Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А. Десять стволов




Откуда такое название — десять стволов? Янь Шигу в комментарии к ханьской книге «Заметки о продуктах и товарах» (Ши хо чжи) говорит: «Ствол — это то же, что штука». То есть десять стволов— это десять штук (или просто десять чего-то). Выше уже указывалось, что иньцы использовали цифры (цзя, и, бин...), главным образом, для указания порядкового числа дня1, поэтому и называют «десять главных стволов». В «Хуан цзи цзин ши» сказано: «Десять стволов или дней». Таков их смысл. Каково же их значение, позволяющее обозначать следование дней? В «Исторических записках» и ханьских комментариях пишут одно и то же (см. табл. 1).

Таблица 1

Значение десяти стволов 2

10 стволов Книга законов по "Историческим запискам" Заметки об истории законов по "Книге (династии) Хань"
Цзя (I) Тьма вещей раскрывает соответствие и выходит из панциря Выходит из панциря в цзя
И (II) Тьма вещей рождается, теснясь Энергично теснятся в и
Бин (III) Солнечный путь ясный и солнечный Светло и ясно в бин
Дин (IV) Тьма вещей в совершенной силе Великое обилие в дин
У (V)   Братство и цветение в у
Цзи (VI)   Идеальный сезон в цзи
Гэн (VII) Инь-ци определяет возраст тьмы вещей Жатва и изменение в гэн
Синь (VIII) Тьма вещей тяжело рождается Полное обновление в синь
Жэнь (IX) Ян-ци служит питанием последующему Забота и служение в жэнь
Гуй (X) Тьма вещей может прикидывать в уме Порядок и прикидка в гуй

Отсюда видно, что порядок десяти стволов — ни что иное, как аллегорическое отражение того, как тьма вещей проходит от возникновения к расцвету, наполнению, ослаблению, гибели и новому возникновению. Например, цзя (I) — первое появление нежного ростка, пробивающего панцирь3 (раскрывает соответствие и выходит из панциря); и — ростки, постепенно теснясь, вырастают (энергично теснятся в и); бин — ян расцветает, ци в полноте, рост происходит особенно заметно (пусть ян4 светит в бин); дин — непрерывный значительный рост (совершенная сила, великое обилие); у — еще большее цветение и полнота (богатство и цветение в у); цзи — предел созревания (идеальный сезон); гэн — сбор плодов, жизнь с этого момента делает поворот (жатва и изменение в гэн); синь — после созревания и тяжкой смерти скрытно возникает новая жизнедеятельность (полное обновление в синь); жэнь — ян-ци вновь способствует новой жизни (ян-ци проявляет заботу и служение); гуй — жизнь снова начнется, ожидается прорастание спящих корней (порядок и прикидка в гуй).

Можно видеть, что порядок следования дней, рассчитываемых по десяти стволам, получен наблюдением за процессом развития жизни «тьмы вещей», взят людьми из жизни, очень просто. Впоследствии, в связи с непрерывным развитием учения об инь-ян и пяти стихиях, эти 10 стволов рассматривали, не только разделяя на два типа: инь и ян, но также разделяли по пяти сторонам (включая центр — М.Б.), пяти стихиям, пяти сезонам, пяти внутренним органам. «Сувэнь» о теории времени действия ци в плотных внутренних органах (цзан) говорит: «У печени хозяин — весна,... ее дни I и II (Ван5 Бин комментирует: 1-Й — это дерево, восточные стволы). У сердца хозяин — лето, его дни III и IV (комментарий Ван Бина: III-IV — это огонь, южные стволы). У селезенки хозяин — долгое лето, его дни V—VI (Ван Бин отмечает: V-VI — почва, центральные стволы). У легких хозяин — осень, се дни V1I-VIII (Ван Бин комментирует: VII-VIII — металл, западные стволы). У почек хозяин — зима, их дни — IX-X — вода, северные стволы)»6.

Рис. А и В

Смысл пяти стихий, пяти сезонов, пяти сторон и пяти внутренних органов — один. Возьмем, например, «дерево» из пяти стихий: весна в пяти сезонах — тоже «дерево», печень в пяти внутренних органах — тоже «дерево»; аналогично рассматривается огонь в пяти стихиях: лето в пяти сезонах — тоже «огонь», сердце в пяти внутренних органах — тоже «огонь». Аналогично и другие стихии (см. табл. 2). Однако стихий всего пять, а стволов десять, и 10 распределяют по стихиям, по два на каждую, соответственно, — так, как об этом сказано в «Сувэнь»: I-II—дерево, 1I1-IV — огонь, V-VI — почва, V11-V1II — металл, IX-X — вода. Какова же разница между двумя стволами, относящимися к одной стихии? Лю Вэньшу говорит: «I, III, V, VII и IX — ян, II, IV, VI, VIII и X7 — инь, пять стихий: в каждой есть один ян и одна инь, так что получается 10 дней». — «Сувэнь» о движении ци: «О десяти стволах».

Таким образом, мы выяснили, что стволы I и II относятся к «дереву», однако I — «дерево-ян», а II — «дерево-инь», III и IV относятся к огню, но III — «огонь-ян», а IV — «огонь-инь», V и VI — относятся к почве, но V — «почва-ян», а VI — «почва-инь»; VII и VIII относятся к металлу, но VII — «металл-ян», а VIII — «металл-инь»; IX и X относятся к воде, но IX — «вода-ян», X — «вода-инь». Так 10 стволов и 5 стихий распределяются по инь и ян. В «Хуан цзи нэй пянь»8 сказано: «10 стволов: 5 стихий имеют инь и ян». В «Книге перемен» сказано: «Одна инь и один ян составляют дао». Бесчисленные изменения могут происходить только от этого.

Почему I, III, V, VII, IX относятся к ян, а II, IV, VI, VIII и X — к инь? Лю Ваньсу говорит: «Все, говорящее сначала, — жесткое, ян; говорящее потом — мягкое, инь»9. Смысл здесь следующий:
I и II: I — впереди, II — позади, поэтому I — ян» II — инь; III и IV; III — впереди, IV — позади, поэтому III — ян, IV — инь; V и VI: V — впереди, VI — позади, поэтому V — ян, VI — инь;
VII и VIII: VII — впереди, VIII — позади, поэтому VII — ян,VIII — инь;
IX и X: IX — впереди, X — позади, поэтому IX — ян, X — инь.

Два слова — ян и инь, ян — впереди, инь — позади. Что о них можно сказать еще? Фактически это порядок четных и нечетных чисел. Нечетное — ян, четное— инь. В древности это установили, и сто веков это не вызывало сомнений. Распределение десяти стволов по инь-ян, пяти стихиям, пяти сторонам, пяти внутренним органам, пяти сезонам приведено в табл. 2.

Таблица 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 661 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.