплощать и запечатл€ть это воспри€тие.

–одовым признаком литературы и журналистики €вл€етс€ слово. —оедин€€сь на одном пространстве или вокруг него эти два признака приобретают новое качество, своеобразное Ђкадро-слової, чем дают новый публицистический и художественный эффект.

ЂЌаписанное слово, говорил кинорежиссер »нгмар Ѕергман, Ц читаетс€ и усваиваетс€ при помощи сознательного волевого акта в союзе с мышлением. ѕостепенно оно оказывает воздействие на воображение и эмоции. ¬ кино Ц другой процесс.  огда мы смотрим фильм, то сознательно направл€ем себ€ на воспри€тие иллюзии. ¬ол€ и интеллект отход€т в сторону, на первое место выдвигаетс€ воображение. ÷епь кадров, создающих образ, вли€ет непосредственно на наши эмоцииї [6].

—равните также высказывание Ё. де Ѕоно о том, что в процессе творческого поиска необходимо Ђ...мыслить на основе нагл€дных образов, не пользу€сь словами вообще..., ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают словаї [7].

‘отожурналистика €вл€етс€, нар€ду с кинематографом и телевидением, союзом изображени€ и слова. —екрет успехов Ђсветописиї Ц фоторепортажа, кинематографа, телевидени€ Ц в соединении возможностей слова с новейшими техническими возможност€ми изображени€.  ак отмечал сотрудник фотохроники “ј—— ». Ѕур€к, Ђжурналистика, если учесть бурный процесс превращени€ периодических изданий в иллюстрированные, в определенном смысле давно уже превратилась в фотожурналистикуї [8]. ј в наше врем€, с неисчислимым количеством новых красочных иллюстрированных журналов и газет фотоиллюстраци€ с по€сн€ющим или развивающим текстом (информацией, заметкой, комментарием и т.д.) завладела печатным пространством и завладевает пространством электронным.

ƒизайн любой страницы ¬семирной сети Ђ»нтернетї не обходитс€ без фотоиллюстраций. ќсобенно это касаетс€ электронных версий газет и журналов. ќткрываютс€ все новые и новые сайты. ¬ Ђ»нтернетеї создан журнал Ђќбъективї, задача которого публикаци€ снимков из богатейшего фотоархива редакции. Ќазвание не очень оригинальное, так как уже существует несколько одноименных журналов. Ќо факт сам по себе Ц показательный. ‘отожурналистка, таким образом, завладевает и электронным пространством. ѕо данным агентства Ђ–осЅизнес онсалтингї со ссылкой на американскую компанию Cyveillance количество WEB-страниц в »нтернете ежедневно увеличиваетс€ на 7 миллионов. Ќа середину 2000 г. в —еть выложено свыше 2 миллиардов уникальных страниц, а к началу 2001 года объем ресурсов удвоилс€ [9]. „то можно сказать о 2003 г.? ¬идимо, этот объем удес€терилс€.

‘отожурналистика в аспекте соединени€ слова с изображением распадаетс€ на несколько направлений.

¬о-первых, фотографи€ служит иллюстрацией дл€ словесного текстового материала. Ќапример, в статье говоритс€ о какой либо политической инициативе и в текст вверстываетс€ фото группы политических де€телей или выступление одного из них на очередном заседании.

¬о-вторых, готовитс€ вербальный текст на определенную тему и одновременно снимаютс€ на эту тему фотографии. “акой случай может быть при подготовке очерка, статьи, комментари€, корреспонденции, проблемного репортажа.

Bo-третьих, слово и изображение сливаютс€ как бы в один органичный текст. Ёто происходит, как правило, при подготовке фоторепортажа. «десь текст может готовить пишущий журналист, но может это делать одновременно с подготовкой фотоматериала и журналист снимающий ( ак, например, это делает ¬асилий ѕесков).

¬-четвертых, готовые фотографии, поступившие в редакцию от информационных агентств, других средств ћ , фотокоров и фотолюбителей обобщаютс€ и подаютс€ в виде отдельных серий, тематических подборок. “ак, ЂЌезависима€ газетаї, ЂЋитературна€ газетаї, Ђ»звести€ї и р€д других периодически готов€т исторические, культурно-просветительские или художественные полосы на темы определенных событий, пам€тных дат или в св€зи с организованными ими конкурсами.

¬-п€тых, публикаци€ отдельных фотографий или созданных на их основе фотомонтажей и коллажей. Ёто могут быть фотопортреты, фотоэтюды, фотопейзажи, сатирические и юмористические материалы.

¬-шестых, оформительские и рекламные фотографии.

¬идимо, это перечисление можно было продолжить, но, думаетс€, основные тенденции применени€ фотографии в печати, да и в электронных —ћ» удалось определить.

ќсобым случаем €вл€етс€ использование текста как вербального знака непосредственно в плоскости кадра. Ётот древний изобразительный прием пришел в фотожурналистику из рукописных книг и летописей, старинного лубка, из графических и живописных произведений западного и восточного искусства. ¬о всех случа€х результативность вербально-визуальной коммуникации зависит от творческого подхода к сочетанию слова и изображени€.

‘илософ ’. ќртега-и-√ассет писал, что Ђслова суть логарифмы вещей, образов, мыслей и чувств, поэтому они лишены самосто€тельного существовани€ и могут примен€тьс€ лишь как знаки действительностиї. Ќо многие ученые, писатели, поэты полагают что —лово, словесна€ речь €вл€етс€ непосредственной действительностью мысли. Ќикарагуанский поэт –убен ƒарио (1867Ц1916), например, писал: Ђя никогда не исповедовал слепого преклонени€ перед словом ради слова... » все же слово родитс€ вместе с мыслью или сосуществует с ней, ибо мы не можем представить себе одно без другого... “ех, кто неверно употребл€ет слово, следует признать виновными, ибо они не научились владеть этим острым и чувствительным инструментомї [10]. «адолго до него великий немецкий поэт ».¬. √ете высказал устами ћефистофел€ €звительную мысль:

—пасительна€ голословность

»збавит вас от всех невзгод,

ѕоможет обойти неровность

» в храм бесспорности введет.

ƒержитесь слов [11].

Ќельз€ пройти и мимо мнени€ академика ƒ.—. Ћихачева по этому поводу. ЂЌад всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом (мы можем понимать здесь под пон€тием Ђтекстї и вербальный и визуальный текст. Ц ¬.Ѕ.) витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. —очетани€ слов, а только они рождают в тексте ассоциации, вы€вл€ют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текстаї [12].

“аким образом, слово €вл€етс€ выражением мысли. Ќо мысль, в отличие от изображени€, никогда не €вл€етс€ чувственным подобием мира, слово же Ц всегда неадекватно предмету, который оно обозначает.  ак пишет философ √. √ачев в контексте рассуждений о св€зи кино и литературы, Ђискусство кино словно дл€ того и изобретено было, чтобы привести в движение, расчеловечивать материю, вещи, справл€тьс€ с ними, а не бежать от них. ¬едь два с лишним века первенствовали духовные искусства: музыка и литература, в которых человек отвращалс€ от материального... и погружалс€ в мир идей и внутренних созерцанийї [13].

  этому суждению философа надо сделать небольшую поправку о том, что за полвека до рождени€ кинематографа (записи движени€) уже существовала фотографи€ (запись светом), котора€, наследу€ принципы пластических искусств –енессанса, также сконцентрировала взгл€д человека на вещном, материальном. » как уже говорилось ранее, фотографи€ с первых же своих шагов стала искать свое место в массовой коммуникации (через гравюры, литографии, фототипии). —ледовательно, к словам философа √. √ачева можно добавить, что фотографи€ словно дл€ того и изобретена была, чтобы справл€тьс€ с вещами, а не бежать от них. ƒаже в движение могла приводить материю фотографи€ (€ имею в виду фотограммы). — помощью фотографии человек как никогда раньше сблизилс€ с материальным, проник в ближние и дальние миры, разложил движение на части. », тем не менее, основой того текста, в который включалось фотографическое изображение всегда была вербальна€ коммуникаци€.

„итаем √. √ачева дальше, обраща€ его мысли на наш предмет Ц фототворчество. Ђѕринцип кино Ц кадр. ≈го состав: человек в мире вещей, где то вещь (город, природа) служит фоном человека, то человек Ц фоном вещи. “ак что вещность мира Ц не враг, а друг дл€ кино. ¬еличие и мизерность строений города, царственность линий автомобил€ и самолета Ц вещи в XX в. резко, рельефно и прозрачно излучают дух человека. ќни в высшей степени говор€щие, воистину, cum tacent clamant, молчащие Ц они кричат. Ётому крику застылого, вещного мира и дает разродитьс€, разразитьс€ Ц киної [14]. —лово таким образом, в случае непосредственного Ђнемого крикаї кино- или фотокадра, должно быть минимальным, или отсутствовать вовсе.

Ќо сближение изображени€ и слова как в пластических искусствах, так и в кино и фотографии, имеет место тем большее, чем €снее обозначен в кадре отход от пр€мых чувственных подобий предметов окружающего мира. ‘отожурналист, если перефразировать слова ѕ. ѕикассо, сказанные о творчестве художника, стремитс€ изображать мир не просто таким, как его видит, но и таким, каким его мыслит. ’удожники оперируют и цветом, и рисунком, как писатели словами (¬ан √ог). ‘отожурналист оперирует и светом, и цветом, и рисунком, и словами.

ƒл€ расширени€ представлений о прочном союзе слова и изображени€ можно прибегнуть к Ђ—тать€м об искусствеї русского философа Ќ.‘. ‘едорова. ¬ частности, он подчеркивал важность письменной коммуникации, новых средств сообщени€, объедин€ющих пространства. ¬ процессе умножени€ представлений (подчеркнем, в том числе Ц визуальных) мысль вынуждена открывать между ними соотношени€, св€зи, приводить их в такой пор€док, чтобы трудно было забыть каждое и легко вспомнить (‘едоров, с. 624). ѕредставление русского философа-космиста о ћузее как объединении всех искусств и знаний в цел€х перехода от воспоминаний к воскрешению предков, должно быть воплощено, по нашему мнению, в системе средств массовой коммуникации. —лово здесь €вл€етс€ св€зующим звеном между визуальными —ћ , так как это и осуществл€етс€, например, сейчас в музе€х, в »нтернете, на выставках фотографии.

»ллюстрирование ныне все шире становитс€ элементом текстообразовани€. ”ровень интегрированности всех изобразительных средств, равно как и других знаковых образований, в единое текстуальное пространство печатных и электронных изданий весьма высок.

»з всех изобразительных средств, которые могут быть представлены на печатной странице или странице сети »нтернет Ђисключительно глубоко соотнесены с содержательными и формальными аспектами текстообразующих ингридиентов именно иллюстрации, поскольку они призваны реализовать прежде всего функцию по€снени€ материалаї, Ц пишет Ѕ. ћисонжников [15]. ¬ данном утверждении обнаруживаетс€, на первый взгл€д, вторичность фотоиллюстрации по сравнению с вербальным текстом, на что указывает первое отмеченное нами направление в использовании фотоиллюстраций. » действительно, такое мнение раздел€ют те редакторы, издатели, которые отвод€т иллюстрации роль однозначно вспомогательного материала, сопровождающего и дополн€ющего письменный текст посредством визуализации отдельных сюжетных и тематических направлений. »ллюстраци€ в этих случа€х оказываетс€ в р€ду особого жанра изобразительного искусства, ее образный строй опираетс€ на какую-то, заранее данную, литературную канву [16].

Ќо Ѕ. ћисонжников развивает далее в своей статье мысль о том, что слово и изображение на полосе издани€ равноценны. ѕоэтому лишь сугубо условно можно признать функциональное разделение использовани€ снимка на страницах прессы на направлени€, подчеркивающие его или самосто€тельную, или вспомогательную роль. Ётот исследователь предлагает рассматривать печатную страницу (мы бы сюда прибавили и »нтернет-страницу) как совокупное знаковое образование. “ака€ страница €вл€етс€ единым текстом, использующим и печатные (слово) и визуальные (изображение) знаки коммуникации. ≈сли какой-либо из элементов этих видов коммуникации будет вверстан в этот общий текст безотносительно к характеру других ингредиентов (часто бывает, что это именно изобразительный материал), то структура может потер€ть информационную насыщенность (энтропи€) и даже оказатьс€ полностью разрушенной.

Ётимологи€ слова Ђслової восходит к латинскому clueo Ц архаическое Ђслышать, слушатьї, но также и к значени€м слава, слыть, восход€щим к древнеиндийскому и древнегреческому €зыкам [17].

ƒревний значащий корень предполагал одновременное значение говорени€ и слушани€, другими словами Ц производства сообщени€ и его воспри€ти€, круговорот речи, общение, коммуникацию. ќтсюда происходит и им€ одной из дев€ти олимпийских муз Ц  лио, считающейс€ с эллинистического времени музой »стории. ќна изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.

Ќе символ ли эта грифельна€ палочка будущих фото- и видеокамер, пишущих историю современности, но так, чтобы она живо воспринималась потомками?

 

1.  оличество сбываемого чтива на земле Ц ничто, если автор не желает откладывать дл€ себ€ сокровища на небе (из письма Ѕ. Ўоу √. „естертону).

2.  артье-Ѕрессон о своей работе.//‘отографи€, 1965, є2.

3. ¬первые опубликована в журнале Ђ∆урналистї в 1995 г. ¬ошла в двухтомник Ђ¬ласть, зеркало или служанка?ї Ёнциклопеди€ жизни современной российской журналистики. ћ., 1998, т. 2, с. 122Ц126.

4. ¬артанов ј. Ђћомент истиныї и истина момента.//—оветское фото, 1969, є10, с. 26.

5. ƒыко Ћ. ћомент съемки.//—оветское фото, 1969, є5, с. 36.

6. —м.: »скусство кино, 1981, є10, с. 47.

7. де Ѕоно Ё. –ождение новой идеи. ќ нешаблонном мышлении. ѕер. с англ. ћ., 1976, с. 69.

8. Ѕур€к ».». ƒокументализм и поэзи€. ¬ кн. Ђ“ј—— сообщаетї ћ., 1988.

9. √азета Ђ—егодн€ї 17 июл€ 2000 г.

10. ƒарио –. »збранное. ћ., 1981, с. 17.

11. ÷ит. по книге: ».ѕ. Ёккерман. –азговоры с √ете, ћ., 1987, с. 271.

12. Ћихачев ƒ.—. ќ филологии. ћ., 1989, с. 205.

13. √ачев √. Ќациональные образы мира. ћ., 1988, с. 41.

14. “ам же, с. 41Ц42.

15. ћисонжников Ѕ. »ллюстрирование как элемент текстообразовани€. //Ќевский наблюдатель, 1998, є1(3), с. 48.

16. Ћебедев √.≈. –усска€ книжна€ иллюстраци€ XIX в. ћ., 1952, с. 5.

17. —тепанов ё.—. —лово.//–усска€ словесность. ћ., 1997, с. 290.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 611 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

516 - | 493 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.