Тема 1. Языческая культура восточных славян
Вопросы
1. Восточные славяне в VI-IX вв.
2. Материальная культура восточных славян. Хозяйство, быт, образ жизни.
3. Языческие верования как феномен духовной культуры древних славян.
4. Языческая культура и современность.
Термин и понятия.
ведическая культура, фольклор, материнский культ, космогонический миф, коляда, чара, волхвы, идолы, капища, ристания, тризна, этногенез.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое этногенез?
2. Каковы современные научные представления о происхождении славян? Из каких источников нам известно о языческом периоде славян?
3. Осветите влияние природно-климатических факторов, географического положения на формирование истории и культуры Руси.
4. Охарактеризуйте хозяйство, быт, образ жизни древних славян.
5. Какие выводы об общественном строе славян можно сделать, зная их религиозные верования?
6. Что представлял собой пантеон богов в славянской мифологии? Определите, что они собой олицетворяли. Дополните таблицу значениями языческих божеств. Что они символизировали?
Сварог | |
Перун | |
Велес | |
Хорс | |
Даждьбог | |
Симаргл | |
Мокошь | |
Лель | |
Коляда | |
Купала | |
Овсень |
7. Что представляет собой языческая картина мира древних славян?
8. Как вы думаете, сложилась ли в языческой культуре иерархия ценностей?
9. Как вы считаете, что (или кто) является высшей ценностью в культуре языческой Руси? (Человек? Князь? Коллектив? Местное божество?) Аргументируйте свой выбор.
10. Какова система ценностей у восточных славян? Как они воспринимали такие категории как «время», «пространство»? Как природно-климатические условия повлияли на становление национального характера?
11. Как вы думаете, зачем нужно изучать историю языческой славянской культуры? Что из верований восточных славян сохранилось сегодня? О чем это говорит?
Дополнительные вопросы и задания
1. Как вы думаете, означают ли особенности формирования русской культуры, что Древняя Русь развивалась по уникальным правилам, или значительные особенности отличают культуру любого народа?
2. Прочитайте текст, приведенный ниже, и попытайтесь определить, почему земля у древних славян была в большей степени духовной ценностью, а не материальным богатством. Дополните приведенный текст своими размышлениями, опираясь на материал учебных пособий и дополнительную литературу.
«Мать-Сыра Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода… Кто не почитает земли – кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба – не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери-Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли – никогда не увидит больше родины, верили наши предки».
3. Почему варяги называли славянскую землю Гардарикой? Свой ответ обоснуйте.
4. Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы – гробы с сожженным крахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания – военные состязания в память об умерших и поминальные пиры – тризны. Откуда берут истоки эти обычаи, и до какого времени они продолжались?
5. Что такое «явь», «навь» и «правь» в славянской мифологии?
6. Как назывался языческий храм:
а) святилище; в) храм;
б) капище; г) собор?
6. Как называется старинное зрелище, массовая игра с плясками, пением, хороводами, театрализованными обрядами:
а) олимпиада; в) коло;
б) игрище; г) ристалище?
Темы докладов и сообщений
Древнеславянский пантеон богов и его культы.
Обычаи и нравы восточных славян.
Языческие (народные) праздники.
Летописец Нестор и его произведение «Повесть временных лет» о древних славянах.
Соловьев С.М. о влияние природных факторов на историю Руси и национальный характер русского народа.
Язычество сегодня.
Б.А. Рыбаков – выдающийся отечественный исследователь язычества.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Грушко Е.А.. Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии. - Назрань, 1996
2. Из истории русской культуры. – Т. 1. Древняя Русь. – М.: Языки русской культуры, 2000.
3. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / под ред. А.Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1995.
4. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Т. Тайны языческой Руси. – М.: Изд-во «Вече», 2001.
5.Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории.–1992. -№4-5.
6. Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарика, 2000.
7.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: София - Гелиос, 2001.
8.Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб.: Азбука – Классика, 2001.
9.Щукин В.В. Русский мифологический словарь. – Ек-г, 2001.
Дополнительная
1.Капица Д.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник – М., 2000
2.Ключевский В.О. Сочинение в 8 томах. Т. 1. Курс русской истории – М., 1956. – лекции 3,4.
3.Мирончиков Л.Т. Словарь славянской мифологии: происхождение славянской мифологии и этноса. – Мн.: Харвест, 2004.
4.Соловьев С.М. Сочинения в 18 томах. – М.: Мысль, 1988. – Кн. 1. – Т. 1-2. –Гл. 1.
5.Седов В.В. Великое переселение: история славян // Родина. – 2001. -№1-2.
6.Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. – М.: Наука и религия, 1992.
7.Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1. –М.: Мирос, 1994.