Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность, ценности и ориентации постмодерна.




Нигилизм — понятие, введённое в начале XIX в. немецким философом и писателем Ф.-Г. Якоби как противовес «рассудочному рационализму» Просвещения. С его точки зрения, «язычники — с рассудком, христиане — с чувством», иррациональным постижением мира.

Контркультура — совокупность радикальных культурно-политических процессов и явлений, смысл которых — в отрицании господствующих стандартов современной цивилизации и утверждении альтернативного образа жизни, его ценностей и смыслов.

Постмодерн (лат. Postmodern — Постсовременность) — термин, впервые введённый А. Тойнби в 1947 г. для обозначения нового периода эволюции западного цивилизационного комплекса. С точки зрения адептов Постсовременности, она представляет собою новую эпоху. С позиций оппонентов постмодерна, это выражение кризиса Модерна.

Нарратив — «наррация, или повествование, рассказ, сказ — подоснова иреархии языков культуры, она говорит как бы от имени истины»; универсальный метод социально-гуманитарного знания как «метаповествования», т. е. семиотического упорядочения вещей и событий в хронотопе, пронизанным единым логосом и смыслом, его выражение в целостном виде.

Меганарратив — целостная, связная и предельно широкая концептуальная картина мира, которая исходит из его объективной гомогенности и возможности постижения на основе принципов целостности, универсальности, рациональности и логоцентризма, их выражения в высших ценностях и смыслах человеческой деятельности.

«Смерть объекта и субъекта» — постмодернистский принцип отрицания объективного характера мира, отношение к нему как к гетерогенному «ничто» и в результате — отрицание человеческой субъектности, в которой же нет ничего, кроме индивидуальных практик повседневности.

«Конец истории» — принцип отрицания объективного характера преемственной связи истории как заблуждения гомогенного Разума, «распада связи времён», утраты реальных «действующих лиц» и «великих целей», установка на демифологизацию и дескрализацию прошлого, противопоставление ему «действительной истории» многообразных практик и с их позиций — «конструирование» прошлого, лишённого каких-либо векторов.

Ризома (франц. Rhizome — корневище) — термин, предложенный постмодернистами Ж. Делёзом и Ф. Гваттари; концепт, призванный быть альтернативой классического центрированного образа мира-дерева, мира-корня, космоса Единого как базового основания мира. Этот принцип является противовесом Единому, однако в ходе практической реализации не отрицает его, а выражает, наряду с ним, его гетерогенное многообразие.

Шизо-анализ — компромиссная возможность постижения мира одновременно с позиций «вертикального» Единого и «горизонтальной» ризомы, установления «хао-космоса» — «более содержательного единства» и равновесия между ними путём «картографирования» мира «во всех направлениях».

Плато — непоследовательное, с точки зрения отрицания Единого, выражение потребности в признании некоего «срединного» состояния в ризоме.

Деконструкция — термин, впервые предложенный М. Хайдеггером и конкретизированный Ж. Деррида. Деконструкция в своём классическом значении — это процедура, направленная на очищение текста от вторичных деформаций традиции и толкования, поиск его смысла, которым первоначально наделил его творец. Реконструкция — восстановление текста в его подлинности и вместе с тем его интерпретация. В постмодерне деконструкция — это манипулирование текстом в соответствии со свободным замыслом интерпретатора.

Интертекст — полиструктурное семантическое пространство. Классический интертекст — плод диалога автора и интерпретатора. Однако любая новация подчинена задаче воссоздания идентичной «копии» оригинала, который остаётся носителем сакрального смысла. Постмодернистский интертекст принципиально отличается от классического как деструкция его целостной структуры и смысла, их замена многоуровневым текстом с множеством смыслов.

Дифферанс — термин, введенный Ж. Деррида как модификация фрейдовского «бессознательного». Термин указывает на «различения» в понимании смысла изначальных текстов, «воспоминании о следах» иных возможных смыслов. Отсюда — многозначность интертекста, отсутствие в нём направляющего принципа.

Паспарту — один из способов организации интертекста. Множественность и неупорядоченность его смыслов позволяет «аттестовать» его по необходимому интерпретатору сегменту текста и «обрамлять» его по субъективному вкусу.

Пастиш, или коллаж — термины, которые обозначают возможность в интерпретации интертекста «свободного полета», «лоскутного одеяла», симбиоза сосуществующих и опосредующих друг друга элементов, которые рассчитаны на множественную интерпретацию.

Симулякр — понятие, впервые введённое Платоном. В постмодерной интерпретации — «порождение, при помощи моделей, реального без истока и реальности: гиперреального... замена реального знаками реального». Решающий поворот в том, что происходит переход от знаков, которые обозначают «что-то», к знакам как свидетельствам отсутствия чего бы то ни было.

Пародия — радикальная и тотальная установка на «игру», «смех» и иронию как сквозные свойства культуры, входящие в её ядро. Эти свойства — результат универсальных сомнений в истине и её ценности, критицизма по отношению ко всему и вся.

Карнавализация — в классическом варианте начальная ступень культуры или её необходимый момент. В постмодерной интерпретации — установка на понимание природы культуры как в целом «игры». В первом случае объект смеха ставится на своё место, во втором — лишается его. Это способ лишения объекта сакрального, деформации и уничтожения его достоинства.

Прагматика (греч. pragma, praxis — действие) — идущая от американского философа начала XX в. Г. Пирса философия ценности действия в зависимости от его полезности («истинно то, что полезно» в противоположность полезному как истинному).

[Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 492 – 493]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 501 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.