Вопросы
1. Принятие христианства Русью как исторический выбор .
2. Литература Киевской Руси.
3. Древнерусское зодчество.
4. Икона как образ мира.
Термины и понятия
православие, троица, титлы, устав, летопись, агиография, житие, поучение, зернь, скань, перегородчатая эмаль, икона, фреска, аскетизм, великомученичество, монашество.
Вопросы и задания для самоконтроля
- Перечислите основные исторические предпосылки крещения Руси.
- Какую из религий и почему выбрал Владимир I? Какие могли быть альтернативы? Какую цель преследовал Владимир, проводя свою первую религиозную реформу?
- Какое влияние на развитие культуры Древней Руси, нравы жителей и их отношение к жизни оказало принятие христианства? Как изменилось международное положение Руси в результате принятия ею христианства?
- Какими новыми категориями и ценностями начинает мыслить древнерусская культура?
- Что такое двоеверие?
- Какие стороны древнейшего языческого сознания претерпели коренное изменение под влиянием христианства, а какие – в меньшей степени?
- Какими жанрами была предоставлена древнерусская литература?
- Храм Святой Софии в Киеве воплощал собой иерархию ценностей и символику христианства мира. Почему сбор назывался Софийским? Что означала эта идея для Руси?
- Назовите наиболее известные памятники древнерусской живописи и их авторов.
Дополнительные вопросы и задания.
- Русь осознанно шла навстречу ценностным ориентациям византийского православия, но в то же время принятие христианства называют «культурным переворотом для Руси». Почему?
- Для систематизации ответа на вопрос о принятии решения о мотивах выбора веры славянами разделите приведенные тезисы на две группы. Одной чертой подчеркните доказательства того, что Русь шла навстречу православию осознанно. Двумя чертами подчеркните свидетельства встречного движения молодой славянской культуры:
а) тесная связь Руси с Византией благодаря торговому пути;
б) в захоронениях Х в. встречаются свидетельства христианских погребальных обрядов: христианские символы, кресты из бронзы и серебра;
в) походы киевских князей на Царьград (Константинополь);
мир Византии был близок России по духу; Византия, как и Русь, была многоэтнической в своей основе;
г) крещенной и похороненной по христианскому обряду была киевская княгиня Ольга (945-966);
д) христианская Византия сумела вобрать в себя все лучшее из античного наследия;
е) Византия в глазах славян, как и всех варваров, являлась образцом для подражания.
- Назовите литературный жанр, очень распространенный в Киевской Руси и, как констатировал Б.А. Рыбаков, являвшийся сильным оружием церковной пропаганды.
- Длительное время духовная жизнь Руси определялась явлением, известным в науке как православно-языческий синкретизм. Что означает этот термин?
- Выберите правильный ответ на вопрос о том, как понимать «двоеверие» в русской культуре после принятия христианства. Аргументируйте свой выбор:
а) двоеверие – это борьба язычества против христианства;
б) двоеверие – борьба христианства против язычества;
в) двоеверие – это идеалы языческих и христианских ценностей.
6. Укажите, какие из приведенного ниже ряда произведений хронологически относятся к «золотому веку» культуры домонгольской Руси. Определите жанр этих произведений:
а) «Задонщина»;
б) «Повесть временных лет»;
в) «Слово о житие Дмитрия Ивановича Донского»;
г) «Поучение Владимира Мономаха»;
д) «Слово о полку Игореве»;
е) Илларион. «Слово о законе и благодати»;
- Какие духовные ценности воплощали собой образы первых русских святых Бориса и Глеба, столь почитаемых на Руси?
- В конце XI – начале XII в. начинают складываться особенности русских архитектурных традиций. Начало этому процессу положено во Владимиро-Суздальском и Новгородском княжествам. Выберете из списка характеристик архитектурных традиций те, которые, по вашему мнению, соответствуют тому или другому княжеству и впишите номера характеристик в нужный столбец.
Архитектура Новгорода | Архитектура Владимира | Характеристики |
а) четкость и простота архитектурных пропорций; б) лаконичность, ясность форм; в) щедрая отделка храмов каменным кружевом и золотом; г) стены почти лишены украшений; д) демонстрация княжеской власти; е) декларация вечевых идеалов; ж) изысканность, стремление воплотить образ третий Византии. |
9. Древнерусская живопись полна религиозных символов. Объясните смысл некоторых из них: нимб, крест, голубь, агнец Божий, свеча.
Темы докладов и сообщений
- Двоеверие на Руси.
- Софийский собор в Новгороде.
- Церковное зодчество на Руси.
- Личность князя Владимира в отечественной истории и культуре.
Рекомендуемая литература
Основная
- Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии) – М.: «Лань», 2002.
- Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М.: Высшая школа, 1990.
- Из истории русской культуры. Т.1. Древняя Русь. – М.Ж Языки русской культуры, 2000
- Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1989.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры /теоретический очерк/: Учебник. – М.: Наука, 1994
- Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие (под ред. А.Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1995.
- Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – М.: Вече, 2000.
- Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культура. – М., 1999.
- Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2000.
Дополнительная
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. – 1988. - № 9.
- Бусева – Давыдова И.Л. Каменное зодчество Древней Руси. – М.: Политиздат, 1989.
- Георгиева Т. С. Христианство и русская культура: Учебное пособие. – М.; ВЛАДОС, 2001
- Древнерусская литература. Книга для чтения. – М.: Школа – пресс, 1993.
- Киселева М.С. Эпический герой и феномен «двоеверия» в культуре Древней Руси. //Человек. – 2000. - №3
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1994.
- Лихачев Ф.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир, 1988, №6.
- Милюков И.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1992.
- Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986.
- Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.
- Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. – М.: Мирос, 1998