Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским философом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы происхождения сознания и идей. Де Траси надеялся, что идеология со временем приобретет такой же научный статус, как и любые другие «устоявшиеся» науки.
В марксизме «идеология» приобрела другой смысл. Маркс полагал, что в любую эпоху идеи господствующего класса являются главенствующими идеями, т. е. класс, который управляет средствами производства в обществе и имеет в своем распоряжении большую часть материальной продукции, в то же время является ведущей интеллектуальной силой и осуществляет контроль за большей частью интеллектуальной продукции.
Отличительной чертой идеологии, согласно воззрениям Маркса, является то, что она «вводит в заблуждение подчиненный» класс, скрывая от его представителей те противоречия, на которых базируются классовые общества. Идеология владеющей собственностью буржуазии благоприятствует возникновению иллюзий у эксплуатируемого ею пролетариата, «предохраняя его от факта осознания эксплуатации». Тем не менее Маркс не верил в то, что все политические идеи носят идеологический характер. Он утверждал, что его собственные работы, призванные вскрыть процесс классовой эксплуатации и угнетения, глубоко научны. Поэтому существует четкое различие между наукой и идеологией, между правдой и фальсификацией1.
В целом, само понятие «идеология» в марксизме трактовалось следующим образом.
Во-первых, как идеалистическая концепция, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов2.
1 Это различие, однако, было проигнорировано (стерто) в трудах позд
них марксистов, таких, как В. Ленин и А. Грамши. Они обратились не только к
буржуазной идеологии, но и к социалистической идеологии (или пролетарской
идеологии) — термину, который К. Маркс посчитал бы абсурдным.
2 См.: Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 12.
Л
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 261
Во-вторых, как тип мыслительного процесса, когда идеологи воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественной идеи1.
В-третьих, как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность.
С точки зрения современной социальной науки идеология — это набор более или менее связанных идей, составляющий основу для организованного политического действия, которое нацелено на сохранение, модификацию или ниспровержение существующей системы властных отношений. Все идеологии, следовательно: а) предлагают обоснование существующего порядка, обычно в форме мировоззрения; б) предоставляют свою модель желаемого будущего, свое видение идеального общества; в) описывают, как в общих чертах могут и должны происходить политические изменения.
Все эти позиции, безусловно, представлены в работах Маркса. И хотя Маркс и Энгельс не применяли термин «идеология» к собственному мировоззрению, но они характеризовали свое учение как научную теорию социализма, органиче^и связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата. Следует отметить, что особое место в трудах Маркса и Энгельса по данной проблеме занимает книга «Немецкая идеология». Можно сказать, что в данной работе и содержится концепция, которая в дальнейшем получила название «марксистская идеология».
В целом общие представления Маркса о понятии «идеология» и тот набор идей, который можно назвать марксистской идеологией, следует разделять. Что же представляет собой марксистская идеология как доктрина? Какие ее тезисы стали использоваться последователями политического учения Маркса?
Во-первых, она вобрала в себя все элементы идеологической концепции социализма, наиболее влиятельным представителем которой был К. Маркс2. К основным компонентам социалистичес-
1 См.: Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу в Берлин // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 39. С. 83.
2 Хотя социалистические идеи можно обнаружить уже и в «Утопии» Мора, и в
«Государстве» Платона, и в работах главного идеолога крайне левого крыла револю
ционной демократии английской буржуазной революции XVII в. — Дж. Уинстэпли,
тем не менее социализм не имел формы политической доктрины вплоть до начала
XIX в. Он получил свое развитие в качестве реакции против распространения про
мышленного капитализма. Поначалу социализм выражал чаяния ремесленников и
Мастеров, страдающих от роста промышленного производства, но очень быстро он
стал связан с интересами разрастающегося промышленного рабочего класса. В сво-
262 История социологии
кой идеологии часто относят социальное единство, братство, социальное равенство людей; распределение общественного богатства согласно потребностям; общественную собственность1. Рабочий класс рассматривается как наиболее значимый социальный элемент, а социалистическая традиция ассоциируется с интересами угнетенного и эксплуатируемого рабочего класса как главного агента социальных перемен и даже социальной революции.
Маркс полагал, что основал новое направление социализма (получившее в дальнейшем название «марксизм»), которое было глубоко научным, поскольку он в первую очередь опирался на закономерности социального и исторического развития, а не на одну лишь критику капитализма. Его основные составляющие: исторический материализм, диалектический метод, теории классовой борьбы и пролетарской революции. В качестве теоретико-идеологической схемы марксизм явился принципиальной альтернативой либеральному рационализму, который доминировал в западной культуре и научной мысли.