Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕостроение коммуникативного действи€ журналистом




 

ќсуществление информационной де€тельности в услови€х массовой культуры во многом зависит от коммуникативных и нравственных принципов де€тельности журналиста.

«десь важно отметить, что существуют две сферы человеческой де€тельности: взаимодействие общества и природы и отношени€ (действи€) людей внутри общества. Ќовое возникает и в той, и в другой област€х. Ќо если субъектом познани€ нового в первой из них €вл€етс€ ученый, научный исследователь, то во второй Ц и ученый, и журналист (представитель —ћ»). » в том, и в другом случае познанное новое становитс€ социальной информацией в результате его дальнейшей передачи.

¬ажно у€снить дл€ нас, что в первом случае журналист €вл€етс€ лишь потребителем, пусть и самым первым, социальной информации, ее переработчиком (когнитологом) и передатчиком (коммуникатором). ¬о втором же Ц он и субъект познани€, Ђизвлекательї нового из объекта познани€ Ц общества. ¬ р€де случаев журналист €вл€етс€ творцом социальной информации, отчего его ответственность перед обществом неизмеримо возрастает. ¬се мы знаем, какого рода новое по€вл€етс€ из-под пера ангажированного той или иной политической партией, группой журналиста, в услови€х, например, предвыборной борьбы. ќт Ђвойны компроматовї читатели и зрители давно уже устали, так же как от необ€зательных и малозначительных фактов на фоне серьезнейших проблем, которые завтра могут привести к необратимым изменени€м в обществе. ”же известный нам ј. ћоль в своей книге говорит о мозаичной культуре, которую создают средства массовой коммуникации. «адача групп де€телей, работающих в них, Ц отмечает он, Ц заключаетс€ в том, чтобы выделить из совокупности всего, что только есть нового (курсив ј. ћол€) в самом широком смысле этого слова наибольшее число таких элементов и фактов, которые отвечали бы известным четко сформулированным критери€м. —реди них ј. ћоль отмечает Ђзначительностьї в смысле классической культуры, способность наблюдател€ взгл€нуть со стороны на объект интеллектуального мира, пон€тность, интересность, перспективность нового. ќсобо подчеркнем это последнее качество сообщени€, наличие которого в коммуникативном действии делает его глубоко социальным. ѕерспективность нового непременно должен вы€вл€ть и подчеркивать журналист.

Ќар€ду с выделенными ситуаци€ми (журналист Ц потребитель и коммуникатор, журналист Ц субъект познани€, журналист Ц творец информации) отметим еще и случаи соавторства, а также эпизоды, когда журналист €вл€етс€ просто св€зующим элементом в системе передачи нового, преобразовыва€ его в социальную информацию дл€ масс.

¬о всех вариантах такой передачи совершаетс€, как мы видим, включение в социальное общение, в социальную коммуникацию, другими словами, происходит социальное действие, переход€щее в действие коммуникативное. “аким образом, новое приобретает своего рода импульс, динамику, доминанту. Ќовое состо€лось, но оно требует своего воспри€ти€, духовного и материального использовани€, массового внедрени€. ћы бы назвали это €вление Ђдискурсом внедрени€ї. ќт его эффективного осуществлени€ завис€т становление нового, его развитие, прогрессирующие изменени€ материального и духовного мира личности и общества.

Ђ¬с€кий, кто берет на себ€ труд осведомл€ть публику о том, что содержитс€ в новых сочинени€х, должен прежде всего взвесить свои силы, писал ћ.¬. Ћомоносов. Ц ¬едь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходитс€ докладывать не об обыкновенных вещах, но схватывать то новое (выделено мной. Ц ¬.Ѕ.) и существенное, что заключаетс€ в произведени€х, создаваемых часто величайшими людьми...ї.

Ѕудучи зафиксировано в документе (пон€тие Ђдокументї мы понимаем широко, как любой материальный носитель информации, в котором она принимает документальный, материально-знаковый характер), новое закрепл€етс€ во времени и пространстве и может быть востребовано дл€ дальнейших коммуникативных действий.

«акрепление, фиксаци€ нового, будь это художественный прием или произведение, научна€ гипотеза или направление в науке, информационна€ заметка или аналитическа€ стать€, упор€дочивает хаотично расположенные до этого момента (и в пространстве, и во времени) разнообразные факты, смыслы, значени€, вплоть до культурем, Ђатомов культурыї, придает им стройность, логичность, возводит в ранг культуры. Ќо культуры в смысле лишь внесени€ пор€дка в хаос, цельности Ц в распад и рассе€ние обыденной повседневной жизни. ќ таком, Ђвторомї значении культуры тоже говорит ћ. ћамардашвили. ќ борьбе Ћогоса и ’аоса писал и ѕ. ‘лоренский. Ќо, отталкива€сь от той концепции, о которой шла речь выше, мы бы назвали эту культуру Ђобширнойї в отличие от культуры Ђглубокойї, основанной на духовных человеческих ценност€х, держащихс€ на ассоциаци€х с ними.

÷елерациональное социальное действие тоже приводит к культуре, но лишь культуре выстроенности значимых дл€ успеха фактов, смыслов, значений, другими словами Ц к культуре прагматизма. ÷енностно-рациональное социальное действие (в нашем контексте Ц коммуникативное действие) приводит именно к глубокой культуре, то есть выстроенности фактов, смыслов и значений в соответствии с духовными ценност€ми или же воспринимаемых по ассоциации с ними. ¬ любом случае это Ц культура. ќ контркультуре, антикультуре можно и нужно говорить тогда, когда выстроенность сообщений и фактов нового идет по линии лишь примитивных эмоциональных и физиологических потребностей.

¬ зависимости от того, как было восприн€то и определено новое его первооткрывателем, а затем воспринимающим субъектом и толкователем (когнитологом), в роли которого обычно выступает журналист, представитель —ћ», про€вл€етс€ и эффективность последующих коммуникативных действий. ¬едь как отмечалось ранее, социальным, а это значит и коммуникативным, действие становитс€, если оно обладает осознанным и положенным в его основу смыслом. ƒаже, как подчеркивал сам ћ. ¬ебер, в ситуаци€х пограничного свойства, когда виды социальных действий переход€т друг в друга, только целерациональные и ценностно-рациональные действи€ могут быть действительно рациональными. ј это означает, что если новое было восприн€то и определено целерационально, то журналист свое коммуникативное действие производит (строит) по принципу выделени€, показа цели, которой можно достичь, восприн€в, освоив новое. —оответственно, воспринимающий это коммуникативное действие субъект (им может быть и группа, общность людей) может заинтересоватьс€ достижением этой цели и производить определенные коммуникативные действи€ в направлении данной цели. —ледует иметь в виду, что действи€ субъекта могут быть расчленены на р€д поступков, определ€емых как самой целью, так и средствами ее достижени€, а также побочными последстви€ми коммуникативного действи€. Ёто происходит потому, что совершение действи€ осуществл€етс€ путем взвешивани€ и сопоставлени€, во-первых, Ц средств по отношению к цели, во-вторых, цели по отношению к побочным последстви€м и, в-третьих, путем сопоставлени€ возможных целей по отношению друг к другу.

÷енностно-рациональное отношение к новому влечет за собой и ценностно-рациональное определение коммуникативного действи€ по его воспри€тию, освоению и возможной дальнейшей передаче. Ёто субъектно-обогащенное коммуникативное действие €вл€етс€ социальной информацией развитого, продвинутого вперед уровн€, так как осуществл€етс€ всегда в соответствии с определенными ценност€ми, принципами, заповед€ми, которые действующий субъект считает предъ€вленными к себе. “аким образом, здесь не может быть никаких вариантов поведени€, побочных последствий. ¬едь это Ц глубока€ культура человека, ориентированна€ на базовые, фундаментальные ценности.

Ќовое, а также коммуникативное действие, с ним св€занное, может восприниматьс€ и передаватьс€, как указывалось, также аффективно и традиционно. Ёто происходит, когда новое, а затем коммуникативное действие по его распространению, другими словами Ц Ђдискурс внедрени€ї Ц интересуют воспринимающий субъект потому, что это вызвано его эмоциональной потребностью в новом или его традиционной привычкой воспринимать именно то новое, которое соответствует традици€м и обыча€м, его воспитавшим.

ѕоследние два вида воспри€ти€ нового и определени€ св€занного с ним коммуникативного действи€ (то есть аффективный и традиционный) могут наслаиватьс€ на целерациональное и ценностно-рациональное действи€, корректиру€ их с точки зрени€ традиций или окрашива€ эмоционально дл€ лучшего, более эффективного и глубокого воспри€ти€. “акое €вление диффузии видов коммуникативного действи€ может возникать и осуществл€тьс€ дл€ повышени€ ценностной значимости нового, возвеличени€ или преуменьшени€ его предполагаемой цели. ƒл€ примера назовем ироничную или, в других случа€х, излишне эмоциональную, экспансивную манеру подачи новостей некоторыми ведущими информационных программ “¬, включение в их число журналистов с €рко выраженной национальной внешностью, чего ранее не замечалось.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 695 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

2024 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.