Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новые направления в изучении европейского средневековья в XX в.




Впервые о прошлом, и в том числе о средневековом прошлом заговорили не в политических координатах, не как о прошлом отдельных крупных государств, институтов, структур, а заговорили о прошлом, как о прошлом отдельных людей. Начало социальной истории, ее открытие – начало 20 века, 20-30е годы.

Имена: социология как наука родилась во Франции (так считается), причастность к ней имеют и немецкие социологии. Самая известная личность среди австро-немецких социологов тех лет Отто Брунер. Работал в середине 30-х – конце 40-х годов.

Бруннер – один из тех, кто первым всерьез задумывается над этой проблематикой. У него появятся последователи. В любом случае в середине 20 века мы видим характерные перемены. О Средних веках начнут говорить уже не столько как о политическом мире, сколько о мире широких социальных связей. Кроме того, старая хронология будет поставлена под сомнение.

Вслед за немецкими социологами выступили французские историки. В середине 30-х годов в Париже усилиями 2-х крупнейших историков, которые посвятили себя прежде всего истории средневековой Франции, складывается знаменитая историческая школа, получившая наименование «Школа анналов». 2 историка Марк Блок и Лусьен Февр, которые стояли у истоков новой исторической идеологии, новых исторических подходов. Школа анналов окажет мощнейшее влияние на европейскую медиевистику вплоть до последних десятилетий. Главная идея представителей Школы анналов: чтобы постичь прошлое, нужен всесторонний анализ. В 19 веке преклонялись перед политическими структурами, перед большой политикой. Но политика – это одна часть жизнь. Социологи, конечно, правы. Нужно поместить человека в центр социальных отношений. Попробуем осуществить тотальный штурм исторического материала, организовать общую атаку на исторический материал, попытаться ознакомиться с историческими явлениями абсолютно во всех ипостасях.

Знаменем этой школы станет первый крупный труд Марка Блока «Средневековая цивилизация». Париж, 1930-е годы. Потом эта книга выйдет под другим названием «Феодальное общество». Первая попытка тотального штурма исторического материала, средневекового прошлого. Блок пытается охватить абсолютно все аспекты жизни средневековой цивилизации. Это проблема времени и восприятия времени, это проблема хронологии и восприятия хронологии, это проблема церковной истории, проблема перемещения человека в пространстве.

После окончания 2-й мировой войны, после 1945 года видим новые тупики и новые направления.

2-я половина 20 века. 1950-е, 60-е, 70-е годы – так можно стратифицировать 2-ю половину 20 века. Это две половинки. Первая половина – это с конца 50-х до конца 70-х годов. Вторая половинка – последние 25 лет. На первой половинке мы видим в основном преобладание идей Школы анналов вкупе с идеями социологов как анналистическо-социологическая интерпретация средневековой цивилизации, средневекового общества.

40-50-е годы – последние крупные достижения этого анналистического направления. В 1950-е годы начинается кризис этого некогда мощного направления. Сразу же произошло отпочкование. 2 характерных отпочкования мы видим в развитии этой школы. Первый момент – это попытка сблизиться с социологами, попытаться интерпретировать идеи анналов сквозь призму социологии. Жак Легофф «Цивилизация средневекового Запада». Крестовых походов.

Обратная сторона медали Фернанд Бродель – 3-х томная история экономического быта Западной Европы в 15-18 веках. Он во многом экономист и пытается связать свои чисто экономические постулаты и с проблемами политики и с проблемами культуры. Школа анналов распадается и этот распад неизбежен.

Та же проблема оказалась и перед социологами. Послевоенная социология. Германия. Чуть позже на передовых позициях оказалась англо-американская историческая социология. В первые послевоенные годы Отто Брунер доминирует со своими воззрениями среди европейской, прежде всего немецкой исторической элиты. «Европа в средние века». Бруннер развил свои идеи вплоть до отрицания старой средневековой хронологии. Главная его идея и мысль всей исторической социологии 20 века: не было жесткого перехода из средних веков к новому времени.

 

Среди учен XX в необходимо упомянуть выдаю­щегося бельгийца А. Пиренна, который в конце XIX — в первой трети XX в. развернул целое направл — изучение среднев городов как самостоят феномена (прежде всего на бельгийском материале) Однако подлинная революцв медиевист связа­на со школой «Анналов». Группа франц исследов, которые объединились вокруг журнала эконом и соц истории, сформулировала перспек­те задачи медиевистики. Среди этих ученых следует прежде всего назвать М. Блока и Л. Февра. Впоследствии их традиции развивали Ж. Дюби, Ш. Перрен, Ж. Ле Гофф и др. В XX в. движение захватило все нац на­уч школы, в том числе и русскую. Сторонники «Анналов» вплотную занялись культу­ролог составляющей. Они отказались от пре­имущественного рассмотрения полит событий и погрузились в факты повседневной жизни. Их заинте­ресовали бытовой уклад людей в Ср век, орудия труда, история костюма и вооружения, особенности ку­линарии и виноделия и т. д.В недрах «Анналов» зародилось еще одно важнейшее направление — изучение средн ментальности. Человек той эпохи воспринимал окружающий мир и се­бя весьма специфично, он не так, как мы, относился и ко времени, и к пространству. Реконструкция этого внут­реннего мира, попытка посмотреть на происходившее глазами предков стали наиболее весомым достижением медиевистики за последнее столетие.Что касается концептуальных новшеств, то наиболь­ший интерес представляет сформировавшееся в ряде ис­торических школ (бельгийской, британской, американ­ской) представление о феодализме как о специфической форме военной организации общества. Следовательно, зарождение и развитие феодальных институтов обуслов­лены насущными потребностями в обороне и функцио­нированием военных структур. Хотя сводить всю исто­рию только к этому нельзя, без учета роли такого элемен­та — главного вызова эпохи — понять суть средневековых отношений невозможно.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2192 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.