Впервые словосочетание Средний век возникнет в Италии под пером и в устах итальянских гуманистов. Под пером этих людей появилось характерное, очень хлесткое определение того, что было между античностью и людьми, которые подражают античности, пытаются возродить античность. Первое такое определение прозвучит под пером крупного итальянского литератора XIV века Франческо Петрарки – Средние века. Что значит Средний век в сознании представителей Возрождения? Это, прежде всего печальный отрезок времени, весьма мрачный, который отделяет золотое прошлое от золотого будущего. Это своеобразный мрачный тоннель. Средний век – в представлении людей Возрождения это господство мракобесия, это варварская культура, это культура, основанная на почти полном забвении классических языков, это культура германского мира, германского языка и германских наречий, культура, так называемой Вульгаты – вульгарной латыни, это засилье церкви, жестких церковных нормативов. Это пребывание человечества, всего людского сообщества в достаточно ограниченной интеллектуальной оболочке.
Спустя несколько столетий появится другой тезис. В начале XVI века будет положен конец религиозному единству западного мира. В результате очень широко и сложного религиозного движения под названием Реформация произойдет раскол до той пор единой христианской цивилизации, единой христианской канонической конфессии, единого христианского религиозного вероисповедания. Европа будет расколота на несколько религиозных враждебных лагерей, появится новая церковь и новая конфессия – Протестантизм.
Родоначальником этого движения будет выдающийся представитель Германии Мартин Лютер.
Жестокий фактор, ударивший по Средним векам в плане их цельного восприятия. Лютер оказался вторым могильщиком средневековой цивилизации в плане критических замечаний. Он считал, что прошлые столетия, мир старой католической церкви – это черный мир, это мир неспособный открыть для человека Бога, не способный привести человека к Богу.
Что было общее? Это критичный взгляд, который был обращен в прошлой, в то тысячелетнее прошлое, которое обнимала средневековая христианская цивилизация. Это мир старой католической церкви, это мир падшей церкви.
Вслед за Лютером примерно такой же точки зрения начнут придерживаться другие представители и основатели протестантских течений и направлений. Это многочисленные сектанты, появившиеся в Европе в XVI-XVII вв., начиная с баптистов и заканчивая английскими квакерами.
Так на протяжении XVI-XVII века мы наблюдаем своеобразный сплав этих двух мощных гиперкритичных потоков общественной мысли, которые были направлены своими стрелами против средних веков. Они говорили о Средних веках как о дурном прошлом в истории человечества.
Итоги. 2-я пол. XVII века. Ученая элита запада наконец-то созрела для необходимости крупных хронологических членений человеческой истории и независящих от библейской доктрины.
Немецкий историк Кристиан Цемадрий (?), преподавал в университете, в 1688 году издаст краткое пособие для начинающих увлекаться исторической материей, своеобразное введение в историческую науку, краткий очерк всемирной истории и впервые в письменной форме возникнет каноническое деление европейской истории. Старый век – исчерпан Греко-римской цивилизацией, падением Рима, варварскими вторжениями середины 1 тысячелетия. За ним следуют Средние века. Это 1000 лет от падения 1 Рима до падения Рима второго, до гибели Константинополя под ударами турок-османов в 1453 году.
Далее во многом под влиянием Реформации, это чисто протестантский взгляд на европейскую историю. Цемадрий говорит, что «Лютер тщательно расчистил завалы этого рухнувшего старого средневекового католического мира, расчистил путь в будущее. И теперь с XVI века, особенно с Реформации, следует брать начало новой цивилизации».
Итак, Старый мир, Средний мир или Средний век и Новый век, Новое время.
Как бы то ни было, с этого момента и вплоть до XIX века Европа окончательно убедится в мысли о порочности Средневекового мира,
Это было не случайно, поскольку именно в XVII-XVIII вв. европейская мысль все больше и больше начинала обогащаться идеями индивидуализма. Европейский человек все больше и больше приобщался к принципам индивидуального свободомыслия, принципам индивидуальной культуры, принципам личной независимости. Это был долгий путь обретения людьми индивидуальной персоны. На этой почве ближе к концу XVIII века станут проявляться первые проблески так называемого либерального подхода или либеральной идеи. Эти идеи совпали во 2-й пол. XVIII века с новой духовной доктриной, которая в европейской мысли обычно именуется как Эпоха просвещения. Идея просвещения с одной стороны раскрепощала мысль человека и вместе с тем, раскрепощая его индивидуальные способности, возможности, эта идея с другой стороны приняла полу средневековую основу, традиционную духовную основу.
Эпоха Просвещения целиком в согласии с эпохой Возрождения, с гуманистической культурой. Средние века – это ужас, это гнет церкви, гнет сословных идей, сословной замкнутости, это эпоха тюрьмы.
Сочинения Вольтера наиболее хлёстко били по средневековому прошлому. В данном случае наука и духовная мысль развивались практически параллельно в разных странах.
В 1-й пол. XIX века как ответ на потрясения прошлого, это эпоха Романтизма, романтического направления в развитии европейской цивилизации, европейской культуры. Это первая попытка реабилитировать этот средневековый век. Романтики это люди, которые первые попытались увидеть в прошлом позитивное, рациональное зерно. Кто были романтики от истории? Большинство из них консерваторы. Это сторонники монархической идеи, часто монархисты ультра-правого толка, несомненно ярые противники большой крови. Ярые противники идей революции.
Представитель французской исторической науки Жюль Мишле (?). В 1730-е годы он замышляет грандиозное творение – Историю Франции. Впервые тома были посвящены Средневековому периоду. 6 томов. Жюль Мишле объявил Средние века детством человечества, это созревание основных форм мысли, это генезис будущего.
Но историки романтики вольно обращались с фактами. Но впервые эти факты систематически осмысливались. Впервые в эпоху романтизма в 1-й пол. XIX века историки-романтики будут пытаться реабилитировать Средние века с опорой на факты. При этом трактовка с фактами очень вольная. Для Мишле факт – это импульс к неким собственным иллюзиям. Мишле передает эти факты в очень эмоциональном изложении. Он говорит о церкви без критики, как о самостоятельном институте. Говорит о институтах власти без того порицания, того поругания, которым сопровождался разговор об этих институтах, о королевских учреждениях. Впервые Мишле в этом пытается увидеть проблески некоего будущего. Впервые в европейской исторической мысли внимание будет адресовано маргинальным группам, это крестьяне, бедняки, студенты Сорбонны в средние века, в том числе феномен Жанны Дарк.
2-я пол. XIX века. Это начавшийся триумф либеральных идей, но идей очень специфических. Во 2-й пол. XIX века либеральная мысль запада упаковывается в идею сильной национальной государственности.
Европа впервые переживает бум идей единого великого национального государства. Раскрепощение личности может свершиться только лишь в структурах сильного национального объединенного государства. Так возник миф о национальной государственности как панацея от всех бед. Миф переживает свой ренессанс на рубеже XIX-XX веков. Таким образом Средние века во 2-й пол. XIX века подошли как к эпохе становления будущих сильных государственных структур, будущих институтов власти, будущих сильных европейских монархий. В конце XIX века в средневековом прошлом стали видеть истоки сильной современной европейской государственности, будь то Французская республика, Британская империя, Германская.
Пришлось впервые серьезно заняться архивами. Поэтому во 2-й пол. XIX века состоялось второе открытие средневекового века. Первое открытие – это романтики типа Мишле, второе открытие – это 2-я пол. XIX века и публикация архивных материалов. В европейской исторической науке в середине XIX века приступают к серьезной работе с источниками и прежде всего, публикация архивных материалов.
Возникло множество исторических сообществ. 2-я пол. XIX века – «открытие» прошлого отдельных европейских регионов, достаточно глухих для старой науки уголков Европы. Научные центры: это Франция, Париж, школа Хартий. Изучаются источники.
2-я пол. XIX века – золотой век немецкой исторической науки. В Германии создается множество региональных научных обществ, самое крупное из которых приступило к публикации средневековых памятников. Это школа, так называемого, Геттингенского университета. Усилиями исследователей началась публикация средневековых материалов под названием «Памятники истории Германии». Под Германией понималась не территория Германии, а прежде всего германский мир, пришедший на смену миру античному. Впервые были опубликованы важнейшие документы периода эпохи Карла Великого, в том числе документы по истории церкви.
Итак на рубеже XIX-XX веков реабилитация средневековья идет под знаком реабилитации политического прошлого. Средние века – это колыбель современной государственности, это колыбель современной правовой культуры. Поэтому большинство европейских историков уделяла колоссальное внимание истории средних веков.