Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬изуальные и современные аудиовизуальные тексты. –асширение коммуникативного пространства и ускорение предкоммуникативного времени




 

 онцепции первичности устного поэтического творчества, устной художественной коммуникации следовали многие ученые. Ќапример, уже известный нам √. “ард утверждал, что поэзи€ Ц древнейшее искусство, из которого произошли все другие, ибо первое размерное (ритмическое) слово должно было предшествовать первой песне и первому правильному и симметричному построению.

ј.Ќ. ¬еселовский в начало процесса человеческой коммуникации ставил песню: Ђ¬ начале: песн€-сказ-действо-пл€скаї. ¬ построении ј. ¬еселовского основное значение имеет его учение о синкретизме будущих жанров и текстов коммуникации: все они вышли из обр€дового действа.

¬изуальна€ коммуникаци€ поэтому на заре человеческой истории была неотделима от устной, вербальной и внесловесной, от всей системы коммуникации в ее мусических, св€занных с непосредственными возможност€ми человека формах, с процессуально-динамическими ее про€влени€ми.

Ќо с расширением возможностей коммуникации в ее технических формах, то есть с применением материально-вещественных каналов коммуникации, начина€ с каменных изва€ний, пещерных росписей, глин€ных табличек с текстами, визуальна€ и аудиальна€ коммуникации стали получать свое собственное развитие. –исунки и росписи на камне, кости, глине, живописные и скульптурные изображени€ божеств и мифических существ, сцен из реальной жизни, первые Ђсериалыї со сценами охоты, празднеств, сражений, путешествий включались в процесс коммуникации как со зрител€ми-современниками, воспринимавшими эти творени€ и в сакральном, и в эстетическом, и в публицистическом смысле, так и с потомками, дл€ которых эти тексты представл€ют историческую и художественную ценность. Ћишь по этим статическим картинам прошлого мы можем судить о событи€х древности, носивших процессуально-динамический характер. ’от€, надо сказать, что искусство монтажа сцен достигало такого уровн€, что создавалась иллюзи€ движени€. ¬изуальна€ коммуникаци€, имеюща€ динамический характер, до изобретени€ кинематографа воплощалась лишь синхронически, в театрализованных, обр€довых, ритуальных действах, собрани€х и сходах.

»зобретение различными цивилизаци€ми и культурами печатных способов тиражировани€ изображений (на дереве, глине, кости и т.д.) повлекло за собой и развитие визуальной коммуникации статического характера. — открытием разных форм письменности изображени€ сопровождались словесными текстами, соедин€лись возможности визуальной и вербальной коммуникации. Ётот процесс получил развитие после изобретени€ и широкого использовани€ бумаги и усовершенствовани€ печатных процессов, что дало новые возможности коммуникации как синхронической, так и диахронической. ”же в —редние века получила широкое распространение техника гравировани€, изготовлени€ гравюр, в основном с помощью дерева.

–укописные, а потом и печатные книги иллюстрировались сюжетами сакрального и светского характера, сценами из народной жизни, что позвол€ло воспринимать текст так же синкретически, как ранее воспринималось обр€довое или ритуальное действо.

Ќадо сказать, что у всех народов сохран€лось и народное творчество, создавались фольклорные вербальные и визуальные тексты, в которых существовал почти без изменений традиционный синкретизм древних коммуникаций, сочетание мусических и технических форм коммуникации в одном коммуникативном акте. — развитием письменности, а впоследствии и печатного производства, фольклорное творчество стало раздел€тьс€ на устные и письменные формы. ’арактерным образцом визуальной коммуникации, как художественного, так и публицистического характера, €вл€етс€ лубок Ц графическое черно-белое или цветное изображение лирического, комического, сатирического характера, изготовленное в технике литографии.

–азвивалась архитектура, градостроительство.

 ак отмечает ћ.—.  аган в цитировавшейс€ уже книге, особенности средств материализации художественного содержани€ имеют огромное морфологическое значение, поскольку материал служит сигнальной базой знаковой системы, существенно вли€€ на ее способность нести и передавать ту или иную информацию. ќн ссылаетс€ при этом на известное и бесспорное положение ј. ћол€ об одноканальности передаваемой искусством информации (ћоль, 1966, с. 204).

¬ этом плане Ц одноканальности передаваемой тем или иным видом искусства информации Ц интересен пример такого средства визуальной коммуникации, как архитектура. √ород и в древности и ныне представл€ет благопри€тные услови€ дл€ осуществлени€ процесса коммуникации. ќн не только чисто функционально предлагает пространства дл€ общени€, но и обладает свойством передачи сообщений с помощью символических, семантических, визуальных форм. Ќо св€зывать пон€тие Ђгородї с пон€тием Ђкоммуникаци€ї стали относительно недавно. ЂЌи в архаическом мышлении ƒревнего ¬остока, нив период јнтичности, ни в —редние века и эпоху ¬озрождени€, ни в так называемых примитивных обществах нашего времени, короче говор€, ни в одном обществе, где наука и рыночна€ экономика не играют еще преобладающей роли, пон€ти€ коммуникации практически не существуетї (÷онис, Ћефевр, с. 123). ѕожалуй, ћосква, как никакой другой современный город, не может дать за свою историю столько различных и пол€рных знаков и символов отношени€ к Ѕогу, к вожд€м и идеологическим ценност€м, к «олотому “ельцу, и наконец, к обыкновенному человеку. јбсурдность смены векторов коммуникации в XX в. в московском градостроительстве (впрочем, это было характерно и дл€ других городов страны) хорошо показывает один из так называемых Ђфотоприколовї, размещенных в »нтернете. Ёто современный городской пейзаж, высотки, п€тиэтажки, последние Ђноводелыї. Ќа фронтоне одного здани€ укреплены буквы, складывающиес€ в лозунг: —Ћј¬ј Ѕќ√”!

¬ визуальной статической коммуникации, таким образом, складываетс€ несколько каналов художественной и познавательной коммуникации: изобразительный, включа€ скульптуру малых форм, архитектурно-градостроительный, включа€ скульптуру больших форм и наружную рекламу, печатно-оформительский. —воеобразие изобразительных видов и разновидностей коммуникации заключаетс€ не в технических, а в семиотических особенност€х этих видов и разновидностей модифицировать изобразительно-выразительные возможности.  ритерием сближени€ или противопоставлени€ используемых материалов служит объемность, трехмерность или двухмерность создаваемых с их помощью образов.

Ќадо сказать, что графика до XX века не выдел€лась в отдельный канал художественной коммуникации. » только благодар€ своему массовому распространению, особенно в св€зи с предоставлением своего канала тиражировани€ молодой фотографии, к концу века этот канал визуальной коммуникации получил свою самосто€тельность и достиг расцвета.

 ак видим, трудно получить свой собственный канал массового распространени€ и воздействи€ на зрителей, если тот или иной вид коммуникации не возник исторически, из синкретизма первобытного обр€дового действа. “олько массовость интереса к нему помогает выделитьс€, Ђвстать на ногиї, войти в особый вид коммуникации. “ак было, например, с лубком Ц попул€рным видом народного творчества. “ем более трудно было бы встать в один р€д Ђс признанными мэтрамиї Ц с изобразительным искусством Ц молоденькой фотографии, а с театром и цирком Ц подростку кинематографу, если бы они в самом начале своего пути не поразили воображение публики своими доселе невиданными возможност€ми.

”же в 1914 г. ћ. ¬олошин писал, что существует лишь одно театральное зрелище, которое, безусловно, владеет доверием публики. Ёто Ц кинематограф. Ёлементов искусства будущего (и мы бы добавили Ц —ћ  будущего. Ц ¬.Ѕ.) следует искать не в утончени€х старого искусства. Ѕудущее искусство может возникнуть, Ц по мнению ћ. ¬олошина, Ц только из нового варварства. ѕопул€рность кинематографа основана прежде всего на том, что он Ц машина, а душа современного европейца обращена к машине самыми наивными и доверчивыми сторонами своими.  инематограф дает театральному видению грубый демократизм дешевизны и общедоступности, вожделенный демократизм фотографического штампа.

ћ. ¬олошин верно показывает основные черты каждого нового вида визуальной коммуникации, которые так же, как и кино, через варварство, входили и вход€т в нашу жизнь. Ёто их технические истоки и их Ђгрубый демократизм дешевизны и общедоступностиї. ƒалее он пишет, что кинематограф, как театр, находитс€ в полной гармонии с обществом, где газета заменила книгу, а фотографи€ портрет. „то он овладевает снами зрител€ посредством своего жестокого реализма (курсив мой. Ц ¬.Ѕ.). » наконец, что он Ђсвидетельствует о громадности той потребности очищени€ от обыденности, котора€ переполн€ет города. Ёта сторона очистительных обр€дов всегда останетс€ за кинематографомї (¬олошин, с. 206). “аким образом добавл€ютс€ еще две черты триумфа нового —ћ . Ёто жестокий реализм и предоставление возможности очищени€ от обыденности. ѕоследнее €вл€етс€ свойством и других видов художественной коммуникации, но здесь ћ. ¬олошин св€зал его с грубым демократизмом нового —ћ , и это говорит о новом качестве удовлетворени€ этой потребности, о его действительной массовости. —очетание качеств жестокого реализма нового —ћ  со способностью очистить этим от обыденности привело в последующем и приводит ныне к оскудению душевных свойств личности, ко все€дности массовой аудитории, с удовольствием взирающей на жестокие кадры военных и криминальных новостей. ћ. ¬олошин оставл€л глубокое искусство сопереживани€ за театром, но и театр в большинстве своих постановок идет на поводу массового зрител€.

¬о всем был прав поэт. ќн выступил в этом эссе в качестве не только художественного критика, но и социолога масскоммуникативных процессов. Ќо если бы он дальше развивал свой тезис Ђмашинизацииї коммуникации, он бы предсказал телевидение и »нтернет, что сделал семь лет спуст€ другой поэт, ¬. ’лебников, сказав о Ђгромогласнойї, Ђвсеохватнойї силе будущих массовых коммуникаций.

“елевидение тоже пока никак не выберетс€ из периода варварства Ц по причине коммерческой зависимости, зависимости от вкусов массовой аудитории и, наконец, по причине частых переоценок возможностей техники и внешней завлекательности в ущерб содержательности и духовности своих программ.

¬ конце XX века одновременно с расширением выразительных и изобразительных возможностей телевидени€ (улучшение качества звука, цвета, увеличение экранов при миниатюризации самих приемников и видеомагнитофонов) шло освоение и расширение возможностей компьютерной техники. Ёто привело к созданию сети »нтернет и постепенному увеличению ее числа пользователей. Ёта сеть представл€ет собой синтез чисто вербальной (письменной) коммуникации с внесловесной (многочисленные баннеры и рекламки гипертекстов), а также визуальной и аудиальной.

јудиовизуальное коммуникативное пространство, следовательно, расшир€етс€ как по линии технического совершенствовани€ традиционных визуальных —ћ» (новый формат кинематографа, современна€ техника записи, воспроизведени€ и передачи на большие рассто€ни€ звука и изображени€), так и по линии создани€ принципиально новых средств ћ . ќднако надо сказать, что »нтернет находитс€ пока на стадии варварства, о котором писал ћ. ¬олошин, потому что вбирает в себ€ все, что угодно. Ёто дает основание некоторым критикам называть его (и это при его великих возможност€х) Ц мусорной свалкой.

¬ новых электронных —ћ  следует обозначить такое бесспорное специфическое их качество, как оперативность, то есть со-общение участников событий или диалогов друг с другом в режиме реального времени. “ем самым достигаетс€ не только расширение коммуникативного пространства, о котором мы говорили, но и резкое (абсолютное) сокращение предкоммуникативного времени (времени, необходимого дл€ установлени€ контакта коммуникации его субъектов с реципиентами).

ќб »нтернете надо писать подробно, компетентно и ответственно. ќбъем книги ограничен, автор в »нтернете Ц новичок, ответственность требует времени. Ќо высказать мнение об этом канале массовой коммуникации необходимо. ¬едь он, как никакой другой, расшир€ет коммуникативное пространство (до размеров всей планеты) и приводит к минимуму, или устран€ет совсем, предкоммуникативное врем€.

»нтересно проследить, как Ђнащупываласьї будуща€ глобальна€ сеть учеными и журналистами конца 60-х гг., пытавшимис€ очертить контуры начала будущего XXI века. ¬ этом плане весьма показательна стать€ ‘илипа Ёйзенберга в журнале Ђјмерикаї є136 за 1968 г. Ђ ак мы встретим XXI столетие?ї

ѕосле широких, но в большинстве своем чересчур оптимистичных прогнозов, автор переходит к теме коммуникаций. ќн рисует такие картины далекого тогда 2000 года: ЂЁлектронные вычислительные машины полностью перен€ли функции управлени€ муниципалитетами, деловой жизнью, библиотеками, больницами, школами и другими центрами накоплени€ информации... «начительную часть свободного времени люди провод€т у имеющегос€ в каждом доме центра св€зи, где можно учитьс€, смотреть передачи по телевизору и слушать стереофоническую музыку...ї

ќднако привод€тс€ и высказывани€ ученых прошлого века, в которых отмечаетс€ опасность растущего разрыва между стремительным ростом науки и черепашьим ходом развити€ социальных и психологических механизмов общества. Ќапример, биофизик „икагского университета ƒжон –. ѕлатт пишет о вступлении в новый период истории Ц в мир будущего, которое окажетс€ совершенно непохожим на насто€щее. √отовы ли люди к встрече с новыми и, возможно, временными ценност€ми, ожидающими их на пути к новой культуре, к обществу, в котором электронные машины будут способны обучатьс€, а человек Ц Ђтворитьї?

≈ще и еще раз указываетс€ в статье, что мощнейшим орудием дл€ создани€ будущего нового мира служит Ђкибернетический чародей второй половины XX века Ц электронна€ вычислительна€ машина со всеми ее увлекательными и грозными возможност€миї. Ќазываетс€ мыслитель, больше всего интересующийс€ именно вли€нием кибернетической революции на будущее человечества. Ёто ƒжон ƒиболд.

»менно он сказал в 60-х гг. о возможной непредвиденности тех социальных изменений, к которым может привести распространение по всему миру электронных вычислительных машин, машин-переводчиков и электронных библиотек, св€занных между собой Ђвсемирной системой св€зиї. Ёти машины начинают вытесн€ть человека Ђс привилегированной позиции единственного мысл€щего существаї. —оздаетс€ ситуаци€, Ц писал он, Ц Ђчревата€ опасност€ми и богата€ возможност€миї, усто€ть в которой можно будет лишь в том случае, Ђесли развить глубинные черты благородства, которые в какой-то мере присущи каждому человекуї.

”же треть века назад этим ученым было высказано предостережение в отношении формирующегос€ в утробе цивилизации ребенка, у которого еще не было нынешнего имени Ц »нтернет (впрочем, и у самого компьютера, суд€ по статье в журнале Ђјмерикаї еще не было имени, оно по€вилось, суд€ по словар€м, лишь в начале 70-х гг.). „еловек должен во что бы то ни стало создать психологические, духовные и философские предпосылки, если он хочет усто€ть в вихре перемен, св€занных с информационной революцией, радикальных и беспрецедентных.

„то мы можем сейчас сказать? ћы, живущие в том времени, которое пытались как-то нарисовать ученые на исходе шестидес€тых? “олько одно: предостережени€ оправдались.

Ќадо сказать, что в том же 1968-м году уже в нашей стране, тогда Ц —оветском —оюзе Ц также была сделана попытка загл€нуть в будущее, причем не только в 2000-й год, но и в год 100-лети€ ¬еликого ќкт€бр€, как тогда посчитало јгентство печати ЂЌовостиї, выпустившее книгу Ђ¬ 2017 годуї. —ильный был, как бы теперь сказали, международный пиаровский ход. –азумеетс€, стандартные идеологемы во многом исказили многие размышлени€ ученых и публицистов, честно пытавшихс€ охватить взором начало будущего века. ќтметим, что проблемам массовой коммуникации и информации в книге посв€щен раздел Ђ“елекс и истинаї, подготовленный редактором сборника Ѕорисом Ѕурковым. Ёто были материалы своеобразного круглого стола ученых и публицистов из 15 стран планеты, организованного јѕЌ по телексу Ц тогдашней предтече »нтернета.

ƒискусси€ в основном свелась к вопросу Ц не заменит ли развивающеес€ телевидение печатную прессу? Ѕольшинством участников был дан однозначный ответ: нет, не заменит. √азета останетс€, как более содержательное и аналитическое средство массовой коммуникации. ќбогатитс€ лишь технологи€ ее выпуска и распространени€.

ѕрогноз оправдалс€, но при этом практически никто не заметил знаки созревающего грозного и всемогущего плода Ц »нтернета. ѕризнаки будущей электронной глобальной сети, ¬семирной паутины, в которой можно разместить, что душе и кошельку угодно. √азеты, телеканалы, книги, целые библиотеки, экспозиции музеев Ц это в лучшем случае. ¬ других случа€х Ц самую различную текстовую и аудиовизуальную информацию как официального, так и частного характера, вплоть до такой, котора€ бы никогда не по€вилась в лицензированных органах печати или “¬.

„то-то близкое к »нтернету предсказали за круглым столом јѕЌ английский издатель —есиль  инг и американский журналист √аррисон —олсбери. ¬от какую картину они, каждый в отдельности, нарисовали дл€ интересующегос€ будущим читател€ (сократим €вно пропагандистские на тот момент детали. Ц ¬.Ѕ.).

Ђ¬аша квартира и ваше учреждение оснащены коммутатором, электроннолучевой трубкой и буквопечатающим устройством, св€занным с вычислительной машиной в редакции газеты, которую вы выписываете. ¬ы читаете в своей газете сообщение, которое, очевидно, не может содержать всю предысторию случившегос€ событи€. ¬ы вызываете вычислительную машину газеты и запрашиваете необходимые вам сведени€.  ак только вы положите телефонную трубку, на ленте буквопечатающего устройства по€вл€етс€ интересующа€ вас информаци€. » все это в течение нескольких секунд. Ѕолее того, с помощью подобной св€зи можно получить указатель всех имеющихс€ в мировой прессе статей по данному вопросуї.

ƒл€ нас, современных журналистов, студентов, обучающихс€ этой профессии и их преподавателей важно то, что, с одной стороны, оправдалс€, а с другой Ц нет, прогноз на 2000 год, сделанный в рамках указанного заочного круглого стола треть века назад относительно профессии журналиста.

“ак, канадский автор ƒжон  еттл предсказывал: ЂЌам, динозаврам, сид€щим за старомодными машинками, выколачива€ свой дневной урок, или, хуже того, за письменными столами, держа в руках музейные инструменты, именуемые Ђкарандашамиї, иногда приходитс€ иметь дело с сообщени€ми о смелом новом мире электронного сбора информации, разговорчивых вычислительных машин, наручных телевизоров или... о всей библиотеке конгресса в коробке из-под ботинок. ќт всего этого голова идет кругомї. Ђ аково же место журналиста в этом сложнейшем мире?ї Ц спрашивает ƒ.  еттл. » отвечает: Ђможно подумать, что скоро ему придетс€ сто€ть в очереди безработных за куском хлебаї.

  счастью, професси€ журналиста сохранилась, и именно потому, что она есть, возрастает ответственность и за поиск, электронный сбор информации, и за ее обработку и за размещение как на печатных, так и на электронных носител€х. ¬ этом автор публикации сборника Ђ¬ 2017 годуї прав. ƒействительно, вр€д ли процесс зарождени€ идей будет когда-нибудь автоматизирован.

«акончить этот дискурс об »нтернете хотелось бы словами мыслител€ ћераба ћамардашвили, сказанными относительно своей профессии Ц философии.

Ђя хочу определить философию как сознание вслух, как €вленное сознание. “о есть существует феномен сознани€ Ц не вообще вс€кого сознани€, а того, которое € бы назвал обостренным чувством сознани€, дл€ человека судьбоносным, поскольку от этого сознани€ человек, как живое существо, не может отказатьс€... ‘илософи€ (и, добавим, журналистика, в том числе Ц интернетжурналистика. Ц ¬.Ѕ.) не преследует никаких целей, помимо высказывани€ вслух того, от чего отказатьс€ нельз€ї. (ћамардашвили, 1990, с. 58). „еловек, Ц писал этот выдающийс€ философ, Ц не создан природой и эволюцией. ќн создаетс€. Ќепрерывно, снова и снова создаетс€ в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. Ёта его непрерывна€ создаваемость задана дл€ него в зеркальном отражении самого себ€ символом Ђобраз и подобие Ѕожьеї. “о есть „еловек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновл€етс€.

Ќа наш взгл€д каждый журналист, каждый коммуникатор, общающийс€ с людьми, в первую очередь должен быть таким человеком. »нтернет дает дл€ подобной коммуникации великие возможности. »х осуществление зависит от „еловека.

¬ заключение главы приведем провидческие мысли еще одного поэта, уже французского Ц ѕ. ¬алери из его эссе Ђѕокорение вездесущностиї, опубликованное в 1928 г. (через 7 семь лет после высказываний ¬. ’лебникова и через 14 Ц после эссе ћ. ¬олошина.  ак видим, у ѕ. ¬алери должно было быть больше материалов дл€ обоснованных прогнозов):

Ђ—овременные изобразительные искусства, их виды и использование сформировались во времена, непохожие на те, в которые живем мы. »х создавали люди, чье воздействие на окружающий мир было незначительным по сравнению с нашим. Ќо удивительное развитие техники, уровень достигнутой ею гибкости и точности, рождаемые ею идеи и привычки со всей определенностью указывают на то, что в древнем ремесле отображени€ ѕрекрасного также гр€дут глубокие перемены. ¬о всех искусствах присутствует физический компонент, к которому нельз€ больше подходить со старыми мерками и который не может не испытывать на себе воздействие наших сегодн€шних знаний и достижений... Ќас ждут великие открыти€, которые преобразуют всю совокупность технических приемов в искусстве, что повли€ет на сам процесс художественного творчества и, возможно, даже самым неверо€тным образом изменит наше представление об искусстве.

ѕервоначально это, конечно, отразитс€ только на воспроизведении и распространении произведений искусства. —танет возможным передавать куда угодно и воссоздавать где угодно систему ощущений, или точнее раздражителей, вызываемых каким-либо объектом или €влением. ѕроизведени€ искусства обретут вездесущность... ƒл€ нас станет совершенно естественным улавливать с помощью наших органов чувств ультрачастотные колебани€ и преобразовывать их в сумму знанийї (¬алери, с. 27Ц29).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1092 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

545 - | 471 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.