Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 3. Мораль от древности до наших дней






 


«Путешествие на край ночи», Э.-М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», Б. Пастернака «Доктор Живаго» и др. мы можем прочесть о нравственном кризисе этого «смутного времени».

Следующим ударом по общественной морали было установле­ние тоталитарных режимов в фашистской Германии и Советском Союзе, где особенно явственно проявились все отрицательные сто­роны авторитаризма. Разделение людей на «чистых» и «нечистых» по национальному и классовому признакам, физическое и мораль­ное унижение и уничтожение, всеобщее доносительство, надругатель­ство над человеческим достоинством стали нормами морали, поро­дившими страх, подозрительность, озлобленность в отношениях между людьми.

Один из самых развращающих моментов авторитаризма — формирова­ние «двойной морали»: неприятие и даже ненависть к господствующе­му режиму и одновременно готовность к подчинению ему, восхвалению его идолов и идеалов «на людях». Причем нельзя осуждать людей за это: они действовали так из чувства самосохранения и страха за своих близких. Гораздо хуже было равнодушие — от сознания собственного бессилия или ничтожности, от недопонимания и отсутствия четких мо­ральных ориентиров.

Безусловно ■, было бы неверным считать, что этот период одно­значно демонстрировал только лишь негативные стороны морали. Многие советские люди, проявляя нетерпимость к «врагам народа», искренне верили, что уничтожение последних необходимо для тор­жества коммунистических идеалов и построения нового общества. Презирая, клеймя и преследуя любые проявления человеческой ин­дивидуальности, они4демонстрировали в то же время чудеса кол­лективного энтузиазма и оптимизма. Из страха или по идеологиче­ским убеждениям предавая и отрекаясь от родителей, друзей, близких, эти люди проявляли классовую солидарность, товарищество и взаи­мопомощь. Терпя невероятные личные лишения, они были способ­ны на самопожертвование во имя Родины.

Несмотря ни на что, сохранялись и совершенствовались прекрасные лич­ностные качества и отношения между людьми. Сегодня мы можем видеть их в старых кинофильмах 1930-40-х годов, представлявших нашу дейст­вительность именно в таком, несколько наивно-розовом свете. Кроме то­го, не следует забывать, что моральная стойкость, убеждённость, мужество,


 


целеустремленность проявлялись и людьми, оказавшимися «по ту сторо­ну баррикад»: участниками антифашистского сопротивления в Германии, противниками коммунистического режима в Советском Союзе.

Вторая мировая война, при всей ее трагичности и жестокости, явилась своеобразным очищением и продемонстрировала прежде всего способность людей к солидарности во всеобщей борьбе со Злом. Человечество сумело объединиться для защиты гуманизма, проявив чудеса героизма, мужества, патриотизма. Казалось, выжив после мя­сорубки второй мировой войны и победив, люди станут добры и до­верчивы по отношению друг к другу, поставят перед собой цель не допустить ничего подобного в дальнейшем. Увы, этим надеждам не суждено было воплотиться в реальность.

Вторая половина XX в. проходит под знаком угрозы ядерной катастрофы, порождающей синдром Апокалипсиса (конца света) в мо­ральном сознании людей. С одной стороны, усиливается отчужде­ние, разочарование, страх перед неизбежностью смерти, осознание абсурдности человеческого существования. С другой стороны, люди ищут пусть призрачного, но единения, чтобы выжить, чтобы не чувст­вовать опустошающего «одиночества в толпе».

Кто-то идет по пути оргий, создающих иллюзию такого единения — пьянство, разврат, «прожигание жизни» в бесцельном времяпрепровож­дении — лишь бы «на людях»; кто-то идет по пути конформизма, «мейн-стрима» — приспособиться, раствориться в системе, стать «как все»; кто-то избирает путь сознательной конфронтации, сопротивления системе — диссиденты, борцы за права человека, «шестидесятники».

На Западе появляются «новые левые» — люди, критикующие бла­гополучную буржуазную систему «изнутри», жаждущие перемен. В это же время формируется и заявляет о себе, о своей отдельности и отделен-ности от «взрослого мира», молодежная субкультура — самостоятель­ный социокультурный феномен, наделенный своими нормами, ценностя­ми и идеалами. Позднее, в мае 1968-го года все это выльется в так называемую «студенческую революцию», которая ненадолго, но весьма ощутимо потрясет мир и скажется на дальнейшем состоянии морали в обществе.

Мораль того или иного периода вообще никогда не является однородной, хотя бы в силу того, что в общение вступают люди, принадлежащие к разным группам и разным культурам. Особенно


88 Раздел II. Теоретические проблемы этики


 


Глава 3. Мораль от древности до наших дней


 


наглядно проявляется пестрота моральных воззрений, ценностей и идеалов в конце XX столетия, с его декларируемой и реальной тер­пимостью к «иным» взглядам. Поэтому, например, сегодня в нашем обществе коммунистические моральные принципы могут соседство­вать с демократическими, националистическими, религиозными.

Рассмотрение нравственных коллизий XX века позволяет вы­явить некоторые тенденции существования и развития морали на­шего времени.

Во-первых, это демократизация нравственных норм и отноше­ний. Эта тенденция проявляется как в расширении поля действия моральных норм, приобщении к ним практически всех людей циви­лизованного мира, независимо от их социального, религиозного, на­ционального статуса, так и в том равенстве нравственных требова­ний, которые предъявляются сегодня в демократических обществах и к президенту, и к мелкому клерку.

Во-вторых, это возрастание плюрализма в морали. Да, нравст­венные нормы по-прежнему выступают в качестве морального зако­на человеческого сообщества. Но веер допустимых возможностей постоянно расширяется, люди становятся терпимее друг к другу, позволяя сосуществовать, особенно сегодня, в ситуации постмодер­на, разным моральным точкам зрения и нормам поведения.

В-третьих, происходит персонификация морали, то есть каждый человек получает все большую возможность проявлять творчество в сфере морали, предъявляя обществу свою индивидуальность, быть самим собой, ориентироваться и полагаться на себя, не оглядываясь на общественное мнение (это, опять же, особенно характерно для общества с устоявшимися демократическими традициями).

В-четвертых, на фоне демократизации, плюрализма и персони­фикации морали постепенно намечается усиление в ней аспекта гра­жданственности. Это проявляется в возрастании политической от­ветственности, росте национального самосознания, заботе граждан не только о своих правах, но и обязанностях. Эта тенденция вооб­ще-то имеет синусоидальный характер, и поэтому особенно отрадно отмечать повышение гражданской активности после периода всеоб­щей апатии и равнодушия.

В-пятых, можно утверждать, что имеет место устойчивая тенден­ция к гуманизации нравственных отношений. И дело не только в том, что люди становятся добрее (об этом как раз можно спо­рить!). Но чем более развитым становится общество, тем большую


заботу о своих членах оно может позволить себе, тем скорее оно приближается к пониманию высокой ценности человеческой жизни и свободы. Да и сама этика от авторитарной все активнее движется к гуманистической.

В-шестых, наряду с гуманизацией, очевидной тенденцией разви­тия морали становится в конце XX века ее экологизация. Причем эти тенденции не противоречат, а дополняют друг друга. Включе­ние природы в систему нравственных отношений, проявление под­линной человечности не только к другому человеку, но и к любой другой форме жизни, способность любить ее и заботиться о ней — это и есть подлинная гуманность.

В-седьмых, гуманизация нравственных отношений тесно связана, на наш взгляд, с возвращением и обращением в конце XX века к традиционным моральным ценностям: милосердию, терпимости, справедливости, нравственной чистоте, простой человеческой добро­те. Одновременно, наряду с «реабилитацией» традиционных, вы­двигаются «новые» моральные ценности, отражающие современную ситуацию в мире.

Считая, что в XX веке все ценности стали шаткими и размытыми, жизнь приобрела зыбкую неопределенность, а человек «не знает больше, по ка­ким звездам жить», испанский философ Ортега-и-Гассет в качестве необ­ходимых выдвигает так называемые витальные (жизненные) ценности: преодоление «жизненной дезориентации» и обретение «жизненных ори­ентиров». Итальянский философ А. Печчеи утверждает, что в наше время необходим «новый гуманизм», включающий в себя, по его мнению, «чувст­во глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию». В качестве высшей моральной ценности XX века выдвигает принцип бла­гоговения перед жизнью замечательный гуманист А. Швейцер.

Что же касается пессимистического утверждения, что единствен­ной тенденцией развития морали является не ее прогресс, а падение нравственности, то подобная точка зрения не нова. Люди всегда были недовольны несовершенством человеческих качеств и отноше­ний, и еще Цицерон с горечью восклицал: «О г.етрога! О тогез!» (О времена! О нравы!)

Сегодня многие говорят о моральном кризисе в обществе, приво­дя в качестве аргумента быструю и радикальную смену нравствен­ных ориентиров, отсутствие устойчивых моральных ценностей, об­щее падение нравов.


90


Раздел II. Теоретические проблемы этики


Глава 3. Мораль от древности до наших дней


91


 


Действительно, «молодеют» и становятся более жестокими насилие и пре­ступность; по всему миру идут локальные бессмысленные войны, в осно­ве которых — безнравственность политиков и отсутствие внутренних мо­ральных запретов на убийство и терроризм; чумой нашего времени стал СПИД, провоцируемый сексуальной неразборчивостью и наркоманией.

И все же мы предпочитаем говорить не о кризисе, а о нравствен­ной противоречивости конца XX — начала XXI веков: ведь не только тревога, страх, непонимание и недоверие определяют сегодня отношения людей друг к другу, но и надежда на взаимопонимание и взаимопомощь, вера в торжество общечеловеческих моральных цен­ностей, любовь к жизни и человеку.

34. Закономерности развития морали

На основании рассмотрения эволюции морали в прошлом, ее осо­бенностей в настоящем и проявляющихся уже сегодня тенденций ее развития в будущем можно сделать выводы о некоторых законо­мерностях ее развития.

1. Историческое движение морали осуществляется в определен­ных социокультурных координатах развития человечества. Вся история морали подтверждает это, демонстрируя, как менялись от эпохи к эпохе нормы и ценности, и то, что считалось нравственным в одно время, становилось безнравственным в другое. Даже в одно и то же время то или иное явление могло оцениваться по-разному — в зависимости от культурных традиций общества.

«Заданность» морали социокультурными параметрами проявля­ется как в пространстве, так и во времени. Так, существенные разли­чия между цивилизациями Запада и Востока сказались в разнице не только нравов и обычаев, но даже моральных ценностей (отно­шение к жизни и смерти в западной и восточной культурах). Еще более заметны различия морали при сравнении отдельных истори­ческих пластов, в чем мы успели убедиться.

Объясняются эти отличия разными факторами. Марксизм однозначно видел их причины в объективных экономических отношениях, детерми­нирующих все остальные обстоятельства человеческого общежития. Ф. Эн­гельс писал, что «люди сознательно или бессознательно черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений,


на которых основано их классовое положение, то есть из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен». Поэтому кол­лективизм в первобытном обществе марксизм объясняет совместным ха­рактером труда, индивидуализм в рабовладельческом — возникновением частной собственности. Не соглашаясь с жесткой и однозначной экономи­ческой детерминацией морали формой собственности или способом про­изводства, следует все же признать роль этих параметров в становлении нравственного облика общества. Более гибкая точка зрения объясняет развитие морали изменением места (роли) человека в социальной иерар­хии определенной эпохи: человек-раб, человек-рыцарь, человек-бизнес­мен. Социальная принадлежность мягко или жестко определяет «прави­ла игры» — поведение человека. В средние века, например, человек был «прикован» к своему сословию так, что «часто даже не имел права оде­ваться, как ему нравилось, или есть, что ему хотелось» (Э. Фромм).

В любом случае мораль выполняет в обществе своеобразный «со­циальный заказ»: она способствует формированию того типа лич­ности и тех ее нравственных характеристик, которые требуются в дан­ный момент. И чем менее демократично общество, чем сильнее в нем авторитарные и тоталитарные тенденции, тем активнее использует но мораль в целях манипулирования сознанием и поведением лю­дей, ограничивая свободу их выбора.

Особенно четко это выполнение и «перевыполнение» социального за­каза прослеживается, как уже было показано, в фашистской Германии и Советском Союзе. В первой под лозунгом национал-патриотизма («Гер­мания превыше всего») целенаправленно формировался тип личности солдата-убийцы, не знающего сострадания, жалости, нравственных со­мнений («Фюрер думает за вас»). У нас же выковывался строитель коммунизма, для которого критерием нравственности было то, что спо­собствовало успеху этого строительства. Главным нравственным прин­ципом Моральный кодекс строителя коммунизма объявлял коллекти­визм, требовавший полного подчинения интересов личности интересам общества, а на практике не допускавший нежелательных всплесков ин­дивидуальности: даже чувства у советских людей должны были быть общими, например, «чувство глубокого удовлетворения» (любимый га­зетный штамп позднесоветской эпохи). Как с горечью и с,юмором гово­рили в то время писатели-фантасты братья Стругацкие, «у нас есть чув­ство глубокого удовлетворения, есть чувство законного негодования, а вот с чувством собственного достоинства у нас давно уже напряженка».


92

Раздел II. Теоретические проблемы этики

2. Отличительной особенностью исторического развития нравст­венности является также постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов. Причем это не равномерное механическое движение вперед, а сложное сплетение и взаимодействие традиций и новаций, имеющих свою специфику и выполняющих определенные функции в развитии самой морали.

В традициях воплощается устойчивость, направленность на со­хранение нравственных норм и принципов. Через традиции проис­ходит накопление и трансляция человеческого опыта, его «консер­вирование». Традиции способствуют стабильности общественных и межличностных отношений, а зачастую — сохранению здоровья и даже жизни человека (например, гигиенические требования этикета или порицание случайных половых связей). Предоставляя челове­ку возможность действовать по «готовым» стереотипам, почти авто­матически, традиционные нормы нравственности как бы «высвобож­дают» мышление человека для более продуктивной деятельности, способствуя тем самым его дальнейшему совершенствованию.

Но главное предназначение нравственных традиций — сохра­нять связь времен, осуществлять преемственность в развитии мо­рали. Именно благодаря этому мораль, меняясь во времени и про­странстве, сохраняет неизменными общечеловеческие ценности, неподвластные ни историческим перипетиям, ни классовым или на­циональным амбициям. Отказ от традиций, пренебрежение ими — нравственный нигилизм — не только разрывает связь культур, но и оказывается порой гибельным для человека и целых народов. Такая потеря исторической памяти, своей национальной и духовной со­причастности, всего святого описана в легенде о манкуртах, рассказан­ной Ч. Айматовым в повести «И дольше века длится день».

Обычно нравственный нигилизм проявляется в переломные мо­менты истории: желание освободиться от прошлого приводит к то­му, что «вместе с водой из ванны выплескивают и ребенка», то есть то ценное и необходимое, что составляет нравственный смысл жиз­ни народа. Так, перечеркивая все идеалы и ценности прошлого, в оди­наковой мере проявляли моральный нигилизм и теряли нравствен­ный и духовный облик и большевики 1917-го года, и современные манкурты, порывающие с традициями собственного народа.

Если же люди, отказываясь от традиционных ценностей, не обре­тают при этом новых, они попадают в ситуацию так называемой


Глава 3. Мораль от древности до наших дней 93

маргиналъности — переходного состояния, характеризующегося не­устойчивостью и потерей ориентиров.

Вместе с тем не следует идеализировать роль традиций в нрав­ственной жизни общества. Ведь традиции бывают разными: охрани­тельными (например, уважительное отношение к старшим) и разру­шительными (обычай кровной мести). Зачастую реакционные традиции, превращаясь в стереотипы поведения, мешают обществу раз­виваться, тянут его назад. И даже преемственность может носить негативный характер: ведь сохраняются и передаются от поколения к поколению качества не только морально положительного, но и от­рицательного ряда (жадность, жестокость, предательство). Поэтому каждый человек должен сознательно выбирать: следовать ему тем или иным традициям, отказываться от них или бороться с ними.

Если традиции обеспечивают стабильность общества, то инно­вации гарантируют нравственный прогресс в человеческих отноше­ниях, выступая определяющим фактором изменчивости морали. Ин­новации в морали есть результат творчества морального субъекта — будь то народ, группа людей либо отдельный человек, создающие те иди иные обычаи и обряды.

Так действовал в свое время Петр I, законодательно предписывавший новые нормы поведения и жизни. Так разрабатывались В.И. Лениным, Н.К. Крупской, их сподвижниками нормы коммунистической морали, ставшие затем обязательными для всего народа. Во все времена были люди, которые впервые выступали в роли «законодателей моды» в сфере морали. Причем формирование новых норм нравственности сопрово­ждалось зачастую их неприятием со стороны людей, приверженных традициям.

Поэтому в морали всегда шла борьба между новым и традици­онным, в результате которой в нравственной сфере происходили изменения — то прогрессивные, то реакционные. Дело в том, что так же, как и у традиций, у нравственных инноваций есть свои плю­сы и минусы, и не все новое является однозначно прогрессивным. Как, например, оценить сравнительно новое для нашего общества терпи­мое отношение к сексуальным меньшинствам или повышенный интерес к эротике? Является ли это нравственным прогрессом или симптомом падения нравов? И опять перед каждым человеком встает проблема выбора: предпочесть традиционные или «новые» формы поведения и оценок.


94 Раздел II. Теоретические проблемы этики


Глава 3. Мораль от древности до наших дней ____________________ 95


 


3. Признавая правоту утверждения И. Канта об автономии мо­
рального сознания, нельзя вместе с тем отрицать, что в развитии мо­
рали прослеживается тесная связь с другими феноменами духовной
жизни: религией, искусством, наукой, философией — и своеобраз­
ная зависимость от них.
,

Ранее мы уже говорили о связи этики — теории морали И фило­софии. Добавим только, что философское мировоззрение личности не может не сказываться па системе ее нравственных оценок и цен­ностей: отношение человека к миру определяет и его отношение к другим людям.

Рассмотрение морали эпохи Средневековья наглядно продемон­стрировало нам ее зависимость от религии. Причем эта зависимость существует и сегодня. Так, активная борьба с религией в 1920-30-е годы в пашей стране обернулась одновременно и деморализацией общества; у многих людей поистине «не осталось ничего святого» не только в религиозном, по и в нравственном плане. Поэтому сего­дняшнее обращение многих людей к религиозным ценностям будет, возможно, способствовать и возрождению утерянных нами ценно­стей нравственных.

Особое влияние на формирование морали в обществе всегда ока­зывало искусство. Не случайно Ф.М. Достоевский надеялся, что «красота спасет мир». Эмоциональная насыщенность искусства спо­собствует его доходчивости, служит «воспитанию чувств» в людях. Не только А.С. Пушкин может гордиться тем, что «чувства добрые» он «лирой пробуждал». Во вес времена поэты были совестью парода, выра­зителями его переживаний. Литературные герои становились кумирами и образцами для подражания. Сколько девушек формировали свои пред­ставления о любви, вдохновившись образом Татьяны Лариной! Художе­ственные полотна становились нравственным символом эпохи (знаме­нитая «Голубка» П. Пикассо, ставшая символом мира). А разве идеал современного «крутого» пария пришел к нам не" из кино? И сегодня мы ие только одеваемся, стрижемся, танцуем, но и чувствуем и ведем себя в значительной степени так, как диктуют нам мировые культурные стан­дарты. (Разумеется, это несколько упрощенная схема взаимосвязи мо­рали и искусства.)

В современных условиях прослеживается также определенная зависимость нравственных ценностей и ориентиров от задач, про­блем и открытий науки. Раньше паука практически пе оказывала


никакого влияния на мораль людей, с ней не связанных. Современ­ная наука «улавливает» мораль в свои координаты и порождает нравственные проблемы, дотоле неведомые.

Возможности реанимации и трансплантологии, выращивания детей «в пробирке» и клонирования, поддержания и прерывания жизни ста­вят не только перед медиками, но и перед всеми нами множество нрав­ственных проблемы: что такое жизнь и смерть? Какова цена человече­ской жизни? Имеет ли человек право распоряжаться своей и чужой жизнью? Не случайно одна из энциклик (обращений) папы Римского Иоанна Павла II (июль 1996 г.) была посвящена проблемам трансплан­тации, абортов, эвтаназии, смертной казни. Наверное, студенты смогут предложить для обсуждения и другие аспекты воздействия науки на мораль (скажем, порождение новых нравственных проблем развитием атомной энергетики, робототехники и т.д.).

4. Будучи «вписанной» в систему социокультурных координат, мораль, говоря языком математики, выступает не только в качестве «функции», но и в качестве «аргумента»: иными словами, мораль оказывает активное обратное воздействие на все формы духовной культуры.

Еще Платон задавался вопросом соотношения морали и религии: «Яв­ляется ли морально добрым то, что повелевается богами, или же богами повелевается то, что является морально добрым?» В искусстве также прослеживается влияние морали: содержанием художественного про­изведения чаще всего выступают нравственные коллизии (героическое начало в симфонии Бетховена, любовь и ненависть в трагедиях Шек­спира, нравственные поиски героев современной литературы). В науке именно моральные регулятивы (долг, совесть, ответственность) застав­ляют ученых требовать наложения моратория на те или иные исследо­вания (например, в области генной инженерии).

Поэтому было бы ошибкой говорить о независимости науки, ис­кусства, политики и т.д. от нравственности.

Наука, возомнившая себя свободной от всякой моральной ответственно­сти, — «чистая наука» может при определенных условиях превратить­ся из добра во зло, стать не только достижением человеческого разума, но и потенциальной опасностью для самого существования людей, пре­вратиться в средство массового уничтожения в войнах, экологических катастрофах, возникающих в ходе научных экспериментов. Религия, ко-


96 __________________ Раздел П. Теоретические проблемы этики

торая на протяжении веков включала в себя нравственные учения и наставления, став прислужницей, например, политики или средством к осу­ществлению корыстных интересов некоторых сект и организаций, утра­чивает свое положительное значение.

Особенно впечатляющим является воздействие морали на такую сферу жизни общества, как политика. Политика, политическое со­знание находятся в прямой зависимости от нравственности, причем зачастую в отрицательном смысле: чем дальше политика отстоит от нравственности, тем она успешнее. Вытеснение из зоны политики нравственных принципов альтруизма, гуманизма и замена их прин­ципом практической целесообразности, эффективности, успеха лю­бой ценой («цель оправдывает средства») присущи в полной мере как политикам времен Макиавелли, так и современным «прагмати­кам». Безусловна, например, зависимость решений, принимаемых по­литическим лидером, от его нравственной культуры и индивидуаль­ной системы ценностей.

Ведь в решении отдать приказ стрелять в собственный народ, или бросать женщин и детей в концлагеря, или покушаться на суверенитет другого народа, или отказываться от собственной независимости — сказывается не столько политический, сколько моральный выбор государственного деятеля.

Не меньшее влияние на социальную и политическую жизнь об­щества оказывает нравственная культура каждого из нас. Мы зна­ем, какую роль сыграли в победе над фашизмом такие нравствен­ные качества, как патриотизм, мужество, героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны. Сегодня от нас требуется иное: высокая нравственная ответственность, взвешенность и про­думанность решений на выборах и референдумах, чувство нацио­нального самосознания — то, что обозначается понятием «граж­данственность». И в этом смысле роль нравственной культуры политического лидера и масс равноценна. Не случайно бытует истина: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслу­живает».

Большое влияние оказывает моральный фактор также на эконо­мику и производство. Это, во-первых, роль морального облика го­сударственных мужей (правительства, депутатов, административно-управленческого аппарата) — их честности, неподкупности, ответст-


Глава 3. Мораль от др евности до наших дней __________________ 97

венности, компетентности — в осуществлении экономической поли­тики общества.

К сожалению, сегодня коррумпированность чиновничье-бюрократиче-ского аппарата, его сращенность с криминальными структурами, развра­щенность, безнравственность, элементарная жадность становятся причи­нами развала экономики, торможения реформ, принятия безграмотных, но кому-то выгодных экономических и политических решений.

Во-вторых, задумаемся над тем, какую роль играют моральные ориентиры и настроение «простых» людей в их производственной деятельности.

Так, в 1920-30 гг. народное хозяйство нашей страны, приведенное в упа­док гражданской войной и разрухой, было восстановлено и коренным образом перестроено не только за счет рабского труда заключенных, но и в значительной мере за счет небывалого и искреннего энтузиазма

Г

советских людей. Строительство Днепрогэса, Магнитки, Комсомольска-

на-Амуре сопровождалось высоким подъемом нравственных сил, пре-вратившихся в силу материальную. То же и сегодня: наше отношение к бедности и богатству, наша нацеленность на потребительство или пред­принимательство, зависть или энтузиазм — все это определяет экономи­ческий облик и будущее нашего общества.

5. Включенность морали в систему социокультурных координат и возрастание ее роли в жизни общества позволяют экстраполиро­вать влияния морали на решение тех проблем, которые принято называть глобальными — ведь именно от них зависит сегодня существование нашей планеты и человеческой цивилизации. Какие это проблемы и какое место в их решении занимает нравственность? Отметим некоторые из них.

Одна из самых острых проблем современности — проблема войны и мира, поставившая перед человечеством вопрос о выживаемости, о дене жизни и смерти каждого человека. Прежде всего, она связана с угрозой ядерной войны. И хотя сегодня эта угроза, казалось бы, отошла в про­шлое, но по-прежнему вызывает тревогу экстремистское желание неко­торых государств иметь ядерную бомбу. По-прежнему гибнут мирные жители в так называемых локальных войнах — в Югославии, Чечне, на Ближнем Востоке. В этих условиях очень многое зависит от нравствен­ной позиции людей — больших политиков и простых смертных. Что важнее для них — политические, национальные и религиозные принци-


 


98 Раздел П. Теоретические проблемы этики


Глава 3. Мораль от древности до наших дней ________________ 99


 



пы или человеческая жизнь? Заповедь «не убий» или «око за око, зуб за зуб»? Признавать, что войны бывают справедливые и несправедливые, или исповедовать пацифизм — неприятие любого вида войны? И каж­дый человек должен решать для себя эти проблемы сам.

К глобальным проблемам XX века относится и угроза экологиче­ской катастрофы, которая заставляет нас с нравственных позиций взгля­нуть на отношения человека и природы. Сегодня неуместно считать себя царем природы; человек — часть ее. Нравственный долг современ­ного человека — чувствовать и нести ответственность перед природой за свою деятельность: и за отравление окружающей среды металлурги­ческим комбинатом, и за ландыш, сорванный па прогулке в лесу, ибо речь идет о нашем общем доме.

Под угрозой находится не только природный, но и внутренний ду­ховный мир человека, что проявляется, в частности, в кризисе человечно­сти. Потребительские сиюминутные ценности и низкий уровень гума­нитарной культуры зачастую ведут к потере людьми высоких духовных ориентиров, когда благородство и интеллигентность уступают место на­глости и предприимчивости. В этих условиях существует серьезная опас­ность сделать наш мир рационально-целесообразным и вместе с тем бездушным и бездуховным.

Сегодня высокий уровень морали необходим также, чтобы противо­действовать опасностям, вызванным научно-техническим прогрессом, в ча­стности, в физике,, генной инженерии, медицине, о которых мы уже гово­рили. Однако надо быть готовыми к тому, что развитие науки будет «подбрасывать» человечеству все новые загадки.

Глобальные проблемы современности... Как далеки, казалось бы, они от повседневности нашей жизни. Но решать их необходимо здесь и сейчас каждому из нас. И решение их во многом определя­ется той моралью, которой мы придерживаемся, теми нравственными ценностями, которыми мы руководствуемся.

Вопросы и задания

1. Если мораль изменяется с течением времени, то почему остаются не­изменными десять библейских заповедей?

2. Как Вы объясняете наличие «нравственности» у животных?

3. Согласны ли Вы с идеей П. Кропоткина, что «наше нравственное чув­ство — природная способность, такое же, как чувство осязания и обоня­ния»?


А. Откуда у человека комплекс неполноценности, стыд, жестокость? Вро­жденные ли это качества или они вырабатываются под влиянием обстоя­тельств?

5. Почему эпоха Средневековья принижала человека, а эпоха Возрож­дения возвысила его? В чем это проявляется?

6. Согласны ли Вы с тем, что любовь в ее нынешнем виде сформирова­лась лишь в эпоху позднего Средневековья? Ваши аргументы «за» и «про­тив».

7. Богатство и бедность: какое влияние они оказывали и оказывают на нравственность?

8. Как Вы оцениваете высказывание А. Швейцера о том, что «этика — это безгранично расширенная ответственность ко всему живущему»?

9. Какие основные нравственные проблемы характерны, на Ваш взгляд, для нашего времени? Совпадают ли моральные проблемы личности и об­щества?






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1197 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2297 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.