Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типология культуры и цивилизации.




Тип культурно-цивилизационный — самая крупномасштабная модель мировой культуры и цивилизации; целостность её хронотопа, смыслового ценностно-символического ядра и его органических взаимосвязей со всеми компонентами данного типа.

Идеальный тип — введённый М. Вебером концепт, который, в отличие от «должного», идеализированного типа как предельного совершенства, является теоретическим инструментом выявления его связи с сущим, объективным содержанием и структурой моделей культуры/цивилизации.

Типологический стиль культуры/цивилизации — устойчивая и уникальная фор-мотворческая способность к выразительности способа и форм деятельности творящих их модели совокупных субъектов; «культура — прежде всего единство художественного стиля во всех жизненных проявлениях народа».

Гомогенный тип (греч. homogenes — однородный) — культурно-цивилизационный тип, обладающий высокой степенью однородности своих компонентов.

Гетерогенный тип (греч. heterogenes —разнородный) — культурно-цивилизационный тип, в котором единое смысловое ценностно-символическое ядро, сохраняя системообразующую функцию, сочетается со значительной разнороднос­тью своих компонентов.

Политеизм (греч. polys — много и theos — Бог) — многобожие, почитание многих богов.

Монотеизм (греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином Боге; в строгом смысле монотеистическими являются иудаизм и ислам, в широком смысле — христианство («троица»).

«Осевой» культурно-цивилизационный комплекс — исторически сложившаяся модель, в которой в уникальном и зрелом виде выражается и совершенствуется его всечеловеческое содержание.

Христианство — одна из наиболее влиятельных мировых религий; учение Иисуса Христа — Евангелие как система символически выраженных идей и отношений по поводу веры; церковь как «тело Христово» — посредник между верующими и сво­им символом веры, социальный институт, хранящий традицию и её обряды (культ).

Богочеловечество — смыслообразующий христианский концепт божественного творения человека как богоподобного существа, призванного искупить отпадение от своего творца («первородный грех»), осуществить подвиг освобождения от греха и стать со-творцом царства Божия на земле.

«Два Града» — смыслообразующий и ценностно-символический концепт, который в трактовке одного из основоположников католицизма св. Августина означал развитие Христова учения о «двух царствах» — дольнем («от мира сего») и горнем («не от мира сего»), стремление человека к высшему, идеальному миру.

«Две истины» — сформулированное одним из духовных отцов средневековой топической церкви Фомой Аквинским учение о возможности примирения двух истин — знания естественных законов мира и знания Божественного промысла.

Фундаментализм (лат. fundamentum — основание) — течение в церкви (не только христианской), которое исходит из необходимости жёсткого соблюдения традиции и отрицает возможность и тем более — практику её реформации. Термин «фундаментализм» заимствован из христианства, где он использовался для обозначения ортодоксального течения в протестантизме. Фундаментализм зародился в США в канун Первой мировой войны среди консервативной части американских протестантов, которые защищали христианское учение от богословского модернизма и либерализма.

Клерикализм (позднелат. clericalis — церковный) — теория и практика защиты интересов католической церкви и её главы, укрепления их авторитета.

Теократия (греч. theos — Бог, kratos — власть) — буквально боговластие; изначально — концепция власти, непосредственным источником которой является Бог; «Н власти, которая не от Бога» (ап. Павел); в последующей интерпретации — форм правления, в которой высшая государственная власть принадлежит церкви.

Ересь (греч. особое вероучение) — различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа.

Раскол (церковный) — великое разделение христианских церквей, которое началось в 1054 г. и упрочилось как две подсистемы христианства.

Секуляризация — процесс освобождения общественного сознания от религиозности, обусловленный, с одной стороны, характерной для Нового времени рациона лизацией человеческой деятельности, с другой — обострением ценностно-смысловых противоречий церкви и её взаимоотношений с обществом.

Экуменизм (греч. oikumene — обитаемая земля, мир, вселенная) — возникшее в начале XX в. движение за объединение христианских церквей, а также христианства в целом с другими конфессиями вокруг единых для них высших ценнотей и смыслов.

Культурный мессианизм — духовная экспансия определенной культуры с цель её признания как единственно адекватного, зрелого выражения общечеловеческого содержания культуры.

Цивилизационное миссионерство — основанная на идее превосходства и исключительности претензия «спасения мира» путем насильственной экспансии определенной культурно-цивилизационной модели.

Коммуникация (лат. communicare — совещаться с кем-либо) — процесс, в котором индивидуальные и коллективные субъекты культуры/ цивилизации обретают идентичность и обогащаются в противоречивом процессе взаимопроникновения и обнаружения себя друг в друге.

[Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 247 – 248.]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.