На фоне общего наступления союзников в ходе зимне-весенней кампании 1945 г. 4 – 11 февраля того же года состоялась новая встреча «большой тройки» – И. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль – в стенах Ливадийского дворца Ялты. В работе Крымской конференции принимали участие министры иностранных дел СССР, США и Англии, а также начальники штабов вооруженных сил.
На данной конференции было рассмотрено несколько вопросов, среди которых самым злободневным являлся план окончательного разгрома Германии, при этом основное значение признавалось за Восточным фронтом, и дальнейшая её судьба. В официальном коммюнике об итогах конференции, подписанном Ф. Рузвельтом, И. Сталиным и У. Черчиллем, отмечалось: «Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага... Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координация новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга»[833].
На конференции был рассмотрен центральный политический вопрос – об отношениях союзников к Германии после её поражения, о будущем этого государства. Здесь основополагающее значение приобретали договорённости на принципах ее демократизации и демилитаризации. Решались принципиальные вопросы о характере верховной власти на германской территории, о разделе её на зоны оккупации государств-победителей: СССР, Великобритании и США. Было предусмотрено создание союзнической администрации и контроля, который предполагалось осуществлять через специальный контрольный орган в составе главнокомандования трёх держав. При этом указывалось, что ещё одна страна – Франция, которая будет приглашена занять свою зону оккупации поверженной Германии, также будет участвовать в деятельности контрольного органа союзнических сил в Германии.
Кроме того, был рассмотрен вопрос о возмещении ущерба, причинённого немецко-фашистской агрессией союзным странам. Для этого создавалась специальная комиссия по репарациям, которая должна была решить вопрос о размерах и способах возмещения ущерба, руководствуясь принципом, что общая сумма репараций должна составить 20 млрд. долл. и что 50 % этой суммы припадет Советскому Союзу. В результате дискуссий было установлено, что Германия будет осуществлять компенсацию в трёх формах: а) единовременной контрибуции, взимаемой в течение двух лет после капитуляции; б) годовых поставок товаров из произведенной продукции в течение периода, который будет определён дополнительно; в) использования труда немцев[834].
Польский и югославский вопросы по-прежнему оставались наиболее сложными в отношении проблем послевоенного устройства Европы. В отношении будущего польского правительства была достигнута договоренность о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой демократической основе с включением в него деятелей из самой Польши и польского правительства, находившегося в Лондоне в эмиграции. Что же касается границ и территории новой Польши, то было решено, что она должна будет получить существенные приращения территории на севере и западе за счет земель, захваченных Германией.
По поводу Югославии главы СССР, США и Англии выработали рекомендации в отношении образования объединенного правительства этой страны, включающего представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского югославского правительства в Лондоне, а также создания Временного парламента Югославии на основе уже существующего Антифашистского Вече национального освобождения[835].
СССР подтвердил намерение через 2 – 3 месяца после разгрома Германии вступить в войну с Японией[836].
Одним из центральных вопросов Крымской конференции стало намерение о создании совместно с другими миролюбивыми государствами новой универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности. Была подписана также Декларация об освобожденной Европе, в которой содержалось обязательство обеспечить ее народам создание «демократических учреждений по их собственному выбору». Был определён порядок работы будущей Организации Объединенных Нации – преемницы Лиги Наций[837].
Ещё ранее, после Тегеранской конференции, было решено обсудить все вопросы создания международной конференции безопасности на специальной конференции в Думбартон-Оксе (возле Вашингтона). В первой части конференции, начатой 21 августа 1944 г., участвовали делегации Великобритании, СССР и США; во второй части, с 29 сентября по 7 декабря, приняла участие китайская делегация. Конференция конкретизировала идею всеобщей международной организации с учётом принятых Атлантической хартии, Декларации Объединенных Наций, подписанной 30 октября 1943 г. Декларации четырёх держав и дискуссии на конференции в Тегеране. Одним из первых вопросов, обсуждённых в Думбартон-Оксе, было название будущей организации. Из вариантов «Международная организация безопасности», «Всемирный союз», «Объединенные Нации» был выбран последний. Далее было согласовано, что основным документом организации будет Устав, а главными органами – Генеральная Ассамблея, Генеральный секретариат и Совет Безопасности. Много споров вызвала компетенция Генерального секретаря и одного из органов – Экономического и Социального Совета. Для дальнейшего разрешения были оставлены проблемы организации голосования в Совете Безопасности (проблема вето) и участия советских республик в будущей организации[838].
Одним из главных событий, последовавших за Крымской конференцией, был созыв 25 апреля 1945 г. конференции объединённых наций в г. Сан-Франциско, на которой была учреждена новая международная организация по обеспечению мира и безопасности. В её работе принимали участие 26 государств, подписавших 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций и страны, позднее объявившие войну Германии, а также нейтральные государства, всего более 50 стран. От Советского Союза членами ООН стали РСФСР, Украина и Беларусь. От Великобритании были представлены 4 её доминиона. Интересы советских республик представлял В. Молотов, от Великобритании – А. Иден, от США – Э. Стеттиниус, от Китая – Сун Цзывэнь. На конференции возникли серьёзные трудности и разногласия, было много противников создания ООН, ссылавшихся на неудачный опыт Лиги наций, и всё-таки она приняла важные решения, касавшиеся полномочий Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, составления Устава ООН. Особенно продолжительные дискуссии были связаны с порядком голосования и принципом единогласия, а также по вопросу о международной опеке. В конце концов, дискуссии привели к взаимному компромиссу, и 26 июня 1945 г. Устав ООН был принят[839].
Таким образом, образование ООН явилось результатом победы антигитлеровской коалиции над нацизмом, в частности, и войной, в общем. Она была создана в качестве организации, обеспечивавшей сохранение мира, сотрудничества, равноправия и независимости всех народов.