Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Динамика культуры/цивилизации.




Изменения (культурно-цивилизационные) — аксиологически нейтральное понятие для обозначения различных состояний культуры и цивилизации в двух и более временных точках.

Эволюция (древнееер. Eva — жизнь) к./ц. — в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры/цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определённого ценностно-смыслового ядра культуры, в широком — синоним динамики культуры и цивилизации.

Революция в к./ц. — крупномасштабный и системный скачок в развитии определенной модели культуры/цивилизации, обновление их основного качества — смена ценностно-смыслового ядра деятельности и переход к другой модели.

Развитие к./ц. — целостный процесс их количественно-качественных изменений.

Динамика к./ц. — аксиологически нейтральная категория для выражения всего многообразия изменений культуры и цивилизации.

Ренессанс культурный (фр. Renaissance — Возрождение) — процесс возрождения ранее утраченных или смещенных на периферию ценностей, который является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла; возникновение нового чувства жизни, родственного жизненному чувству античности и противоположного средневековому отношению к жизни как отрешению от неё, утверждение и обновление творческих сил человека.

Декаданс культурный (фр. Decadance — упадок, разложение) — деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, их системное несоответствие изменившейся социокультурной реальности и вместе с тем глубокая и плодотворная рефлексия о смысле и роли ценностей культуры/цивилизации и поиск их альтернатив.

Трансформация — внутренняя перестройка общества в соответствии с имманентно присущими ему законами; системное, преимущественно эволюционное преобразование культурно-цивилизационного комплекса; трансформационный процесс не сводится к реформам «сверху», охватывает все основные структуры, и его ход и исход в решающей степени зависят от действий больших социальных групп; отсюда — принципиальная неоднозначность, незаданность окончательного исхода процесса.

Культурный шок — концепт, введённый американским культурфутурологом А. Тоффлером для обозначения состояния индивидов, социальных групп, общностей людей в пограничной ситуации внезапного разрушения традиционных ценностных ориентиров и неспособности к адекватному истолкованию новых реалий и адаптации к ним.

Кризис культуры/цивилизации — состояние обострения противоречий определённой культурно-цивилизационной модели, испытания жизненной силы её ценностей и смыслов.

Тупик культуры/цивилизации — системный и предкатастрофный кризис культуры/цивилизации, который обусловлен обесценением/исчерпанием творческого потенциала их ценностно-смыслового ядра и завершается его распадом.

Эсхатология (греч. eschatos — последний, конечный и logos — учение) — в христианской догматике учение о «последних» вещах: о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле.

Апокалипсис (греч. apokalilypsis — откровение) — Страшный суд. В откровении ап. Иоанна предстает в виде четырех всадников, которые символизируют чуму, войну, голод и смерть. Апокалипсис не фатален для праведников, которые спасутся и войдут в новое тысячелетнее царство.

Прогресс к./ц. — совершенствование ценностно-смыслового ядра, содержания структур и видов культурно-цивилизационной деятельности как развитие творческого и репродуктивного потенциала человечества.

Регресс к./ц. — эрозия ценностно-смыслового ядра культурно-цивилизационной деятельности, её содержания, структур и видов, «усталость» и свёртывание творческого потенциала.

Линейный прогресс — упрощённая интерпретация динамики развития к./ц. как фатального и непрерывного совершенствования человека, обусловленного его «природой», принцип «всё к лучшему в этом лучшем из миров»; в соотношении с ним регресс — «аномалиия», случайность, «ничтожная деятельность» (Гегель).

Критерии прогресса/регресса — качественная оценка состояния зрелости к./ц. в зависимости от меры гуманизации/дегуманизации, освобождения/отчуждения их исторически определённых субъектов; такие критерии развёртываются в ряде индикаторов, которые позволяют (нередко — в количественной форме) конкретизировать меру процесса.

Аксиологический характер критериев — свойство оценок прогресса/регресса в единстве выражаемой ими объективной сущности процессов совершенствования или деградации к./ц. (в этом смысле наличия в них элементов абсолютности) и вместе с тем — относительности, «незавершённости» таких оценок, обусловленной как незавершённостью развития к./ц., так и неполнотой их познания оценивающими субъектами.

Интегративный критерий — основной, или «высший», критерий зрелости к./ц., способный выразить степень зрелости ценностно-смыслового ядра к./ц., как системной целостности, и вместе с тем быть методологическим основанием частных критериев. Интегративный критерий зрелости к./ц. — становление, развёртывание и реализация потенциала, расширение и обогащение исторически определенной меры освобождения и гуманизации субъектов культуротворческой деятельности в масштабах всемирной истории, её социокультурных моделей или эпох.

Частные критерии — совокупность критериев зрелости к./ц. в многообразных и относительно самостоятельных сферах; такие критерии находятся в прямых и обратных связях с интегративным критерием.

[Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 279 – 280.]

 

Этнонациоренессанс.

Самоидентификация этническая — самосознание этнической общности.

Архетип этнокультурный — характерные и устойчиво воспроизводимые черты национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.

Этнос — исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общности предков), биопсихических признаков, духовных ценностей, прежде всего языка, и самоидентификации.

Нация — полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, нация-государство.

Титульный этнос — этническая общность, этнонимом которой называется данное государство.

Суперэтнос — крупномасштабная общность людей, сформировавшихся из различных этносов и достигших единства социокультурных признаков.

Субэтнос — этническая группа со специфическими признаками, не выходящими пределы более крупной этнической общности.

Коренной этнос — понятие, выражающее формирование и историю определенно этноса на данной территории.

Меньшинство этническое — группа людей со специфическими этническими признаками, представляющая меньшинство населения страны.

Криптонациональность (от лат. Kriptos — тайный) — этническое меньшинство определенного этноса в данном государстве, который является титульным в другом государстве.

Диаспора — понятие, парное с метрополией; этническая группа в данном государстве, которая сориентирована на культурные ценности другого государства на основании этнической общности с ним.

Мультикультурализм — феномен гетерогенного многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса.

Национальная идея — выраженное в комплексе символических форм самосознание (самоидентификация) нации и одновременно — ее «послание миру» о бытии, интересах и ценностях этой общности людей.

Патриотизм — принцип и естественная ценность национального самосознания, любовь к своей Родине и деятельная сопричастность к ней.

Космополитизм — принцип и практика отрицания реальности или плодотворности национального фактора, «беспочвенность», абсолютизация общечеловеческих интересов и ценностей.

Национализм — противоречивый принцип и практика самоопределения этноса, нации, выражение их интересов.

«Эллинский» национализм — возникший в древнегреческом полисе комплекс представлкений, идентичный патриотизму.

«Римский» национализм — возникший в Римской империи комплекс представлений, идентичный шовинизму и расизму.

Этноцентризм — принцип и практика отношений определенного этноса с миром, подчиненных его эгоцентричным интересам.

Этнократия — принцип и практика узурпации государственной власти и монополии на нее определенного этноса.

Нациократия — принцип и практика политического господства одних наций-государств над другими.

Национал-сепаратизм — совокупность идей и действий, направленных на становление новой государственной структуры этнической общности как альтернативы государству на основании представлений о его несоответствии интересам этой общности.

Шовинизм — принцип и практика превосходства определенного этноса или нации над другими, «национализм крупного рогатого скота» (Ф. Ницше).

Расизм — принцип и практика превосходства одних рас над другими, которые в европейской традиции мотивируются мифологемами биопсихических преимуществ «арийской» расы или возможности «конструирования» такой расы.

Этнонациоренессанс — противоречивый глобальный феномен активизации этнического или национального самосознания, который является одним из фундаментальных процессов современной культуры и цивилизации.

[Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 314 – 315.]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 566 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2134 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.