Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒостоинство человека




1. „еловек Ц вершина творени€

Ѕибли€ учит, что Ѕог всемогущ. »сход€ из этого, можно было бы ожидать, что Ѕог создал мир сразу, но это не так. ¬ начале книги Ѕыти€ показано, что сотворение мира происходило поэтапно, и на каждом этапе возникали все более высокоорганизованные формы материи и все более сложные формы жизни. ¬ысшей же точкой, вершиной этого процесса стало сотворение человека. »менно он представл€ет собой высочайшую вершину Ѕожьего творени€ (ѕс.8:5-9).

»исус ’ристос подчеркнул одно из значений этого особого положени€ человека. ≈сли

Ѕог про€вил такую заботу о красоте деревьев и цветов, о пропитании птиц Ц а все это только убранство земного дома человека, - то ќн, наверн€ка, про€вил гораздо больше заботы о человеке, дл€ которого этот дом создан (ћф.6:25-30).

„еловек важнее тех мощных материальных сил, от которых зависит его жизнь. Ћюди, например, не могли бы жить без солнца и солнечного света, но люди важнее и значительнее солнца. ќно создано дл€ нас, а не мы дл€ него. Ёто наш слуга, а не бог, как думали многие древние люди (ѕр.15:17; ѕ.ѕ.8:7).

 

1. ÷енность и неприкосновенность человека

¬ Ѕиблии не раз повтор€етс€, что, создава€ мир, Ѕог видел, что это хорошо.  огда же

был создан человек, то об этом сказано: и, вот, хорошо весьма (Ѕыт.1:31).

Ёто утверждение представл€ет собой разительный контраст с тем, чему учат многие восточные религии, считающие материю низшей субстанцией, созданной не ¬ысшим —уществом, а какой-то более низкой и менее мудрой силой (демиургом). Ќекоторые знаменитые философы считали, что тело, созданное из материи, есть гробница, или тюрьма, дл€ души и оскверн€ет обитающую в нем душу. “акой взгл€д приводил к нездравому отношению к жизни, что про€вл€лось в самых разных формах. Ѕибли€ же учит, что человеческое тело прекрасно (ѕс.138:13-14), и все его естественные запросы нормальны и хороши, и мы можем наслаждатьс€ ими (1 “им.6:17), но при этом должны управл€ть своими желани€ми и не извращать их (–им.13:13-14).

Ѕибли€ также учит, что человек, в отличие от животных, был создан Ђпо образу и подобию Ѕожиюї (Ѕыт.1:26-27). Ёто означает, прежде всего, что человек создан, чтобы быть представителем Ѕога, Ѕожьим наместником среди всех других Ѕожьих созданий на земле, чтобы управл€ть ими, заботитьс€ о них, царствовать над ними (Ѕыт.1:28; 2:15).

Ёто высока€ честь и огромна€ ответственность Ц представл€ть Ѕога дл€ других созданий ≈го. Ёто значит, что он не должен обижать их и причин€ть им ненужных страданий (ѕр.12:10). — другой стороны, это говорит о том, что кажда€ человеческа€ жизнь св€щенна и неприкосновенна (Ѕыт.9:6). ÷енность человека несоизмерима со всем остальным творением. ќна не зависит от того, насколько он умен, богат, силен, красив или здоров. ќна определ€етс€ только тем исключительным фактом, что каждый человек создан по образу Ѕожьему. ¬от, почему нельз€ убивать еще нерожденных детей посредством аборта, а также родившихс€ слабыми или неполноценными, равно как и стариков, когда они кажутс€ уже бесполезными и обременительными. ћы не должны презирать никакое человеческое существо, каким бы убогим оно ни казалось (ѕр.14:31). Ѕибли€ говорит, что Ѕог произвел весь человеческий род от одной первой супружеской пары (ƒе€н.17:26). Ёто значит, что не существует высших и низших человеческих существ. ¬се люди, к какой бы расе они ни принадлежали, созданы по образу Ѕожию, поэтому любые про€влени€ расизма и национализма (антисемитизма в том числе), любое притеснение национальных меньшинств или превозношение одного народа пред другим греховны и оскорбительны дл€ Ѕога-“ворца.

∆енщины, равно как и мужчины, созданы по образу Ѕожию. ќни представл€ют такую же ценность дл€ Ѕога; они должны быть удостоены такого же почета, как и мужчины; они не должны подвергатьс€ угнетению или оскорблени€м (1 ѕетр.3:7).

ѕоскольку человек сотворен по образу Ѕожию, то ему дарованы “ворцом свобода воли и право нравственного выбора.

 нига Ѕыти€ говорит о том, что в Ёдемском саду человек мог пользоватьс€ плодами всех деревьев, кроме одного, от которого Ѕог запретил ему есть, и предупредил, что неповиновение повлечет за собой смерть. Ёто говорит о том, что Ѕог дал человеку возможность не послушатьс€ ≈го повелени€, если человек этого не захочет, т.е. создал человека, наделенного свободной волей. —вободна€ вол€ Ц необходимое условие нравственности. Ѕибли€ учит, что все зло, существующее в мире, - это результат того, что человек воспользовалс€ свободой воли дл€ того, чтобы ослушатьс€ Ѕога, и тем самым ввел в мир тот порочный принцип, ту силу, что называетс€ грехом.

Ќо разве Ѕог не предвидел, что человек злоупотребит своей свободой?  онечно, предвидел. «ачем же тогда ќн создал человека таким? ќтвет состоит в том, что Ѕог не захотел создать человека биологической машиной, работающей только на основе инстинкта и неспособной сделать какой-либо действительно свободный выбор. Ѕолее того, Ѕог хотел, чтобы человек был существом гораздо более высокого пор€дка, чем животные. ƒрессиру€, можно приучить животное что-то делать и чего-то не делать, но это будет результат того, что в его пам€ти и нервной системе запечатлелись те или иные последстви€ повиновени€ и неповиновени€, но знать, почему его хоз€ин требует от него того или другого, животное никогда не будет. —оздава€ же человека, Ѕог желал сотворить такое существо, которое можно было бы научить понимать причины Ѕожьих повелений и запретов, чтобы послушание его Ѕогу было осмысленным и добровольным (причастность Ѕожьему естеству, познание Ѕога и ≈го путей, счастье единства с Ќим).

—вободна€ вол€ Ц необходимое условие любви

—оздава€ человека, Ѕог хотел, прежде всего, сотворить существо, знающее счастье любви, способное искренне любить Ѕога и других людей. ƒл€ этого его необходимо было наделить свободой воли, свободой выбора, ведь, истинна€ любовь не может быть вынужденной или механической. »менно поэтому человек должен быть по-насто€щему свободен в своем решении любить Ѕога и подчин€тьс€ ≈му или же отвергнуть ≈го любовь и ослушатьс€ ≈го.

” кого-то может возникнуть вопрос, не лучше ли было бы, если бы Ѕог, учитыва€ опыт грехопадени€, создал человека подобным машинам или животным? ќтвет на это прост: кто из нас добровольно согласитс€ отказатьс€ от свободы воли и превратитьс€ в машину?

 

3. Ѕог Ц истинное достоинство человека (ѕс.113:9; 143:13-15)

’от€ человек создан как наместник Ѕога, облеченный властью над землей, вс€ Ѕибли€ с первой главы Ѕыти€ указывает, что Ѕог сотворил землю таким образом, чтобы посто€нно напоминать человеку о его зависимости от Ѕога (Ѕыт.1:3-5).

—вет Ц это первостепенна€ жизненна€ необходимость. —вет и день, равно как тьма и ночь, не совсем одно и то же.  аждые сутки, независимо от нашего желани€, та сторона земли, на которой мы живем, отворачиваетс€ от света и погружаетс€ во тьму. Ќам остаетс€ только ждать, когда нам снова будет дан свет. »ными словами, мы полностью зависим от источника света, наход€щегос€ вне пределов нашего мира.

“о, что верно в отношении физического света, еще более верно в отношении нравственного и духовного света. »сточник духовного света также находитс€ не в самом человеке, несмотр€ на значительную силу его интеллекта.  аждому необходимо повернутьс€ к источнику света и мудрости, который вне нас и вне нашего мира, - к —амому “ворцу, к Ѕогу ќтцу, —ыну и —в€тому ƒуху (1 »н.1:5,6; »н.8:12; 9:5; 15:4-5; 1:9; 1 ѕетр.1:1-2; ѕс.72:27-28).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

534 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.