Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава И. Смысл жизни и Счастье 239





 


- женатые счастливее неженатых;

- те, кто на пороге своего шестидесятилетия помышляет начать но­вую жизнь — сами, или с кем-то другим, как правило, несчастливы.

Способность к счастью — это своего рода талант. В ней проявля­ется глубина и яркость личности, ее внутренняя творческая энергия. Состояние счастья прямо противоположно состоянию безразличия, вялости, равнодушия, инертности. Счастье — это осуществление внут­ренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хоте­ния». В конечном счете, это — нормальное состояние человека. И по­этому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе животворных истоков собственной индивидуальности. Существова­ние, ставшее доведенным до автоматизма исполнением долга, отказ от переживания бытия как блага приводит к внутреннему опустоше­нию. Утрата способности к счастью — показатель деградации лично­сти, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни. Выдающийся английский поэт XX' века У.Х. Оден утверждал: «Моя обязанность по отношению к Богу — быть счастливым; моя обязан­ность по отношению к ближнему — доставлять ему удовольствие и умень­шать его боль... Счастье — это не право человека. Счастье — это его обязанность. Поэтому быть несчастливым — грех».

11.5. Особенности счастья и его «законы»

Пути настоящего счастья отыскать нелегко. Тем более что уни­версальных рецептов счастья вообще никогда не существовало, да, вероятно, они и не появятся. Может быть, потому, что у счастья есть свои «тайны». Одна из них — счастье существует только во взаим­ном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть как домом или автомашиной, обособившись ото всех. Только тогда, ког­да другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность. Если я не могу «вовлечь» весь мир (пусть хотя бы в лице близких друзей) в круг своего счастья, поделиться этим счастьем, доставить другим хоть частицу той радости, которую испытываю, то я не смогу быть вполне счастливым. Быть счастливым — значит уметь дарить другим богатство своей души, свой талант, свои знания. Только «ра­страчивая» себя таким образом, вы можете испытать чувство полно-


ты, осмысленности собственного бытия в этом мире.

Другая парадоксальная особенность счастья — оно никогда не бывает абсолютным и вечным. Задумывались ли вы над тем, что, когда оно приходит, мы всегда испытываем какой-то неосознанный страх: страх потерять его, страх, что оно пройдет, кончится? И это придает счастью привкус горечи. Абсолютное счастье невозможно, ибо если содержанием человеческого существования, как отмечает Н. Бердяев, является скука, тоска и страх, то жизнь — это однооб­разное, пустое прозябание в отсутствие счастья, ностальгическая бе­зысходная тоска по ушедшему счастью и неизбывный страх перед будущим — перед утратой счастья. Счастье преходяще. Не слу­чайна поэтому магическая фраза, за которую заключивший сделку с Мефистофелем Фауст готов потерять дарованную ему моло­дость, — «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Наша мечта о веч­ном счастье, к сожалению, неосуществима. А может быть, это и к луч­шему: ведь зная об этом, мы должны с особой бережностью относиться к столь хрупкой субстанции, как счастье...

Когда-то Карл Маркс на вопрос «Ваше представление о счас­тье?» ответил: «Борьба». Ответ неожиданный и необычный — он расходится с традиционным, веками складывавшимся представле­нием о счастье как о безмятежно-сладостном покое, довольстве. Ответ, звучащий как девиз. Он и был девизом для Маркса и целых поко­лений революционеров.

Если отрешиться от политической окраски этого девиза, то мож­но признать, что счастье (каков бы ни был его конкретный облик) всегда сопряжено с борьбойпреодолением тех или иных обсто­ятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внут­реннего удовлетворения невозможно без преодоления — собствен­ной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя». И это тоже одна из «тайн» счастья. В свое время Пушкин устами своего разочарованного героя говорил: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но прошло время, и жизнь приводит его к прямо противоположному выводу: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.

Почти столетие спустя А. Блок также провозглашает подобное по­нимание полноты жизни и счастья: «И вечный бой! Покой нам только снится!»


240 _______________ Раздел Ш. Высшие моральные ценности

Казалось бы, что может быть дальше от борьбы, чем «бесхитрост­ные» радости, доставляемые человеку «простыми» проявлениями жиз­ни — созерцанием прекрасного, общением с природой? Однако эта ра­дость воспета С. Есениным как проявление подлинного счастья:

...Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Надо быть человеком очень обостренной чувствительности, чтобы испытать такую радость, такую полноту бытия. И чтобы почувствовать силу, красоту этих строк, чтобы испытать от них эстетическое наслажде­ние, тоже требуется преодоление — преодоление в себе всего косного, безразличного к миру, природе, людям, искусству...

Еще одна особенность счастья, связанная с субъективностью его переживания, заключается в том, что оно может базироваться не только на тех или иных моральных ценностях. В его основе, к со­жалению, могут лежать и антиценности.

Трудно, например, классифицировать счастье коллекционера. В основе его лежит страстное желание иметь — у себя и для себя. Желание, близкое к жадности и эгоизму. Но ведь он по-настоящему счастлив, достав редкую марку или бабочку и испытывая при этом то же самое «чувство глубокого удовлетворения». По-своему счастлив и герой ро­мана Дж. Фаулза «Коллекционер», для которого объектом коллекцио­нирования становятся живые люди. И его нисколько не трогает то, что его увлечение в буквальном смысле слова стоит им жизни.

А вспомним пушкинского скупого рыцаря — страсть к накопитель­ству делала его и безмерно счастливым, когда он прятал очередную монету в свой сундук, и до смерти несчастным, когда приходилось рас­статься хотя бы с медным грошом. А погоня за наркотическим опьяне­нием, «кайфом», за которое человек готов расплатиться (и расплачива­ется!) ценой собственной жизни: ведь в ее основе лежит стремление к счастью, к небывалому эйфорическому состоянию блаженства. Да, это саморазрушение личности, но человек уже не может отказаться от этих мгновений пусть призрачного, но счастья.

«Что такое счастье — это каждый понимал по-своему», — писал когда-то детский писатель А. Гайдар. И все-таки есть нечто общее, что характеризует счастье каждого человека. На основе вышеизло-


 

 


_______________ Глава И. Смысл жизни и Счастье ___________________ 2й_

женного попытаемся вывести некоторые «законы» счастья и пред­лагаем вам обсудить их.

Во-первых, счастье не есть безмятежность и спокойствие. Оно невозможно при пассивном образе жизни. Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процес­се самоосуществления, самореализации личности.

Во-вторых, счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Счастье — это миг, «звездный час» человека, наибо­лее яркие точки его биографии.

В-третьих, счастье не может быть абсолютным. Оно есть не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи.

В-четвертых, счастье невозможно в одиночестве. Для счастья все­гда нужны другие, нужно достижение «контрапункта души» с ними.

В-пятых, предчувствие счастья, его предвкушение часто значи­тельнее, острее и ярче, чем его осуществление. «Ступенями к то­мительному счастью я более, чем счастьем, дорожу», — писал поэт Тютчев.

В-шестых, мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый человек, счастье — только по-настоящему нравственный.

Согласны ли вы с этими выводами?

Вопросы и задания

1. В чем Вы видите смысл существования и предназначение человече­ства? Есть ли смысл жизни у каждого человека? Задумывались ли Вы, в чем смысл Вашей жизни?

2. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как Вы думаете, почему? Каждому ли человеку это удается?

3. Согласны ли Вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Су­ществует ли, на Ваш взгляд, некоторое обобщенное понятие счастья, спра­ведливое для всех?

4. Считаете ли Вы, что «Счастье — это когда тебя понимают?» Почему?

5. Как Вы считаете, что дало основание французскому философу Д. Дидро утверждать: «Чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести»?

6. В чем отличие смысла жизни от цели жизни?

7. Правильно ли выражение «бессмысленная жизнь»?


242 Раздел III. Высшие моральные ценности


8. «Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улы­бался» (индийское изречение). Можно ли утверждать, что в нем выражен смысл жизни человека?

9. Действительно ли «человек — кузнец своего счастья»?

 

10. Дайте свое толкование высказыванию Демокрита: «Счастье и не­счастье — в душе».

11. Действительно ли «правда — хорошо, а счастье — лучше»?

12. «Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели только быть Красивыми» (Б. Фонтснель). Переведите это высказывание на язык этики, используя термин «смысл жизни».

13. «...Не удовлетворение желаний — то, что обычно называют счасть­ем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и чело­веческого счастья. И чем быстрее и полнее вы будете удовлетворять стрем-

' ление человека к наслаждению, отняв у него цель в жизни, тем несчастней и ничтожнее Вы его сделаете». Согласны ли Вы с этим высказыванием К.Д. Ушинского?

14. «Счастье — успешно сформировавшийся в течение осознанной жиз­ни человека комплекс предрассудков», — считает студент А.К. «Счастье — в согласии с самим собой», — это точка зрения студента Д.М. «Для меня счастье — это когда я верю в себя и в свои силы», — признается студентка Н.К. Выскажите свое отношение к этим моделям счастья и предложите собственную.

15. У каждого человека есть мечта, какое-то сильное желание. Если они неисполнимы, может ли человек быть счастлив?

16. Что, по-Вашему, важнее для счастья — стремление к чему-либо или достижение этого?

17. Согласны ли Вы со следующим утверждением Л. Бетховена: «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям»?

18. Разделяете ли Вы точку зрения В. Гюго: «Чтобы быть вполне счас­тливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслужить его»? И как согласуется с ней высказывание Л. Толстого: «Счастье есть удовольствие без раскаяния»?

19. Вот как расценивал счастье Ф. Ницше: «Домогание есть счастье; удов­летворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домога­ния. Счастье — быть сплошным желанием и вместо исполнения — все но­вым желанием». Находите ли Вы в его рассуждениях рациональное зерно?

20. Почему «Величайшее несчастье — быть счастливым в прошлом»?
2.1. Счастливы ли Вы? Отчего?


Глава 12. Любовь как высшая ценность

Ангелы зовут это небесной отрадой, черти — адской

мукой, люди — любовью.

Г. Гейне

Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают.

Дж.Г. Байрон

Я дышу — и, значит, я люблю! Я люблю — и, значит,

я живу!

В.С. Высоцкий

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты... И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия и этика любви — это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт человечества — это тот ориентир, который помогает преодолевать сомнения и позна­вать великое таинство этого загадочного слова — Любовь. Пробле­ма любви всегда интересовала людей, но особенно значимой она стала сейчас, когда в обществе получили такое широкое распростра­нение равнодушие, зависть, леность души. В этих условиях острого дефицита любви как принципа отношений человека к человеку очень важно не потерять саму способность человека любить. Ведь, как говорил А. Блок, «только влюбленный имеет право на звание чело­века».







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 812 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2266 - | 2089 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.