Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬¬≈ƒ≈Ќ»≈. ѕ€ть вращений и шесть ци1 Ч основное содержание семи глав, посв€щенных Ђвеликим теори€мї в книге Ђ—увэньї2




" нига перемен", гексаграмма 11 ћалое уходит, великое приходит. Ќебо и «емл€ обмениваютс€, а тьма вещей сообщаетс€. ¬ерх и низ обмениваютс€, но их дух един. ¬нутри оздоравливаешьс€, а снаружи следуешь. ѕуть благородного долог, путь мелкого человека исчезающ.

ѕ€ть вращений и шесть ци1 Ч основное содержание семи глав, посв€щенных Ђвеликим теори€мї в книге Ђ—увэньї2. –аскрыть содержание этих глав стремились авторы многих книг: ¬ан Ѕин в книге Ђ—юань чжу ми юйї Ч Ђ“айные слова сокровенной жемчужиныї (династи€ “ан: 618-907 гг.), Ћю ¬эньшу в книге Ђ—увэнь жу ши юнь ци лунь аої Ч Ђ“айны суждений о вращени€х и ци по Ђ—увэньїї (династи€ —ун: 960-1279 гг.), —юн ÷зунли в книге Ђ—увэнь юнь ци ту шо дин цзюй ли чэнї Ч Ђ¬ращени€ и ци по Ђ—увэньї: схемы и св€зи, определение места и установление действи€ї (династи€ ћин: 1386-1644 гг.), врач времени династии ÷ин (1644-1911) написал Ђёнь ци €о цзюэї Ч Ђ√лавный секрет вращений и циї и пр., однако нигде теори€ вращений и ци, изложенна€ в Ђвеликих теори€хї, не показана в виде целостной системы, позвол€ющей люд€м легко изучить и овладеть ею, Ч наоборот, у людей при взгл€де на них возникал страх. ¬ св€зи с этим в данной небольшой книге автор стремитс€ систематически изложить учение о вращени€х и ци так четко, что при первом взгл€де можно увидеть его полностью.

ѕросматрива€ книги о вращени€х и ци, можно встретить выражени€ типа: Ђглавный секрет вращений и циї, Ђсфера вращений и циї, Ђруководство по вращени€м и циї, Ђуказатель к вращени€м и циї, став€щие задачу Ђраскрыть тайнуї, позволить люд€м легко читать и легко понимать, и это совсем неплохо. ќднако в действительности получаетс€ наоборот: пон€ть эти книги отнюдь не просто. ¬ противоположность им Ђёнь ци и ланьї (Ђѕростое рассмотрение вращений и циї) ¬ан Ўэнчжи и ЂЋэйцзин ту иї (Ђ—хемы и крыль€ к Ђ“рактату о сходномї3) „жан ÷зсбина Ђпривлекают людей, привод€т к победеї, поскольку могут многое сказать о четких принципах.

¬ св€зи с этим и в данной книге главным образом много говоритс€ о принципах, в дополнении приведены соответствующие схемы. ќбычные же песенные заклинани€ не очень культурны и не привод€тс€, фактически в этом нет необходимости.

ѕ€ть вращений и шесть ци вз€ты из Ђвеликих теорийї, приводимых впервые в Ђ—увэньї. »зложенное в данной книге основано в первую очередь на Ђвеликих теори€хї (да лунь). ¬се, что вз€то не из Ђвеликих теорийї, например, Ђнебесна€ ци порождает вращение Ч говор€т: следует изменени€мї, Ђнебесна€ ци преодолевает вращение Ч говор€т: небесное наказаниеї, Ђвращение порождает небесную ци Ч говор€т: малое обратноеї, Ђвращение преодолевает небесную ци Ч говор€т: несоответствиеї и т.д. Ч по смыслу входит в обратное и пр€мое следование Ђгост€ и хоз€инаї в Ђвеликих теори€хї, и нет необходимости тонко подбирать термины, попусту беспокоитьс€ о звучании Ч здесь не г нового смысла.

”чение о Ђвласти севера и югаї над вращени€ми и ци, восход€щее к ¬ан “айбу и его последовател€м, излагает п€ть вращений совершенно ошибочно. Ћишь в цинскос врем€ ÷зи ’айань и Ћу ƒаньчэнь разобрались в этой идее, указав на то, чем правит ци-гость, и в данной книге в нарушение старой традиции даютс€ по€снени€ на основе учени€ Ћу.

¬ насто€щее врем€ изучать ЂЌэйцзинї трудно, п€ть вращений и шесть ци Ч не исключение. „тобы помочь всем в познании учени€ о вращени€х и ци, вход€щем в Ђ—увэньї, чтобы предоставить данные о вращени€х и ци профессорам больниц и вузов китайской традиционной медицины, в данной книге специально приводитс€ много отрывков из Ђвеликих теорийї, к которым даны краткие комментарии. Ќо автор стремилс€ избежать излишней перегруженности, чтобы облегчить чтение.

 ак использовать теорию о п€ти вращени€х и шести ци в клинике Ч вот вопрос, который волнует читател€, однако ранее в книгах о вращени€х и ци лишь описывались многочисленные случаи заболеваний. Ќапример, говорилось, какое вращение порождает какую болезнь, кака€ ци сталкиваетс€ с каким страданием и не указывались общие способы их использовани€. ƒаже школы ¬ан Ўэн-чжи и Ћу ÷зючжи минского времени все же не смогли оторватьс€ от этого шаблона, не имеющего дл€ клиники никакой ценности. ¬ данной книге, напротив, не говоритс€ о повреждени€х, за которые ответственны каждое конкретное вращение и кажда€ ци, автор не стремитс€ говорить об этом; полный текст Ђвеликих теорийї излагает все подробности, как можно сказать лучше? ¬з€в в качестве классического образца теорию сопоставлени€ ци плотных внутренних органов4 со временем и описыва€, исход€ из обобщенных принципов применени€, автор всей душой стремилс€ помочь овладеть принципами и общими методиками дл€ лечени€ тыс€ч измен€ющихс€ заболеваний. јвтор категорически выступает против таких методов сунского времени, как Ђрецептура трех причинї и Ђрецептура св€того благоденстви€ї, когда по п€ти вращени€м и шести ци подбирали лекарства, что представл€ет собой начетничество, не соответствующее реальному предназначению5.

”чение о п€ти вращени€х и шести ци первоначально основывалось на том, что инь-€н, п€ть стихий, порождение и преодоление вызывают изменени€, в дальнейшем на их основе доискивались законов изменений в природе, и хот€ в данной книге говоритс€ не об этой стороне вопроса, но и умолчать о ней нельз€. »нь и €н, п€ть стихий рассматриваютс€ в специальных книгах, здесь об этом сказано вкратце.

—хемы, приведенные в книге, вз€ты, в основном, из таких первоисточников, как Ђёнь ци ту аої Ч Ђ—екреты схем вращений и циї и ЂЋэйцзин ту иї Ч Ђ—хемы и крыль€ к Ђ“рактату о сходномї, но в них внесено немало корректив, чтобы лучше передать смысл Ђвеликих теорийї. “ак, на схеме Ђшесть ци главенствуют над сезонными циї (рис.7) сезонные ци должны находитьс€ точно напротив пр€мых линий, если же расположить их между лини€ми в промежутке, то толкование невозможно.  роме того, на рис. 10 вращени€ и ци не показаны: читателю они уже известны.

Ёта книга наполовину Ч конспекты автора, составленные во врем€ учебы, наполовину Ч отредактированные конспекты дл€ чтени€ лекций, однако недостаточна€ эрудици€ приводит к погрешност€м, и за недостаточные усили€ постижени€ автор просит извинени€ у читател€.
∆энь »нцю. ѕекин, 1959 г.

ѕримечани€:

1 ÷и Ч жизненна€ энерги€. Ќиже мы сохраним китайское название Ђциї, чтобы не было путаницы с другими видами энергии: цзин (полова€), шэнь (духовна€), вэй (защитна€) и пр.
2 Ђ—увэньї Ч Ђѕростые вопросыї, которые задавал император ’уанди врачу ÷и Ѕо 4,5 тыс. лет назад.  нига написана не позже начала нашей эры, одна из базовых книг китайской медицины, считающа€с€ частью ЂЌэйцзинї Ч Ђ“рактата о внутреннемї.
3 Ђ рыль€миї, как бы поддерживающими основной текст, называют комментарии к нему, разъ€сн€ющие смысл.
4   плотным внутренним органам (цзан) китайска€ медицина относит печень,
сердце, селезенку, легкие и почки.
5  нига написана в то врем€, когда в  итае шла борьба современных взгл€дов
с традиционными, и часто то, что не объ€сн€ла современна€ наука, отбрасывалось.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 665 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2091 - | 1947 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.