Достаточно ярким выражением синтеза философии и психологии бихевиоризма, с одной стороны, и социологии, с другой стороны, является теория «социального обмена», выступающая зачастую как конгломерат функциональной антропологии, психологии поведения и утилитарной экономики. Наиболее известными представителями данного социологического направления принято считать американских социологов Джоржа Хоманса (р. 1910) и Питтера Блау (р. 1918).
В своих основных исследованиях «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) Хоманс подверг обстоятельной критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксистской социологической парадигмой за их, по его мнению, непригодность в конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. С точки зрения Хоманса, положения этих теорий слишком абстрактны, их понятия не имеют строгих операциональных определений, эмпирически не обоснованы.
Критический анализ помог Хомансу сформулировать основную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга «вернуть человека в социологию». Следует признать, что эта задача соответствовала содержанию и смыслу социологии как науки, хотя решение ее Хоманс пытался осуществить приватным образом, посредством дальнейшего развития социологического необихевиоризма.
По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, а следовательно, «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории... - психологические» [82. Р. 48, 61].
Приняв за исходную единицу социологического анализа «элементарное социальное поведение» (т е. непосредственные контакты между индивидами), Хоманс охарактеризовал задачу собственной социологии следующим образом: «Хотя социологи будут делать много эмпирических открытий, центральная интеллектуальная проблема социологии не аналитическая; это - проблема открытий новых фундаментальных положений. Я думаю, основные положения уже открыты, и они психологические. Данная проблема скорее синтетическая, т. е. проблема показа того, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплетается для образования и поддержания относительно устойчивых социальных структур... Можем ли мы сделать шаг вперед при рассмотрении данной проблемы? Я думаю, что мы можем, и вот где бихевиористская социология, наконец, выступает на сцену» [143. С. 156]. По мнению Хоманса, институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения.
Существенным элементом социологии Хоманса стала его теория социального поведения. Принципиально важной чертой данной теории была интерпретация социального поведения как обмена.
Новое понимание природы и сущности социального поведения объясняется следующим образом: «Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами» [52. С. 90].
При этом Хоманс обращал внимание на то, что каждый человек может обладать более чем одним доступным ему способом поведения. В этом контексте задача собственной социологии сводилась Хомансом к формулировке утверждений, соотносящих вариации величин и издержек поведения людей с частотным распределением альтернативных поведенческих моделей.
Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, названных им бубммс/ямуму^моняльнмм (парные непосредственно-личностные отношения) и мнс?ям?иу%мональнмм. Первый - основа второго. При этом социальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое различие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение), и в том, что сами процессы обмена «вознаграждающей» деятельностью становятся более опосредованными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновесные системы, стабилизирующиеся путем инсти-туционализации общей нормативной структуры [45. С. 84].
Сущность социальных отношений в обществе Хоманс трактовал в духе концепций бихевиоризма. В частности, это нашло свое выражение в его интерпретации проблемы «подкрепления» «социального поведения» и социально-экономического обмена «наградами». Как отмечал Хоманс, «секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для вас, чем для него» [24. С. 70].
Объяснение социального поведения через обмен в версии Хоманса оказалось недостаточно корректным по ряду параметров. Как отмечалось
в ряде критических работ, осталось непонятным, как действующий индивид использует «внешние символы» (в том числе структурную информацию о профессии, возрасте, доходе) в ходе прямых обменов с другими. Точно так же Хоманс не объясняет, каким же образом в ходе взаимодействия индивид делает заключение о том, что происходит.
Следует отметить, что в ряде своих подходов Хоманс стремился приблизить социологию к экономической науке. В этой связи не случайно, что человек у Хоманса действует вполне рационально и его поступки оцениваются в контексте ряда экономических категорий. При изучении социального поведения Хоманс предпочитает оперировать такими понятиями, как «издержки», «выгода» и другими, заимствованными им из категориально-понятийного аппарата западной политэкономии. Поэтому мнение известного социального исследователя К. Боулдинга о том, что в теории обмена Хоманса скрещивается «экономический человек» с психологическим «голубем» для того, чтобы образовать то, что можно было бы обозначать «экономико-голубиной концепцией социального взаимодействия», представляется не только оригинальным, но и достаточно справедливым.
В целом в современной западной социологии учение Хоманса понимается и трактуется как «ранняя попытка» приспособления психологии бихевиоризма для исследования традиционных социологических проблем и пользуется определенным влиянием.
Оригинальную социологическую концепцию предложил в этот период и П. Блау. В таких работах, как «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1964), он осуществил попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интеракционизма и школы социального конфликта.
Стремясь вскрыть связь между микропроцессами межличностного обмена, взаимодействия и конфликта, с одной стороны, и возникновением таких структур, как социальные группы, сообщества, организации и институты, с другой, Блау ориентировался на постижение комплекса вопросов, связанных с причинами и механизмами возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. С этой целью он пытался выработать определенное понимание оснований и источников протекания процессов социологического порядка - от поведения индивида в малой группе до функционирования обществ в целом.
В рамках собственного подхода Блау определяет обмен как специфический тип ассоциации, включающий «действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений» [75. Р. 6].
Таким образом, по Блау, обмен может иметь место лишь в границах таких отношений, при которых данные «вознаграждения» ожидаются и получаются от определенных посторонних лиц. Это определение обмена
очевидно более ограничено, нежели дефиниция Хоманса, которая охватывает любую активность в рамках обмена вне зависимости от ожидания либо получения «вознаграждения».
Одновременно, как и Хоманс, Блау постулирует, что при рассмотрении ассоциаций, включающих «явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью между двумя лицами, используется элементарная экономическая модель» [75. Р. 88]. По сути социальная жизнь трактуется им в качестве своеобразного «базара», где «акторы» торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды.
Для более четкого понимания теоретического подхода Блау необходимо сформулировать те «законы» или «принципы», которые он считал существенными факторами динамики процесса обмена [65. С. 347-373].
Принцип I. Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность.
Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обязательствам. (Компенсацию полученных благ как необходимость для продолжения получения их Блау именовал «пусковым механизмом» социального взаимодействия.)
Принцип 3.Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, тем меньшей властью располагают партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности.
Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается.
Принцип 5. Чем больше установилось отношений обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы «справедливого обмена».
Принцип 6. Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы.
Принцип 7. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. (Социальная жизнь, таким образом, полна «дилемм», решая которые люди вынуждены менять стабильность и баланс одних отношений обмена на напряженность других, поскольку все они стремятся к поддержанию всего многообразия этих отношений.)
Поскольку, по Блау, организации в обществе должны извлекать выгоду из отношений друг с другом и тем самым создавать ситуацию одновременного взаимного «притяжения» и конкуренции, результатом последней является их иерархическая дифференциация. Она, как правило, обусловливает стремление к специализации в самых разнообразных сферах среди менее удачливых организаций. Если же в результате этих процессов формируются эффективные интеграционные механизмы, то для регуляции такого обмена должны возникнуть и отдельные политические организации. В их задачи входит регулирование сложных систем косвенного обмена через установление соответствующих законов и контроль с их помощью за конкуренцией между доминирующими организациями. Поддержание наличных систем обмена гарантирует властвующие структуры (организации) от посягательств на существующие формы распределения ресурсов со стороны оппозиции.
«Легитимность» правящим организациям может обеспечить только их способность нормативно регулировать социальный обмен, основанный на догматах опосредующих ценностей, а также возможность гарантировать получение «платы» наиболее влиятельными организациями. Оппозиция же, по Блау, стремится перераспределить блага, выступая тем самым «регенерирующей силой», которая привносит жизненные силы в социальную структуру и становится основой социальной реорганизации» [75. Р. 301].
Генезис оппозиции в обществе Блау объясняет, во-первых, способностью обездоленных к общению, задаваемой уровнем «экологической концентрации»; во-вторых, способностью той или иной кодификации оппозиционной идеологии; в-третьих, уровнем социальной солидарности обездоленных; в-четвертых, степенью и мерой политизированности оппозиционной организации. При этом темпы этого процесса Блау связывает со скоростью социальной мобильности в обществе, с готовностью доминирующих групп к уступкам, с количеством межличностных и межгрупповых конфликтов в границах социальной системы.
Предложив весьма оригинальную концепцию сущности общества, Блау, пожалуй, поставил намного больше теоретических проблем, стимулирующих социологические изыскания, нежели разрешил их. В то же время его нетрадиционная попытка сформулировать хотя бы некоторые общие принципы, действующие на всех уровнях социальной организации, и хотя бы некоторые законы, реализующиеся на каждом из этих уровней, сыграла определенную роль в эволюции современной социологии Запада.