Вопросы
- Культура Западной Европы в ХVII веке.
- Век Просвещения.
- XIX век – век классики.
Термины и понятия
роман, барокко, рококо, классицизм, романтизм, эклектизм, реализм, веризм, символизм, декадентство, импрессионизм, модерн, промышленная архитектура, натурализм.
Вопросы и задания для самоконтроля
- Почему XVII век называют «веком гениев?»
- Почему применительно к искусству нового времени правильно говорить не об эпохах, а о стилях?
- Какие явления в политической, научной, религиозных сферах повлияли на формирование художественной культуры XVII в?
- Назовите основные эстетические характеристики стиля барокко. В искусстве каких стран и почему стиль барокко проявил себя наиболее ярко?
- Чем характеризуется стиль классицизм?
- Какова мировоззренческая картина в культуре XVII века?
- В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения?
- В чем состояла сущность просвещения как явления культуры?
- Чем можно объяснить отличие взглядов представителей просвещения европейских стран? В чем национальная специфика культуры Просвещения?
- Какая страна становится в XVIII в. гегемоном в духовной жизни и в чем это проявляется.
- Охарактеризуйте «плоды» просвещения в сфере духовной культуры Европы XVII-XVIII веков.
- Какие направления и стили развиваются в искусстве эпохи просвещения?
- Сравните сентиментализм и романтизм как два близких, но различающихся направления в искусстве.
- Какие духовные противоречия были присущи эпохе просвещения?
- В чем состояли признаки зарождающегося нового типа культуры в Европе в эпоху Просвещения?
- Какие изменения в культурной жизни обществе вызвал промышленный переворот в XIX в?
- Каким образом массовое образование повлияло на культурный процесс в XIX в?
- Почему традиционные подсистемы культуры (религиозная, аристократическая, народная) утрачивают свое значение в XIX в?
- Назовите признаки стиля ампир. Что такое академизм в искусстве?
- В чем проявился романтизм и модерн в архитектуре?
- Как проявляют себя реалистические тенденции в различных видах и жанрах зарубежного искусства XIX в.?
- Почему живопись импрессионистов при своем появлении вызвала резкий общественный протест и была принята лишь десятилетия спустя?
- Какие жанры, появившиеся в искусстве XIX в. сохранили свою популярность и в XX в.?
- В чем заключается специфика культуры декаданса? Каковы ее основные направления?
- Как вы думаете, имел ли место кризис культуры рубежа XIX - XX веков?
- Каковы основные итоги развития культуры в новое время?
Дополнительные вопросы и задания.
- На примере жизненного и творческого пути Рембрандта объясните, как житейские обстоятельства и стилистические предпочтения эпохи преломляются в самобытном мышлении художника и воплощаются в его произведениях.
- На примерах литературы, театра, живописи просвещения покажите стилистическое разнообразие художественной жизни XVIII в.
- Охарактеризуйте положение музыкального искусства в художественной жизни XVIII в.
- Иоганн Вольфганг Гете – основоположник немецкой литературы нового времени, отразил важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В самом значительном произведении – трагедии «Фауст» - Гете призывает к поиску смысла жизни. А как он сам ответил на поставленный в «Фаусте» вопрос: в чем состоит смысл жизни?
- Это направление в искусстве зародилось во Франции и получило свое название по картине художника Мане. Как называется картина?
- Заполните таблицу.
План сравнения | Классицизм | Романтизм | Реализм |
1. Сюжеты 2. Правила изображения 3. Основные идеи 4. Типичный герой |
7. Кто из французских писателей был теоретиком и основоположником натурализма в литературе:
а) Э. Золя; в) Ж. Санд;
б) В. Гюго; г) Т. Готье?
8. Как называется направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления:
а) кубизм; в) импрессионизм;
б) имажинизм г) примитивизм.
Темы докладов и сообщений
1. Творчество импрессионистов (К. Писарро, А. Сислей, К. Моне, О. Ренуар)
2. О. Шпенглер о характере упадка и «заката» европейской цивилизации.
3. Научная революция XVII века и ее творцы.
4. Жизнь и творчество И.С. Баха.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Гуревич И.С. Культурология. М.: Гардарика, 2000.
2. Ильина Г.В. Основная история искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
3. Культурология /под ред. Г.В. Драга. – Рн/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
4. Культурология (под ред. О.Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1995.
5. Полищук В.И. Культурология. М.: Гардарика, 2000.
6. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие /под ред. А.А. Радугина М.: «Центр», 1998.
Дополнительная
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М., 1974.
2. Век просвещения. – М. Париж, 1970.
3. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. – М., 1996.
4. Согрин В.В., Патрушев А.Н., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада XVII-XX веков. – М., 1995.
5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб., 1997.
6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения / сост. П.С. Гуревич. – М., 1991.
7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное – М., 1993.