Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значения двенадцати ветвей




12 ветвей "Ши цзи люй шу"5 "Хань шу ли чжи"6
Инь (3) Тьма вещей начинает рождать червей Вытягивается, достигается в инь
Мао (4) Говорят, тьма вещей расцветает Дерзает тростник в мао
Чэнь (5) Движение тьмы вещей Колебания и красота в чэнь
Сы (6) Ян-ци уже истощается Наступило обилие в сы
У (7) Когда инь-ян сменяются, говорят "полдень" Ребро находится в у
Вэй (8) Тьма вещей приобрела точность и аромат Сумеречно и скрытно а вэй
Шэнь (9) Дела, используя инь, достигают и губят тьму вещей Достигают прочности в шэнь
Ю (10) Тьма вещей стареет Остается в руках в ю
Сюй (11) Тьма вещей истощается и погибает Завершение и вхождение в сюй
Хай (12) Означает "должно". Ян-ци хранится внизу Следует препятствовать в хай
Цзы (1) ребенок Тьма вещей множится внизу Нарождаются ростки в цзы
Чоу (2) Означает узел. Ян-ци наверху, не опускается. У тьмы вещей трудности завязаны узлом и не решаются уйти. Связаны зубы в чоу

Порядок этих двенадцати ветвей, можно считать, имеет тот же смысл, -что у десяти стволов: он, главным образом, показывает развитие явлений и предметов от мельчайшего к полному, от полного к увяданию — и снова перемена, ведущая к процессу развития, «Январь» — начало весны7, ян-ци начинает разворачиваться, у живых существ возникают изменения (начинают рождать червей), поэтому ставят его в ветвь инь («январь»). «Февраль» — середина весны, ян-ци только-только расцветает, рост живых существ становится все более и более цветущим (мао — цветение), поэтому ставят его в мао. «Март» — конец весны8, весенний ян в колебании, поэтому живые существа чем дальше развиваются, тем становятся краше (колебания и красота), поэтому ставят его в чэнь. «Апрель» — начало лета, ян-ци еще более развивается и достигает полного расцвета (уже расцвет). Поэтому ставят его в сы. «Май» — середина лета, ян в расцвете, инь рождается, живые существа вырастают, венец обилия листвы (инь-ян сменяются, расположение ребра), поэтому ставят его в у. «Июнь» — конец лета, живые существа — в расцвете роста, плоды созревают (вещи приобретают аромат), поэтому ставят его в вэй. «Июль» — начало осени, осенняя прохлада начинает появляться, плоды созрели и постепенно собираются (достигают и губят тьму вещей). Поэтому ставят его в шэнь9. «Август» — середина осени, инь-ци постепенно расцветает, живые существа стареют и дряхлеют (старение тьмы вещей), поэтому ставят его в ю10. «Сентябрь» — конец осени, все живое окончательно собрано (истощение и гибель). Поэтому ставят его в сюй. «Октябрь» — начало зимы, инь-ци постепенно расцветает снаружи, ян-ци прячется внутри (ян-ци хранится внизу). Поэтому ставят его в хай. «Ноябрь» — середина зимы, под землей ян постепенно расцветает, детеныши и ростки живых существ начинают рождаться под землей (нарождаются ростки), поэтому ставят его в цзы11. «Декабрь» — конец зимы, инь истощилась, ян уже движется, детеныши и ростки живых существ скоро освободятся из узла, который завязала инь (связанные зубы) и выйдут из-под земли. Поэтому ставят его в чоу.

Первоначально в цепочке этого цикла первым был знак цзы (1), однако в привязке к месяцам начинают с инь (3)12. В чем здесь причина? Чжан Цзинъюэ говорит: «Месяц, куда ставят (1): хотя ян-ци (янская энергия) начинается в «желтом колоколе»13, однако, все еще скрыта под землей и не видно, чтобы она действовала. Когда пройдет (2) и совершится поворот к (3), три ян14 начинают готовиться, к тому же гармоничный ветер приходит и тьма вещей возникает, ростки движутся и оцепеневшие органы встряхиваются, повсеместно заполняют обширные пространства, нет ничего, что не рождало бы стремлений. Поэтому, хотя ян начинается в ветви (1), однако весна, конечно, начинается в ветви (3), так что ветви (3), (4) и (5) образуют весну, (6), (7) и (8) образуют лето, (9), (10) и (11) образуют осень, (12), (1) и (2) образуют зиму, и каждый из них делится на начало, середину и конец» — «Схемы и крылья к «Трактату о сходном»: общая теория счета ци»15.

Двенадцать ветвей используются для счета месяцев, установления годов, разделения для установки четырех часов, причем месяцы, годы, четыре часа не могут не содержать в себе понятий о возникновении и изменениях инь-ян и пяти стихий, как о том говорится в «Сувэнь», в теории явлений в плотных внутренних органах (цзан сян лунь) (гл. 6): «Небо — ян, земля—.инь, солнце—ян, луна — инь. Ход имеет раздельную запись, цикл имеет смысл пути... Пять дней называются пятидневкой (хоу), три пятидневки называются ци16, 6 ци называются сезон (ши), четыре сезона называются год (суй), и каждый, следуя своему хозяину, управляется. Пять вращений друг друга преследуют, друг другом управляют, завершается срок дней, и цикл начинается снова, время становится, ци распространяется, как кольцо без конца».

Одна пятидневка — 5 дней, одна ци — 3 пятидневки, один сезон — 6 ци, один год — 4 сезона, и только обобщив изменения инь-ян Неба и Земли, солнца и луны, преемственность пяти движений, можно время установить и ци распределить, поэтому 12 ветвей также необходимо включать в модель, содержащую инь-ян и пять стихий, только тогда отражены будут предельные изменения годов и ци. Как же распределить 12 ветвей по инь-ян и пяти стихиям? Чжан Цзинъюэ говорит: «Двенадцать ветвей с соответствующими месяцами и пять стихий земли: (1)—ян и (12)—инь называют «вода», (7) — ян и (6) — инь называют «огонь», (3) — ян и (4) — инь называют «дерево», (9)—ян и (10) — инь называют «металл», (5) и (11) —ян, (2) и (8) —инь называют «почва». — «Схемы и крылья» к «Трактату о сходном», «Общая теория пяти стихий» (У син тун лунь).

Почему 12 ветвей так распределяются по инь-ян и пяти стихиям? Прежде всего, следует знать, что янские числа нечетные, иньские — четные. Цифры 1, 3, 5, 7, 9, 11 —нечетные, относятся к шести месяцам-ян. И поскольку «январь» строит ветвь (3), «март» строит ветвь (5), «май» строит ветвь (7), «июль» строит ветвь (9), «сентябрь» строит ветвь (11) и «ноябрь» строит ветвь (11), эти месяцы образуют янскую ветвь. Цифры 2, 4, 6, 8, 10, 12 — четные, относятся к шести месяцам-инь. И поскольку «февраль» строит ветвь (4), «апрель» строит ветвь (6), «июнь» строит ветвь (8),. «август» строит ветвь (10), «октябрь»—ветвь (12) и «декабрь» строит ветвь (2), эти месяцы образуют иньскую ветвь. (См. табл. Б).

Таблица Б





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 503 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.